Научная статья на тему 'Формирование и развитие региональной инновационной инфраструктуры'

Формирование и развитие региональной инновационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Живиця Анна Эдуардовна

Взаимозависимость субъектов инновационной инфраструктуры в процессе создания и коммерциализации инноваций предполагает поиск организационных форм и механизма их взаимодействия, которые являются основой для инвестиционного обеспечения инновационного развития Вологодской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие региональной инновационной инфраструктуры»

УДК 330.146.2

А.Э. Живиця

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

A.E. Zhivitsya

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE REGIONAL INNOVATION

INFRASTRACTURE

Взаимозависимость субъектов инновационной инфраструктуры в процессе создания и коммерциализации инноваций предполагает поиск организационных форм и механизма их взаимодействия, которые являются основой для инвестиционного обеспечения инновационного развития Вологодской области.

Инновационная инфраструктура, инвестиции, инновации, инвестиционная компания, организационно-правовые формы.

Interdependency of the innovation infrastructure subjects in the process of creation and commercialization of innovations assumes searching for the organizational forms and mechanisms of their interaction. Such organizational forms and mechanisms are the basis of investment in the sphere of innovation development in Vologda region.

Innovation infrastructure, investments, innovations, investment company, legal organizational forms.

В настоящее время инновационная инфраструктура как Российской Федерации, так и отдельных ее регионов характеризуется недостатком инвестиционных ресурсов, несмотря на все попытки со стороны органов государственного управления решить этот вопрос путем создания государственных фондов и развития государственно-частного партнерства. Остаются неразвитыми «нетрадиционные» механизмы и инструменты инвестирования инновационной деятельности, используемые в мировой практике. Сложившаяся ситуация объясняется отсутствием прозрачной и удобной для инвесторов модели инновационной инфраструктуры. К тому же законодательная база, регулирующая инвестиционную деятельность в инновационных процессах в РФ, не позволяет активно развивать инструментарий привлечения инвестиций. Следовательно, указанные обстоятельства определяют объективную необходимость поиска таких вариантов организации субъектов инновационной инфраструктуры и инвестирования, которые обеспечили бы создание и рост инновационных предприятий и, как следствие, экономический рост регионов и экономики страны в целом.

Каждый этап реализации инновационного

проекта, от разработки продукта до его внедрения и продвижения на рынки, должен быть обеспечен необходимой структурой поддержки и специализированными инвестиционными источниками, которые формируют инновационную инфраструктуру. Инновационная инфраструктура - это совокупность организаций, предоставляющих услуги по созданию, освоению в производстве и/или практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса. На основе изучения теоретического материала и результатов наблюдений предлагается выделять следующие основные подсистемы инновационной инфраструктуры, представленные на рис. 1.

Оценка текущего состояния инновационной инфраструктуры Вологодской области показала, что регион обладает потенциалом для развития инновационной инфраструктуры по следующим обстоятельствам:

- Вологодская область относится к регионам с высоким инвестиционным потенциалом и по данным рейтингового агентства «Эксперт-РА» в 2007-2008 гг. занимает 41-е место в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов

Научно-исследовательская составляющая

Производственная составляющая

Информационная составляющая

Посредническая составляющая

Составляющая подготовки исследователей

Составляющая подготовки управленческих кадров

Составляющая повышения квалификации

Инвестиционная составляющая

Составляющая выхода из проектов

- Северо-Западный научно-исследовательский институт молочного и лугопастбищного хозяйства;

- Вологодская лаборатория ФГНУ «ГосНИОРХ»;

- Вологодский НКЦ ЦЭМИ РАН;

- вузы;

- научно-исследовательские организации;

- бизнес-инкубаторы и их филиалы;

- НП «Агентство городского развития» (г. Вологда, г. Череповец);

- АНО «Центр поддержки предпринимательства»;

- индустриальный парк «Шексна»

- нормативные акты Вологодской области, регулирующие инновационную деятельность;

- региональная база научно-технических разработок;

- конкурсы «Лучший инноватор», «Лучший конструктор, технолог, рационализатор, изобретатель», «Лучшее техническое решение»;

- ООО «Союзпатент»;

- патентный поверенный;

- центр трансферта технологий Вологодского НКЦ ЦЭМИ РАН;

- консалтинговые компании;

- торгово-промышленные палаты городов

- вузы;

- программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ;

- научно-образовательный центр на базе Вологодского НКЦ ЦЭМИ РАН;

- НП «Агентство городского развития» (г. Вологда, г. Череповец);

- кадровые агентства

- кредитные организации (379 подразделений);

- негосударственный пенсионный фонд «Сталь-Фонд»;

- паевой инвестиционный фонд недвижимости «Череповец»;

- сбережения физических лиц;

- инвестиционные ресурсы юридических лиц;

- гранты правительства области;

- компании, предоставляющие брокерские услуги, услуги по выходу на фондовые рынки;

- клубы деловых людей (г. Вологда, г. Череповец)

Рис. 1. Инновационная инфраструктура Вологодской области

России. Однако по рейтингу инвестиционного климата, так же как и большинство граничащих регионов, область относится к группе регионов с умеренным риском (3В1) [1];

- в регионе присутствуют инвестиционные ресурсы юридических и физических лиц, что подтверждается сведениями Центрального Банка РФ об объемах банковских вкладов (депозитов) и средств на расчетных счетах юридических и физических лиц в кредитных организациях (см. таблицу) [2];

- правительство области оказывает поддержку в развитии инновационной инфраструктуры;

- наличие объектов вложений.

Также выделены факторы, не способствующие экономическому развитию области и определяющие актуальность развития инновационных предприятий:

- отсутствие залежей полезных ископаемых на территории региона, которые в настоящее

время формируют экономику как отдельных субъектов Российской Федерации, так и страны в целом. Такими полезными ископаемыми являются экспортируемые нефть и природный газ. На территории области ведется добыча торфа, обогащенного угля и материалов строительных нерудных, объем отгрузки которых составил 349 млн р. по состоянию на 2009 г. [3]. Приведенные данные исключают сырьевой характер экономики области;

- зависимость экономики области от деятельности крупных промышленных предприятий (ОАО «Северсталь», ОАО «ФосАгро»). В 2007 г. объем отгруженной продукции обрабатывающих производств Вологодской области составил 292 699,7 млн р., из них объем отгруженной продукции металлургического производства и производств готовых металлических изделий составил 204 169,7 млн р., что равно 70 % [4, с. 188]. Доля отгруженной продукции металлургического

Объем банковских вкладов юридических и физических лиц региона, млн р.

Регион (субъект Российской Федерации) Объем рублевых банковских вкладов (депозитов) Объем валютных банковских вкладов (депозитов) Средства на расчетных и валютных счетах кредитных организаций Регион (субъект Российской Федерации) Объем рублевых банковских вкладов (депозитов) Объем валютных банковских вкладов (депозитов)

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.

Архангельская область 30 195 37 722 1788 4 507 10 709 14 471

Вологодская область 59 557 57 115 9152 12 940 21 003 34 824

Кировская область 29 721 34 899 846 2 469 9 438 9 641

Костромская область 24 051 25 715 1794 5 345 7 725 5 431

Ленинградская область 30 195 37 722 1788 4 507 10 785 11 818

Новгородская область 11 626 12 898 990 2 054 5 222 6 499

Республика Карелия 13 924 13 998 1297 2 627 3 737 4 837

Тверская область 30 043 32 445 2025 1 186 16 856 15 099

Ярославская область 51 108 46 585 4704 7 157 17 105 15 291

производства и производств готовых металлических изделий в общем объеме составила 72 % в 2008 г. [5, с. 198];

- развитие металлозаменителей в мире. На сегодняшний день ведется активная работа по созданию материалов, заменяющих металл (пластик, полимеры), что непременно приведет к снижению мирового спроса на металл;

- риски техногенных катастроф. Деятельность крупных предприятий не исключает возникновения техногенных катастроф.

Для упразднения вышеобозначенных факторов в регионе целесообразно развивать инновационный бизнес, создавая сеть малых предприятий, относящихся преимущественно к обрабатывающим производствам. В этой связи особую важность приобретают инвестиции, направленные на развитие инновационной деятельности в регионе и на построение инновационной инфраструктуры малого бизнеса в целом.

Для того чтобы обеспечить финансовую подсистему инновационной инфраструктуры, а именно дать возможность вкладывать денежные средства частным инвесторам и предприятиям, в рамках существующего законодательства целесообразно определить порядок инвестирования инновационной деятельности как на этапе разработки проекта, так и на этапе его внедрения. С

этой целью проведен сравнительный анализ организационно-правовых форм, предусмотренных гражданским законодательством РФ, в ходе которого установлено, что большинство из них не следует применять для организации взаимодействия субъектов инновационной инфраструктуры и инвестирования инноваций. Данный вывод обусловливается тем, что действующие нормы ограничивают число участников в предприятиях, а также не позволяют привлекать дополнительных инвесторов без утраты контроля над управлением.

Анализ различных форм инвестирования затрат на инновации (венчурное инвестирование, государственное инвестирование, прямые инвестиции) на территории РФ показал, что на практике инвестирование инновационной деятельности осуществляется через паевые инвестиционные фонды (ПИФы), управление активами которых производится компаниями в форме акционерных обществ. В зарубежных странах наиболее применяемой организационно-правовой формой при инвестировании инновационных проектов является Limited Partnership (коммандитное товарищество). В Российском законодательстве также предусмотрен аналог Limited Partnership - товарищество на вере (коммандитное товарищество).

В результате исследования форм инвестирования затрат на инновации, изучения особенностей организационно-правовых форм получены следующие выводы:

- основным и принципиальным отличием коммандитного товарищества от ПИФа является то, что коммандитное товарищество - это инструмент долгосрочных рисковых инвестиций, не эмитирующий и не котирующий обращающихся паев, в то время как ПИФ является в первую очередь механизмом, сконструированным для портфельных инвесторов, диверсифицирующих объекты своих вложений, но специализирующихся преимущественно на долговых инструментах;

- ПИФ является удобным и прозрачным механизмом для инвестирования крупных инновационных проектов, значимых для развития не только региона, но и страны в целом. Для формирования же инновационной инфраструктуры отдельного региона он практически неприменим в связи с тем, что регионы в большей степени нуждаются в развитии малого и среднего инновационного бизнеса;

- для развития инновационной инфраструктуры отдельного региона наиболее проста и удобна форма коммандитного товарищества, однако порядок деятельности его слабо регламентируется существующим законодательством.

Тем не менее, чтобы обеспечить взаимодействие субъектов инновационной инфраструктуры региона, в основе которых лежит коммандитное товарищество, необходимо внести следующие поправки в действующее законодательство:

- закрепить порядок регистрации складочного капитала товарищества;

- определить порядок выхода товарищей из коммандитного товарищества;

- разъяснить порядок распределения прибыли, полученной в результате осуществления деятельности коммандитного товарищества.

При этом только в условиях ясности законодательства инновационная составляющая российской экономики начнет развиваться, и, как следствие, будет обеспечен приток отечественного и зарубежного капитала, появится необходимый опыт для

реализации инновационных проектов и обучения кадров в этом направлении.

В сложившейся ситуации преодолеть указанные трудности становится возможным путем создания инвестиционной компании, находящейся на территории конкретного региона либо других регионов РФ. На основе данных проведенного анализа различных форм инвестирования затрат на инновации на территории РФ, оценки организационно-правовых форм было предложено создать инвестиционную компанию в форме коммандитного товарищества как часть инновационной инфраструктуры региона. Ее деятельность должна происходить в тесной взаимосвязи с другими организациями инновационной инфраструктуры и с региональными органами власти, которые заинтересованы в развитии малого инновационного бизнеса в регионе (рис. 2).

Вследствие создания инновационной компанией малых предприятий увеличится доходная часть бюджетов городов и поселений, на территории которых они регистрируются. Кроме вышеуказанного экономического эффекта как для отдельных частных инвесторов, так и для региона в целом деятельность компании приводит к социальному эффекту, который заключается в создании новых рабочих мест. Деятельность инвестиционной компании также содействует выполнению концепций инновационного развития как Вологодской области, так и страны в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Материалы рейтингового агентства «Эксперт-РА»: [сайт]. - URL: http://www.raexpert.ru

2. Материалы Центрального Банка РФ: [сайт]. - URL: http:// www.cbr.ru/regions

3. Материалы базы данных экономической статистики о странах мира, рынках и компаниях: [сайт]. - URL: http:// statinfo.biz

4. Статистический ежегодник Вологодской области

2007 г.: стат. сб. - Вологда: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, 2008. - 399 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Статистический ежегодник Вологодской области

2008 г.: стат. сборник. - Вологда: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, 2009. - 407 с.

s 2

о s о ь s m

со со

ТО

* О.

CL CU

I ° 1=

л

к

<

U

ем О

W

3 к н

и

W

S s w л

я

л

<

X

о s

[-Н

w

Рн

Рис. 2. Модель взаимодействия инвестиционной компании и субъектов инновационной инфраструктуры региона: 1 - поиск инновационных проектов, сотрудничество; 2 - предоставление ресурсов; 3 - предложение об инвестировании; 4 - денежные средства; 5 - реализация инновационных проектов

Живиця Анна Эдуардовна - старший преподаватель кафедры экономики Института менеджмента и информационных технологий (филиал Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце). Тел.: 8-921-051-71-00; e-mail: ostrich123@mail.ru

Zhivitsya, Anna Eduardovna - Senior lecturer, Department of Economy, Institute of Management and Information Technology (Cherepovets branch Saint-Petersburg State Polytechnical University). Те!.: 8-921-051-71-00; e-mail: ostrich123@mail.ru

УДК 519.612, 657.1

М.И. Летавин, В. И. Смирнов

О КОРРЕКТИРОВКЕ СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ ДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ

M.I. Letavin, V.I. Smirnov

A BALANCE SHEET'S CORRECTION BASED ON MATERIAL PRODUCTION FLOWS

Рассматриваются некоторые аспекты процесса корректировки счетов корпоративного учета. Если счет связан с материальным потоком (комплектующих, сырья, продукции), то стоимостная оценка потока по кредиту счета на дебеты разных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.