Научная статья на тему 'Особенности и результаты приватизации государственных предприятий России (на примере Астраханской области)'

Особенности и результаты приватизации государственных предприятий России (на примере Астраханской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1914
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРИВАТИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / "НОВАЯ" ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акмаева Раиса Исаевна, Зубанов Степан Алексеевич

Раскрываются содержание и отличительные черты отдельных этапов эволюции процесса приватизации государственных предприятий в России на примере Астраханской области. Акцентируются просчеты и недостатки в осуществлении приватизационных процессов, подчеркивается важность знания этих "эмпирических неправильностей", что позволит более обоснованно подойти к решению вопросов приватизации "новой" государственной собственности в российских регионах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disclose the contents and characteristics of individual stages of the evolution process of privatization of state enterprises in Russia by the example of the Astrakhan region. Stresses the failures and shortcomings in the implementation of privatization processes, emphasizes the importance of knowledge of these "empirical irregularities". This will allow a more reasonable approach to addressing the new privatization of state property in Russia's regions.

Текст научной работы на тему «Особенности и результаты приватизации государственных предприятий России (на примере Астраханской области)»

периодах времени t5, ?6, 17 оборотные средства на конец периода меньше нуля, что говорит о том, что организации нужно будет брать дополнительные заемные средства.

С помощью моделирования распределения доли возврата возмещений по трансферту во времени можно найти такое состояние системы, при котором установленные ограничения будут выполняться. Один из примеров такого распределения и соответствующие показатели деятельности компании представлены в табл. 4. Полученное распределение денежных потоков организации удовлетворяет установленным критериям. Таким образом, используя механизм трансфертных цен и моделируя распределение доли возврата возме-

щения по трансферту во времени можно управлять системой денежных потоков организации в пределах допустимых значений показателей деятельности этой организации.

Таким образом, подтверждено следующее. Использование механизма трансфертных цен -весьма удобный инструмент управления предприятием через его контрактную систему с целью повышения экономической эффективности его деятельности, позволяющий моделировать нелинейную экономическую динамику предприятия как базу для оценки экономической эффективности формируемой системы контрактов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Плещинский А.С. Оптимизация межфирменных взаимодействий и внутрифирменных управленческих решений. М.: Наука, 2004.

2. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Под ред. Г.Б. Клейнера.

М.: Наука, 2002.

3. Ольве, Нильс-Горан, Рой, Жан Ветер Магнус.

Оценка эффективности деятельности компании:Практ. руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с англ. М.: Изд. дом "Вильямс", 2003.

УДК 338.45:332

Акмаева Р.И., Зубанов С.А.

особенности и результаты приватизации государственных предприятий России (на примере Астраханской области)

Приватизация государственной и муниципальной собственности - один из трех "китов", обеспечивающих переход страны от централизованной плановой экономики к рыночной наряду с либерализацией ценообразования и становлением конкуренции среди хозяйствующих субъектов. Формирование рыночных мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рациональных структурных сдвигов в экономике возможно было лишь на пути реформирования отношений собственности, т. е. приватизации государственного и муниципального имущества. В рыночной экономике именно частная собственность и мотивации частных собственников при принятии решений определяют динамику производства, инновационную и инвестиционную активность как на уровне отдельного бизнеса, так и экономики в целом.

Однако приватизация в трансформационной экономике занимает особое место в отличие от

любых мероприятий в области приватизации, которые и сейчас осуществляются в странах Запада и в развивающихся странах, поскольку права собственности представляют собой основу современной системы хозяйствования. В этом заключается принципиальное отличие приватизационного процесса как квинтэссенции реформы собственности в постсоциалистических странах от проведения приватизационных мероприятий в рамках уже существующей рыночно-конкурен-тной среды [1].

Уже начиная с 1994-1996 годов стали выходить в свет первые монографии, посвященные анализу качественных итогов приватизации в России, вопросам трансформации структуры собственности и вытекающих отсюда проблем функционирования нового корпоративного сектора экономики [2]. Российская промышленность почти 20 лет преодолевает последствия выбранной

в начале 90-х годов прошлого века инсайдерской приватизационной модели, которая препятствует выходу предприятий на рынок акций и привлечению новых внешних собственников. Известны оптимистичные оценки роли промышленных или промышленно-банковских групп вокруг крупных экспортеров для России [3]. Но, соглашаясь или не соглашаясь с этими оценками, сам процесс консолидации собственности крупными российскими корпорациями следует признать объективно неизбежным [4].

Актуальность изучения вопросов о том, насколько правильным был выбор модели для России, позитивен или негативен эффект приватизации, каковы перспективы системной трансформации в этой области реформ, усиливается в условиях осмысления итогов текущего экономического кризиса. Знание важнейших аспектов эволюции отечественной приватизации и прежде всего "эмпирических неправильностей" позволит более обоснованно подойти к решению вопросов приватизации "новой" государственной собственности в российских регионах, возникшей в результате текущего финансового и экономического кризиса.

По мнению А. Радыгина, системная трансформация в сфере отношений собственности в переходной экономике включает в себя три ключевых этапа: первый (краткосрочный), содержащий: а) "техническую" приватизацию как внеэкономический волевой акт и б) интенсивное формирование новых институтов и образование "критической массы" частных и квазичастных предприятий; второй (среднесрочный), содержащий: а) перераспределение прав собственности после первичной технической приватизации и б) упорядочивание хаотичного вмешательства в этот процесс государства и постепенное его самоустранение как субъекта собственности; третий (долгосрочный), содержащий: а) полноценную экономическую реализацию новых отношений собственности; б) стабильное самовоспроизводство этих отношений через новую систему хозяйства и новую институционально-правовую среду; в) экономическая эффективность на микро- и макроуровнях [5].

На наш взгляд, весь период осуществления процесса приватизации в России можно подразделить на следующие четыре этапа соответственно действующим на каждом выделенном этапе законодательным и нормативным документам по приватизации:

1. "Ваучерная" приватизация (1991-1994 гг.). Закон РФ "О приватизации государственной и муниципальной собственности в РФ" от 17 июля

1991 г. и "Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ на 1992 год".

2. Постчековая, или "денежная", приватизация (1994-1997 гг.). "Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года".

3. Этап "индивидуальных" проектов приватизации крупных предприятий (1997-2001 гг.). Закон РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ".

4. Этап приватизации согласно закону о приватизации (2001 г. - по н. в.). Закон РФ №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ".

Ваучерная приватизация началась 19 августа

1992 года в соответствии с указом Президента РФ. Каждый гражданин России получил на руки ваучер номиналом 10000 рублей (в ценах 1992 года)*, который он мог использовать четырьмя возможными способами: обменять свой ваучер на акции предприятия, где работал, по закрытой подписке; участвовать во Всероссийском специализированном чековом аукционе; купить акции чекового инвестиционного фонда; продать чек на черном рынке. Основная масса ваучеров (148 млн) была выдана с 1 октября 1992 года по 31 января

1993 года.

К середине 1994 года чековая приватизации была завершена, и две трети бывшей государственной собственности оказались в частных руках. В акционерные общества были преобразованы 14000 комбинатов - это 70 % российской промышленности. Формально цель создания экономики, основанной на частной собственности, была достигнута в исторически сжатые сроки.

Программа ваучерной приватизации предусматривала три основных варианта приватизации, различающихся между собой набором льгот, предоставляемых трудовым коллективам предприятий. По первому варианту члены трудового коллектива имели право на получение бесплатно 25 % привилегированных (без права голоса) акций типа "А" (но не более чем на 20 МРОТ на каждого работника). Кроме того, они могли приобрести до 10 % обыкновенных

* Размер средств, приходящихся на одного гражданина, определялся путем простого деления стоимости подлежащего разделу государственного имущества (федеральная собственность) в сумме 1,5 триллиона рублей на общую численность населения (около 150 миллионов человек).

голосующих акций со скидкой 30 % от их номинальной стоимости (с возможностью оплаты ваучерами), но не более, чем 2000 МРОТ на одного человека. До 5 % обыкновенных акций могли приобрести по номиналу должностные лица администрации. Первый вариант, названный "директорским", выбирали коллективы крупных предприятий, которые не могли мобилизовать собственные средства для выкупа значительного количества акций. В Астраханской области число предприятий, выбравших данный вариант льгот, составило, как и в стране в целом около 17 %.

Второй вариант льгот давал возможность трудовым коллективам приобрести по закрытой подписке 51 % акций по цене, близкой к номиналу (с коэффициентом в 1,7), с оплатой половины необходимой суммы ваучерами. Остальная часть акций оставалась в распоряжении фонда госимущества, в том числе для продажи на чековых аукционах, коммерческих и инвестиционных конкурсах. В целом по стране около 78 % всех акционированных в результате приватизации предприятий выбрали данный вариант льгот, в Астраханской области - 74 %.

По третьему варианту инициативная группа должна была заключать соглашение с фондом госимущества о реорганизации предприятия (недопущение банкротства) сроком на один год. Одно из условий такого соглашения - вложение каждым членом группы личных средств в размере не менее 200 МРОТ Если через год условия соглашения были выполнены, то члены инициативной группы получали право на приобретение 20 % (с 1994 года 30 %) обыкновенных акций по номинальной стоимости. Кроме того, трудовой коллектив в целом получал право на приобретение еще 20 % обыкновенных акций. Данный вариант льгот был выбран в Астраханской области только двумя предприятиями.

Результаты приватизации на первом этапе на 01.07.1994 г. в Астраханской области характеризуются следующими данными:

из 1167 государственных и муниципальных предприятий, состоящих на самостоятельном балансе со стоимостью имущества около 8 млрд руб., приватизировано 760 предприятий, в том числе зарегистрировано 233 акционерных обществ, общей стоимостью имущества 6861 млн р. (или 85 % от стоимости имущества предприятий, состоящих на самостоятельном балансе);

проведено 274 чековых аукциона, на которые выставлялись 215 акционерных обществ (средний курс аукциона составил 8,7 акции на чек);

продано акций на чековых аукционах на сумму 3571000 тыс. р. (в том числе 2 289 519 штук акций РАО "Газпром" при курсе 2600 акций на один чек), при этом общее количество чеков, принятых в оплату акций, составило 8439692 единицы;

населению области было выдано 1013 тыс. чеков, принято в счет оплаты всех объектов приватизации (т. е. погашено) 509160 тыс. чеков;

количество предприятий, подлежащих обязательному акционированию, - 24, в том числе из них приватизировано по первому варианту льгот - 5, по второму - 19, по третьему - 1;

количество предприятий, акционированных по решению трудового коллектива и комитета по управлению имуществом (ГКИ) - 209, в том числе из них приватизировано по первому варианту льгот - 32, по второму - 151, по третьему варианту - 1;

объектов приватизации с нулевым вариантом льгот - 25.

Данные о ходе "малой" приватизации по региону на 01.10.1994 г. приведены в табл. 1. Из данных, приведенных в табл.1, видно, что темп "малой" приватизации в Астраханской области по отдельным отраслям значительно опережал приватизацию в целом по РФ.

Итоги первого, "ваучерного", этапа приватизации государственных предприятий в отраслевом разрезе в Астраханской области приведены в табл. 2.

Таблица 1

Итоги "малой" приватизации по Астраханской области на 01.10.1994 г.

Отрасль Количество предприятий отрасли Доля приватизированных предприятий, %

всего приватизированных по России по области

Торговля 301 188 76,48 62,45

Общепит 74 42 67,05 56,75

Бытовое обслуживание 114 173 76,19 100

Итого 489 403 74,91 82,41

Примечание. Начальная цена предприятий составляла 136,048 млн р., продажная - 3113,085 млн р.

Таблица 2

Основные показатели хода приватизации по отраслям в Астраханской области на 01.07.1994 г.

о сл

Произ- Сельско- Авто- Роз- Бы- Неза-

Показатели Легкая Пищевая Строительство водство стройматериа- хозяйственные пред- транспорт и авторе- ничная торговля Оптовая торговля Общепит товое обслужива- вершенное строи- Прочие Всего

лов приятия монт ние тельство

Реализовано заявок 5 5 51 4 10 6 197 8 46 178 12 31 553

Денежные

средства, полученные от приватиза- 107,1 268,6 161,8 579 42,3 42,3 2725,2 36,9 278,2 102,8 15,9 443,9 4283,3

ции, млн руб.

Поступление

средств чеками, 326,1 786,4 315,4 63,9 129,2 89,4 56,5 20,9 4,2 32,2 8,15 1945, 3778,068

тыс. чеков

Стоимость

имущества проданных предпри- 238,9 787,5 536,1 51,2 160,3 132,1 71,1 58,8 6,3 43,05 8,9 3119,7 5214,1

ятий, млн руб.

Количество

госпредприятий, преобразованных 5 36 27 7 33 23 9 3 1 2 84 230

в АО

Количество госпред- - 3 1 1 - - 1 - - - - 5 11

приятии, находя-

щихся в аренде,

в т.ч. в аренде

с выкупом - 1 1 1 4 6

Официальным началом второго этапа приватизации считается 1 июля 1994 года. Этот этап, рассчитанный на период до конца 1997 года, должен был решить проблему формирования слоя так называемых "эффективных собственников". На этом этапе приватизации чековые аукционы были заменены специализированными денежными аукционами по продаже акций, на которых участие в аукционе определялось путем подачи заявок с указанием общей суммы платежа и количества приобретаемых акций, а все победители аукциона получали акции по единой цене. Остальные способы приватизации на данном этапе остались прежними: аукцион; коммерческий конкурс; инвестиционный конкурс; акционирование; выкуп арендованного имущества.

Данные о результатах "малой" приватизации в Астраханской области на втором, "денежном", этапе приведены в табл. 3.

Особенность данного этапа приватизации - отрицательная динамика темпов приватизации как в целом по РФ, так и по Астраханской области, что свидетельствует о завершении к началу 1998 года процессов активной приватизации. Это объясняется тем, что большинство предприятий уже стали акционерными обществами (с начала приватизации в регионе их было создано 255). Динамика приватизации государственных и муниципальных предприятий за период с 1992 по 1997 годы представлена в табл. 4.

Сводный отчет о ходе приватизации в Астраханской области на втором этапе на 1 января 1998 года (нарастающим итогом с 1992 года) включает следующие результаты: всего государственных предприятий на самостоятельном балансе - 393; подано заявок на приватизацию - 992; отклонено заявок на приватизацию - 92; находятся в стадии реализации - 18; реализовано заявок на приватизацию - 882; продажная цена приватизи-

рованных объектов - 63196,6 млн р.; стоимость имущества проданных предприятий - 5282 млн р.; предприятия, преобразованные в акционерные общества - 269; предприятия, находящиеся на аренде - 3, в том числе на аренде с последующим выкупом - 3.

Если в 1996 году закончили приватизацию 26 предприятий и объектов, находящихся на территории области, из них 5 федеральной, 3 областной и 18 муниципальной форм собственности, то в 1997 году - 27: два предприятия федеральной собственности (ГП Проектно-технологический трест "Оргтехводстрой" и ППБУ "Шельф-7") и 25 муниципальной.

На начало 1998 года в области было приватизировано 899 предприятий и объектов, из их 44 % приходится на долю предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, 16 % - на долю промышленности и 11 % - на долю строительства. Основным вариантом льгот, используемым трудовыми коллективами при акционировании предприятий, по-прежнему являлся второй, предусматривающий возможность выкупа членами трудового коллектива и приравненными к ним лицами до 51 % акций приватизируемого предприятия. Данный вариант льгот был выбран трудовыми коллективами 74 % акционерных обществ Астраханской области.

В структуре приватизированных предприятий заметную роль играют объекты "малой" приватизации, т. е. предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В госсобственности области остается около 30 % предприятий и организаций, в число которых входят предприятия просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, имеющие важное социально-экономическое значение для региона. Основной целью на данном этапе приватизации в регионе стало привлечение инвестиций

Таблица 3

Итоги "малой" приватизации по Астраханской области на 01.10.1997 г.

Отрасль Количество предприятий отрасли Доля приватизированных предприятий

всего приватизированных по России по области

Торговля 275 224 85,41 81,45

Общепит 70 52 84,82 74,28

Бытовое обслуживание 196 181 82,27 92,34

Итого 541 457 84,89 84,47

Примечание. Начальная цена предприятий составляла 1742,888 млн р., продажная - 9 572,51 млн р.

Таблица 4

Приватизация предприятий в Астраханской области в 1992-1997 гг.

Год Количество приватизированных предприятий (нарастающим итогом) Удельный вес общего количества приватизированных предприятий от общего числа предприятий (нарастающим итогом), %

1992 124 6

1993 556 27

1994 787 43,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1995 853 52,6

1996 879 54,2

1997 899 70,0

для развития приватизированных предприятий. Так, в 1997 году под гарантию администрации Астраханской области девяти крупным АО были выданы кредиты на общую сумму 44131,4 млн р. (в ценах до деноминации).

На третьем этапе приватизации стал действовать новый закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ" (№ 123-ФЗ, подписанный Президентом РФ 21 июля 1997 г.), который вступил в силу со 2 августа 1997 года. Согласно новому законодательству приватизация, во-первых, должна осуществляться в соответствии с "прогнозом" и ежегодно утверждаемой Государственной думой программой, в которой предусматривается список приватизируемых в течение года объектов и список стратегических объектов, приватизация которых запрещена; во-вторых, расширен набор методов приватизации; в-третьих, введены коммерческие конкурсы с инвестиционными (социальными) условиями, а инвестиционные конкурсы отменены.

На данном этапе единая приватизационная политика по существу трансформировалась в спонтанный процесс остаточной приватизации. Правительство по-прежнему рассматривало приватизацию как средство решения бюджетных проблем, но опыт прежних лет продемонстрировал низкую эффективность для бюджета массовых продаж в ходе "денежной" приватизации, поэтому на третьем этапе приватизационных процессов в России было принято решение обеспечить поступление в бюджет средств за счет нескольких крупных сделок с помощью индивидуальных проектов приватизации.

Фонд госимущества (ФГИ) Астраханской области согласно своим функциям выставлял на продажу пакеты акций приватизируемых предприятий, используя главным образом в ка-

честве способов продажи специализированный денежный аукцион и денежный аукцион. Кроме того, ФГИ осуществлялась продажа земельных участков, находящихся под приватизированными предприятиями, предприятий-должников и имущества (активов) действующих предприятий и организаций. Причинами низкой активности выкупа собственниками объектов приватизации земельных участков являлись: высокая цена земли, отсутствие у предприятий необходимых для выкупа средств, а также неурегулированность многих нормативных вопросов по земле.

Если в 1998 году общая сумма средств, полученных Фондом госимущества от продажи объектов приватизации, составила всего 1090 тыс. р., то в 2001 году размер средств, полученных от приватизации, составил уже 35856,69 тыс. р. На конец третьего этапа приватизации, по состоянию на 01.01.2002 г., в Астраханской области было приватизировано 901 предприятие, что составило 74,6 % от общего количества предприятий, находящихся на самостоятельном балансе.

Принятие в 2001 году нового закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (№ 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г.) -важный шаг в развитии приватизационных процессов в стране, ознаменующий начало четвертого этапа приватизации. Существенное отличие нового законодательства состоит в передаче права принятия большинства решений о приватизации исполнительной ветви власти - правительству и президенту. Если законодательством 1997 года предусматривалось, что Государственная дума ежегодно с бюджетом должна утверждать закон о программе приватизации с перечнем крупных АО, госпакеты которых правительство намерено продать, то теперь Правительство РФ само ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответству-

ющий год, издавая нормативные правовые акты по вопросам приватизации, принимая решения об условиях приватизации и осуществляя контроль. В новом законе существенно расширены способы приватизации государственной собственности, сделан акцент на применение аукционных методов продажи, снижение барьеров и повышение прозрачности приватизационных процедур.

В Астраханской области в соответствии с законом приватизация областного имущества осуществляется согласно прогнозному плану (программе) приватизации областного имущества на соответствующий период. В прогнозном плане (программе) приватизации указываются задачи приватизации, прогноз поступления денежных средств в областной бюджет от продажи областного имущества, а также характеристика этого имущества. В прогнозный план (программу) приватизации может быть включен рекомендуемый способ приватизации в отношении отдельных объектов областного имущества.

В порядке, установленном правительством Астраханской области, без включения в прогнозный план (программу) приватизации может приватизироваться, во-первых, лишь областное имущество (за исключением имущественных комплексов областных унитарных предприятий, объектов культурного наследия регионального значения), нормативная цена которого не превышает 1000-кратного размера минимальной оплаты труда, установленного федеральным законодательством на дату приватизации; во-вторых, земельные участки, на которых расположено недвижимое имущество, приобретенное из областной собственности в собственность гражданами или юридическими лицами в порядке приватизации.

В соответствии с планом (программой) приватизации государственного имущества Астраханской области на 2003-2004 годы областной бюджет получил от приватизации имущества 10,2 млн р. В 2007 году поступления в областной бюджет в виде арендных платежей, реализации земельных участков и имущества составили 422,6 млн р. (110,6 % к уровню предыдущего года).

В целях приведения нормативных актов Астраханской области в сфере управления государственной собственностью и земельных отношений в соответствии с изменениями действующих законодательств Российской Федерации и Астраханской области в 2007 году был принят ряд постановлений правительства Астраханской области, в частности: "О Порядке отчуждения государственного имущества Астраханской об-

ласти"; "О передаче в доверительное управление имущества, находящегося в государственной собственности Астраханской области"; "О раскрытии информации о государственной собственности Астраханской области"; "Об условиях принятия решения об участии Астраханской области в акционерных обществах" и др.

В Реестре государственного имущества Астраханской области на 01.01.2008 г. числилось 218 областных государственных учреждений и 47 исполнительных органов государственной власти Астраханской области, у которых в оперативном управлении находится 2666 объектов недвижимости балансовой стоимостью 17,1 млрд р. В хозяйственном ведении 57 областных государственных предприятий закреплено 1067 объектов недвижимости балансовой стоимостью 0,6 млрд р. Казна Астраханской области насчитывает 759 объектов недвижимости, 504 единицы движимого имущества, а также 360 земельных участков. Кроме того, в Реестре учтено 31 хозяйственное общество, в уставном капитале которых доля областной собственности составляет 0,14 млрд р.

В настоящее время территориальное Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, как и на предыдущих этапах приватизации, обеспечивает проведение на территории региона единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений в целях реализации системного и планового подходов к приватизационному процессу в отношении федерального имущества, расположенного на территории области. Очевидно, что именно на данный орган государственного управления ляжет наибольшая экономическая и социальная ответственность за разработку наиболее эффективных подходов к приватизации возросшей в результате текущего экономического кризиса государственной собственности.

По экспертным оценкам только 15% приватизационных сделок в 1992-1996 годах были совершены без нарушения существующих законов. Результаты анализа процессов приватизации государственной собственности в России за период 1993-2003 годов, приведенные в известной экспертно-аналитической записке Счетной палаты РФ (2004 г.), свидетельствуют, что, несмотря на выявленные многочисленные нарушения в процессе приватизации и недостаточность законодательной базы, все это не может служить основанием для отмены либо пересмотра итогов приватизации в целом, даже результатов пресловутых "залоговых аукцио-

нов": "Законодательство периода 1992-1994 гг. носило внутренне противоречивый характер, а приватизационная практика не соответствовала декларируемой идеологии (формирование "эффективного" собственника, повышение эффективности деятельности предприятий и создание социально ориентированной экономики)" [6]. Общеизвестно, что отчуждение федеральной собственности на залоговых аукционах было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер (банки "кредитовали" государство государственными же деньгами) [7].

Таким образом, анализ существующих тенденций в сфере изменения собственности в промышленности Астраханской области также показывает, что, несмотря на устойчивость инсайдерской структуры собственности в условиях отсутствия реального спроса на промышленные активы, постепенное "размывание" инсайдерского доминирования, тем не менее, продолжается в направлении консолидации собственности крупными корпорациями (не только частными). Весьма отрицательную роль в этом играет так называемый глобальный капитал (термин Дж. Сороса), под которым понимается сосредоточение в руках космополитичных экспортеров нефти и газа сотен миллиардов "свободных" нефтедолларов, не связанный с какой-либо страной (сектором экономики) и перемещающийся по всему миру под влиянием финансовой конъюнктуры. Формированию глобального капитала, характеризующегося разрушительным потенциалом, как показал текущий кризис, способствовало смягчение государственного регулирования финансовых рынков. Как показал кризис, в условиях дерегулирования институциональная структура

во всех развитых странах, включая Россию, "выталкивает наверх" особенно агрессивных, алчных и неразборчивых в средствах предпринимателей, готовых на неоправданный риск и обход законов [8].

Результатами "новой" приватизации российских предприятий в условиях посткризисного развития должно стать повышение эффективности производства, возрождение социальной ответственности у топ-менеджмента компаний, реструктуризация и закрытие неэффективных предприятий. Нет сомнений в том, что мировой финансовый и экономический кризис резко актуализирует проблему социальной и сознательной ответственности топ-менеджмента и собственников российских предприятий. Уже многие отечественные компании осознали, что социальная ответственность является необходимым условием достижения конкурентоспособности и важнейшим фактором формирования и развития эффективного менеджмента на предприятиях. Между тем, как показывает современная практика, топ-менеджмент некоторых предприятий, стремящийся к максимизации текущей прибыли в краткосрочном периоде, полностью забывает о социальной ответственности бизнеса. По нашему мнению, в условиях кризиса эффективные отечественные менеджеры должны использовать экономический кризис, чтобы добиться нового качества бизнеса на основе возвращения в менеджмент ценностей самоограничения, морали, личной ответственности за результаты деятельности компаний перед государством и обществом, возрождения социальной ответственности и социальной сознательности как альтернативы экономическому эгоизму и приоритету максимальной прибыли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Радыгин А.Д. Российская приватизация: национальная трагедия или институциональная база постсоветских реформ? // Мир России. 1998. № 3. Т. VII. С. 3-32.

2. Радыгин А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М.: "Республика", 1994.

3. Дынкин А., Соколов А. Российский бизнес - прорыв к модернизации страны. М.: ВШБ МГУ; ИМЭМО РАН; ИКСИ, 2001.

4. Российская промышленность: институциональное развитие. Вып. 1 / Под ред. Т.Г. Долго пятовой. М.: ГУ-ВШЭ. 2002. С. 17-63.

5. Радыгин А., Архипов С. Тенденции в струк-

туре собственности, интенсивность корпоративных конфликтов и финансовое состояние предприятий: эмпирический анализ и проблемы государственного регулирования // Научные труды РЕЦЭП. М., 2001.

6. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 гг. (экспертно-аналитическое мероприятие). М.: Изд-во "Олита", 2004.

7. Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма. М.: Междунар. отношения, 2004.

8. Ольсевич Ю. Психологические аспекты современного экономического кризиса // Вопросы экономики. 2009. № 3. С. 39-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.