Научная статья на тему 'Принципы управления информационными потоками на промышленном предприятии'

Принципы управления информационными потоками на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
857
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жук И.Д., Белякова Е.В.

Рассмотрены основные принципы, составляющие концепцию единого информационного пространства на промышленном предприятии, предложено дополнить их принципами управления информационными потоками в логистических информационных системах, присущих современным промышленным предприятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы управления информационными потоками на промышленном предприятии»

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

УДК 658.7

И. Д. Жук

Научный руководитель - Е. В. Белякова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Рассмотрены основные принципы, составляющие концепцию единого информационного пространства на промышленном предприятии, предложено дополнить их принципами управления информационными потоками в логистических информационных системах, присущих современным промышленным предприятиям.

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах промышленных предприятий. Одним из важнейших условий успешного функционирования предприятия в целом является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (снабжение, проектирование, производство, транспорт, складское хозяйство, распределение и т. д.) и управлять ею исходя из принципов единого целого.

Развитие концепции единого информационного пространства (ЕИП) обусловило появление новой организационной формы выполнения масштабных проектов - «виртуального предприятия» - формы объединения предприятий или их функциональных частей, участвующих в поддержке жизненного цикла изделия. Основное содержание ЕИП составляют принципы, которые реализуются в течение жизненного цикла изделия промышленного предприятия.

Они условно делятся на три группы [1]:

• базовые принципы ЕИП;

• принципы базовых управленческих технологий;

• принципы базовых технологий управления данными.

К первой группе относятся:

• системная информационная поддержка и сопровождение жизненного цикла изделия на основе использования единого информационного пространства, обеспечивающая минимизацию затрат в ходе жизненного цикла изделия;

• информационная интеграция за счет стандартизации информационного описания объектов управления;

• разделение программ и данных на основе стандартизации структур данных и интерфейсов доступа к ним, ориентация на готовые коммерческие программно-технические решения, соответствующие требованиям стандартов;

• безбумажное представление информации, использование электронно-цифровой подписи;

• параллельный инжиниринг;

• непрерывное совершенствование бизнес-процессов.

Ко второй группе принципов относятся технологии управления процессами:

• принцип управления проектами и заданиями (Project Management/ Workflow Management);

• принцип управления ресурсами, который предполагает использование систем, предназначенных для

решения комплекса задач управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия;

• принцип управления качеством (Quality Management);

• принцип интегрированной логистической поддержки, который включает в себя: анализ логистической поддержки, планирование технического обслуживания, интегрированные процедуры материально-технического обеспечения, меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией.

Информацию, циркулирующую в ЕИП промышленного предприятия, можно условно разделить на три класса, управление которыми и относится к третьей группе принципов:

• данные об изделии. На разных стадиях жизненного цикла изделия требуются различные подмножества из всей совокупности данных об изделии, отличающиеся составом и объемом информации;

• данные о выполняемых процессах;

• данные о ресурсах, требуемых для выполнения процессов.

Современное развитие промышленных предприятий невозможно без использования в процессе их функционирования информационных и компьютерных технологий управления. Применение современных разработок позволяет повысить эффективность деятельности промышленных предприятий. Особо актуально применение информационных технологий при формировании и развитии логистических систем предприятия. Ввиду вышесказанного необходимо выделить еще одну группу принципов «построения систем информационного обеспечения», которые необходимо соблюдать при организации ЕИП на промышленном предприятии.

К группе принципов «построения систем информационного обеспечения» при реализации логистического подхода на предприятии можно отнести [2]:

• принцип использования аппаратных и программных модулей, соблюдение которого позволит промышленному предприятию обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

• принцип возможности поэтапного создания системы;

• принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения, позволяющий каждому подразделению, участвующе-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

го в жизненном цикле изделия, настраивать информационное пространство строго под свои нужды;

• принцип согласованного построения интерфейсов для различных подсистем. Так как промышленное предприятие обычно имеет несколько информационных систем для различных функциональных областей, то их интеграция на уровне визуального интерфейса очень важна.

Система информационного обеспечения для поддержки вышеперечисленных принципов должна быть специальным образом организована. Выбор способа организации такой системы на предприятии зависит от многих факторов, и, прежде всего, размеров организации, системы управления, существующих в ней бизнес-процессов, наличия свободных денежных средств. Следует лишь отметить, что подсистема ин-

формационного обеспечения в настоящее время достигла такого уровня специализации, что требует пристального внимания к своей организации. Современные руководители понимают это, и любая даже небольшая промышленная организация имеет в своем составе информационную службу.

Библиографические ссылки

1. Сергеев В. И., Григорьев М. Н., Уваров С. А. Логистика: информационные системы и технологии : учеб.-практ. пособие. М. : Альфа-Пресс, 2008.

2. Гаджинский А. М. Логистика : учебник. 18-е изд., перераб. и доп. М. : Дашков и К, 2010. 484 с.

© Жук И. Д., 2014

УДК 658.7: 339.9

В. В. Иванников, Н. А. Смольникова, К. В. Пашина Научный руководитель - А. В. Селиванов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА ТЭП ПРЕДПРИЯТИЯ

Предлагаются методы управления логистическими затратами, с помощью которых регулируются суммарные издержки в производственной системе предприятия. В качестве примера, рассмотрены возможности маршрутизации и возвратной логистики.

Исследования причин изменения уровня затрат можно проводить с подключением факторного анализа. Он предоставляет возможность установить факторы, влияющие на уровень тех или иных затрат и их количественное влияние на технико-экономические показатели (ТЭП) работы предприятия (например, себестоимость, цену, прибыль). Следовательно, это позволит определить такие факторы, на которые необходимо воздействовать, чтобы снизить значение результирующего показателя затрат. По этим показателям планируются статьи бюджета предприятия и далее, на «план» накладывается «факт» и оцениваются отклонения в полярной системе координат [1; 2].

При различных вариантах решения задач снижения логистических затрат выбирается наиболее эффективный из них. Так, например, для снижения транспортных издержек таким является маршрутизация автомобильных перевозок на предприятии и улучшение качества перевозочного процесса [3]. Проанализируем возможности маршрутизации на примере работы кирпичный завод ООО «Фасад», который производит лицевой керамический пустотелый кирпич. Проектная мощность завода составляет 20 млн шт. кирпича в год. Завод имеет собственный автотранспорт в количестве трёх автомобилей марки «КАМАЗ». Доставка кирпича осуществляется в поддонах. Один поддон вмещает -275 штук кирпича.

Автомобиль «КАМАЗ» грузоподъёмности 20 т (длинномер) вмещает 17 поддонов кирпича (4 675 шт. кирпича/рейс). Основной задачей анализа логистических затрат является изыскание путей их снижения. Установлено, что транспортные затраты составляют 45,6 % в логистических затратах ООО «Фасад».

Создание маршрутов доставки кирпича позволит точно определить объем перевозок грузов, количество автомобилей осуществляющих эти перевозки, способствует сокращению простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава и высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов, позволяет повысить производительность автомобилей, при том же их количестве.

Разработаем матрицу доставки кирпича к потребителям с максимальной загрузкой собственного транспорта (таблица).

Как видно из предложенного плана перевозок (см. таблицу) мы можем максимально использовать собственный транспорт (ежедневно грузооборот составит 42 075 (= 4675*9) кирпичей).

Общая экономия за год составит 995,18 тыс. руб. и за счет маршрутизации перевозки кирпича на ООО «Фасад» увеличится чистая прибыль на 1,17 %. Средства экономии, полученных путем снижения логистических расходов, завод может профинансировать работы по расширению и совершенствованию своего производства, покупки ещё одного КАМАЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.