Научная статья на тему 'Физкультурно-оздоровительная деятельность как фактор профессионального успеха будущего специалиста'

Физкультурно-оздоровительная деятельность как фактор профессионального успеха будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / СТРЕСС / STRESS / СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL FITNESS / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PHYSICAL CULTURE DEVISES COMPLEX / SOCIAL-USEFUL ACTIVITY / ATHLETIC-SANITARY TECHNOLOGIES / UNDER PROFESSIONAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыткина Н.Л.

В статье рассматриваются вопросы формирования навыков успешной адаптации и профессиональной мобильности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Кратко изложено содержание физкультурно-оздоровительной работы профессионального лицея №64 города Набережные Челны, в котором обучаются дети, многие из которых закончили 9 классов коррекционной школы и продолжают обучаться в учреждениях начального профессионального образования. Также в статье представлены результаты педагогического эксперимента, проходившего во вспомогательной (коррекционной) школе М 68 города Набережные Челны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATHLETIC-SANITARY ACTIVITY AS A FUTURE SPECIALIST PROFESSIONAL SUCCESS FACTOR

The article tells about the forming skill of successful adaptation and professional transportability schoolboys with limited possibility of health questions. Briefly stated contents of athleticsanitary work at professional school N 64 in Naberezhnye Chelny, where children, who graduated from the 9th class at correct schools, are trained. There are the pedagogical experiment results which took place at school N 68 in Naberezhnye Chelny.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-оздоровительная деятельность как фактор профессионального успеха будущего специалиста»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г.

JVb7 (2/2008)

УДК 796.011.3

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Л. Лыткина Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

ATHLETIC-SANITARY ACTIVITY AS A FUTURE SPECIALIST PROFESSIONAL SUCCESS FACTOR N.L. Lytkina, Ph.D., associate professor Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: mev_85@bk.ru

Ключевые слова: Профессиональная пригодность, стресс, социально полезная деятельность, физкультурно-оздоровительные технологии, допрофессиональная подготовка, комплексное использование средств физической культуры.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования навыков успешной адаптации и профессиональной мобильности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Кратко изложено содержание физкультурно-оздоровительной работы профессионального лицея №64 города Набережные Челны, в котором обучаются дети, многие из которых закончили 9 классов коррекционной школы и продолжают обучаться в учреждениях начального профессионального образования. Также в статье представлены результаты педагогического эксперимента, проходившего во вспомогательной (коррекционной) школе М 68 города Набережные Челны.

Keywords: Professional fitness, stress, social-useful activity, athletic-sanitary technologies, under professional preparation, physical culture devises complex.

Summary. The article tells about the forming skill of successful adaptation and professional transportability schoolboys with limited possibility of health questions. Briefly stated contents of athletic-sanitary work at professional school N 64 in Naberezhnye Chelny, where children, who graduated from the 9th class at correct schools, are trained. There are the pedagogical experiment results which took place at school N 68 in Naberezhnye Chelny.

Профессиональная школа время ориентировалась на воспитание всесторонне развитой личности, в ущерб здоровью воспитанников. Известно, что большинство рабочих профессий требуют ценного набора психофизиологических и личностных качеств, которые могут быть общими для всех: общая дееспособность, отношение к труду. Но есть и единичные качества

необходимые в определенных видах деятельности: память, слух, зрение, пространственное мышление, сердечнососудистая и дыхательная система. Основным творцом профпригодности является сам ученик, при условии его высокой активности. Правильно выбранная профессия, в соответствии интересами и физическими возможностями, может сделать человека успешным и счастливым, но она обрекает на гибель того, кто принялся за нее необдуманно и поспешно. Развивать способности лучше со школьной скамьи. Но, к сожалению, в образовательном процессе слишком много факторов, которые разрушают здоровье учащихся, иногда и преподавателей. Это переутомление, стрессы, нарушение режима двигательной активности, труда отдыха, гигиены питания, грубость в общении, отсутствие внутренней культуры.

Профессиональные училища часто вынуждены принимать на обучение детей, не желающих учиться в школе, пришедших в училище за приобретением рабочий профессии. Поэтому мы часто наблюдаем тенденцию ухудшения социального, физического и духовного благополучия. Педагоги училища № б4 г. Набережные Челны имеют большой педагогический опыт, высокий уровень культуры и духовности и безграничную любовь к своим воспитанникам.

Основной целью работы педагогического коллектива является не только передача знаний и профессионального мастерства, а создание благоприятных условий для успешной учебной деятельности, сохранения здоровья учащихся, формирование уважительных отношений и навыков общения с педагогами, расширения доступа учащихся к медицинской помощи, вовлечения их в социально полезную деятельность. В декабре 2005 года в г. Набережные Челны проходил конкурс изделий ручного труда в номинации «Дорога к солнцу - мы против СПИДА!» учащиеся филиала ПЛ-64 заняли все призовые места. Педагоги и их воспитанницы были награждены призами и благодарственными грамотами за сотрудничество и просветительскую работу.

Физическое, духовное и нравственное здоровье молодого поколения - залог надежного будущего нашей страны. Мы стараемся воспитать в наших учащихся сострадание и доброе отношение к окружающим людям. При проведении акции к Дню инвалида было проведено анкетирование 110 учащихся нашего училища. На вопрос «Какие чувства вы испытываете при встрече с инвалидами», 52 % респондентов ответили, что испытывают сострадание и жалость, 28 % - испытывают желание помочь им, 12 % - чувство растерянности, беспомощности и даже вины, от своего бессилия, 52 % респондентов считают, что об инвалидах должны заботиться не только близкие, а всё общество! И лишь 8 % испытывают безразличие к людям с ограниченными возможностями здоровья. Мы должны разбудить души наших воспитанников, а не успокаиваться, что процент равнодушных сравнительно мал.

Любой из нас не застрахован от травм на производстве, от потери здоровья. Мы воспитываем в наших учениках стремление продлить срок своей профессиональной пригодности и полноценной жизни. Во многом это зависит от внедрения физкультурно-оздоровительных

технологий и желания вести здоровый образ жизни. Простые, но эффективные меры мы стараемся использовать в режиме учебного дня и во внеклассной работе. Производственная гимнастика, физкультурные паузы на уроках, Дни здоровья, работа факультативов по физической культуре, секции тенниса, футбола, баскетбола, танцевальный кружок, акции под девизом «Здоровье -радость - успех!»

Высокий уровень двигательной активности способствует формированию физических качеств важных для будущего профессионала - это выносливость, воля, сила, координация движений. Кроме того физическая культура и спорт способствуют снятию стресса, снижению агрессивности, воспитанию духа здорового соперничества и целеустремленности.

Многие выпускники коррекционных школ, после окончания девяти классов, поступают в профессиональные училища, для получения начального профессионального образования. На базе Профессионального лицея № 34, 64, Профессионально-технического училища М 47 и коррекционной школы № 68 г. Набережные Челны проводился педагогический эксперимент по внедрению средств оздоровительной физической культуры в учебно-воспитательный процесс, с целью повышения уровня допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки.

В вышеуказанных учебных заведениях была внедрена комплексная программа физкультурно-оздоровительной работы. Контрольная и экспериментальная группы располагались на базе коррекционной школы № 68 г. Набережные Челны и включали сорок человек, по двадцать человек в каждой из групп. Всего в эксперименте приняли участие двести сорок два респондента.

По результатам эксперимента можно сделать выводы, что:

1. Применение средств физической культуры в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов коррекционной школы возможно при соблюдении следующих педагогических условий.

• интеграция средств физической культуры в учебно-воспитательный процесс коррекционной школы;

• комплексность применения средств физической культуры в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы;

• учет специфических особенностей детей с нарушениями интеллектуального развития и психолого-педагогические закономерности работы с ними.

Разработанная нами методика комплексного использования средств физической культуры позволяет рассматривать их как основной способ совершенствования трудовых навыков в допрофессиональной подготовке.

Эффективность применения разработанной и экспериментально апробированной нами программы комплексного использования средств физической культуры выразилась в том, что в экспериментальной группе, где

физкультурно-оздоровительная работа осуществлялась по разработанной программе, в отличие от контрольной группы, на статистически достоверном уровне улучшились показатели.

На 5 % в экспериментальной группе произошло снижение заболеваемости по сравнению с контрольной. Разница между приростом показателей посещения спортивных кружков и секций в контрольной и экспериментальной группах составила 15 %.

Наиболее важным критерием эффективности разработанной программы явилось повышение показателей психических процессов и физиологических реакций. В экспериментальной группе показатели психических процессов улучшились на 20,8 % и физиологических реакций на 36 %.

У учащихся контрольной группы показатели выросли значительно меньше. Психические процессы улучшились на 11,6 %, а показатель физиологических реакций снизился на 7,7 % по сравнению с началом эксперимента.

Различия, произошедшие внутри контрольной и экспериментальной в показателях теста для совершенствования тонкой координации движений пальцев рук являются статистически существенными (контрольная группа: 1р =5,024, при уровне значимости а=0,05 и числе степеней свободы у=19, 1кр=2,093 (1р>1кр), экспериментальная группа: 1р=14,067, при уровне значимости а=0,05 и числе степеней свободы у=19, 1кр=2,093 (1р>1кр), однако расчетный показатель по экспериментальной группе 1р=14,067, значительно выше аналогичного показателя в контрольной группе 1р=5,204, что говорит о том, что предложенная нами методика, оказалась эффективной.

Различия, произошедшие внутри контрольной и экспериментальной групп в показателях теста для совершенствования тонкой координации движений пальцев рук являются статистически существенными (контрольная группа: 1р=5,854, при уровне значимости а=0,05 и числе степеней свободы у=19, 1кр=2,093 (1р>1кр), экспериментальная группа: 1р=8,443, при уровне значимости а =0,05 и числе степеней свободы у=19, 1кр=2,093 (1р>1кр), однако расчетный показатель по экспериментальной группе 1р=8,443, значительно выше аналогичного показателя в контрольной группе 1р=5,854, что говорит о том, что предложенная нами методика, оказалась эффективной.

Основным критерием эффективности воздействия средств оздоровительной физической культуры на уровень допрофессионального обучения явились результаты по всем трем уровням усвоения.

В начале эксперимента соответствие уровням усвоения в контрольной и экспериментальной группах значительных расхождений не имеют. В конце педагогического эксперимента в экспериментальной группе показатель уровня усвоения возрос на 50 %, значит 10 учащихся перешли на более высокий уровень владения профессиональным мастерством. В контрольной группе данный показатель увеличился у 7 учащихся, что соответствует 35 %. Расхождение в приросте показателей контрольной и экспериментальной групп составило 15 %.

Литература:

1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие / Л.И. Акатов. - М.: Владос, 2000. - С. 349-363.

2. Аксенова, А. К. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы / А.К. Аксенова, А.П. Антропов, И.М. Бгажнокова. - М.: Просвещение, 2003. - С. 233-276.

3. Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина «Социальная работа с инвалидами» Спб: Питер, 2004 - 316 с. Ил.

4. «Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации». Руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных работников. Москва, 2003. - 436 с.

Glossary:

1. Akatov, L.I. Children with limited health abilities social rehabilitation. Psychological base: St. Manuel / L.I. Akatov. - М.: Vlados, 2000. - P. 349-363.

2. Aksenova, А.К. special VIII type schools programs (corrections) for 5-9 grades / А.К. Aksenova, А.Р. Antropov, I.M. Bgazhnokova. - М.: Prosveshenie, 2003. - P. 233-276.

3. E.R. Jarskaja-Smirnova, E.K. Neberushkina «Social work with invakids» SPb: Piter, 2004 - 316 p. pic.

4. «Family and children at anti drugs prophylactic programs, corrections, rehabilitation ». School and clinic psychologies guide, schoolings specialists, social workers. Moscow, 2003. - 436 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.