Научная статья на тему 'Инвестиции как экономический механизм устойчивого развития'

Инвестиции как экономический механизм устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / INVESTMENT PROJECTS / ECONOMIC POTENTIAL / THE INVESTMENT POLICY / STEADY DEVELOPMENT / THE ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачак М. Г.

В статье рассмотрена сущность инвестиционной политики, заключающаяся в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей экономики: их расширении и модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investments as the economic mechanism of steady development

In clause the essence of investment policy consisting maintenance of reproduction of a fixed capital of industrial and non-productive branches of economy is considered: their expansion and modernization.

Текст научной работы на тему «Инвестиции как экономический механизм устойчивого развития»

ИНВЕСТИЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

ХАЧАК М.Г.,

соискатель,

Кубанский государственный аграрный университет, 350044, Россия, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13

В статье рассмотрена сущность инвестиционной политики, заключающаяся в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей экономики: их расширении и модернизации.

Ключевые слова: инвестиционные проекты; экономический потенциал; инвестиционная политика; устойчивое развитие; экономический механизм.

In clause the essence of investment policy consisting maintenance of reproduction of a fixed capital of industrial and non-productive branches of economy is considered: their expansion and modernization.

Keywords: investment projects; economic potential; the investment policy; steady development; the economic mechanism.

Коды классификатора JEL: E22, O16.

Законом Российской Федерации об инвестиционной деятельности определено, что инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта [3].

Инвестиции не могут рассматриваться в отрыве от той среды, в которой они существуют. Это «окружение» называют инвестиционной сферой. Инвестиционная сфера представляет собой совокупность производственных и экономических взаимосвязей между хозяйственными субъектами, принимающими участие в воспроизводстве основных производственных и непроизводственных фондов. По своему характеру инвестиционная сфера образует составную функциональную часть территориальных производственных отношений. Основной организационной формой, в которой используются такого рода отношения является инвестиционный комплекс. Инвестиционный комплекс представляет собой совокупность отраслей, объединяемых общей целью развития, создания основных фондов, реализации различного рода проектов.

© Хачак М.Г., 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

Государственная инвестиционная политика как деятельность государственных органов в сфере материального воспроизводства существует перманентно. В условиях нормально функционирующей государственной системы сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей экономики: их расширении и модернизации. Тип инвестиционной политики определяется, прежде всего, силой государственного вмешательства в экономические процессы и степенью увязки данной политики с иными государственными институтами. По типу управления ее можно структурировать на либеральную и централизованную. Либеральному типу присущи экономические методы государственного регулирования инвестиционным процессом, развитая вертикальная система инвесторов, разнообразные принципы формирования источников инвестиций, индикативная система государственного планирования. Настоящий период состояния экономики характеризуется переходом от формализованного централизованного типа государственной инвестиционной политики к формализованному либеральному типу.

Комплексная инвестиционная политика, необходимая в переходный период, имеет государственную, региональную и отраслевую составляющие. Государственный аспект определяется той ролью, которую государство берет на себя в управлении инвестиционным процессом. Являясь главным экономическим субъектом, оно устанавливает условия функционирования хозяйственной системы. Избранной роли соответствуют цели, задачи, функции и основные экономические агенты государства. Кроме того, государство самостоятельно определяет меру своего вмешательства в хозяйственные процессы, а следовательно, и меру своей ответственности за состояние экономики. Отраслевая составляющая инвестиционной политики постепенно приближается к западному типу, когда государственные капитальные вложения направляются преимущественно в секторы непроизводственной сферы и практически полностью отсутствуют в отраслях промышленного производства.

В инвестиционной политике России ее региональная составляющая, если считать, что она — комплекс мер государственного регулирования и стимулирования регионального развития посредством федеральных инвестиций, практически отсутствует. Объективно ее формирование будет проходить посредством аккумуляции локальных инвестиционных стратегий территорий России. Формально каждый регион получил право разрабатывать и реализовывать собственную инвестиционную политику, защищая свои права и свои интересы, но не каждый реально на это готов и способен. Не все российские регионы располагают стабильной базой для финансирования инвестиционного развития.

Цель инвестиционной политики — создание условий для эффективных вложений в экономику региона. Под эффективными вложениями обычно понимаются такие инвестиционные вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить приемлемую для инвестора и для региона, принимающего инвестиции, экономическую выгоду в виде, например, прибыли от инвестиций. В этой связи основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона — повышение бюджетной эффективности экономики региона.

Повышение бюджетной эффективности региона — положительное изменение регионального бюджетного сальдо, т.е. либо инвестиции должны привести к росту доходов, либо к снижению расходов регионального бюджета.

На наш взгляд, основными условиями проведения разумной и привлекательной для инвесторов политики являются следующие условия: доступная и полная информация об объектах; установленная и прописанная процедура получения прав; критерии определения победителей в случае тендеров за право; понятный механизм оценки стоимости прав; государственный институт регистрации прав; государственные меры стимулирования и поддержки инвесторов.

Основное назначение региональной инвестиционной политики — регламентация инвестиционной деятельности в территориальном разрезе с целью возрождения экономики региона, ликвидации структурных деформаций, формирования благоприятной рыночной среды для эффективного функционирования региона, экономики с учетом избранных приоритетов, интеграции экономики региона в единое экономическое пространство страны [1].

Правительство в лице уполномоченных органов управления разрабатывает общегосударственную региональную инвестиционную политику, формулирует ее основные цели и задачи (стратегия региональной инвестиционной политики государства), определяет ожидаемый результат. При этом особое внимание уделяется региональной привязке инвестиционной политики, оценке социальноэкономических последствий инвестирования вне зависимости от того, осуществляются ли долговременные вложения в рамках федеральной или региональной инвестиционной политики государства.

В свою очередь, субъекты Федерации, самостоятельно определяя стратегию и тактику региональной инвестиционной политики, исходят из общегосударственных приоритетов, но учитывают их объективную трансформацию на региональном уровне. Как следствие, по общей направленности, целям и характеру региональная инвестиционная политика государства, как правило, совпадает с общегосударственной инвестиционной политикой или в значительной степени тяготеет к ней.

Однако по ожидаемым результатам она может быть преимущественно ориентирована на реализацию региональных интересов, что вносит коррективы в систему общегосударственных приоритетов, видоизменяет тактику достижения поставленных целей. В совокупности это предопределяет различия региональной инвестиционной политики государства отдельных субъектов Федерации.

Ответственной за реализацию региональной инвестиционной политики государства является исполнительная власть субъекта Федерации, которая организует проведение конкретных инвестиционных мероприятий при широком использовании методов прямого и косвенного регулирования, экономического и административного контроля.

Важнейшими институтами, участвующими в реализации региональной инвестиционной политики государства, являются наряду с государственными структурами банки, финансовые компании, финансово-промышленные группы, страховой и инвестиционный фонды и др. Главным образом в них аккумулируются ресурсы, формирующие основу для финансовых инвестиций. Поскольку их значение для активизации инвестиционной деятельности в регионах пока невелико, совершенствование рынка капитала входит в число приоритетных задач региональной инвестиционной политики государства.

Важнейшим фактором инвестиционного развития региона является его инвестиционный потенциал. Некоторые авторы под «инвестиционным потенциалом» понимают «определенным образом упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, позволяющих добиться эффекта синергизма при их использовании» [2].

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

Экономический потенциал, как правило, представляется как система, состоящая из подсистем — потенциалов различного порядка. Потенциал более высокого уровня состоит из потенциалов более низкого уровня. Взаимное влияние потенциалов одного уровня обусловлено такими свойствами экономических ресурсов, как взаимозаменяемость и взаимодополняемость. Взаимозаменяемость предполагает, что уменьшение или увеличение в системе одного ресурса может быть компенсировано в определенных пропорциях другим ресурсом. Согласно свойству взаимодополняемости, увеличение в системе одного экономического ресурса предполагает одновременное увеличение количества другого ресурса.

Рассматривая экономический потенциал страны (или ее региона) как целостную систему, выделяют в качестве основных ее элементов следующие потенциалы: трудовой; инвестиционный; природно-ресурсный; инновационный.

В рамках данного подхода считается, что ресурсы инвестиционного потенциала образуют средства производства, предназначенные для производства товаров и услуг. К этой категории относится часть экономических ресурсов в виде основных производственных и непроизводственных фондов всех отраслей экономики, запасы и ресурсы предметов производственного назначения (предметов труда) и предметов длительного пользования.

В некоторых случаях российские регионы могли рассчитывать на кредиты международных организаций и иностранных правительств на инвестиционные цели. Однако опыт показал, что технология привлечения этих кредитов работает очень плохо. Здесь сказывалось несколько факторов: низкая коммерческая эффективность большинства российских проектов; отсутствие государственных гарантий по кредитам на федеральном уровне; бюрократизм зарубежных структур, ответственных за выдачу этих кредитов и т.д. Как следствие, кредитные ресурсы, номинально выделенные России по правительственной линии, фактически не могли быть востребованы в течение многих лет.

Если говорить о результатах инвестиционной деятельности российских регионов в целом, то надо отметить, что она столкнулась с целым рядом проблем и породила ряд типичных ошибок, допускаемых органами власти на местах. К числу основных проблем следует отнести следующие:

1. Крупномасштабная утечка финансовых ресурсов из регионов. В современной российской экономике существует целый ряд механизмов, действие которых приводит к оттоку денег из регионов-производителей в финансовые центры. Прежде всего, это адаптационная деятельность отечественных предприятий, одним из проявлений которой стало активное уклонение от уплаты налогов. Для ослабления от налогового пресса предприятия используют такие способы, как теневое обналичивание денег, взаимозачеты, оформление фиктивных экспортно-импортных сделок и т.д.

2. Острая нехватка коммерчески эффективных инвестиционных проектов. Несмотря на наличие в России богатых природных ресурсов, большого числа первоклассных научно-технических разработок, квалифицированной рабочей силы и других положительных факторов, существует целый ряд проблем, которые значительно снижают финансовую привлекательность большинства проектов. Любой реальный инвестиционный проект потребует вложений не только в производство продукции, но и в создание дорогой и разветвленной инфраструктуры, что делает эти проекты существенно менее рентабельными. Кроме того, на мировых рынках рос-

сийским производителям приходится сталкиваться и с нерыночными препятствиями, которые воздвигают иностранные конкуренты, не желающие отдавать своих покупателей.

3. Нерешенность многих институциональных вопросов. Во-первых, это вопрос собственности. Нередко инвестиционные проекты тормозятся в регионах из-за того, что интересы номинального собственника расходятся с интересами потенциальных инвесторов. С точки зрения частных инвесторов, и прежде всего иностранных, до сих пор остаются неясными вопросы о том, каким образом делятся властные полномочия между центральными, региональными и местными властями. Необходимо также упомянуть и о неразвитости институтов, связанных с инвестиционным процессом.

4. Проблема недостаточной готовности многих регионов и предприятий вести инвестиционную политику в рыночных условиях. Большинство инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации в России, по-прежнему ориентированы прежде всего на решение производственнотехнологических и социальных задач. Вопросы организации сбыта новой продукции, коммерческой эффективности, выполнения финансовых нормативов, оценки потенциальных рисков, как правило, полностью остаются за рамками проекта или рассматриваются чисто формально.

Если региональным властям удастся избежать ошибок прошлых лет и воспользоваться новыми возможностями, инвестиционная ситуация в большинстве субъектов Российской Федерации может стабилизироваться сравнительно быстро.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А.Г. Инвестиционная политика в программах экономических реформ // Федерализм и инвестиционная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Новосибирск: Институт экономики СО РАН, 1995.

2. Марголин А.М. Методы государственного регулирования процесса преодоления инвестиционного кризиса в реальном секторе. М., 1998; Гусаков М. Формирование потенциала инвестиционного развития. М., 1999.

3. Федеральный закон РФ «О земле» (Земельный кодекс РФ).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.