ции домашних хозяйств.
ской теории СПбГУЭФ.
Юлия Ивановна Ситникова — аспирантка кафедры общей экономиче-
В 2008 г. с отличием окончила СПбГУЭФ.
Автор 9 публикаций.
Область научной специализации — потребление, сбережения, инвести-
Ю.И. СИТНИКОВА
ЭВОЛЮЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ*
Актуальность изучения поведения потребителя определяется его центральным местом в экономической теории. Так, в российской экономике расходы домашних хозяйств играют чрезвычайно важную роль, поскольку они составляют чуть более половины валового внутреннего продукта. На основе ретроспективного и компаративного анализа направлений и этапов развития экономической мысли во взаимосвязи с социально-экономическими условиями жизнедеятельности уточним сущность потребления домохозяйств.
Анализ зарубежной и отечественной литературы показал разнообразие подходов к понятийному аппарату исследования при формировании общности представлений и появлении работ междисциплинарной направленности. Следует подчеркнуть, что разнообразие подходов представителей различных экономических школ объективно обусловлено постановкой альтернативных задач, вариативных исходных предпосылок, поэтому сегодня необходим синтез концептуальных положений различных научных школ для обеспечения теоретической обоснованности значимости потребления домашних хозяйств в экономической системе.
В эпоху меркантилизма интерес к потреблению проявлялся через изучение торгового баланса, а именно: производственное потребление внутреннего продукта рассматривалось как способствующее увеличению торгового сальдо; непроизводственное потребление импортного продукта вело к ухудшению торгового баланса. В то время экономическая мысль подошла к осознанию важнейшего механизма рыночной экономики — кругооборота доходов как фактора внутреннего спроса и, соответственно, стимула экономического роста.
В наиболее значительных работах представителей классической экономический школы потребление рассматривается преимущественно как использование созданных в производстве благ и антипод сбережению. Представления о потреблении претерпели значительную эволюцию, начиная с А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, С. Сис-монди, К. Маркса. С одной стороны, они рассматривали потребление как утилизацию, исчезновение, физическое уничтожение вещи или пользование услугой, прямую экономическую потерю. С другой стороны, потребление — процесс использования благ, созданных в процессе производства и обеспечивающих существование общества, поэтому оно является экономическим процессом и связано с производственными отношениями. Потребление опосредуется доходами и следует за ними. В условиях развивающегося товарного производства производство постепенно трансформируется в предложение, а потребление в спрос.
Потребление у классиков экономической мысли выступает как следствие производства. Проблема связи производства и потребления представлена в основном через соотношение потребления со сбережением и накоплением. А именно, в экономике потребление и сбережение — взаимоисключающие процессы. Потребление есть уменьшение сбережений, а сбережение означает отказ от потребления. Одни исследователи (А. Смит, Ж.Б. Сэй) утверждали, что поощрение сбережений и отказ от потребления увеличивают «богатство народов», а предложение в экономике важнее спроса. Другие (Д. Рикардо, Т. Мальтус, С. Сисмонди), наоборот, поощряли потребление и рассматривали кризисы перепроизводства и недопотребление трудящихся классов как следствие чрезмерной бережливости предпринимателей [1].
ГРНТИ 06.58.55
© Ю.И. Ситникова, 2011
* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Л.А. Белоусовой.
В изучении проблем потребления в политической экономии XIX в. главное место занимало исследование поведения экономического субъекта с точки зрения его отношения к вещам, поэтому следующим шагом в исследовании потребления стало рассмотрение его как отношения человека к вещи, направленного на получение полезности. Основные различия между исследователями наблюдались лишь в разработке самой категории «полезность». В этот период происходило становление экономической теории как научной дисциплины, начавшееся с изучения поведения не производителя, а потребителя, причем преимущественно с субъективно-психологической стороны.
Новое понимание предмета политической экономии связано с представлением о нем как науке об удовлетворении потребностей (Г. Госсен, УС. Джевонс). В становлении теории потребления важнейшую роль сыграл утилитаризм (И. Бентам), провозгласивший, что благо есть наслаждение, получаемое от потребления. Г. Госсеном впервые были сформулированы общие закономерности индивидуального потребления, получившие впоследствии название «законов Госсена» и ставшие теоретическим основанием неоклассической теории потребления. Потребление, таким образом, превратилось в раздел экономической теории, имеющий свои законы, а значит, появилась теория потребления.
Важнейшей целью исследования становится понятие полезности. Одним из главных исходных моментов новой теории является разграничение общей и предельной полезности. Основными достижениями в развитии теории потребления стали маржиналистская теория поведения потребителя в виде экономико-математической модели, а также теория спроса.
Сама категория «полезность» как цель потребителя подвергается анализу, систематизации, уточняется ее смысл. Исходя из представлений ведущих экономистов данного периода, полезность предстает как совокупность ряда определений:
— комплекс качеств, присущих предметам потребления как элементам воспроизводственного процесса;
— все то, что человек стремится максимизировать, исходя из соображений собственной потребительской выгоды;
— способность вещи удовлетворять потребность, а не способность приносить пользу;
— основа для соизмерения благ;
— экономическое значение вещи, выраженное через систему субъективных оценок;
— функция запаса определенного блага Х;
— функция сочетания нескольких предпочитаемых благ при ценовом и бюджетном ограничениях потребителя;
— максимальная цена спроса.
Для макроэкономического подхода характерно рассмотрение потребления как взаимодействия автономного потребления и потребления, зависимого от уровня располагаемого дохода [4]. На макроуровне потреблению экономисты первоначально придавали пассивную роль и рассматривали его как сальдо, определяемое взаимодействием сбережений и инвестиций. Согласно такому подходу индивид начинает со сбережений, а оставшуюся часть тратит на потребление. Значительный шаг в развитии теории потребления сделан Дж.М. Кейнсом, предложившим понятие функции потребления как общей характеристики предпочтений потребителей на макроуровне, отражающей наличие двух видов потребления — автономного и зависимого от уровня располагаемого дохода. Кейнс изобразил капиталистическое производство как непосредственно подчиненное потреблению и зависимое от склонности к потреблению и от объема национального дохода. В этой функции потребление связано не только с уровнем располагаемого общественного дохода, но и с действием других факторов, среди которых — благосостояние, налоги, потребительская задолженность, ожидания и др. Важно то, что, в отличие от представителей классической школы, предлагавших стимулировать сбережения и рассматривать потребление как непроизводительное расходование, Кейнс выдвинул тезис о необходимости стимулирования спроса и потребления и предложил государству принять в этом активное участие [2].
В дальнейших исследованиях Дж. Дьюзенберри, Ф. Модильяни и М. Фридмена главную роль в развитии теории потребления сыграло исследование фактора дохода и динамики личного потребительского спроса. Было выявлено, что спрос является дискретной во времени функцией изменения дохода. Учет фактора времени показал зависимость потребительского спроса не только от уровня абсолютного дохода, рассматриваемого Кейнсом, но и от структуры доходов потребителей и его видов: «перманентного» и «преходящего», «текущего» и «максимального» и т. п. Было также доказано, что поведение потребителей является социально обусловленным и отражает объективные особенности массового поведения.
Так, например, экономические воззрения институционалистов в сфере потребления отвергают методологический индивидуализм. Они считают, что потребление зависит от принадлежности индивида к социальной группе и обусловлено культурой, нормами и т. д., т. е. институтами. Теория институционализма включает в себя анализ транзакционных издержек, связанных с процессом обмена и сменой собственности.
Согласно теории функционального потребления товары как таковые не являются непосредственными объектами предпочтения, полезности или благополучия, но имеют характеристики, которые непосредственно связаны с интересами потребителя. В теории «технологий потребления» К. Ланкастера предполагается, что потребитель имеет упорядоченное предпочтение на множестве всех векторов характеристик и его цель — приобрести наиболее
желательный набор характеристик при ограничениях, определяемых ситуацией [3]. Спрос потребителя на товары возникает вследствие того, что у них есть определенные характеристики и спрос является производным. Ряд видов возможностей потребительской деятельности образует технологию потребления. Технология потребления связывает, с одной стороны, товары, а с другой — характеристики. Потребитель выбирает подходящие для него наборы характеристик из доступного множества, в результате чего значения эффективности возрастают — это радикальный отказ от традиционной теории.
Подводя итоги исследования, отметим, что под потребительским поведением принято понимать процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров и услуг с учетом цен и своего бюджета. В процессе принятия потребительских решений домохозяйства делают выбор между текущим и будущим потреблением. Сбережения домохозяйств составляют значительную часть в объеме валового сбережения и инвестиций государства, являясь главным фактором, определяющим рост будущих доходов и потребления.
Анализ экономической литературы показал, что потребление домохозяйств следует определять как сложное многоаспектное и многофакторное экономическое явление, которое имеет многообразные формы проявления, представляющие собой совокупность экономических отношений, возникающих между субъектами экономической системы по поводу использования полезных свойств того или иного блага, сопряжено с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием стоимости данного блага в условиях ограниченности ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. История экономических учений: учебное пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2003. 784 с.
2. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / пер. с англ. Н.Н. Любимова. М.: Гелиос АРВ, 2002. 352 с.
3. Ланкастер К. Перемены и новаторство в технологии потребления. Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2000. 380 с.
4. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебное пособие / А.А. Никифоров, О.А. Антипина, Н.А. Миклашевская; под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и Сервис, 2008. 534 с.
ВВ. СМИРНОВ
Виктор Васильевич Смирнов — аспирант кафедры международных экономических отношений СПбГУЭФ.
В 2007 г. окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Автор 1 публикации.
Область научной специализации — международные экономические отношения.
^ ^ ^
ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ*
В России постепенно утрачиваются конкурентные преимущества, связанные с относительно недорогими энергоресурсами и дешевой рабочей силой. Среди отраслей российской экономики пока наиболее конкурентоспособны экспортоориентированные сырьевые и энергетические отрасли и те, которые уже базируются на сравнительно новых технологиях. Однако возможности увеличения экспортного потенциала ограничиваются высокой удельной капиталоемкостью такого развития.
ГРНТИ 06.51.25
© В.В. Смирнов, 2011
* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.И. Евдокимова.