Научная статья на тему 'Формирование финансовой стратегии российских компаний'

Формирование финансовой стратегии российских компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ЦЕЛИ / МАТРИЦЫ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИ / FINANCIAL STRATEGY / FINANCIAL GOALS / MATRIX OF FINANCIAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атакишиева Ю.О.

Каждая компания, в том числе относящаяся к ракетно-космической отрасли, формирует финансовую стратегию, которая обеспечивает основные направления развития ее финансовой деятельности путем определения финансовых целей и выбора наиболее эффективных путей их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FINANCIAL STRATEGY OF RUSSIAN COMPANIES

Every company, including those relating to the rocket and space industry, creates financial strategy, which provides the main directions of development of its financial activities by identifying financial goals and choose the most effective ways to achieve them.

Текст научной работы на тему «Формирование финансовой стратегии российских компаний»

Секция

«ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»

УДК 658.1

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Ю. О. Атакишиева Научный руководитель - Т. А. Мартынова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: atakishieva95@mail.ru

Каждая компания, в том числе относящаяся к ракетно-космической отрасли, формирует финансовую стратегию, которая обеспечивает основные направления развития ее финансовой деятельности путем определения финансовых целей и выбора наиболее эффективных путей их достижения.

Ключевые слова: финансовая стратегия, финансовые цели, матрицы финансовой стратеги.

FORMATION OF FINANCIAL STRATEGY OF RUSSIAN COMPANIES

Y. O. Atakishieva Scientific Supervisor - T. A. Martynova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: atakishieva95@mail.ru

Every company, including those relating to the rocket and space industry, creates financial strategy, which provides the main directions of development of its financial activities by identifying financial goals and choose the most effective ways to achieve them.

Keywords: financial strategy, financial goals, matrix of financial strategy.

Эффективным инструментом перспективного управления финансовой деятельностью компании, которое подчинено достижению целей развития в условиях изменений рынка, выступает финансовая стратегия [1].

Финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды [2].

Мнения, предложенные специалистами, по отношению к финансовой стратегии различны. Но, так или иначе, их объединяет несколько ключевых моментов: эффективное развитие компании, долгосрочные ориентиры, финансовая деятельность и зависимость от условий внутренней и внешней среды [3].

Процесс формирования финансовой стратегии рассмотрен на компаниях телекоммуникационной отрасли: «Мобильные телесистемы», «Мегафон», «Ростелеком». Основными финансовыми целями компаний являются постоянные улучшения операционной и инвестиционной эффективности, обеспечение высокой доходности для акционеров, но компания «Ростелеком» не достигает поставленных целей, а именно, происходит сокращение выручки и снижение эффективности инвестиций.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

Исходя из матричного анализа компании, по матрице Франшона и Романе (рис. 1), компания «МТС» находится в зоне успехов. Находясь в этих квадрантах, у компании существует излишек денежных средств. В 2015 г. положение ухудшилось, за счет отрицательного значения результата хозяйственной деятельности, а именно за счет уменьшения операционной прибыли.

В 2012г. компания «Мегафон» в матрице попала в самый худший квадрант, в котором наблюдается отрицательное значение результата хозяйственной деятельности, за счет увеличения производственных инвестиций, и отрицательное значение результата финансовой деятельности, за счет увеличения заемного капитала и выплаты дивидендов. В последующих годах положение компании немного улучшилось, наблюдался излишек денег, но в 2015 г. компания увеличила выплаты по дивидендам, увеличила задолженность на 7,25 %, не снижая темпов роста инвестиций, и попала в 7 квадрант матрицы.

У компании Ростелеком наблюдается самое худшее положение, она находится в зоне дефицитов, за счет уменьшения текущих активов и увеличения текущих пассивов, увеличения финансовых издержек по заемным средствам.

Формирование финансовой стратегии с использованием модели устойчивого роста (рис. 2) показывает, что возможный уровень достижимого роста во всех компаниях превысил потенциально фактический рост продаж, что говорит об неэффективности использования финансовых ресурсов. компания «МТС» находится в самом лучшем квадранте. В этом квадранте наблюдается положительная величина экономической добавленной стоимости и как следствие положительная величина спре-да доходности, а также излишек денежных средств. Компания может использовать излишек денежных средств для ускорения роста бизнеса. Этого можно добиться путем роста внутренних инвестиций.

У компании «Мегафон» в 2012-2013 гг. наблюдается дефицит денежных средств. В этом случае компания должна либо сократить, либо ограничить любые дивидендные выплаты, или же увеличить свой собственный капитал, выпустив в обращение новые акции. В 2014-2015 гг. компания улучшила свое положение и перешла в левый верхний квадрант, характеризующийся положительным значением спреда доходности и излишком денег.

Компания «Ростелеком» находится в левом нижнем квадранте, характеризующимся разрушением ценности из-за отрицательного значения экономической добавленной стоимости и как следствие отрицательного значения спреда доходности, что сопряжено с высоким риском, т. е. стоимость капитала превышает отдачу от инвестиций. Пока существует излишек денег, компании нужно их направить на рост операционной деятельности, повышение объема продаж. Помимо этого, можно пересмотреть структуру капитала компании в целях снижения средневзвешенной его стоимости.

Рис. 1. Матрица финансовых стратегий Франшона и Романе

Секция « Финансово-кредитные отношения на предприятиях аэрокосмической отрасли»

Спред доходности (ROCE>WACC)

Рис. 2. Матрица финансовых стратегий с учетом уровня достижимого роста

Все компании используют стратегию формирования заемных финансовых ресурсов. Компаниям «МТС» и «Мегафон» находятся практически на одинаковом уровне, у них наблюдается излишек денежных средств, который они направляют на выплату дивидендов. При этом для улучшения своего положения им нужно уменьшить выплату дивидендов. Также компаниям необходимо пересмотреть политику управления капиталом, т. е. сократить долю заемного капитала, и увеличить долю собственного капитала за счет дальнейшего направления чистой прибыли на увеличения собственных средств.

Компании «Ростелеком» необходимо излишек денег направить на рост операционной деятельности. При этом компании необходимо увеличить долю заемного капитала для улучшения своего финансового состояния.

Библиографические ссылки

1. Вотчаева A. A. Роль финансовой стратегии в развитии предприятия // Вестник СГСЭУ. 2012. № 3(42).

2. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. 4-е изд., стер. М. : Омега-Л, 2012.

3. Как разработать финансовую стратегию [Электронный ресурс]. URL: http://fd.ru/ (дата обращения: 23.04.2015).

© Атакишиева Ю. О., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.