Научная статья на тему 'Формирование эффективной системы управления инвестиционно-строительным комплексом в регионе'

Формирование эффективной системы управления инвестиционно-строительным комплексом в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РИСК / РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ / RISK / REGION / INVESTMENT / EFFICIENCY / MANAGEMENT SCHEME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутренин А. А., Дробышевская Л. Н.

В статье рассматриваются основные факторы и принципы, предопределяющие развитие регионального инвестиционно-строительного комплекса (РИСК). Предложена схема управления модернизацией РИСК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing effective management of the investment-construction complex in the region

The article examines the main factors and principles which predetermine the development of a regional investment-construction complex (RICC). A scheme of risk management focused on innovation-oriented development.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективной системы управления инвестиционно-строительным комплексом в регионе»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ В РЕГИОНЕ

БУТРЕНИН А.А.,

до кт ор эко н омических наук, профессор, Кубанский государственный университет, e-mail: ld@seatrade.ru;

ДРОБЫШЕВСКАЯ Л.Н.,

аспирант, Кубанский государственный университет, e-mail: butrenin@gmail.com

В статье рассматриваются основные факторы и принципы, предопределяющие развитие регионального инвестиционно-строительного комплекса (РИСК). Предложена схема управления модернизацией РИСК.

Ключевые слова: РИСК; регион; инвестиции; эффективность; схема управления.

The article examines the main factors and principles which predetermine the development of a regional investment-construction complex (RICC). A scheme of risk management focused on innovation-oriented development.

Keywords: risk; region; investment; efficiency; management scheme.

Коды классификатора JEL: O18, R58.

Государственное регулирование экономических связей субъектов экономики и процессов в строительной отрасли после введения понятия «саморегулируемая организация» (СРО), а также стандартов деятельности и строительных компаний, входящих в СРО, перешло на региональный уровень.

В повышении эффективности функционирования инвестиционно-строительного комплекса ключевую роль играют следующие факторы: региональная экономическая политика; инвестиционная привлекательность региона и входящих в инвестиционно-строительный комплекс отраслей; инновационный и кадровый потенциал комплекса; наличие доступа к природным ресурсам; территориальное рассредоточение предприятий комплекса; их мобильность и уровень оснащенности современной техникой и технологиями. Современную схему управления региональным инвестиционно-строительным комплексом в условиях модернизации региональной экономики схематично можно представить следующим образом (см. рис. 1).

Существенное влияние указанных выше факторов, совпадение интересов участников инвестиционно-строительного процесса предопределяет развитие регионального инвестиционно-строительного комплекса (РИСК) в целом по трем основным направлениям.

1. Инвестиционно-отраслевое. В базисе развития комплекса заложен отраслевой аспект, который характеризуется устойчивым взаимодействием стороннего инвестора и предприятий комплекса, где интересы ставят как первоочередные. Развитие происходит на уровне организационных и экономических переделов в целом только на горизонтальном направлении. Положительной мотивации владельцев частного капитала инвестировать денежные средства в строительное производство мешает отсутствие в регионе эффективно функционирующего информационного поля, поддержки региональных органов исполнительной власти, что является препятствием максимально эффективно организовать устойчивые экономические связи.

В итоге, регион, как экономический субъект, имеет низкие объемы инвестиций, а также потребность в эффективных сценариях взаимодействия со структурами исполнительной власти.

2. Территориально-отраслевое. Стабилизация экономической ситуации может быть осуществлена посредством эффективного взаимодействия между территориальными структурами исполнительной и законодательной власти и субъектами инвестиционно-строительного комплекса региона. Развитие в основном происходит сверху вниз. Приоритетным направлением должно выступать повышение как инвестиционного потенциала комплекса, так и региона в целом. Основной поток инвестиций будет осуществлен непосредственно через органы исполнительной власти, которые должны будут взять на себя функции их главного перераспределителя. Это направление развития отличается тем, что требуются большие объемы государственных инвестиций, а также инвестиций частных хозяйств и инвесторов.

© А.А. Бутренин, Л.Н. Дробышевская, 2012

Структурные звенья регионального инвестиционно-строительного комплекса

Инвестиции Строительство Промышленность Научно-изыскательское

их:

Сбор, подготовка и обработка информации об уровне развития подразделений РИСК

Экспертная оценка состояния РИСК ±1

Группировка проблем и рисков, анализ причин их возникновения

Региональная экономическая политика

Природные и технологические факторы

Целесообразность и необходимость модернизации регионального инвестиционностроительного комплекса

Система управления РИСК

Инвестиционная активность в регионе

Демографическая ситуация

Спрос и потребители продукции РИСК

Мезоуровень регионального инвестиционно-строительного комплекса

Расчет эффекта модернизации

Подходы к решению проблемы

Идеи, предложения, альтернативы

Выбор и формулировка концепции решения

Утверждение принятого решения о проведении модернизации РИСК

Повышение технико-технологического уровня РИСК

Проведение модернизации РИСК

Мониторинг деятельности РИСК

Расчет показателей, характеризующих результаты модернизации РИСК

Анализ результатов модернизации РИСК

Повышение эффективности деятельности РИСК, увеличение инновационно-инвестиционного

потенциала

Анализ альтернативных решений -

Критерии выбора решения проблемы экономии, полезности, вероятности

реализации

Рис. 1. Схема управления региональным инвестиционно-строительным комплексом

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

3. Инвестиционно-территориальное. Оно может быть характеризовано как стабилизация экономической ситуации посредством стабильных взаимоотношений между структурами региональной власти и частными инвесторами (венчурные и инвестиционные фонды, международные холдинги, ассоциации и союзы, индивидуальные инвесторы - физические лица). Экономический курс органов региональной власти в этом случае направлен на повышение инвестиционной привлекательности, что в свою очередь может послужить одним из индикаторов для частных инвесторов, желающих с наибольшей выгодой и минимальным риском разместить свободные средства. Эффективность взаимодействия должна достигаться за счет внедрения, в качестве обеспечения прав инвесторов, со стороны государственных органов - залоговогарантийного механизма. Развитие региона по данному сценарию может обеспечить средние объемы инвестиций. Однако основным недостатком является отсутствие рациональных методов взаимодействия с субъектами регионального инвестиционно-строительного комплекса.

На наш взгляд, ни один из рассмотренных выше вариантов не учитывает в полной мере интересы основных субъектов региональной инвестиционно-строительной деятельности. В этой связи целесообразно рассмотреть интегральный вариант, при котором развитие осуществляется сразу по территориальному и инвестиционно-отраслевому направлениям. В случае необходимости тому или иному направлению может быть уделено большее внимание. Управление инвестиционно-строительным комплексом должно быть построено таким образом, чтобы иерархия системы управления представляла собой трехуровневую структуру:

1. Уровень регионального управленческого контроля, в который должны быть включены региональные министерства, департаменты и центры развития строительной отрасли, отвечающие за территориальное развитие региона.

2. Уровень корпоративного управления, который по своей сути является средним уровнем в иерархии управления инвестиционно-строительного комплекса. В него включены ассоциации, инвестиционные фонды, различные союзы и объединения, в том числе корпорации и многоуровневые холдинги. Осуществляет в основном координационные и коммуникационные функциональные обязанности, за счет чего обеспечивается оборот денежных средств и движение информационных потоков. Является основой инвестиционной составляющей развития РИСК.

3. На самом низшем и основном уровне предприятий и организаций осуществляется взаимодействие субъектов комплекса, каждый из вышеперечисленных занимается решением своих локальных задач, в целях максимизации эффективности деятельности, что в совокупности сказывается на динамике развития комплекса.

Развитие РИСК по интегральному варианту позволяет достичь не только экономического эффекта, но получить высокий социальный эффект, выражающийся в создании новых рабочих мест, обеспечении населения доступным жильем; а также экологический эффект (следствие применения инновационных технологий защиты окружающей среды). В конечном итоге это приводит к повышению инвестиционной привлекательности региона.

Более того, привлечение значительного числа экономических субъектов в инвестиционно-строительную отрасль позволит РИСК развиваться по принципу максимальной эмерджентности, что послужит показателем оценки эффективности инвестиционного проекта.

Таблица 1

Эффекты, которые могут быть получены при различных направлениях модернизации на разных уровнях

управления РИСК

^Направление \\развития Уровень контроля Инвестиционно- отраслевое Территориально- отраслевое Инвестиционно- территориальное Интегральный

Региональный управленческий Незначительные социальноэкономические эффекты Средний социальноэкономический, природноэкологический эффект Развитие территории, экономический эффект Социально-экономические эффекты - выше среднего, природно-экологический эффект

Корпоративный Среднее значение экономических эффектов, эффекты, получаемые в смежных отраслях Низкое значение экономических эффектов, низкое значение эффектов, получаемых в смежных отраслях Среднее значение экономического эффекта, за счет развития РИСК Высокое значение экономических эффектов, а также эффектов, полученных в смежных отраслях

Предприятий и организаций Значительный экономический эффект, развитие отрасли Средний экономический эффект, частичное развитие отрасли Низкое значение экономического эффекта Значительный экономический эффект, развитие отрасли

Исходя из вышесказанного, эффект модернизации регионального инвестиционно-строительного комплекса можно представить в виде функции:

Е = £/(VX,Р,Я,б,I) Е ^ тах

где: Е - эффект от модернизации,

V - вариант развития РИСК,

Х - факторы, которые будут воздействовать на РИСК,

Р - потенциал развития РИСК,

R - ресурсы, которые будут задействованы в целях обеспечения деятельности РИСК,

Q - объем продукции, производимой РИСК,

I - привлеченные инвестиции в отрасль.

Система эффективного управления строительством или его отдельными предприятиями подразумевает создание системы, которая будет воздействовать на управляемый объект, посредством создания организационной структуры, где будут учтены интересы всех экономических субъектов-участников производства.

Управление состоит в том, что управляющая структура, как субъект управления, оказывает воздействие на управляемую, как объект управления. Если воздействие является эффективным, то между ними, на любом этапе, должна существовать прямая и обратная связь. Под прямой связью понимается направленный поток управляющей информации, как управляющего воздействия, под обратной связью — ответный поток в основном о текущем состоянии объекта управления.

Управление РИСК представляет собой систему, которая состоит из технических, экономическо-социальных, организационно связанных между собой элементов. Подразделяется на две крупные подсистемы - управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления), которые связаны информационными каналами [1]. Управляемая подсистема - это внутренняя структура производства в строительной отрасли, представляющая собой единство организационнотехнологических и экономических элементов и взаимосвязей между ними [5].

Функции управляющей подсистемы в РИСК будет выполнять организационная структура управления региональной инвестиционно-строительной деятельностью. Управляемой подсистемой будет предприятие или группа предприятий РИСК, которые объединены по какому-либо признаку или общей цели [3].

Опираясь на исследования Дж. Клоусона в области системного моделирования организации, в структуре РИСК можно выделить семь подсистем, которые критически необходимы для выживания и развития открытой экономической системы [6]:

подсистема корпоративного управления, она выступает как орган, который обозначает цели, планы и предопределяет средства контроля. Она исполняет роль руководителя исполнительного уровня и представляет собой группу субъектов органов государственной исполнительной ветви власти;

подсистема адаптации, которая отслеживает текущее экономическое положение на региональном рынке. Также она должна обеспечивать соответствие строительной продукции спросу на рынке соответствующих товаров, а также формировать информационные и аналитико-консалтинговые центры;

подсистема контроля за притоком ресурсов в РИСК. К функциональным обязанностям данной подсистемы относятся: обучение и повышение квалификации кадров, обеспечение строительства необходимыми кадрами за счет учебных центров, высших учебных заведений, технических колледжей;

производственная подсистема преобразует поступающие ресурсы РИСК в строительную продукцию. Эту функцию могут выполнять подрядные строительно-монтажные организации;

подсистема контроля оттоков напрямую связана с первичным распределением строительной продукции за счет маркетинговых групп, риэлтерских агентств и агентств поддержки бизнеса, инициаторов проектов;

подсистема поддержки, координирующая совместную работу других подсистем, деятельность ее направлена на поддержание необходимого равновесия в комплексе (центры поддержки инвестиций);

подсистема внедрения инноваций, которая анализирует новые и высокотехнологичные разработки в строительной сфере, а также создает механизм продвижения инноваций на предприятиях комплекса.

Под эффективной системой управления понимается такая система, в которой реализуются в достаточной мере все функции управления. Функциональными элементами данной системы должны выступать: процессы, наличие основополагающей цели, общая модель функционала, объект и субъект управления, эффективные принципы управления, а также действенные методы воздействия на процессы, достаточные средства воздействия.

Принципами функционирования данной системы управления, как и любой другой экономической, будут выступать системность, комплексность, эффективность, оперативная прямая и обратная связь, достаточность, конкретность, динамичность, устойчивость, непрерывность и взаимосвязь интересов всех участников РИСК.

Содержание управления можно рассматривать как попроцессно, так и функционально: а) предварительное планирование - прогнозирование; б) организация совместной деятельности; в) координация и регулирование системы экономического управления; г) положительная мотивация деятельности комплекса; д) эффективное стимулирование развития комплекса; е) учет, анализ и аудит деятельности.

Схема функционирования структуры РИСК изображена на рис. 2.

Средствами осуществления управляющего воздействия РИСК зачастую выступают научно-методическое и нормативно-методическое обеспечение функций управления; подготовка управленческих и производственных кадров создаваемой структурой РИСК с учетом отдельных решаемых задач; подготовка предприятия и субъектов, участников РИСК к внедрению и адаптации системы управления созданного комплекса; формирование внутри РИСК благоприятной экономической среды.

Главной проблемой эффективного управления деятельностью РИСК является отсутствие в большинстве регионов РФ единого информационного поля. Необходимо формирование внутри системы управления РИСК информационной системы, открывающей доступ к информационным ресурсам любому участнику ИСК.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

Функции

Планирование и Организация Координирование Мотивирование Стимулирование Учет, анализ, Внедрение

прогнозирование корректирование

Рис. 2. Схема функционирования РИСК

При управлении инвестиционно-строительным комплексом необходимо добиваться максимального соответствия объекта и субъекта управления и, как следствие, повышения эффективности строительного производства, увеличения ввода в эксплуатацию строительных объектов и мощностей, а следовательно, и улучшения социального положения населения.

Основная задача регионального органа управления ИСК в современных условиях - создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных строительных рынков, в том числе рынка недвижимости, основанных на учете как федерального хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических).

Применительно к строительству: активное влияние на процесс формирования производственной и инфраструктуры управления ИСК региона; формирование и проведение активной градостроительной политики; создание благоприятных условий для формирования регионального строительного комплекса, его состава и структуры, как технологической, так и по формам собственности на средства производства; активное формирование инвестиционной политики на территории региона.

В настоящее время региональный инвестиционно-строительный комплекс развивается по первому варианту, в связи с недостаточным учетом территориальных особенностей региона, нерациональным использованием ресурсов, решением локальных задач на уровне предприятия, нестабильностью внешней среды, высоким риском в ходе деятельности, отсутствием системы управления комплексом. В связи с этим необходимо формировать предпосылки для перехода к интегральному варианту. В этом контексте особую значимость приобретает создание рабочего залогово-гарантийного механизма; а также центра инвестиционного развития РИСК. По прогнозам, эффективная система управления инвестиционностроительным комплексом позволит повысить эффективность деятельности РИСК на 8-12% [2, с. 40].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система государственной власти через вышеуказанный центр инвестиционного развития РИСК может наиболее быстро и эффективно взаимодействовать с каждым предприятием строительного комплекса, образуя множество связей с РИСК. Важной стратегической задачей является объединение строительных предприятий СРО, что позволит использовать накопленный потенциал РИСК, снижать риски, получать достоверную информацию, оперативно реагировать на негативные тенденции и ситуации, возникающие в процессе инвестиционно-строительной деятельности, т.е. развитие должно идти в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Развитие в горизонтальном направлении для уровня предприятия - это создание отраслевого кластера, для корпоративного уровня - это объединение в холдинги, корпорации, создание межотраслевого кластера. Для управленческого уровня акцентировать внимание необходимо на развитии вертикального направления - укреплении интегративных связей, создании системы управления РИСК.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асаул А.Н., Иванов С.Н. Современные проблемы и тенденции формирования системы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом // Научные труды Международной академии менеджмента. 2002. Вып. З.

2. Березин А.О., Бузырев В.В., Кияткина Е.П. Региональное жилищное строительство: прогнозирование и стратегическое планирование. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. 172 с.

3. Друбецкий Я.Н., Цуглевич В.Н. Инвестиционные ресурсы промышленных предприятий: Учебное пособие. М.: Экзамен, 2005.

4. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2003.

5. Осика Л.К. Управление инвестпроектами строительства ТЭС. М.: Вершина, 2009.

6. J. Clawson, M. Haskin Teaching Management: A Field Guide for Professors, Consultants and Corporate Trainers. Cambridge University Press, 2006.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.