Научная статья на тему 'Изменение психофизического развития детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе занятий по коррекционно-оздоровительной программе'

Изменение психофизического развития детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе занятий по коррекционно-оздоровительной программе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
308
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голубева Г.Н., Петрунина Н.В.

Мы предположили, что введение системы коррекционно-оздоровительной работы в режим дня с детьми с ЗПР (задержкой психического развития) будет способствовать развитию общей и мелкой моторики, коррекции психофизического развития и двигательного аппарата, успешному освоению программы учебного материала в детском саду и подготовки их к обучению в школе. Мы использовали комплексную программу коррекционно-оздоровителиной работы с детьми ЗПР. В программу вошли: дыхательная гимнастика, физкультурные занятия в традиционной и нетрадиционной форме, коррекционно-оздоровительная гимнастика, тренирующая игровая дорожка, «веселый тренинг», гимнастика для стимуляции речевых центров. В нашей работе была поставлена цель: Разработать коррекционно-оздоровительную программу для улучшения психофизического развития детей с ЗПР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Голубева Г.Н., Петрунина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT CHANGE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION UNDER CORRECTION SANITARY PROGRAM ACTIVITY

We have assumed, that introduction of correction-improving program work with mental retardation children will promote the general and fine motility development, correction of psychophysical development and the impellent device, successful development of the program of a teaching material in kindergarten to their school preparations. We used correction-improving program works with mental retardation children. The program have included: respiratory gymnastics, sports lessons in the traditional and non traditional forms, the correction-improving program gymnastics, a training game path, « funny training », gymnastics for stimulation of the speech centers. In our work there was an object in view: To develop the correction-improving program for mental retardation children psychophysical development.

Текст научной работы на тему «Изменение психофизического развития детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе занятий по коррекционно-оздоровительной программе»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Рег.№ Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007г

№5 (4/2007)

УДК 376.3.018 : 796.011

ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Голубева

Н.В. Петрунина Камский государственный институт физической культуры

Набережные Челны

PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT CHANGE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION UNDER CORRECTION

SANITARY PROGRAM ACTIVITY

G.N. Golubeva, Ph.D., associate professor N.V. Petrunina Kama State Institute of Physical Culture Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: коррекционно-оздоровительная программа, психофизическое развитие, задержка психического развития

Аннотация. Мы предположили, что введение системы коррекционно-оздоровительной работы в режим дня с детьми с ЗПР (задержкой психического развития) будет способствовать развитию общей и мелкой моторики, коррекции психофизического развития и двигательного аппарата, успешному освоению программы учебного материала в детском саду и подготовки их к обучению в школе.

Мы использовали комплексную программу коррекционно-оздоровителиной работы с детьми ЗПР. В программу вошли: дыхательная гимнастика, физкультурные занятия в традиционной и нетрадиционной форме, коррекционно-оздоровительная гимнастика, тренирующая игровая дорожка , «веселый тренинг» , гимнастика для стимуляции речевых центров.

В нашей работе была поставлена цель: Разработать коррекционно-оздоровительную программу для улучшения психофизического развития детей с ЗПР

Keywords: correction-improving program, psychophysical development, mental retardation Summary. We have assumed, that introduction of correction-improving program work with mental retardation children will promote the general andfine motility development, correction ofpsychophysical development and the impellent device, successful development of the program of a teaching material in kindergarten to their school preparations.

We used correction-improving program works with mental retardation children. The program have included: respiratory gymnastics, sports lessons in the traditional and non traditional forms, the

correction-improving program gymnastics, a training game path, « funny training », gymnastics for stimulation of the speech centers.

In our work there was an object in view: To develop the correction-improving program for mental retardation children psychophysical development .

Введение. Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождает условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно- психического здоровья детей.

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребёнка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями [1].

Мы предположили, что введение системы коррекционно-оздоровительной работы в режим дня с детьми с ЗПР (задержкой психического развития) будет способствовать развитию общей и мелкой моторики, коррекции психофизического развития и двигательного аппарата, успешному освоению программы учебного материала в детском саду и подготовки их к обучению в школе.

Мы использовали комплексную программу коррекционно-оздоровителиной работы с детьми ЗПР. В программу вошли: дыхательная гимнастика [4], физкультурные занятия в традиционной и нетрадиционной форме[2], коррекционно-оздоровительная гимнастика, тренирующая игровая дорожка [4], «веселый тренинг» [7], гимнастика для стимуляции речевых центров[5].

В нашей работе была поставлена цель: Разработать коррекционно-оздоровительную программу для улучшения психофизического развития детей с ЗПР.

Для достижения данной цели мы использовали следующие задачи:

1. Исследовать психофизическое развитие детей при поступлении в коррекционный детский сад № 63 г. Нижнекамска.

2. Проанализировать коррекционно-оздоровительную программу для детей с ЗПР в течение недели.

3. Оценить эффективность влияния коррекционно-оздоровительной программы на психофизическое развитие детей с ЗПР.

Методы и организация исследований.

Для решения поставленной задачи использовались следующие методы исследования:

1. Антропометрия (длина и массы тела ребенка по А.Ф. Синякову) [3];

2. Метод функциональных проб (ЖЕЛ, проба Генчи) [3];

3. Метод двигательных тестов (бег 30 м. по В.Н. Вавиловой, прыжки в длину с места, метание вдаль по В.П. Губа) [2];

4. Метод психологических тестов (зрительная память тест Д. Векслера, концентрация и устойчивость внимания тест Бурденко) [6];

5. Метод педагогического эксперимента.

6. Метод математической статистики;

Исследования проводились на базе детского сада № 63 г. Нижнекамска. В исследовании принимали участие 20 детей с задержкой психического развития в возрасте 6-7 лет.

На первом этапе исследовали исходный уровень физического и психического развития детей при поступлении в детский сад.

На втором этапе для достижения поставленной цели в рамках педагогического эксперимента мы разработали коррекционно-оздоровительную программу. В нее вошли: коррекционно-оздоровительная гимнастика, гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров, физкультурные занятия в традиционной и нетрадиционной форме, тренирующая игровая дорожка, дыхательная гимнастика, «веселый тренинг».

На третьем этапе определили изменение физического и психического развития детей и оценили полученные результаты.

Результаты и их обсуждение.

Нами выявлено, что длина тела детей в экспериментальной группе увеличилась на 3,7% больше, чем в контрольной группе. Масса тела детей экспериментальной группы увеличилась на 8,8%, чем в контрольной. Результаты по функциональным пробам изменились следующим образом: ДЖЕЛ у детей экспериментальной группы увеличилась на 9% , чем в контрольной группе; показатели задержки дыхания после вдоха в экспериментальной группе увеличилась на 7,5% по сравнению с контрольной. Двигательные тесты показали, что результаты в экспериментальной группе по сравнению с контрольной увеличились: в беге на 30 м на 6%; в прыжках в длину с места на 6,2%; в метании мешочка на 10,7%.

Результаты исследования конечного уровня физического развития детей с ЗПР приведены на рисунке 1.

% 40 35 30 25 20 15 10 5 0

37,4

17,50

""630- =;

21,14

1 223

Длина тела

ш

9,85

31,25

13,27

13,95

;38-

93

0,51

Масса ЖЕЛ проба бег 30 м. прыжки в метание тела Генче длину меш.

2

2

8

□ эксп. гр.

□ контр. гр.

Рис. 1. Прирост показателей физического развития детей за время эксперимента

%

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

45,22

32,55

29,19

17,08

зрительная память

концентрация и устойчивость внимания

□ эксп. гр.

□ контр. гр.

Рис. 2. Прирост показателей психологического развития детей за время

Психологические тесты выявили, что показатели изменились следующим образом: -зрительная память у детей в экспериментальной группе улучшилась на 12,7% по сравнению с детьми контрольной группы;

-концентрация и устойчивость внимания в экспериментальной группе на 12% стала лучше, чем в контрольной. Результаты исследования психического развития детей с ЗПР в конце эксперимента приведены на рисунке 2. Основные выводы.

1. Анализ физического развития и психологического состояния детей с ЗПР при поступлении в детский сад показал, что группы достоверно не различаются.

2. При исследовании физического развития детей после эксперимента выявлено, что занятия по коррекционно-оздоровительной программе достоверно повлияли на следующие показатели: длина тела, масса тела, ДЖЕЛ, проба Генчи, скорость бега на 30 м., прыжок в длину с места, метание мешочка, зрительная память, концентрация и устойчивость внимания.

Литература:

1. Борякова, Н.Ю. Ступени развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-методическое пособие / Н.Ю.Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2002 - 64 с.

2. Галицина, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Скрипторий, 2004 - 400 с.

3. Голубева, Г.Н. Программа - « Будь здоров! « (научно-исследовательская программа по укреплению здоровья детей дошкольных образовательных учреждений) / Г.Н.Голубева. - Набережные челны, 1999.- 32 с.

4. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития / под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. - М.: АРКТН, 2002 - 192 с.

5. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии / под. ред. Л. В. Шапковой. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2001, 160 с.

6. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других.- М.: АСТ - ПРЕСС книга, 2003. -400 с.

7. Утробина, К.К. Занимательная физкультура в детском саду / К.К.Утробина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -104 с.

Glossary:

1. Boriakova, N.U. Step of development. Early diagnostics and correction of mental retardation children. / Boriakova, N.U. -М.: Gnome-Press, 2002 - 64 p.

2. Galitsina, N.S. Nonconventional physical culture lessons at preschool educational schooling. - М.: Publishing house skriptory, 2004. - 400 p.

3. Golubeva, G.N. Program - "Be healthy!" (the research program on preschool children strengthening health) / Golubeva G.N. - Naberezhnye Chelny, 1999. - 32 p.

4. Correction-pedagogical work on mental retardation preschool children physical training / Under ad. Dr.Med.Sc. E.M.Mastjukova.-М.: АИКЩ 2002 - 192 p.

5. Outdoor games for mental retardation children / Under. ad.. L.V. Shapkova. - SPb.: Detstvo-PRESS, 2001. - 160 p.

6. The practical psychology in tests or how to learn and understand ourselves and others. - М.: nuclear heating plant - PRESS book, 2003. - 400 p.

7. Utrobina K.K. Kindergarten entertaining physical culture / Utrobina K.K. - М.: Publicity GNOM & D, 2003. - 104 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.