Научная статья на тему 'Концептуально-методологические основы современной региональной политики привлечения ПИИ в новых условиях пространственной организации региональной экономики'

Концептуально-методологические основы современной региональной политики привлечения ПИИ в новых условиях пространственной организации региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПРИНИМАЮЩИЕ РЕГИОНЫ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / FOREIGN DIRECT INVESTMENTS / INSTITUTIONAL CONDITIONS / HOST REGIONS / SPATIAL ORGANIZATION OF REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голева Г. А.

В статье рассмотрены современные концептуально-методологические подходы к региональной политике привлечения ПИИ. Автором выделено значение институциональных факторов в обеспечении притока ПИИ в принимающие регионы. Также обосновано применение качественного анализа эффектов ПИИ на основе положений институциональной теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual and methodological foundations of modern regional policy attracting FDI in new conditions of spatial organization of regional economy

New approaches in conceptual and methodological foundations of modern regional policy attracting FDI are been analyzed. Underlined the importance of institutional conditions for FDI inflow to the host regions. Described the application of qualitative analysis of FDI effects using institutional theory provisions.

Текст научной работы на тему «Концептуально-методологические основы современной региональной политики привлечения ПИИ в новых условиях пространственной организации региональной экономики»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ГОЛЕВА Г.А.,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и регионального менеджмента, Институт по переподготовке и повышению квалификации Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: golevag@mail.ru

В статье рассмотрены современные концептуально-методологические подходы к региональной политике привлечения ПИИ. Автором выделено значение институциональных факторов в обеспечении притока ПИИ в принимающие регионы. Также обосновано применение качественного анализа эффектов ПИИ на основе положений институциональной теории.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, институциональные условия, принимающие регионы, пространственная организация региональной экономики.

CONCEPTUAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF MODERN REGIONAL POLICY ATTRACTING FDI IN NEW CONDITIONS OF SPATIAL ORGANIZATION OF REGIONAL ECONOMY

GOLEVA G.A. ,

PhD, Associate Professor of the Department of Economics and regional management, Institute of Retraining and Professional Development SFU, Rostov-on-Don, e-mail: golevag@mail.ru

New approaches in conceptual and methodological foundations of modern regional policy attracting FDI are been analyzed. Underlined the importance of institutional conditions for FDI inflow to the host regions. Described the application of qualitative analysis of FDI effects using institutional theory provisions.

Keywords: foreign direct investments; institutional conditions; host regions; spatial organization of regional economy.

JEL classification: O16, O18.

Активизация инвестиционных процессов на мезоуровне, усиление роли прямых иностранных инвестиций (ПИИ) как фактора развития региональной экономики делают актуальной задачу переосмысления концептуальнометодологических основ региональной политики привлечения ПИИ. В современных условиях она не может рассматриваться в отрыве от анализа ключевых тенденций преобразования организационно-экономических и управленческих отношений на мезоуровне, в частности, связанных с формированием новой пространственной организацией региональной экономики.

Несмотря на то, что указанные вопросы нашли отражение в работах ряда авторов (Агаркова С.А. Хазиахме-това А.З. Гринько Т.С. Шаймухамбетова К. и др.), исследование ПИИ в условиях современной территориальнопроизводственной организации региональной экономики является недостаточно изученным и требует дальнейшего развития.

Анализ научной литературы по указанным направлениям (Агарков, 2005, Хазиахметов, 2012) позволяет выделить следующие концептуальные положения, лежащие в основе региональной политики привлечения ПИИ: все

© Г.А. Голева, 2013

более активное позиционирование региона в международном и глобальном масштабе; развитие современных форм территориально-производственной организации региональной экономики; превалирующее значение сетевых форм организации бизнеса, в том числе с участием ПИИ; возрастание значения социальных эффектов ПИИ и оценки их влияния на региональные социально-экономические системы по линии «ПИИ - триада «бизнес-общество-власть» принимающего региона»; нацеленность политики привлечения и освоения ПИИ на решение задач реструктуризации, инновационного развития и модернизации региональных социально-экономических систем.

Совершенствование региональной политики привлечения прямых иностранных инвестиций лежит в нескольких плоскостях: это усиление роли региона (субъекта федерации) в процессах привлечения и регулирования ПИИ, создание благоприятной для ПИИ региональной институциональной среды, создание благоприятных общеэкономических базовых условий для привлечения ПИИ в региональную экономику, информационное обеспечение привлечения ПИИ (см. табл.1).

Таблица 1

Направления развития региональной политики привлечения прямых иностранных инвестиций (составлено автором)

Направления развития Содержание ключевых мер

Усиление роли региона (субъекта федерации) в процессах привлечения и регулирования ПИИ • п омощь в финансировании инвестиционных проектов; • п оддержка инвестиционной и предпринимательской активности; • пешение системных проблем развития региона; • пистемность мер поддержки иностранных инвесторов в регионе на основе региональной инвестиционной стратегии

Создание благоприятной для ПИИ региональной институциональной среды • у прощение процедур регистрации бизнеса; • Улагоприятный налоговый режим; • унижение административных барьеров; • покращение бюрократии; • п овышение компетентности и профессионализма местных чиновников; • о беспечение «догмы права», верховенства права; • покращение коррупции; • покращение влияния теневого сектора; • п овышение заинтересованности местных властей в решении социальноэкономических проблем региона; • п овышение эффективности диалога «бизнес-власть»; • пдиная региональная стратегия развития региона в интересах триады «общество-бизнес-власть»; • б орьба с монополизмом и проявлениями ограничения конкуренции; • пстранение клановости во взаимоотношениях местного регионального управления и крупного бизнеса

Создание благоприятных общеэкономических базовых условий для привлечения ПИИ в региональную экономику • птимулирование спроса; • пазвитие региональной инфраструктуры; • пазвитие бизнес-интеграции как прогрессивной формы организации бизнеса; • формирование инновационно-ориентированных производств; • пазвитие различных форм международного экономического сотрудничества; • пазвитие местного финансового рынка; • пбеспечение рационального доступа к местным ресурсам; • понтроль деятельности естественных монополий; • пазвитие рынка энергоресурсов; • р азвитие рынка услуг производственного характера

Информационное обеспечение привлечения ПИИ • с оздание информационно-аналитических центров; • п родвижение региона на международных выставках, ярмарках, форумах; • пасширение проектного подхода в привлечении ПИИ; • п ктивизация деятельности уже существующих институтов поощрения и развития ПИИ

Анализ результатов современных научных исследований в области региональной инвестиционной политики (Гринько, 2008, Шаймухамбетов, 2008) позволяет сделать вывод, что особый механизм региональной политики привлечения ПИИ, то есть совокупность взаимосвязанных методов, инструментов, методик, обеспечивающих реализацию ее ключевых целей и задач в комплексе целостной региональной инвестиционной системы, способствующих активному привлечению и рациональному (эффективному) освоению прямых иностранных инвестиций в регионе, формируют следующие компоненты:

- научное обоснование (в том числе методика и методология);

- институциональное обеспечение (в том числе административно-правовое);

- ресурсы (информационные, кадровые, инновационно-технологические, финансовые).

При этом региональная инвестиционная система состоит из следующих элементов: субъекты системы (инвесторы), объекты системы (инвестиции), механизм реализации, инвестиционная деятельность.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

Указанные компоненты механизма регулирования ПИИ на мезоуровне в настоящее время в регионах России развиты недостаточно и нуждаются в дальнейшем научно-методологическом развитии. Причины кроются в слабости институциональной среды регионов, не выстроенной до конца системе государственного регулирования инвестиционными процессами и, соответственно, пока ее недостаточным соответствием новым условиям, которые диктуются глобализационными тенденциями и тенденциями усиления интернационализации хозяйственной жизни.

Новые условия организации регионального экономического пространства проявляются в его сетизации, распространении сетевых форм организации бизнеса. Как показывает мировая и российская практика, на современном этапе актуальность приобретают квази-интегрированные бизнес-структуры. В этой связи прямые иностранные инвестиции, попадая в принимающий регион, оказываются в ситуации необходимости взаимодействия с такими местными структурами, а региональные власти сталкиваются с проблемой выработки адекватных механизмов регулирования этих процессов.

Региональная политика привлечения ПИИ, отвечающая указанным реалиям, базируется на следующих стратегически важных моментах. Возрастает необходимость тесного взаимодействия инвестиционной политики региона с ее стратегическими целями развития, структурно-промышленной, инновационной, а для отдельных регионов и аграрной политикой. В этом случае достигается цель комплексного управления регионом, его единство в стратегическом, концептуальном и методологическом плане. Реализация подобного подхода предоставляет благоприятную почву для обеспечения сбалансированного развития народно-хозяйственного комплекса региона. В таком контексте, разумеется, требует переосмысления и функция стратегического развития региональной экономики с точки зрения ее усиления.

Другое важное положение, формирующее фундамент современной региональной политики привлечения ПИИ, состоит в осознании превалирующего значения иностранных инвестиций с точки зрения их вклада в инновационное развитие территории, активизацию процессов международного научно-технического и производственного обмена. Этим достигается долгосрочный эффект ПИИ для региона, соотнесенный с комплексными целями его развития.

Недостатки институциональной среды российских регионов выступают сегодня основным препятствием для рационализации структуры притока ПИИ в российскую экономику в плане их отраслевой и территориальной диверсификации. Существенным фактором ее развития является формирование оптимального законодательного режима как на федеральном, так и на государственном уровне.

Наконец, одним из ключевых факторов развития регионов становится сегодня фактор социально-экономического развития, повышение качества жизни, что также должно найти отражение в подходах к оценке и регулированию инвестиционных проектов с участием международных компаний, реализуемых в условиях российских регионов.

Вышеуказанное актуализирует также развитие подходов к оценке эффектов ПИИ для принимающего региона. С учетом значения институциональных факторов своевременным становится более широкое применение для этого методологии институционализма.

Положения современной институциональной теории позволяют развивать концептуальные основы прямых иностранных инвестиций во взаимосвязи с меняющимися реалиями территориально-производственной структуры региональной экономики, в новом качестве рассматривать особенности взаимодействия иностранных компаний, осуществляющих ПИИ в регион, с местными компаниями.

Анализ институциональных процессов мезоуровня, в том числе связанных с притоком ПИИ, рассматривается сегодня в контексте институциональных условий, что оказывает непосредственное влияние на развитие методологии региональной политики привлечения иностранных инвестиций.

Институциональная среда состоит из совокупности формальных правил, устанавливаемых государством в рамках законодательства, и неформальных правил, в рамках которых реализуется «частный» порядок урегулирования взаимоотношений между индивидами и хозяйствующими субъектами (Шерешева, 2006).

Соответственно, и инвестиционный климат характеризуется на основе положений институциональной теории как особая подсистема в институциональной системе экономики региона, призванная создать предпосылки для наилучшего использования общественно-экономических отношений в развитии и научно-технологическом обновлении производительных сил общества через активную инвестиционную деятельность (Бочаров, 2002).

Указанное требует последовательного развития инструментарного обеспечения процессов регулирования притока ПИИ в региональную экономику.

В современной науке и практике оценка эффектов ПИИ проводится в нескольких направлениях: статические и динамические эффекты, экономические, политические и социальные. С точки зрения субъективного подхода выделяют эффекты для региона в целом, для бизнеса, для общества. Применима также концептуализация отдельных аспектов в оценке указанных эффектов: экономическая эффективность (общественная, коммерческая, бюджетная), социальная эффективность (оценка социальных результатов), экологическая эффективность (оценка экологических результатов) и др.

Эффективность ПИИ для экономики региона важна с точки зрения мультипликативного подхода: приток иностранного капитала приводит к появлению в регионе успешно работающих предприятий с новыми рабочими местами и более высоким уровнем заработной платы, что в свою очередь влечет за собой увеличение емкости местного рынка, развитие смежных производств и обслуживающих компаний. То есть понятие прямых иностранных инвестиций сегодня проходит процесс переосмысления. Их вполне обоснованно все чаще трактуют как «пакет», в котором наряду с собственно притоком капитала в принимающий регион большое значение приобретает поступление новых производственных и управленческих технологий.

Анализ эффектов, которые оказывают прямые иностранные инвестиции на экономику принимающего региона, может проводиться с использованием различных моделей и методов. Это, например, дифференциальная модель меж-странового перераспределения капитала В.Леонтьева, в основе которой лежит принцип мультипликатора и принцип акселератора. Обычно эту модель применяют для анализа общемировых тенденций экономического развития.

Для анализа влияния ПИИ в конкретной стране используют модель Вельфенса-Джесински и ее модификации, которая строится на использовании в качестве инструмента производственных функций.

Кроме этого, в распоряжении исследователей имеются модели типа «хищник-жертва», построенные на выявлении взаимосвязей между местными и иностранными инвестициями и их эконометрическими характеристиками.

Для целей анализа эффектов ПИИ в принимающем регионе может быть использован широкий набор показателей, в числе которых валовый региональный продукт, показатели, характеризующие состояние местной производственной базы, местного рынка труда, предпринимательской сферы и пр.

Применение строгих математических моделей в рассматриваемой сфере затруднено отсутствием конечного набора факторов, влияющих на результирующее значение конечного параметра, зачастую субъективный характер их оценки, взаимозависимость и разнонаправленность переменных, включаемых в расчеты, а также ситуационный характер такого влияния.

Однако традиционная коммерческо-бюджетная эффективность ПИИ постепенно утрачивает свою актуальность, уступая место анализу качественных параметров их влияния на территориально-производственную структуру региональной экономики, в том числе с точки зрения институциональной теории.

Для оценки эффекта ПИИ для принимающего региона в современных условиях применим многокритериальный подход, ключевое место в котором занимает оценка последствий иностранных инвестиций для триады «бизнес-общество-власть» (см. табл. 2). Выстраивание критериев осуществляется в соответствии со степенью приоритетности, которая в свою очередь диктуется возможностями решения ключевых проблем развития региона.

Таким образом, оценка эффекта ПИИ в современных условиях встраивается в матрицу соотнесения разнонаправленных критериев, соотнесенных с потребностями триады (см. табл. 2).

Таблица 2

Матрица оценки эффектов ПИИ для принимающего региона (составлено автором)

Уровни управления национальный

региональный

отраслевой

уровень интегрированных бинес-структур

уровень предприятий (фирм)

Временной охват долгосрочный

среднесрочный

краткосрочный

Сферы деятельности коммерческая

инновационная

научно-исследовательская деятельность

строительство

производство

услуги

АПК

социальная

Бизнес

Общество

Власть

Ожидаемые

эффекты

от

ПИИ

X

X

Сам термин «триада «бизнес-общество-власть»» не является новым, он широко используется в научной и периодической литературе в связи с анализом политической жизни либо в контексте корпоративной социальной ответственности. Применительно к исследованию экономических процессов этот термин используется необоснованно редко.

В ключе настоящего исследования, напротив, значение триады высоко и при оценке эффектов ПИИ для принимающего региона (а в этой связи и, по сути — для проектирования региональной политики привлечения иностранных инвестиций) выступает в качестве ключевых координат.

Упорядочение критериев оценки эффектов ПИИ для принимающего региона происходит на основе установления их приоритетности в конкретно-исторических, политических и социально-экономических условиях конкретного региона. Применение матричного подхода позволяет обеспечивать комплексный характер проводимой оценки в условиях ограничений, которые были указаны ранее.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

Развитие механизма региональной политики привлечения ПИИ является актуальной задачей для российских регионов. Не является в этом вопросе исключением и Ростовская область.

Для нашего региона, в частности, важной задачей становится сегодня не только признание и, но и активные действия по развитию научного обеспечения региональной инвестиционной политики с учетом местных особенностей и использованием наилучших достижений мирового опыта. При ее разработке необходимо учитывать тесную взаимосвязь между новыми современными тенденциями пространственной организации региональной экономики, выделением в качестве ее структурообразующих элементов различных форм квази-интеграции бизнеса при одновременном усилении роли ПИИ для регионального социально-экономического развития.

Важность институциональных условий для притока и эффективного освоения ПИИ в региональной экономике заставляет руководство области более пристальное внимание уделять институциональному обеспечению региональной политики привлечения иностранных инвестиций, в том числе в плане развития региональной правовой базы в соответствии с формируемыми федеральными стандартами, а также в соответствии с международными нормами и правилами. Проблемами, характерными для нашего региона и требующими решения применительно к рассматриваемой сфере, остаются разобщенность уровней власти, низкая корреляция между личными интересами чиновников и интересами социально-экономического развития региона, ассиметричный характер условий доступа иностранных инвесторов в районы области (наличие так называемых периферийных зон) и др. В институциональном плане усиливается значение благоприятных условий для самоорганизации бизнеса, а их решение находится в тесной взаимосвязи с решением проблем коррупции и теневой экономики в регионе.

Ростовская область не может пока похвастаться развитой системой информационного обеспечения реальных и потенциальных иностранных инвесторов. Хотя формально в регионе уже сформированы и начали работать институты поддержки иностранных инвестиций, пока рано говорить об их высокой эффективности ввиду короткого срока действия, отсутствия опыта и отсутствия анализа результатов деятельности в долгосрочном масштабе.

Слабо реализуются в Ростовской области возможности применения инструментов маркетинга в продвижении региона на международной арене, формировании его позитивного инвестиционного имиджа. Много нерешенных вопросов остается в отношении подготовки квалифицированных кадров, способных работать в условиях активизации международного экономического сотрудничества как в деловой сфере, так и в сфере государственного управления.

На основе вышеизложенного можно заключить, что новые условия и факторы, обеспечивающие развитие регионов, а также новая роль и формы осуществления процессов международного инвестирования и международного производства, делают необходимым развитие теоретико-методологических основ региональной политики привлечения ПИИ. Реализация инвестиционной политики должна носить комплексный, системный характер, должна быть обеспечена преемственность подходов к управлению иностранными инвестициями в регионе, которая является залогом стабильности инвестиционного климата и одновременно обеспечивает постепенный эволюционный характер изменений в подходах к восприятию ПИИ региональной социально-экономической системой.

ЛИТЕРАТУРА

Агарков С.А. (2005). Роль инновационно-инвестиционной политики в развитии региональной экономики. М.: Экономика.

Бочаров В. В. (2002). Инвестиции. СПб.: Питер, С. 110.

Гринько Т.С. (2008). Совершенствование механизма региональной инвестиционной политики : на примере Республики Башкортостан. Дисс. ... канд. экон. наук. 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т. ч.: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования. Хазиахметов А.З. (2012). Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе использования инструментов институционального проектирования. Дисс. ... докт. экон. наук. 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика). Казань.

ШаймухамбетовК. (2008). Социально-экономические проблемы инвестирования структурных преобразований в регионах России. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов.

ШерешеваМ. Ю. (2006). Межорганизационные сети в системе форм функционирования современных отраслевых рынков. Дисс. ... докт. экон. наук. 08.00.01 Экономическая теория (область исследования — институциональная теория). Москва.

REFERENCES

Agarkov S.A. (2005). The role of innovation and investment policies to the regional economy. M.: The Economy. (In Russian.)

Bocharov V.V. (2002). Investment. St. Petersburg .: Peter. P. 110. (In Russian.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Grin'ko T.S. (2008). Improving the mechanism of regional investment policy: the case of the Republic of Bashkortostan. Diss. PhD. 08.00.05 — Economy and management of a national economy (in industries and activities including : the theory of economic systems, macroeconomics, economics, organization and management of enterprises, industries and complexes; innovation management; regional economy, logistics, labor economics; population Economics and Demography, environmental economics. (In Russian.)

KhaziakhmetovA.Z. (2012). Increasing the investment attractiveness of the region through the use of tools of institutional design. Diss. Doctor of Sciences. 08.00.05 — Economy and management of a national economy (regional economy). Kazan. (In Russian.)

Shaymuhambetov K. (2008). Socio-economic problems of investment structural reforms in the Russian regions. St. Petersburg. Saint-Petersburg State University. University of Economics and Finance. (In Russian.)

ShereshevaM. Yu. (2006). Inter-organizational networking in the functioning of modern forms of industrial markets. Diss. Doctor of Sciences. 08.00.01 Economics (institutional theory). Moscow. (In Russian.)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.