Научная статья на тему 'Факторный анализ воздействия логистических затрат на ТЭП предприятия'

Факторный анализ воздействия логистических затрат на ТЭП предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
598
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванников В.В., Смольникова Н.А., Пашина К.В., Селиванов А.В.

Предлагаются методы управления логистическими затратами, с помощью которых регулируются суммарные издержки в производственной системе предприятия. В качестве примера, рассмотрены возможности маршрутизации и возвратной логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторный анализ воздействия логистических затрат на ТЭП предприятия»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

го в жизненном цикле изделия, настраивать информационное пространство строго под свои нужды;

• принцип согласованного построения интерфейсов для различных подсистем. Так как промышленное предприятие обычно имеет несколько информационных систем для различных функциональных областей, то их интеграция на уровне визуального интерфейса очень важна.

Система информационного обеспечения для поддержки вышеперечисленных принципов должна быть специальным образом организована. Выбор способа организации такой системы на предприятии зависит от многих факторов, и, прежде всего, размеров организации, системы управления, существующих в ней бизнес-процессов, наличия свободных денежных средств. Следует лишь отметить, что подсистема ин-

формационного обеспечения в настоящее время достигла такого уровня специализации, что требует пристального внимания к своей организации. Современные руководители понимают это, и любая даже небольшая промышленная организация имеет в своем составе информационную службу.

Библиографические ссылки

1. Сергеев В. И., Григорьев М. Н., Уваров С. А. Логистика: информационные системы и технологии : учеб.-практ. пособие. М. : Альфа-Пресс, 2008.

2. Гаджинский А. М. Логистика : учебник. 18-е изд., перераб. и доп. М. : Дашков и К, 2010. 484 с.

© Жук И. Д., 2014

УДК 658.7: 339.9

В. В. Иванников, Н. А. Смольникова, К. В. Пашина Научный руководитель - А. В. Селиванов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА ТЭП ПРЕДПРИЯТИЯ

Предлагаются методы управления логистическими затратами, с помощью которых регулируются суммарные издержки в производственной системе предприятия. В качестве примера, рассмотрены возможности маршрутизации и возвратной логистики.

Исследования причин изменения уровня затрат можно проводить с подключением факторного анализа. Он предоставляет возможность установить факторы, влияющие на уровень тех или иных затрат и их количественное влияние на технико-экономические показатели (ТЭП) работы предприятия (например, себестоимость, цену, прибыль). Следовательно, это позволит определить такие факторы, на которые необходимо воздействовать, чтобы снизить значение результирующего показателя затрат. По этим показателям планируются статьи бюджета предприятия и далее, на «план» накладывается «факт» и оцениваются отклонения в полярной системе координат [1; 2].

При различных вариантах решения задач снижения логистических затрат выбирается наиболее эффективный из них. Так, например, для снижения транспортных издержек таким является маршрутизация автомобильных перевозок на предприятии и улучшение качества перевозочного процесса [3]. Проанализируем возможности маршрутизации на примере работы кирпичный завод ООО «Фасад», который производит лицевой керамический пустотелый кирпич. Проектная мощность завода составляет 20 млн шт. кирпича в год. Завод имеет собственный автотранспорт в количестве трёх автомобилей марки «КАМАЗ». Доставка кирпича осуществляется в поддонах. Один поддон вмещает -275 штук кирпича.

Автомобиль «КАМАЗ» грузоподъёмности 20 т (длинномер) вмещает 17 поддонов кирпича (4 675 шт. кирпича/рейс). Основной задачей анализа логистических затрат является изыскание путей их снижения. Установлено, что транспортные затраты составляют 45,6 % в логистических затратах ООО «Фасад».

Создание маршрутов доставки кирпича позволит точно определить объем перевозок грузов, количество автомобилей осуществляющих эти перевозки, способствует сокращению простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава и высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов, позволяет повысить производительность автомобилей, при том же их количестве.

Разработаем матрицу доставки кирпича к потребителям с максимальной загрузкой собственного транспорта (таблица).

Как видно из предложенного плана перевозок (см. таблицу) мы можем максимально использовать собственный транспорт (ежедневно грузооборот составит 42 075 (= 4675*9) кирпичей).

Общая экономия за год составит 995,18 тыс. руб. и за счет маршрутизации перевозки кирпича на ООО «Фасад» увеличится чистая прибыль на 1,17 %. Средства экономии, полученных путем снижения логистических расходов, завод может профинансировать работы по расширению и совершенствованию своего производства, покупки ещё одного КАМАЗа.

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

Матрица доставки собственным транспортом (полная загрузка автотранспорта)

День недели Объект

ООО «Строй-торгсервис» ООО «Монтаж-Строй» ООО «Арбан» дом № 1 ООО «Арбан» дом № 2 УСК «Сибиряк»

Понедельник 42 075

Вторник 16 775 25 300

Среда 27 775 14 300

Четверг 42 075

Пятница 42 075

Следует рассмотреть также возможности возвратной логистики, так как это приводит к получению дополнительного дохода предприятием [4]. Возвратная логистика предусматривает выстраивание такой подсистемы, которая включает определённую совокупность взаимосвязанных компонентов, необходимых и достаточных для принятия логистических решений повторного вовлечения первичных ресурсов в материальный оборот предприятия. Так, например, рассчитаем размер экономии от возврата на завод поддонов (первоначальная цена одного поддона 152,5 руб. (без НДС)). По следующему сценарию: вторичные поддоны покупаются по цене 0,5 от первоначальной (152,5) и используются двукратно или троекратно. Затем требуется их ремонт и после ремонта используются ещё один раз, при этом их количество уменьшается на 41 %. Восполнение выбывших поддонов новыми производится по первоначальной цене (152,5 руб.). Отремонтированные поддоны, после однократного использования, выводятся из оборота и продаются на дрова. Так, например, при двукратном использовании поддонов расчетный экономический эффект 1,63 млн. руб./год, а при троекратном -2,17 млн руб./год, что дополняет экономический эффект от маршрутизации. Для мотивации участников логистической системы и учёта влияния человеческого фактора на результаты работы ООО «Фасад» предлагается производить расчёт индивидуального рейтинга по выражению [5].

В итоге эффективное управление затратами возникает в том случае, когда при анализе логистических затрат определяется наилучшее соотношение между издержками и устанавливаются направления деятель-

ности предприятия, обеспечивающие повышение его прибыльности.

Библиографические ссылки

1. Селиванов А. В., Ведерникова О. Я., Бутусин А. С. Механизм управления логистическими затратами с оценкой его эффективности // Проблемы управления рыночной экономикой : межрегион. сб. науч. тр. Вып. 14. Т. 2. Томск : Изд-во НИ ТПУ, 2013. С. 193-196.

2. Горских О. А., Селиванов А. В. Особенности управления логистическими затратами промышленного предприятия // Логистика: современные тенденции развития : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (19-20 апреля 2012 г., г. Санкт-Петербург). СПб. : Санкт-Петербург. гос. инж.-экон. ун-т, 2012. С. 80-81.

3. Селиванов А. В., Шамлицкий Я. И. Транспорт-но-складская логистика производственной системы машиностроительного предприятия // Вестник Сиб-ГАУ. 2013. Вып. 2 (48). С. 260-265.

4. Селиванов А. В., Вашлаев И. И. Методика эко-лого-экономического управления горным производством // Горный информационно аналитический бюллетень. 2009. № 11. С. 241-245.

5. Селиванов А. В., Кольга П. В. Методология контурно-интегрированного управления процессами логистической системы промышленного предприятия // Логистические системы и процессы в современных экономических условиях : материалы Междунар. за-оч. науч.-практ. конф. (1-15 ноября 2013 г.). Минск : Национальная библиотека Беларуси, 2013. С. 147-156.

© Иванников В. В., Смольникова Н. А., Пашина К. В., 2014

УДК 658.7

А. А. Карпук Научный руководитель - Е. В. Белякова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РОЛЬ СЛЬ8-ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПОТОКАМИ В МУЛЬТИМОДАЛЬНОМ СКЛАДСКОМ КОМПЛЕКСЕ

Раскрывается сущность САЬБ-технологий; рассматривается их роль в деятельности мультимодального складского комплекса; дана оценка применения САЬБ-технологии в компании ООО «Тетра-Логистик».

В современных организациях одной из важнейших задач в информационном плане является обеспечение надежного управления всем объемом разнородных

данных, которые порождаются, хранятся и используются в различных информационных системах, существующих на предприятии и связанных с информаци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.