Научная статья на тему 'Особенности трансформации государственной собственности в Оренбургской области'

Особенности трансформации государственной собственности в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапаева М. Г., Бурдыгин В. А.

В статье на основе проведенного анализа чекового и денежного этапов приватизации в Оренбургской области выявлены особенности трансформации государственной собственности в данном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности трансформации государственной собственности в Оренбургской области»

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье на основе проведенного анализа чекового и денежного этапов приватизации в Оренбургской области выявлены особенности трансформации государственной собственности в данном регионе.

Во второй половине прошлого века начался и в настоящее время продолжает свое развитие процесс трансформации типа общественного развития. При этом глубинной сутью указанного процесса является трансформация отношений собственности. Изменения в отношениях собственности в зависимости от их характера могут ускорять и углублять наметившиеся тенденции социально-экономической трансформации или, наоборот, сдерживать и вызывать их отклонения и деформации.

Трансформация отношений собственности может осуществляться в двух формах, если частная собственность преобразуется в государственную, то речь идет о национализации в различных ее проявлениях, когда же собственность трансформируется в обратном направлении, можно смело говорить о приватизации. Конец XX века как в странах с рыночной, так и в странах с плановой экономикой прошел под знаком глобальной трансформации государственной собственности, т. е. приватизации. Нами приватизация определяется как одна из форм трансформации отношений собственности, характеризующаяся сокращением доли государственного сектора в экономике страны и реализующаяся путем передачи объектов из государственной в частную собственность.

Концепция проведения приватизации в Российской Федерации предусматривает два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. При этом определены их временные рамки: чековый этап с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; денежный - с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Несмотря на то, что приватизация в Оренбургской области является неотъемлемой частью процесса трансформации государственной собственности в Российской Федерации, она имеет и свои особенности (см. табл. 1).

Особенности приватизации в Оренбуржье связаны с этапами, условиями, вариантами, отраслевой структурой, нормативно-правовым регулированием процесса преобразования отношений собственности в регионе: два этапа приватизации; отсутствие квалифицированных кадров

для проведения приватизации; неучастие иностранных инвесторов в приватизации; высокий удельный вес предприятий, акционированных с использованием первого варианта льгот; продажа крупных предприятий топливно-энергетического, металлургического и машиностроительного комплексов; отсутствие на чековом этапе областной программы приватизации.

По мнению А. Радыгина, В. Шупыро, В. Кошкина, Р. Нуреева, а также ряда других экономистов, приватизация в России включала такие этапы, как спонтанный, чековый и денежный. В Оренбуржье такой этап, как спонтанный (1987-1992 гг.) нами из периодизации процесса приватизации на территории области исключен по причине отсутствия фактических данных о противоправном отчуждении государственного имущества в указанный период.

Начало реализации концепции приватизации в Оренбургской области осуществлялось в следующих условиях: а) избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов в области, что неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам; б) область не располагала квалифицированными

Таблица 1. Особенности приватизации в Оренбургской области

Россия Оренбургская область

Этапы приватизации Спонтанный, чековый, денежный Чековый и денежный

Условия приватизации - наличие в крупных регионах квалифицированных специалистов в сфере приватизации - участие иностранных инвесторов в приватизации - отсутствие квалифицированных кадров для быстрого и качественного решения задач приватизации - иностранные инвесторы не участвовали в приватизации региональных предприятий

Варианты приватизации - первый вариант - 24% - второй вариант - 75% - третий вариант - 1% - первый вариант - 27% - второй вариант - 72% - третий вариант - 1%

Отраслевая структура Приватизация во многих регионах включала как продажу небольших предприятий торговли, общественного питания , бытового обслуживания, так и крупных промышленных предприятий Приватизация проходила под знаком продажи крупных предприятий топливно-энергетического комплекса с сохранением значительного пакета акций в государственной собственности

Нормативно- правовое регулирование Процесс приватизации регулировался нормами федерального законодательства и региональными актами (региональные программы приватизации) Процесс приватизации на чековом этапе регулировался исключительно федеральными нормативными актами. Областная программа приватизации была принята только на денежном этапе приватизации

кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качественного решения задач приватизации; в) в области отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач приватизации, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения; г) иностранные инвесторы не проявляли должного интереса к приватизации в области.

Несмотря на то, что Государственная программа приватизации 1992 г. предусматривала, что Советы народных депутатов субъекта РФ вправе были принять местную программу приватизации, в Оренбургской области указанная программа на протяжении всего чекового этапа приватизации так и не была принята. Поэтому процесс регулирования чековой приватизации в области был полностью подчинен нормам и правилам, установленным федеральным законодательством.

К началу приватизации в Оренбургской области действовали 3148 государственных и муниципальных предприятий, а также организаций с самостоятельным балансом. С учетом постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 указанные предприятия подразделялись: а) федеральные - 586; б) областные - 672; в) муниципальные -1890.

В ходе чекового этапа в Оренбургской области было приватизировано 1356 предприятий, из них: путем продажи на конкурсах и аукционах - 46%; путем выкупа трудовыми коллективами арендованного имущества - 36%; путем продажи акций акционерных обществ открытого типа - 18%. Населению области было выдано 2 193 603 приватизационных чека, а собрано в качестве средств платежа 1 448 344 ваучера. Доходы от приватизации составили 20912,7 млн. руб., из них 28,5% от реализации муниципального имущества и 71,5% соответственно от реализации государственной собственности.

Разработанная модель чековой приватизации предусматривала три основных варианта приватизации, различающихся между собой набором льгот, предоставляемых работникам предприятий. Приватизация в Оренбуржье проходила при следующих значениях вариантов льгот: первый - 27%, второй - 72%, третий - 1% (по России первый вариант - 24%, второй вариант - 75%, третий вариант - 1%).

Приватизация крупных промышленных предприятий топливно-энергетического комп-

лекса, металлургии и машиностроения была связана со следующими особенностями:

- приватизация всех предприятий топливно-энергетического комплекса проходила путем акционирования с предоставлением трудовым коллективам первого варианта льгот и сохранением значительного пакета акций в федеральной собственности (от 38% в уставном капитале предприятий нефтяного комплекса до 51% в электроэнергетике);

- приватизация предприятий металлургического комплекса проходила путем акционирования при выборе трудовыми коллективами второго варианта льгот, за исключением Медногорского медно-серного комбината, где было принято решение о выпуске «золотой акции» и выбран первый вариант льгот (табл. 2);

- приватизация предприятий машиностроения области отличалась большим разнообразием как по способам приватизации, так и по наборам льгот, представленным трудовым коллективам.

Несмотря на то, что чековая приватизация способствовала формированию в области многоукладной экономики и широкого слоя частных собственников, ее недостатки заключались в следующем:

- в рамках централизованных и жестко регламентированных форм и методов разгосудар-

Таблица 2. Приватизация предприятий металлургии в Оренбургской области

Орско- Халиловский металлургический комбинат Комбинат «Южуралникель» 1 « || 8 о Л О йо г*3 Ю и о Медногорский медно-серный комбинат Гайский завод по обработке цветных металлов

Форма собственности федеральная

Балансовая стоимость основных фондов на 01.07.1992 г. (тыс. руб.) 1527137 471447 270490 128179 132525

Среднесписочная численность работающих, чел. 25567 12083 6012 3528 1468

Способ приватизации акционирование

Уставный капитал (тыс. руб.) 913594 599737 308849 166852 106464

Номинальная стоимость акции (руб.) 1000 1000 1000 100 1000

Вариант льгот, выбранный трудовым коллективом второй второй второй первый второй

Распределение акций: - проданы (переданы) трудовому коллективу (%) - закреплены в федеральной собственности (%) - проданы на чековом аукционе (%) 51 20 29 51 20 29 51 20 29 40 31 29 51 20 29

Выпуск «золотой акции» нет нет нет да нет

ствления отсутствие областной программы приватизации не способствовало учету социальноэкономических, национальных и иных особенностей региона;

- по причине слабого развития рыночных механизмов и отсутствия способов реальной оценки активов приватизируемых предприятий последние были проданы за ничтожно малые деньги;

- преимущественные права трудовых коллективов и преобладающее акционирование предприятий с использованием второго варианта льгот привели к дискриминации работников бюджетной сферы области и отказу внешних инвесторов вкладывать деньги в предприятия, находящиеся под контролем трудовых коллективов;

- распределение собственности в рамках созданных акционерных обществ при неспособности членов трудовых коллективов сформировать консолидированный пакет акций способствовало появлению формальных, а не реальных и, как следствие, неэффективных собственников.

В ходе анализа денежного этапа приватизации на территории Оренбургской области за 1995-2003 гг. установлено, что темпы процесса приватизации с 1995 г. начали существенно снижаться, а за 1996-1998 гг. и за 1999-2000 гг. было приватизировано соответственно 5,6% и 0,15% от общего количества приватизированных предприятий. В структуре приватизированных предприятий по способам приватизации преобладают предприятия, проданные на аукционе или конкурсе - 64%, а также арендованные с правом выкупа - 28%. Доходы от приватизации за 1998-2002 гг. составили 161 835 тыс. руб.

Наиболее ощутимые и болезненные для Оренбургской области последствия утраты государственного контроля возникли вследствие продажи в 2000 г. пакета акций ОАО «Оренбургская нефтяная акционерная компания». Учрежденная в 1994 г. ОАО «ОНАКО» являлась региональной компанией, которая была призвана обеспечить надежное топливоснабжение предприятий промышленности и сельского хозяйства региона. Все предприятия ОАО «ОНАКО» являлись градообразующими. На долю ОАО «ОНАКО» приходилось около 40% поступления налогов в консолидированный бюджет области. Итоги коммерческого конкурса по продаже 85% пакета акций компании были подве-

дены 19 сентября 2000 г. Победителем коммерческого конкурса было признано ЗАО «Евро-ТЭК», предложившее за пакет акций 1080 млн. долл. при стартовой цене 425,25 млн. долл. От продажи государственного пакета акций ОАО «ОНАКО» в бюджет Оренбургской области поступило дополнительных доходов в сумме 2990 млн. руб.

Особенности приватизации в Оренбургской области на денежном этапе связаны главным образом с продажей земельных участков. Проблема приватизации земли уходит корнями в 1992-1993 гг., когда в ходе обвальной кампании по разгосударствлению большинство промышленных объектов было приватизировано без продажи земельных участков. В итоге объекты недвижимости, техника и продукция находились в частной собственности, а земельные участки по-прежнему принадлежали государству либо муниципальным образованиям. Такая двойственность явно не согласовывалась с понятием предприятия как целостного имущественного комплекса. Проблему, безусловно, видели и даже закладывали определенный механизм преодоления, но реально приступить к ее решению в Оренбуржье удалось не так давно.

В Оренбуржье с 2001 г. в связи с принятием Земельного кодекса РФ продажа земельных участков стала одним из главных направлений приватизации. В Оренбуржье был отработан и, с учетом происходящих изменений правовых актов, методической базы и нарабатываемой практики, постоянно совершенствуется порядок рассмотрения заявлений, подготовки и принятия решений о приватизации земельных участков собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений.

Комплексная работа администрации области в 2003 г. позволила вовлечь в процесс приватизации земельных участков кроме комитета по управлению госимуществом 44 муниципальных образования против 33 в 2002 г. и 1 в 2001 г. соответственно. В результате совместной работы с администрациями муниципальных образований в 2002-2003 гг. удалось добиться значительного увеличения по сравнению с 2001 г. поступлений доходов от приватизации земельных участков в бюджеты всех уровней. Основные показатели, характеризующие динамику приватизационного процесса земельных участков на территории области, отражены в таблице 3.

В 2003 г. в связи с изменением нормативов по распределению средств от продажи земель-

ных участков, находящихся в государственной собственности, уменьшились по сравнению с 2002 г. и размеры соответствующих доходов областного и федерального бюджетов. Поступления доходов от приватизации земли в основном были обусловлены сделками, совершенными комитетом по управлению госимуществом области и областным отделением фонда федерального имущества, а также администрациями городов Оренбурга, Орска, Бузулука, Бугу-руслана, Новотроицка, Сорочинска и Оренбургского, Новоорского, Бузулукского, Саракташ-ского районов.

Несмотря на то, что в результате трансформации государственной собственности негативные тенденции стали преобладающими, сейчас в Оренбуржье все-таки наблюдаются и процес-

Таблица 3. Приватизация земельных участков в Оренбургской области в 2001-2003 гг.

2001 г. 2002 г. 2003 г.

Рассмотрено заявлений 11 1304 2860

Приватизировано земельных участков (шт/га) 7/0,98 1178/528,28 2635/457,58

Получено денежных средств от приватизации государственных и муниципальных земель (тыс. рублей) 1035,38 79334,79 52674,09

Перечислено денежных средств от приватизации государственных и муниципальных земель - всего (тыс. рублей) 900,75 78825,41 50908,50

в том числе: в муниципальные бюджеты 724,77 39667,40 42410,47

в бюджет области в федеральный бюджет 72,48 103,50 27767,18 11890,83 2044,15 6453,88

сы развития экономически здорового предпринимательства, а также формируются элементы прогрессивной социальной структуры.

Список использованной литературы:

1. Казанцев С. Смена формации // ЭКО. - 2003. - №3. - С. 61-85.

2. Нуреев Р., Рунов А. Россия: неизбежна ли деприватизация? // Вопросы экономики. - 2002. - №6. - с. 18-28.

3. Об итогах приватизации в РФ и основных направлениях ее дальнейшего проведения // Российский экономический журнал.-1999. - №2. - С. 33-41.

4. Отчеты комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области за 1994-2003 гг.

5. Радыгин А. Российская приватизация: национальная трагедия или институциональная база постсоветских реформ? - Мир России, 1998, т. 7, №3, с. 3-32.

6. Управление государственной собственностью. / Под ред. В.И. Кошкина. - М., 2002. - 663 с.

7. Шупыро В. Преобразования государственной собственности в период экономических реформ. - М., 1997. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.