Научная статья на тему 'Комплексное использование средств оздоровительной физической культуры в работе с учащимися с нарушениями интеллектуального развития'

Комплексное использование средств оздоровительной физической культуры в работе с учащимися с нарушениями интеллектуального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL-PROFESSIONAL ADAPTATION / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / PSYCHO-PHYSICAL CONDITION / КЛИНИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОГНИТИВНЫЙ ДЕФЕКТ / COGNITIVE DEFECT / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / CLINIC-FUNCTIONAL AND PSYCHOLOGO-PEDAGOGICAL PARTICULARITIES / UNDERPROFESIONAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыткина Н.Л.

В статье освещаются вопросы профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в среду здоровых людей. Существенный когнитивный дефект данной категории обучающихся, их клинико-функциональные и психологопедагогические особенности можно компенсировать при помощи комплексного использования средств оздоровительной физической культуры, что повысит уровень допрофессиональной подготовки детей с нарушениями интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лыткина Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX USE OF SANITARY PHYSICAL CULTURE MEANS THE IN WORK WITH PUPILS WITH BREACHES OF THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT PUPILS

In article questions of the professional education of children with limited possibility of health and integrations them in ambience of the healthily people are illuminated. The Essential kognetive defect of the given categories of training, their clinic-functional and psyhologo-pedagogical particularities possible to compensate with the help of complex use of funds of sanitary physical culture, that will raise the level of uderprofesional preparation of childrenе with breaches of the intellectual development.

Текст научной работы на тему «Комплексное использование средств оздоровительной физической культуры в работе с учащимися с нарушениями интеллектуального развития»

ПЕДАГОГИКОЛСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Электронный жлфнял Камской государственной академии физической ку,чылт>ы, с портя и туризма

PerJVa Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007 г.

№2 (2009)

(Выпуск 11)

УДК

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Н.Л. Лыткина - кандидат педагогических наук, доцент Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

COMPLEX USE OF SANITARY PHYSICAL CULTURE MEANS THE IN WORK WITH PUPILS WITH BREACHES OF THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT

PUPILS

N.L. Lytkina - PhD, associate professor Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny

mev_85@bk.ru

Ключевые слова: социально-профессиональная адаптация, психофизическое состояние, клинико-функциональные и психолого-педагогические особенности, профессиональная компетентность, когнитивный дефект, допрофессиональная подготовка.

Аннотация. В статье освещаются вопросы профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в среду здоровых людей. Существенный когнитивный дефект данной категории обучающихся, их клинико-функциональные и психолого-педагогические особенности можно компенсировать при помощи комплексного использования средств оздоровительной физической культуры, что повысит уровень допрофессиональной подготовки детей с нарушениями интеллектуального развития.

Key words: social-professional adaptation, psycho-physical condition, clinic-functional and psychologo-pedagogical particularities, professional competence, cognitive defect, underprofesional preparation.

Abstract. In article questions of the professional education of children with limited possibility of health and integrations them in ambience of the healthily people are illuminated. The Essential kognetive defect of the given categories of training, their clinic-functional andpsyhologo-pedagogical particularities possible to compensate with the help of complex use offunds of sanitary physical culture, that will raise the level of uderprofesional preparation of childrem with breaches of the intellectual development.

4707014459010

Выявлено, что успешность социально-профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется, в первую очередь, следующими факторами: особенностями их психофизического состояния и характером отклонений в развитии; клиникофункциональными и психолого-педагогическими особенностями; условиями обучения и жизнедеятельности в образовательном учреждении и в семье; системой педагогического сопровождения; уровенем профессиональной компетентности педагогических работников учреждений профессионального образования, осуществляющих обучение и воспитание учащихся с нарушением интеллектуального развития.

Данная категория обучающихся имеет существенный когнитивный дефект, следствием чего является низкая обучаемость, эмоциональная неуравновешенность, пассивность, повышенная подчиняемость, негативное отношение к трудовому обучению.

В условиях вспомогательной (коррекционной) школы №68 города Набережные Челны с 2003 по 2006 год проводилось исследование, в котором принимали участие учащиеся старших классов, их родители и педагоги школы. Всего в эксперименте приняли участие 242 респондента. В контрольной и экспериментальной группах - 40 человек, по 20 человек в каждой из групп.

В экспериментальной группе работа проводилась по разработанной комплексной физкультурно-оздоровительной программе. В контрольной группе была применена типовая программа для коррекционных школ. В ходе практической деятельности детям успешно удавались простые упражнения, элементарные движения, сложнее было выполнять упражнения на координацию движений, на сохранение равновесия, т.е. сложные двигательные акты которые требовали осмысления, словесного опосредования, понимания назначения и возможностей частей тела.

Содержание занятий строилось так, чтобы ученики осмысленно выполняли упражнения, осуществляли регуляцию темпа и ритма. Детям постоянно приходилось объяснять цели выполнения физических упражнений, задачи, которых с их помощью решаются в процессе допрофессиональной подготовки.

Требования, предъявляемые к выполнению упражнений, постепенно усложнялись.

1. На этапе разучивания упражнения сопровождались только показом и словесным объяснением преподавателя.

2. На следующем этапе акцентировалось внимание на последовательность выполнения упражнения, что помогало детям усваивать схему своего тела.

3. После успешного разучивания и воспроизведения упражнений увеличивалась дозировка, и прекращался показ. Упражнения выполнялись только при словесном объяснении преподавателя.

4. На следующем этапе акцентировалось внимание на пространственной ориентации в спортивном зале, на стадионе.

5. Для поддержания интереса, эмоциональной насыщенности и большего осмысления выполнения упражнений среди самих учащихся назначались контакты. Они оказывали помощь затрудняющимся, выполняли страховку.

6. Одному из лучших учащихся предлагалось провести несколько упражнений физкультурной минутки или вводной гимнастики. Требовалось сопровождать показ словесным объяснением.

Наиболее эффективный способ интенсификации процесса физического воспитания - это самостоятельные занятия физическими упражнениями дома.

При организации этой работы выполнялись следующие положения:

• необходимо заинтересовать и убедить детей в пользе выполнения заданий,

• упражнения подбирались в соответствии с программным материалом, который изучался в данный период на уроках физической культуры,

• упражнения были доступны для выполнения в домашних условиях,

• задания были как общими для класса, так и индивидуальными,

• учащихся поставили в известность о сроках проверки данных заданий и выявлении оценок,

• упражнения для учащихся 9-10 классов подбирались для развития силы и выносливости, т.к. они имеют большое прикладное значение.

Домашнее задание давалось сроком на одну-две недели и состояло из 3-4 разнообразных упражнений. По времени они занимали 10-15 минут. Разучивались на уроках физической культуры, на спортивном часе или индивидуально.

Дети записывали упражнения графически (с карточек или с доски в спортивном зале, где каждое упражнение имело свой номер) в специальную тетрадь для домашних заданий.

Через 1 -2 недели комплекс упражнений менялся или увеличивалась дозировка.

Проверка домашнего задания осуществлялась при проведении физкультурных минуток, или включалась во водную часть гимнастики на уроках допрофессиональной подготовки.

По результатам эксперимента можно сделать выводы, что:

- применение средств физической культуры в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов коррекционной школы возможно при соблюдении следующих педагогических условий.

- интеграция средств физической культуры в учебно-воспитательный процесс коррекционной школы;

- комплексность применения средств физической культуры в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы;

- учет специфических особенностей детей с нарушениями интеллектуального развития и психолого-педагогические закономерности работы с ними.

Разработанная нами методика комплексного использования средств физической культуры позволяет рассматривать их как основной способ совершенствования трудовых навыков в допрофессиональной подготовке.

Эффективность применения разработанной и экспериментально апробированной нами программы комплексного использования средств физической культуры выразилась в том, что в экспериментальной группе, где физкультурно-оздоровительная работа осуществлялась по разработанной программе, в отличие от контрольной группы, на статистически достоверном уровне улучшились показатели.

На 5% в экспериментальной группе произошло снижение заболеваемости по сравнению с контрольной. Разница между приростом показателей посещения спортивных кружков и секций в контрольной и экспериментальной группах составила 15%.

Наиболее важным критерием эффективности разработанной программы явилось повышение показателей психических процессов и физиологических реакций. В экспериментальной группе показатели психических процессов улучшились на 20,8% и физиологических реакций на 36%.

У учащихся контрольной группы показатели выросли значительно меньше. Психические процессы улучшились на 11,6%, а показатель физиологических реакций снизился на 7,7% по сравнению с началом эксперимента.

Различия, произошедшие внутри контрольной и экспериментальной групп в показателях теста для совершенствования тонкой координации движений пальцев рук являются статистически существенными (контрольная группа: tp=5,024, при уровне значимости а=0,05 и числе степеней свободы у=19, tkр=2,093(tр>tkр), экспериментальная группа: tр=14,067, при уровне значимости а=0,05 и числе степеней свободы у=19, tkр=2,093(tр>tkр), однако расчетный показатель по экспериментальной группе tp=14,067, значительно выше аналогичного показателя в контрольной группе tр=5,2О4, что говорит о том, что предложенная нами методика, оказалась эффективной.

Различия произошедшие внутри контрольной и экспериментальной групп в показателях теста для совершенствования тонкой координации движений пальцев рук являются статистически существенными (контрольная группа:

tp=5,854, при уровне значимости а=0,05 и числе степеней свободы у=19, tkр=2,О9З(tр>tkр), экспериментальная группа: tp=8,443, при уровне значимости а=0,05 и числе степеней свободы у=19, tkр2,093(tр>tkр), однако расчетный показатель по экспериментальной группе tр=8,44З,

значительно выше аналогичного показателя в контрольной группе tp=5,854, что говорит о том, что предложенная нами методика, оказалась эффективной.

Основным критерием эффективности воздействия средств оздоровительной физической культуры на уровень допрофессионального обучения явились результаты по всем трем уровням усвоения. Мы не останавливаемся на достигнутых результатах и работа по комплексному использованию средств оздоровительной физической культуры в работе с учащимися с нарушениями интеллектуального развития продолжена.

В начале эксперимента соответствие уровням усвоения в контрольной и экспериментальной группах значительных расхождений не имеют. В конце педагогического эксперимента в экспериментальной группе показатель уровня усвоения возрос на 50%, значит 10 учащихся перешли на более высокий уровень владения профессиональным мастерством. В контрольной группе данный показатель увеличился у 7 учащихся, что соответствует 35%. Расхождение в приросте показателей контрольной и экспериментальной групп составило 15%.

Литература

1. Веневцев, С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта / С.И. Веневцев // Метод. пособие - 2-е изд., доп. и испр. - М. : Советский спорт, 2004. - 96 с.

2. Веневцев, С.И., Оздоровление и коррекция психофического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры / С.И. Веневцев, А. А. Дмитриев// - М. : Советский спорт, 2004. - 104 с.

3. Лыткина, Н.Л. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями / Н.Л. Лыткина [электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - № 5. - Режим доступа: http://kamgifk.ru/magazin/iournal.htm.

4. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата [Текст] / Под общей редакцией Н.А. Гросс. - М. : Советский спорт, 2005. - 235 с. - Физическая культура и спорт инвалидов с отклонениями в состоянии здоровья.

5. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: учебник / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. -М. : Советский спорт, 2007. - 608 с.: ил.

Bibliography:

1. Venevcev, S.I. Adaptive sport for persons with breaches of the intellect // S.I. Venevcev // Metod. allowance - 2-e izd., dop. and ispr. - M. : Soviet sport, 2004. - 96 s.

2. Venevcev S.I., Recovery and correction of psycho-physical development of children with breach of the intellect with the help of facilities of adaptive physical culture / S.I. Venevcev, A.A. Dmitriev // - M. : Soviet sport, 2004. - 104 s.

3. Lytkina, N.L. The Social rehabilitation of children with limited possibility / N.L. Lytkina [electronic resource] // Pedagogiko-psychological and physician-biological problems of the physical culture and sporta. - 2007. - №5. - a Mode of the access: http://kamgifk.ru/magazin/iournal.htm.

4. The Modern methods of physical rehabilitation of children with breach function of supporting-motor device [Text] / Under the general editing N.A. Gross. - M. : Soviet sport, 2005. - 235 s. - a Physical culture and sport of invalid with deflections of able health.

5. Private methods of the adaptive physical culture [Text]: textbook / under ed. prof. L.V. Shapkovova.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.