Научная статья на тему 'Физический кабинет Казанской духовной академии как учебный музей'

Физический кабинет Казанской духовной академии как учебный музей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / УЧЕБНЫЙ МУЗЕЙ / ФИЗИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ / ПРИБОРЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / СОБИРАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОПОЛНЕНИЕ / КАТАЛОГ / СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / AUXILIARY MATERIAL / SCHOLASTIC MUSEUM / PHYSICAL CABINET / INSTRUMENTS / MUSEUM ACTIVITY / RENEWING / CATALOGUE / CREATION OF COLLECTION / NATURAL SCIENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобачева Е. Э.

В XVIII-XIX вв. музей активно осваивал сферу образования. Реализация этой функции привела к возникновению учебного музея. Статья посвящена вопросу организации физического кабинета Казанской духовной академии, в рамках которого реализовывались функции академического учебного музея. Они осуществлялись путем покупки, хранения и популяризации физических инструментов и приборов согласно тенденциям собирательской деятельности.In XVIII-XIX

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

museum actively mastered sphere of the formation. The realization of these functions have brought to origin of scholastic museum. The article is dedicated to question of the creation the physical cabinet of Kazan spiritual academy. Functions of academic scholastic museum were realized within the framework of cabinet. They were realized by buying, keeping and using of physical instruments according to trend of museum activity.

Текст научной работы на тему «Физический кабинет Казанской духовной академии как учебный музей»

Е. Э. Лобачева

ФИЗИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКА ДЕМИИ КАК УЧЕБНЫЙ МУЗЕЙ

В XVIII—XIX вв. музей активно осваивал сферу образования. Реализация этой функции привела к возникновению учебного музея. Статья посвящена вопросу организации физического кабинета Казанской духовной академии, в рамках которого реализовывались функции академического учебного музея. Они осуществлялись путем покупки, хранения и популяризации физических инструментов и приборов согласно тенденциям собирательской деятельности.

Ключевые слова: вспомогательные материалы, учебный музей, физический кабинет, приборы, инструменты, собирательская деятельность, пополнение, каталог, создание коллекции, естественные науки.

In XVIII-XIX museum actively mastered sphere of the formation. The realization of these functions have brought to origin of scholastic museum. The article is dedicated to question of the creation the physical cabinet of Kazan spiritual academy. Functions of academic scholastic museum were realized within the framework of cabinet. They were realized by buying, keeping and using ofphysical instruments according to trend of museum activity.

The keywords: auxiliary material, scholastic museum, physical cabinet, instruments, museum activity, renewing, catalogue, creation of collection, natural sciences.

История учебных музеев насчитывает ни одно столетие. Достаточно сказать, что рождавшийся музей в России петровской эпохи являлся музеем именно этого типа. Со временем такие музеи появились во многих, главным образом в крупных, учебных заведениях [1]. Не исключением стала и Казанская духовная академия,

образовательный престиж которой общепризнан.

Высшее духовное образовательное учреждение в Казани было открыто в 1842 году. В дальнейшем, духовная академия стала средоточением миссионерской деятельности Казанского края. До 1870 г. Казанская духовная академия функционировала по уставу 1814 г., составленному под руководством митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова). В соответствии с данным уставом в духовных академиях предписывалось преподавание естественных наук наряду с основополагающими гуманитарными, богословскими,

догматическими дисциплинами. Согласно следующему уставу 1869 г., введенному в Казанской академии в 1870 г., их изучение упразднялось. Вследствие такой кардинальной перемены период с 1842 по 1870 гг. является уникальным по отношению к текущей собирательской деятельности академии.

На начальном этапе функционирования Казанской духовной академии выявилась необходимость сбора вспомогательных

материалов для преподавания естественных наук. В результате встал вопрос о создании учебно-вспомогательных подразделений определенной тематики. Данные кабинеты выполняли в нашем случае функции музеев.

Отчеты Совета академии, в частности, сообщают: «согласно требованиям

действующего устава, Казанская академия для ученых и учебных занятий преподавателей и студентов академии» располагает следующими вспомогательными учреждениями:

1. фундаментальной библиотекой,

2. библиотекой рукописей и старопечатных книг, главной составляющей которой являлась библиотека Соловецкого монастыря. В 1854 г. по ходатайству ректора академии Архимандрита Григория (Митькевча) и с распоряжения Св. Синода она была передана в Казанскую академию [3];

3. учебной библиотекой;

4. физическим кабинетом,

5. коллекциями: зоологической,

ботанической, минералогический и нумизматической [8; 340].

В Казанской академии, судя по публикации одного из главных ее историографов П.В. Знаменского, в рассматриваемый период функционировали следующие кабинеты: физический,

натуральный, мюнц-кабинет, кабинет древностей [2; 519-521]. К тому же в архивных документах за 1843 г. нами обнаружены

сведения о кабинете - математическом, -который отсутствует в выше приведенном перечне [4; 3]. Он не фигурирует и в последующих архивных документах. В таком случае можно предположить, что данный кабинет служил подотделом физического кабинета.

В изучаемые годы академические кабинеты, будучи учебно-вспомогательными учреждениями, функционировали достаточно активно, а их коллекции систематически пополнялись экспонатами. Первым был открыт физический кабинет. Официально он начал работать в 1851 году [5]. Однако основы данного вспомогательного подразделения были заложены в 1842 году. Первоначально все поступления в подразделение хранились в библиотеке. Соответственно за их сохранность и состояние нес ответственность библиотекарь академии. Физический кабинет начал свое пополнение с нуля [2; 519]. Однако по мере развития академии, ее кабинет обогащался экспонатами. Его пополнение в большинстве случаев происходило путем покупки. Некоторые экспонаты были подарены отдельными лицами, принимавшими участие в судьбе кабинета.

На начальном этапе инструменты приобретались большими партиями. В связи с открытием кабинета руководство академии распорядилось закупить сразу 155 инструментов [2; 519]. По этой же причине были приобретены предметы,

рекомендованные физиками-механиками Ф. Неем и Швабе, преподавателями в Казанском императорском университете [5; 3]. Зачастую эти лица выступали консультантами и одновременно кураторами данного кабинета. К ним обращались, когда требовалась починка инструментов. Возглавляли же кабинет, как и другие аналогичные подразделения академии, ее профессора: С. Гремяченский, Д. Гусев, М. Красин.

Какие же инструменты и приборы находились в физическом кабинете? Книга для записей, одновременно являвшаяся инвентарным каталогом и составленная для каждого собрания, содержит следующие сведения. Имевшиеся в наличии инструменты и приборы делились на физические и математические,

представлявшие, таким образом, две группы экспонатов. К третьей группе экспонатов можно отнести использовавшиеся для нужд кабинета вещи и посуду. Предметы первой группы, в свою очередь, делились на подгруппы, посвященные определенной преподаваемой учебной дисциплине: «1. для общих свойств - 4 шт., 2. для статики и динамики - 27 шт. , 3. для гидро- - 11 шт., 4. для аеро- - 16 шт., 5. для акустики - 7 шт., 6. для света - 29 шт., 7 для теплотвора - 29 шт., 8. для магнитизма - 9 шт., 9. для

электричества трения - 27 шт., 10. для гальвинизма - 11 шт., 11. для

электромагнитизма, магнитоэлектричества и термоэлектричества - 12 шт., 12. для

академических опытов - 4 шт.» [7; 2-71 об].

Инструменты и приборы для физического кабинета в основном закупались. Вместе с тем были и пожертвования, правда, немногочисленные. Среди них - модель телеграфа, электрическая машина и лейденская банка и т.д. [8; 53]. Историограф академии П. В. Знаменский указывает на факт пожертвования в кабинет большой зрительной трубы [2; 519]. Она была передана в дар академии Преосвященным Григорием (Постниковым), который возглавлял Казанскую епархию в 1848 - 1856 гг. Труба представляла

значительную ценность. Данный оптический прибор был одним из востребованных и использовался для наблюдений. Затруднения в ее покупке, вследствие дороговизны увеличивали материальную ценность. Преемника архиепископа Григория архиепископ Афанасий (Соколов Андрей Григорьевич; возглавлял Казанскую епархию в 1856 - 1866 гг.) передал в дар кабинету магнитно-электрический индукционный аппарат и «Франклинов кипятильник». Кипятильник представлял собой физический прибор, изготовленный из стекла и состоял из 2-х одинаковых стеклянных шаров, соединенных под прямым углом стеклянной трубкой. От архиепископа Афанасия были также получены готовальня и три глобуса: один земной и два небесных [8; 53].

Именно эти, подаренные отдельными лицами предметы остались в академии после расформирования кабинетов и передачи всех коллекций в связи с принятием нового устава

1869 года. В частности, фонд рассматриваемого кабинета были переданы в Казанскую духовную семинарию. Зоологическую, ботаническую и

минералогическую коллекции получила Казанская крещено-татарская школа, учрежденная по инициативе Н.И. Ильминского [2; 523].

Состав кабинетного фонда, таким образом, вполне отвечал требованиям учебной программы. Несмотря на недостаточные объемы, физический кабинет обеспечивал преподавание соответствующего курса необходимыми средствами, реализуя, таким образом, задачи учебного кабинета и соответствуя своему назначению.

Литература

1. Бурлыкина, М. И. Университетские музеи дореволюционной России (XVIII — первая четверть XIX в.) / М. И. Бурлыкина. - Сыктывкар, 1994.

2. Знаменский, П. В. История Казанской духовной академии в первый (дореформенный) период её существования. Вып. 2 / П. В. Знаменский. - Казань: Тип. Казан. ун-та, 1892. - 593 с.

3. Липаков, Е. В. Казанские архипастыри. Биографические очерки архиереев Казанской епархии / Е. В. Липаков. - Казань, 2007.

4. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф.10 Казанской духовной академии. - Оп. 1.- д. 712.

5. НА РТ, ф. 10, оп. 1, д. 923.

6. НА РТ, ф. 10, оп. 1, д. 11588.

7. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1871 г. - Казань, 1872.-321

с.

8. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1874 г. - Казань, 1874. - 344

с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.