УДК 339.13
Г. И. Кевра, кандидат экономических наук, доцент (БГТУ)
ЭВОЛЮЦИЯ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В статье проведен детальный анализ итоговых показателей реформирования государственных предприятий в структуры рыночного типа по уровням собственности, отражена региональная и отраслевая структура распределения приватизационных процессов по территории страны, а также описываются способы приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Реализация на практике результатов исследований направлена на создание благоприятных условий для привлечения в экономику Беларуси прямых иностранных инвестиций, ее экономический рост и активизацию вовлечения республики в систему мирохозяйственных связей.
The article contains a detailed analysis of the totals of reforming state-owned enterprises in the market-type structure by levels of ownership, reflected regional and sectoral structure of the distribution of privatization processes in the territory of the republic, and describes how the privatization of state property in the Republic of Belarus. The implementation of research findings into practice is aimed at creating favorable conditions to attract to the Belarusian economy of foreign direct investment, its growth and strengthen the involvement of the republic in the world economy.
Введение. Реформирование государственной собственности в Республике Беларусь, как составная часть институциональных преобразований всей экономики, началось в 1990 г. с принятием в этом году законов Республики Беларусь «О собственности в Республике Беларусь», «Об аренде», «О предприятиях в Республике Беларусь» и ряда нормативных актов по вопросам перехода республики к рыночной экономике и обеспечению социальной защиты граждан.
Обсуждение и результаты. С начала приватизационного процесса по сегодняшний день на территории Республики Беларусь реформи-
ровано 4322 государственных объекта, 2192 из которых преобразованы в открытые акционерные общества (ОАО), 563 объекта выкуплено трудовыми коллективами арендных предприятий, 973 объекта проданы на аукционе и 408 объектов проданы по конкурсу. Анализ итоговых показателей реформирования государственных предприятий по уровням собственности, приведенный на рисунке, показал незначительное опережение темпов реформирования объектов коммунальной сферы по сравнению с реформированием предприятий республиканской собственности.
5GG
g 4GG
,й
и
т
я 3GG &
п
о
&
О 2GG
в
н
с
D
| 1GG о
457
2GG
57
184
14G
1G4
412
53
и
39G
98
38G
97
2G1
1G6
156
125
52
89
1G5
94
51 Г 2719 і і 37 п
2GG5 2GG9 2G11
Годы
I I Предприятия республиканского уровня собственности
I I Предприятия коммунального уровня собственности
Динамика преобразования государственных предприятий в структуры рыночного типа
Это явление объясняется преобладанием в приватизационном процессе небольших по численности и первоначальной стоимости предприятий коммунальной собственности со средней численностью работающих от 40 до 100 человек.
Анализ способов приватизации государственной собственности как на республиканском, так и коммунальном уровне показал, что лидирующие позиции из всех регламентированных законодательством способов занимает создание на базе государственных и арендных предприятий ОАО (47,7% от общего количества). Следующие позиции с точки зрения предпочтений в выборе способа реформирования занимает продажа объектов государственной собственности на аукционной и конкурсной основе -более 34% от общего количества реформированных предприятий. Удельный вес выкупленного членами трудовых коллективов государственных и арендных предприятий государственного и арендованного имущества от общего количества реформированных предприятий составляет 3,4% и 14,2% соответственно. Частными лицами выкуплено только 2 государственных предприятия.
Первоначально акционированию как способу преобразования предприятий государственной собственности в структуры рыночного типа не отдавалось особого предпочтения. За 19911992 гг. только 7 предприятий государственной формы собственности (2,8% от общего количества) преобразовано в ОАО. Активизация перехода государственных предприятий на акционерную форму хозяйствования посредством их реформирования приходится на 1993 г., за который уже 71 государственное предприятие, в основном республиканского уровня собственности, преобразовано в акционерные общества открытого типа.
В 1994-1995 гг. преобразование государственных предприятий в ОАО явилось преобладающим способом реформирования - создано 473 ОАО. Это составило соответственно в среднем 42,7% и 55,3% от общего количества реформируемых предприятий. 1996-1997 гг. отмечаются в основном завершением акционирования объектов, находящихся в коммунальной собственности. В ОАО преобразовано 145 и 111 предприятий промышленного сектора экономики соответственно. С 1998 г. наметился постепенный спад темпов реформирования госсобственности.
Снижение активности проведения приватизационных процессов в республике в большей степени вызвано как запрещением использова-
ния трудовыми коллективами приватизируемых предприятий заемных средств, включая кредитные ресурсы банков, для приобретения принадлежащих государству акций и введением моратория на обращение акций, приобретенных за именные приватизационные чеки «Имущество», так и влиянием экономических факторов, которые были вызваны разрушением союзных производственно-хозяйственных связей, финансово-банковской системы, а в результате - снижение эффективности деятельности предприятий и увеличение убыточных производств. В сложившихся условиях большинство коллективов государственных и арендных предприятий предпочли сохранение существующего статуса своих предприятий, созданного количества рабочих мест и получение гарантированного размера заработной платы.
Начало ХХ1 века отмечается проведением «точечной» приватизации. Она заключается в создании акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом на базе крупных государственных промышленных комплексов (ПО «Нафтан» и ПО «Полимир» - г. Новопо-лоцк, ПРУП «Азот» и РУП «ГПО «Химволок-но» - г. Гродно и др.). При реформировании крупных имущественных комплексов предполагается использовать концепцию длительного приватизационного цикла при тщательном подборе стратегических инвесторов. В этом случае привлечение инвестиций в бюджет республики или в развитие акционированных предприятий осуществляется поэтапно, начиная со стадии реализации принадлежащих государству пакетов акций под выполнение конкретных инвестиционных проектов и заканчивая их продажей в процессе проведения второй и последующих эмиссий. Ожидается, что акции создаваемых таким образом акционерных обществ в перспективе могут выйти на мировой уровень с высокой капитализацией средств. Контрольные пакеты акций в стратегически значимых отраслях останутся в собственности государства.
Выкуп государственного и арендованного имущества членами трудовых коллективов государственных и арендных предприятий был наиболее популярным способом приватизации. Только в первые три года реформирования госсобственности было выкуплено 124 предприятия, что составляет 89,2% от общего количества приватизированных таким способом предприятий. Выкуп государственного и арендованного имущества, осуществляемый в основном по инициативе небольших по численности трудовых коллективов, и создание на его базе
народных предприятий - оправданы. У этого способа приватизации есть ряд преимуществ, например таких, как стартовые финансовые средства будущих собственников, возможность сохранения ими рабочих мест, а также уже сложившиеся отношения в трудовых коллективах. Позже выкуп государственного и арендованного имущества в связи с ростом инфляционных процессов превратился для членов трудовых коллективов и других покупателей, с одной стороны, в затратный механизм по оплате зачастую морально устаревшего и изношенного имущества за денежные средства. С другой стороны, использование выкупа в определенной степени явилось ограничительным фактором участия в приватизационных процессах альтернативных покупателей государственного и арендованного имущества, в т. ч. иностранных инвесторов. В результате в 1996-2011 гг. государственное имущество работниками предприятий не выкупалось, а выкуп арендованного имущества по сравнению с 1991 г. сократился на 39,2%. В целом за весь приватизационный период членами арендных трудовых коллективов выкуплено 724 предприятия, что составляет около 17% от общего количества реформированных предприятий, 78% из которых - предприятия коммунального уровня собственности.
Продажа объектов государственной собственности на аукционных и конкурсных торгах (с условиями или без них) явилась основным способоми проведения малой приватизации. При продаже объектов по конкурсу или на аукционе с условиями от покупателя требовалось принятие одного или нескольких обязательств, таких как сохранение назначения или профиля объекта приватизации на определенный срок, сохранение или создание новых рабочих мест, выполнение конкретных инвестиционных программ и т. д.
Динамика приватизации объектов государственной собственности на аукционной основе свидетельствует о преимущественном использовании способа в 1993-1998 гг. За этот период на аукционах продано 857 объектов. Такой результат был достигнут в основном за счет продажи небольших по численности и первоначальной стоимости объектов коммунальной собственности. Основная их масса - это объекты торговли, бытового обслуживания, общественного питания и др. Если в 1998 г. был достигнут своеобразный рекорд в проведении аукционных торгов, результатом которых явилась продажа 163 объектов коммунального уровня собственности, что составило 59% от общего количества реформированных за этот год объектов, то в 1999 г. коли-
чество проданных на аукционе объектов снизилось в 2,7 раза. Последующие годы также отмечаются снижением регулярности проведения аукционных торгов и продажей в среднем по 15 объектов за год. В 2004 г. на аукционе реализовано только 2 объекта коммунального уровня собственности. К настоящему времени на аукционах продан всего 981 объект, 973 из которых относились до продажи к коммунальному уровню собственности.
Что касается конкурсных сделок по продаже государственных объектов, то несмотря на значительный их удельный вес в 1991-1992 гг. (23,9% от общего количества приватизированных), количество проданных объектов в среднем за год составило чуть более 15 единиц. Результативным периодом проведения конкурсных торгов является 1994 г., за который продано 96 объектов, 97% из которых - объекты коммунального уровня собственности. В последующие три года количество реализуемых на конкурсной основе объектов уменьшилось почти в 3 раза и составило 115. Обращают на себя внимание незначительные объемы продаж государственных объектов собственности на условиях конкурса в последние годы осуществления приватизационного процесса. Так, за 2003-2005 гг. на конкурсных торгах продано только 13 объектов коммунального уровня собственности. В целом на сегодняшний день число проданных объектов достигло 425, что составляет около 10% от общего количества преобразованных в частные структуры предприятий, 96% из которых относятся к объектам коммунального уровня собственности.
Региональное распределение приватизационных процессов по территории республики показало, что лидирующие позиции по участию в приватизационном процессе государственного имущества занимает г. Минск, на который приходится более одной четвертой всех реформированных предприятий республиканского и около 16% - коммунального уровня собственности. Причины привлекательности -в повышенной роли столицы в информационном и денежном обороте и др. Следующие позиции с точки зрения региональных преобразований в количественном исчислении занимают Брестская и Гродненская области. Общая доля названных регионов составляет чуть более 30% от общего количества реформированных предприятий республики, из которых 80% относится к коммунальному уровню собственности.
В отраслевом разрезе реформирования малых предприятий государственной собственности
самым высоким спросом пользуются предприятия торговли (приватизировано 1267 ед., 94,6% из которых составляют объекты коммунального уровня собственности). В сфере бытового обслуживания частными стали 459 объектов предпринимательской деятельности, общественного питания - 254, где почти все реформированные предприятия в недавнем прошлом находились в коммунальной собственности (98%). Исследование количественных показателей приватизации предприятий сферы общественного питания и бытового обслуживания в динамике показало, что темпы активности реформирования объектов названных сфер деятельности по времени совпадают с динамичностью становления частного сектора экономики в торговой сфере. Приватизация предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания осуществлялась преимущественно путем продажи на аукционе (с условиями или без) или по конкурсу. При продаже объектов указанных отраслей по конкурсу или на аукционе с условиями от покупателя требовалось принятие одного или несколько обязательств, таких как сохранение назначения или профиля объекта приватизации на определенный срок, сохранения числа рабочих мест, выполнение конкретных инвестиционных про-
грамм и т. д. Следует отметить, что не все выставляемые для продажи, в том числе неоднократно, объекты находили своих покупателей. В целом по промышленности реформировано 1293 (в основном крупные по размерам) предприятия, более половины из которых (58%) составляют предприятия агропромышленного комплекса. Меньше всего потенциальных хозяев и инвесторов привлекает строительство (292 предприятия), жилищно-коммунальное хозяйство (103 предприятия), транспорт и связь (81 предприятие), совхозы и госхозы (13 предприятий).
Заключение. Результаты проведенного исследования способов приватизации государственной собственности как на республиканском, так и коммунальном уровне, региональной и отраслевой структуры распределения приватизационных процессов по территории республики показали, что процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности не решает всех проблем, связанных с имуществом, но является ключевым, отправным моментом проведения экономических реформ, обеспечивающих реальное многообразие форм собственности и хозяйствования на территории республики.
Поступила 01.03.2012