Научная статья на тему 'Особенности факторного анализа воздействия логистических затрат на ТЭП предприятия'

Особенности факторного анализа воздействия логистических затрат на ТЭП предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ / LOGISTIC COSTS / АНАЛИЗ ФАКТОРОВ / ANALYSIS OF FACTORS / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / LOGISTICAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селиванов А.В.

Предлагаются методы управления логистическими затратами, с помощью которых регулируются суммарные издержки в производственной системе предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LOGISTICAL EXPENSES IMPACT ON KPI INDUSTRIAL ENTERPRISE

Management methods to logistical expenses that help manage the total costs in industrial system of the enterprise are proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности факторного анализа воздействия логистических затрат на ТЭП предприятия»

Логистика и управление цепями поставок,на предприятии

& Sustainable Transport : Proc. of the 9th Intern Conf. (14-16 June 2012, Celje). Slovenia : Published by University of Maribor, Faculty of Logistics, 2012, p. 273-278.

2. Selivanov A. V., Shamlickij Ja. I. Transportno-skladskaja logistika proizvodstvennoj sistemy mashinostroitel'nogo predprijatija // Vestnik SibGAU. 2013. Vyp. 2 (48), s. 260-265.

3. Selivanov A. V., Vashlayev I. I., Prokopovich D. A. Contour-Integrated Principle of Production Management on Mining Industry Enterprise // Logistics & Sustainable Transport: Proceedings of the 9th International Conference (14-16 June 2012, Celje). Slovenia: Published by University of Maribor, Faculty of Logistics, 2012, p. 279-283.

© Селиванов А. В., Бурменко А. Д., 2014

УДК 658.7:339.9

ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

А. В. Селиванов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: imanselivan@gmail.com

Предлагаются методы управления логистическими затратами, с помощью которых регулируются суммарные издержки в производственной системе предприятия.

Ключевые слова: логистические затраты, анализ факторов, логистический менеджмент.

FEATURES OF THE LOGISTICAL EXPENSES IMPACT ON KPI INDUSTRIAL ENTERPRISE

A. V. Selivanov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, Russian Federation 660014 E-mail: imanselivan@gmail.com

Management methods to logistical expenses that help manage the total costs in industrial system of the enterprise are proposed.

Keywords: logistic costs, the analysis of factors, logistical management.

Исследования причин изменения уровня затрат можно проводить с подключением факторного анализа. Он предоставляет возможность установить факторы, влияющие на уровень тех или иных затрат и их количественное воздействие на технико-экономические показатели (ТЭП) работы предприятия (например, себестоимость, цену, прибыль). Следовательно, это позволит определить такие факторы, на которые необходимо воздействовать, чтобы снизить значение результирующего показателя затрат [1; 2].

В работе рассмотрены механизм управления логистическими затратами и экономические последствия влияния логистических затрат на прибыль на примере формирования цены в различных вариантах. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортные расходы и затраты на содержание запасов.

Исследованы возможности маршрутизации на примере работы кирпичного завода ООО «Фасад», который ежегодно производит 20 млн шт. лицевого

керамического пустотелого кирпича. Доставка кирпича осуществляется в поддонах. Основной задачей анализа логистических затрат является изыскание путей их снижения. Установлено, что доля транспортных затрат ООО «Фасад» составляет 45,6 % в его логистических затратах.

Создание маршрутов доставки кирпича позволит точно определить объем перевозок грузов, количество автомобилей, осуществляющих эти перевозки; способствует сокращению простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава и высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов; позволяет повысить производительность автомобилей при том же их количестве.

Рекомендуемая матрица доставки продукции кирпичного завода ООО «Фасад» собственным и наёмным автотранспортом при выполнении по различным объектам заказов потребителей представлена ниже (см. таблицу).

Решетневскуе чтения. 2014

Скорректированные плановые объемы и затраты на собственный и наемный транспорт

Объект и его условное обозначение Потребность в кирпиче в месяц, шт. План доставки Количество рейсов Затраты, руб.

дн. объем, шт. собств. наём. собств. наём.

ООО «Стройторг-сервис» (Б) 294 775 1 73 694 12 4 5 148 1 6800

ООО «Монтаж-Строй» (В) 101 169 2 25 293 6 0 2 706 0

ООО «Арбан» 1 дом (Г) 110 870 3 27 718 6 0 1 584 0

ООО «Арбан» 2 дом (Д) 292 560 4 73 140 12 4 3 300 14 000

УСК «Сибиряк» (Е) 290 340 5 72 585 9 7 1 863 23 100

Завод «Фасад» (А) 1 089 714 - 272 430 45 15 14 601 53 900

Экономия транспортных расходов на примере полной загрузки собственного автотранспорта и уменьшении нагрузки на наемный автотранспорт за неделю 20 977

за месяц 83 908

итого за год 1 006 896

Следовательно, только за счет рациональной схемы маршрутизации перевозки кирпича (попутного его завоза в пункты Б и Д) на ООО «Фасад» увеличится прибыль на 1,18 % (= 1006896-100/85295445), что определяется отношением годовой экономии транспортных затрат (*100) к заданной годовой прибыли от продаж (в рублях).

Средствами экономии, полученными путем снижения логистических расходов, завод может профинансировать работы по расширению и совершенствованию своего производства, например, покупку ещё одного КАМАЗа, который рекомендуется использовать для покрытия потребности объектов (пунктов) с условными обозначениями Е, Б и Д. Покупка четвертой единицы КАМАЗа является экономически выгодной, так как имеется положительная динамика роста спроса на ближайшую перспективу работы кирпичного завода ООО «Фасад».

Следует рассмотреть также фактор воздействия возвратной логистики, так как имеется возможность получения дополнительного дохода предприятием [3]. Возвратная логистика предусматривает выстраивание такой подсистемы, которая включает определённую совокупность взаимосвязанных компонентов, необходимых и достаточных для принятия логистических решений повторного вовлечения первичных ресурсов в материальный оборот предприятия. Компоненты подсистемы представлены квалифицированным персоналом завода, средствами оргтехники, методами решения логистических задач, логистическими каналами, информационными технологиями анализа операционных расходов. Применение системного подхода в управлении возвратной логистикой обусловлено необходимостью устранения потерь, вызванных недополученной выгодой предприятия [4-6].

Экономию денежных средств при покупке (по уменьшенной цене) поддонов, которые вторично (или большее количество раз) направлены в оборот материальных средств кирпичного завода, можно рассчитать по выражению

где Эпод - размер экономии денежных средств при вторичном использовании поддонов, руб.; инедг -количество недель в году (инедг = 52); ицик - количество недель в рассматриваемом цикле возвратов поддонов; и - кратность возвратов поддонов в рас-

- общее количество

Э = "нед.г/

под I /п

■п • п

"кра "под

• цпер • ё • Идн.нед,

(1)

кра

сматриваемом цикле; используемых поддонов за один рабочий день, шт. (ипод = 153); цпер - первоначальная цена одного поддона, руб./поддон (цпер = 152,5 руб.); ё - доля снижения первоначальной цены возвратного поддона, доли единиц (ё <1, для примера полагаем, что ё = 0,5); идннед - количество рабочих дней в неделю,

дн. ( «дн.нед = 5).

Так, при двукратном обороте поддонов размер экономии (по выражению (1)) составит 1,517 млн руб./год, а при троекратном - 2,022 млн руб./год, что дополняет экономический эффект от маршрутизации, исследованный по данным таблице.

Для закрепления управленческих решений, в путевой лист водителя (собственного автотранспорта ООО «Фасад») диспетчер завода заносит запись о выполнении им обратных рейсов с гружеными поддонами (по соответствующим объектам и дням недели). Предложенные мероприятия по возврату поддонов можно распространить и на наёмный автотранспорт, что увеличит размер суммарного экономического эффекта.

Для этого рекомендуется наладить контурно-интегрированные взаимоотношения между службами завода и сторонней транспортной компанией, что может способствовать исключению случаев упущенной выгоды в производственно-хозяйственной деятельности предприятия [5; 6].

В итоге эффективное управление производственными затратами возникает в том случае, когда при анализе логистических затрат определяется наилучшее соотношение между издержками и устанавливаются направления деятельности предприятия, обеспечивающие повышение его прибыльности.

Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии

Библиографические ссылки

1. Горских О. А., Селиванов А. В. Особенности управления логистическими затратами промышленного предприятия // Логистика: современные тенденции развития : материалы XI-й Междунар. науч.-практ. конф. (19-20 апреля 2012, г. Санкт-Петербург) / ред. кол.: В. С. Лукинский [и др.], Санкт-Петербург : Санкт-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, 2012. С. 80-81.

2. Selivanov A. V., Shamlitskiy Y. I., Prokopovich D. A. Modeling of Transportation and Storage System of Material Flows on Machine Building Plant // Logistics & Sustainable Transport : Proceedings of the 9th Intern. Conf. (14-16 June 2012, Celje). Slovenia : Published by University of Maribor, Faculty of Logistics, 2012. P. 273-278.

3. Селиванов А. В., Вашлаев И. И. Методика эко-лого-экономического управления горным производством // Горный информ.-аналитич. бюллетень. 2009. № 11. С. 241-245.

4. Дыбская В. В. Взаимодействие смежных служб компаний при управлении логистическим сервисом // Логистика: современные тенденции развитии : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. СПб. : СПбГИЭУ, 2012. С. 92-94.

5. Selivanov A. V., Vashlayev I. I., Prokopovich D. A. Contour-Integrated Principle of Production Management on Mining Industry Enterprise // Logistics & Sustainable Transport : Proceedings of the 9th Intern. Conf. (14-16 June 2012, Celje). Slovenia: Published by University of Maribor, Faculty of Logistics, 2012. P. 279-283.

6. Ганицкий В. И., Селиванов А. В., Нехорошев Д. Б., Вашлаев И. И. Формирование информационной технологии социального менеджмента на карьере // Горный информационно-аналитический бюллетень. М. : Изд-во МГГУ, 2003. № 6. С. 124-125.

References

1. Gorskih O. A., Selivanov A. V. Osobennosti upravlenija logisticheskimi zatratami promyshlennogo predprijatija // Logistika: sovremennye tendencii razvitija: materialy XI-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (19-20 aprelja 2012 g., g. Sankt-Peterburg) / red. kol. : V. S. Lukinskij i dr., Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj inzhenerno-jekonomicheskij universitet, 2012. S. 80-81.

2. Selivanov A. V., Shamlitskiy Y. I., Prokopovich D. A. Modeling of Transportation and Storage System of Material Flows on Machine Building Plant // Logistics & Sustainable Transport: Proceedings of the 9th International Conference (14-16 June 2012, Celje). Slovenia : Published by University of Maribor, Faculty of Logistics, 2012. P. 273-278.

3. Selivanov A. V., Vashlaev I. I. Metodika jekologo-jekonomicheskogo upravlenija gornym proizvodstvom // Gornyj informacionno analiticheskij bjulleten. 2009. № 11. S. 241-245.

4. Dybskaja V. V. Vzaimodejstvie smezhnyh sluzhb kompanij pri upravlenii logisticheskim servisom // Logistika: sovremennye tendencii razvitii: materialy XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. SPb. : SPbGIJeU, 2012. S. 92-94.

5. Selivanov A. V., Vashlayev I. I., Prokopovich D. A. Contour-Integrated Principle of Production Management on Mining Industry Enterprise // Logistics & Sustainable Transport: Proceedings of the 9th International Conference (14-16 June 2012, Celje). Slovenia : Published by University of Maribor, Faculty of Logistics, 2012. P. 279-283.

6. Ganickij V. I., Selivanov A. V., Nehoroshev D. B., Vashlaev I. I. Formirovanie informacionnoj tehnologii social'nogo menedzhmenta na kar'ere // Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten. 2003. № 6, s. 124-125.

© Селиванов А. В., 2014

УДК 658.7

ОЦЕНКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ИНДИКАТОРНОГО МЕТОДА

А. С. Стоцкая, Е. В. Белякова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-таП: beliakova@sibsau.ru

Рассмотрена необходимость проведения оценки логистического потенциала. Предложено авторское определение логистического потенциала. Обоснован выбор индикаторного метода для оценки логистического потенциала предприятия. Проведена апробация данного метода на предприятии по производству конструкций из ПВХ ООО «Эркер».

Ключевые слова: логистический потенциал, методы оценки, индикаторный метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.