Научная статья на тему 'Эволюция подходов к концептуальному обоснованию стратегии развития природно-ресурсного региона (на материалах Сахалинской области)'

Эволюция подходов к концептуальному обоснованию стратегии развития природно-ресурсного региона (на материалах Сахалинской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН КАК СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филобокова Л.Ю., Лемдяева Л.А.

Рассмотрены концептуальные подходы к обоснованию стратегии развития социально-экономических систем отдельных регионов. Для такого природно-ресурсного региона как Сахалинская область цель формирования концепции развития заключается в обосновании и последующей реализации стратегии, основанной на использовании конкурентных преимуществ (ресурсный потенциал), повышении уровня конкурентоспособности региональной экономики при соблюдении принципа триединства целей (экономических, социальных, экологических).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филобокова Л.Ю., Лемдяева Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция подходов к концептуальному обоснованию стратегии развития природно-ресурсного региона (на материалах Сахалинской области)»

15(150) - 2010

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ЭВОЛЮЦИЯ подходов К КОНЦЕПТУАЛЬНОМУ ОБОСНОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Л. Ю. ФИЛОБОКОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита E-mail: filobokova@list.ru Кисловодский институт экономики и права

Л. А. ЛЕМДЯЕВА, преподаватель Южно-Сахалинского промышленно-экономического техникума, аспирант Кисловодского института экономики и права E-mail:milalem@rambler.ru

Рассмотрены концептуальные подходы к обоснованию стратегии развития социально-экономических систем отдельныхрегионов. Для такого природно-ресурсного региона, как Сахалинская область, цель формирования концепции развития заключается в обосновании и последующей реализации стратегии, основанной на использовании конкурентных преимуществ (ресурсный потенциал), повышении уровня конкурентоспособности региональной экономики при соблюдении принципа триединства целей (экономических, социальных, экологических).

Ключевые слова: регион как социо-эколого-эко-номическая система, эволюция подходов, стратегия развития.

Наличие фундаментальных подходов к обоснованию концепции устойчивого развития на мега- и макроуровнях в настоящее время сочетается с практическим отсутствием системных теоретико-модельных представлений о механизмах управления устойчивым развитием социально-экономической

системы мезоуровня. Концептуальные основы управления устойчивым развитием социально-экономических систем отдельныхрегионов, хотя и учитывают общероссийские подходы к управлению устойчивым развитием, тем не менее формируются под влиянием особенностей системной организации экономики конкретного региона. Общемировые процессы глобализации и регионализации, с одной стороны, и процессы рыночной трансформации экономики, модернизации федеративных отношений в России, с другой — детерминируют их разнонаправленное и противоречивое воздействие на устойчивость развития региональных социально-экономических систем в рамках единого национального рыночного пространства.

Проблема обеспечения устойчивого развития на мега- и макроуровнях рассматривается преимущественно с позиции антропоцентрического подхода, акцентирующего внимание на согласовании целей социально-экономического

развития с ограниченной емкостью экологической системы. Не принижая значимости экологической составляющей устойчивого развития, отметим, что особая роль региона обусловлена тем, что региональное хозяйство представляет собой целостную воспроизводственную систему, в рамках которой осуществляется воспроизводство самой социально-территориальной общности, совокупного регионального продукта, удовлетворяющего общественные потребности, а также факторов его производства. Воспроизводственный подход к устойчивому развитию социально-экономической системы региона позволяет представить ее как целостную систему во всей многогранности экономических, инновационных, социальных и экологических особенностей развития, обеспечивает реализацию принципа системности в изучении проблем устойчивого развития.

Устойчивое развитие отечественной экономики, обеспечивающее сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения природно-ресурсного потенциала, является стратегической задачей государства.

Системное достижение поставленной цели предполагает переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития, что может быть обеспечено в первую очередь за счет устойчивого развития природно-ресурсных регионов, играющих все возрастающую роль в формировании доходной части бюджета государства.

По мнению авторитетных ученых-экономистов, за последние более чем 120 лет экономического освоения и развития Дальнего Востока представляется возможным выделить две длинные волны «экономической динамики»: 1890—1928 гг. и 1930—2006 гг. Первая волна была связана с первоначальным освоением (колонизацией) региона, а вторая — с его индустриальным развитием, при этом обе волны имеют одинаковую структуру (рис. 1).

1928 — 1930гг. явились рубежом перехода от одной комбинации факторов производства к другой. Главное изменение касалось перехода от сельскохозяйственного типа колонизации к индустриальному развитию,

70

60

50

40

30

20

10

что означало, с одной стороны, существенное увеличение доли капитала, а с другой стороны — кардинальное увеличение масштабов применяемых факторов производства. Изменения коснулись и природно-ресурсной основы индустриального развития — в экономический оборот были вовлечены новые виды сырья, и масштабы эксплуатации сырьевых ресурсов были существенно увеличены. Все это знаменовало переход от одной длинной волны (1890-1928гг.) к другой (1928-2006гг.). В то же время смена технологий не была связана с массовыми инновациями. Причина заключалась в смене институционального режима функционирования национальной экономики вообще и Дальнего Востока в частности.

Критичность государственных вложений в региональную экономику подтверждается сравнением военных периодов в экономической истории Дальнего Востока(1914—1922и 1941—1945 гг.). В первый из этих периодов ресурсы перестали поступать, и регион пережил кризис с длительным восстановительным периодом. Во втором случае государственные ресурсы не переставали поступать в регион, и положительная динамика экономики не прерывалась.

Промышленный рост на Дальнем Востоке на протяжении всей истории его колонизации и развития определялся позицией государства в сфере распределения общественных финансово-экономических ресурсов:

• поддержание государственными ресурсами положительных приростов затрат факторов производства в регионе означало длительный рострегиональной экономики;

• прекращение государственного финансирования регионального развития приводило к кризису или стагнации регионального производства.

20 000 18 000 16 000 14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0

1890 1900 1913 1923 1928

1940 1950 1960 1964 1975 1985 1991 1999 2005 2006

Рис. 1. Динамика промышленного производства наДальнем Востоке (в ценах 1926 г.), млн руб.

В течение всего периода освоения и развития Дальнего Востока был разработан и реализован ряд концепцийрегиональногоразвития (табл. 1).

Анализ эволюции подходов к концептуальному обоснованию развития природно-ресурсного региона, занимающего 36,4% территории страны, позволяет сделать заключение о том, что в течение длительного периода времени формирование хозяйственной системы Дальнего Востока, в том числе и Сахалинской области, происходило в соответствии со стратегическими целями и задачами развития национальной экономики. В зависимости от изменения внешних и внутренних условий изменялись и мотивы поведения основных агентов, определявших региональное развитие, определялись результаты этого развития.

Эволюция подходов к концептуальному

Запасы топливно-энергетических и водно-биологических ресурсов Сахалинской области значительно превышают как современные, так и перспективные внутрирегиональные потребности и имеют большое значение как для Дальневосточного региона России, так и для соседних стран АТР. Несмотря на то, что по четырем экономическим кластерам области (экономическим районам — Северному, Центральному, Южному и Курильскому) в принятой Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года преобладает инновационно-технологический профиль экономической деятельности, фактически имеет место инерционный (энерго-сырьевой) сценарий развития.

Таблица 1

¡основанию развития Дальнего Востока

Период Название Содержание Целевые установки

1880-1918 гг. Концепция формирования военно-экономического форпоста Регион рассматривается как тыловая база армии и Тихоокеанского флота, резервная территория для аграрных переселений Военно-стратегические (охрана границ) и поддержание экономического равновесия за счет компенсации через государственные военные заказы производства рентабельных товаров (работ, услуг)

1922-1930 гг. Концепция развития сырьевой базы Развитие предполагалось без помощи Центра, за счет сосредоточения усилий на областяхде-ятельности, которые требовали минимальных усилий и могли быть быстро восстановлены Сохранение территорий за счет роста промышленности, эксплуатирующей богатые природные ресурсы региона

1930-1945 гг. Концепция военно-индустриальной базы на Тихом океане Трансформация экономики на индустриальный тип развития с акцентом на добывающий сектор и оборонную промышленность. В рамках планового нормативного регулирования капитальные и материальные ресурсы в основном поступают из Центра. Восстановление субсидий из государственного бюджета для компенсации разницы в тарифах (по транспортным расходам, на заработную плату, по тарифам на тепловую и электрическую энергию) Сохранение функций экономической базы для Тихоокеанского флота и Дальневосточного военного округа, поставка на внутрисоюзный рынок сырьевых ресурсов

1950 — конец 1960-хгг. Концепция развития экспортных сырьевых отраслей (сформулирована В. С. Немчиновым) Масштабное освоение природных ресурсов региона для обеспечения сырьем промышленности СССР и поставок на экспорт в условиях централизованного регулирования и контроля Восстановление ориентации региона на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в части неконкурентоспособного (по экономическим параметрам) для внутреннего рынка продукта. Поддержание потенциала оборонной промышленности СССР

Конец 1960-хгг. до начала рыночных реформ — 1987 г. Концепция комплексного развития Ускоренное развитие сырьевых отраслей экономики (рыбная, лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, цветная металлургия) с выделением из Центра значительных финансовых потоков на развитие. Попытка возродить комплексное (квазиавтономное) экономическое развитие в форме создания комплексирующих и вспомогательных производств в составе промышленного сектора (химическая, пищевая, газовая и нефтедобывающая промышленности) Интенсификация освоения природных ресурсов региона, ориентация как на внутренний рынок, так и на страны АТР

Окончание табл. 1

Период

Название

Содержание

Целевые установки

1987 г. — настоящее время

Концепция комплексного развития на основе тихоокеанской экономической интеграции

Обоснование долговременной программы комплексного развития производительных сил региона

Создание в регионе высокоэффективного народнохозяйственного комплекса, формирование собственной крупной ресурсной и научно-производственной базы

Концепция рыночного треугольника (формирование смешанной экономики)

Встраивание стимуляторов экспортоориенти-рованного производства

Построение сбалансированной системы трех рынков — внутрирегионального, внутрироссийского, межрегионального и рынка стран АТР и Северо-ВосточнойАзии

Концепция интеграции с зарубежными рынками посредством приоритетной кооперации с Китаем

Равная открытость российского дальнего Востока для экономического взаимодействия со всеми экономиками стран АТР, но акцент смещен на широкую интеграцию с экономикой Китая

Формирование единого экономического пространства Дальнего Востока с северо-восточными провинциями Китая

Концепция формирования инфраструктурных коридоров

Регион рассматривается как сырьевая база и магистральный коридор для передачи российских энергоресурсов и энергопродукции в страны АТР и Северо-Восточной Азии

Создание инфраструктуры для транзита топливно-энергетических ресурсов с целью превращения юга Дальнего Востока в мощнейший транспортно-энергетический транзитный полигон

Концепция формирования приграничной промышленно-сервисной дуги

Создание промышленно-экспортных зон, опирающихся на мощные промышленно-ло-гистические и сервисные узлы

Переход на переработку части поставляемого на экспорт сырья, переработка части поступающей из стран Восточной Азии импортной продукции

Признаками данного профиля экономической

деятельности региона являются:

• обеспечение роста ВРП за счет роста цен или экстенсивного увеличения объемов производства основных экспортируемых товаров на базе существующего портфеля ресурсов (нефть, газ, уголь, лес, рыба и морепродукты и т.д.);

• отсутствие существенных структурных преобразований.

Для данного варианта характерны следующие

черты и тенденции развития:

• сохранение сырьевой специализации экономики на внешних рынках, развитие региона как периферийной ресурсно ориентированной территории;

• заметное замедление темпов экономического роста (на 2—3 %), сворачивание ряда производств;

• продолжение миграционного оттока населения;

• преобладание вахтового метода размещения трудовых ресурсов;

• дальнейшая концентрация населения в городских населенных пунктах (особенно в областном центре — г. Южно-Сахалинск);

• отсутствие в отраслях существенных структурных преобразований, направленных на углубленную переработку ресурсов — товарная

структура производства остается практически неизменной, отраслями специализации остаются традиционные отрасли экономики; • отсутствие перспективы оживления инвестиционной деятельности.

Ряд таких признаков имеет место и, более того, сохранен в прогнозах развития региона до 2020 г. (табл. 2).

Как представляется, в основу концептуального обоснования подходов развития области заложены природные преимущества (природно-ресурсный потенциал), но не инновационно ориентированный тип развития, основанный на конкурентных преимуществах, при этом социальная и экологическая составляющие продолжают оставаться «болевыми точками» островного региона.

Правительство РФ своевременно поставило стратегическую задачу для всей страны — переход к инновационному развитию, что не только должно позволить диверсифицировать экономику и значительно сократить ее зависимость от добычи и экспорта природных ресурсов, но и повысить ее устойчивость к периодически возникающим проблемам в мировой экономике. Основной предпосылкой для создания инновационной экономики России и ее регионов является технологическая модернизация,

Таблица 2

Запасы, современная добыча и прогноз добычи основных видов природных ресурсов Сахалинской области

Природные ресурсы Оценочные запасы Объем добычи

2008 г. (факт) 2010 г. (прогноз)

Нефть 3,8 млрд т условного топлива; большей частью на шельфе 12,9 млн т, в том числе 11,1 млн т на шельфе 19,2 млн т, в том числе 17,1 млн т на шельфе

Газ 4 млрд т условного топлива; большей частью на шельфе 12,2 млрд м3, в том числе 4,0 млрд м3 на шельфе 18,9 млрд м3, в том числе 18,0 млрд м3 на шельфе

Уголь 9,6 млрд т условного топлива (каменный — 77,6%; бурый — 22,4%) 3,5 млнт 6,1 млн т

Морские биоресурсы Более 6,3 млн т промысловых рыб и беспозвоночных, при общем допустимом объеме улова более 1 млн т в год; 9,8 млн т водорослей при общем допустимом объеме добычи 2 млн т в год 482,6тыс. т 550,0тыс. т

стратегическая направленность на сокращение сырьевой зависимости и переход к технологически ориентированному сценарию развития.

В период интенсивного использования сырьевой базы конкурентные преимущества регионов могут быть достигнуты за счет сохранения качества, повышения эффективности использования национального природного богатства и сокращения негативного воздействия хозяйственной деятельности социума на окружающую природную среду.

Однако при этом результаты развития должны оцениваться не экономическими показателями деятельности хозяйствующих субъектов, а критериями социально-экономического развития, поскольку теоретическая модель устойчивого развития предполагает качественно новый этап социо-эколого-экономического взаимодействия, который характеризуется новыми методологическими подходами к практическому решению современных социальных и эколого-экономических проблем.

Подустойчивымразвитиемприродно-ресурсного региона предлагается понимать положительную динамику эволюции системы до состояния оптимизации основных ее параметров в условиях стабильности внутренней и внешней среды, переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, основанному на использовании конкурентных преимуществ и рациональном социо-эколого-экономическом взаимодействии, массовом внедрении энерго- и ресурсосберегающих технологий, изменении структуры экономики, личного и производственного потребления при сохранении благоприятной окружающей среды.

Принципами оптимального управления такой системой с целью обеспечения ее устойчивого развития являются:

• принцип триединства целей (экономических,

социальных, экологических);

• принцип учета региональных факторов.

В соответствии с первым принципом ни одна из перечисленных целей не может считаться абсолютной, т. е. следует говорить о реализации компромисса в виде разумного набора управленческих решений.

Второй принцип предполагает обязательный учет экономической специализации региона при разработке стратегии его перехода к устойчивому развитию.

Рассматривая регион как социально-экономическую систему мезоуровня и подсистему народного хозяйства, организованную на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда, необходимо выделить в ее составе пять основных подсистем, которые объединены основополагающим общим фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие всех подсистем — осознанной деятельностью населения данного региона (рис. 2).

Базовым периодом, послужившим отправной точкой для обоснования концепций и стратегии социально-экономического развития Сахалинской области до 2020г., послужил 2000г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка состояния базовых индикаторов социально-экономического развития Сахалинской области в 2000 г. (в сравнении со среднероссийскими данными и данными по Москве) представлена в табл. Зи4.

К базовым показателям комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ относятся:

П1 — ВРП надушунаселения,тыс. руб.;

П2 — объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. руб.;

ПЗ — объем внешнеторгового оборота на душу населения,долл. США;

П4 — финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения,тыс. руб.;

Системообразующая база

региона

Социально-экономическая система природно-ресурсного региона как объект управления с целевыми установками -устойчивое развитие

Системообслуживающий комплекс региона

Экология региона

Население региона

Инфраструктура регионального рынка

Осознанная социально-экономическая деятельность населения региона (интеллектуальный капитал)

Рис. 2. Социально-экономическая система природ-но-ресурсного региона

Таблица 3

Оценка базовых показателей социально-экономического развития Сахалинской области по состоянию на конец 2000 г.

Регион и его место Базовый показатель

в рейтинге П1 П2 ПЗ П4 П5 П6 П7 П8 П9 П10 П11

Среднероссийское значение 41,9 7,9 665 20,4 10,3 1,6 2,1 32,4 19,8 42,7 11,0

г. Москва (1-е место в рейтинге) 77,6 17,6 1 951,6 35,0 25,9 0,7 6,4 19,4 69,8 155,7 51,9

Сахалинская область (36-е место 48,6 13,7 1431,1 15,9 11,5 2,6 1,7 34,2 12,1 61,9 7,9

в рейтинге)

Отклонение от среднероссийских 6,7 5,8 766,1 -4,5 1,2 1,0 -0,4 1,8 -7,7 19,2 -3,1

значении

Отклонение от значений -29,0 -3,9 -520,5 -19,1 -14,4 1,9 -4,7 14,8 -57,7 -93,8 -4,4

по г. Москве

Таблица 4

Оценка сводного показателя развития отраслевой инфраструктуры Сахалинской области по состоянию на конец 2000 г.

Регион и его место в рейтинге Первичный индикатор Комплексная оценка

П12а П126 П12в П12г

Среднероссийское значение 156,1 665,4 81,4 240,4 0

г. Москва (1-е место в рейтинге) 220,0 730,0 181,2 421,0 29,3

Сахалинская область (36-е место в рейтинге) 161,7 620,0 42,4 214,9 -7,2

Отклонение от среднероссийских значений 5,6 -45,4 -39,0 -25,5 -7,2

Отклонение от значений по г. Москве -58,3 -119,0 -138,8 -206,1 -36,5

П5 — доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера);

П6 — уровень зарегистрированной безработицы, в процентах к экономически активному населению;

П7 — соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;

П8 — доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения;

П9 — суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете надушу населения,тыс. руб.;

П10 — основные фонды отраслей экономики (по остаточной балансовой стоимости в среднегодовом исчислении, полной балансовой стоимости,

с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения, тыс. руб.;

П11 — коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля);

П12 — показатель уровня развития отраслей инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов: 12а — обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (мест на 1 тыс. детей); \2б—выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (человекна Ютыс. жителей); \2в— обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на Ютыс. чел. населения); 12г — обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом (человек на Ютыс. жителей).

Показатели П1 — П11 условно можно обозначить индикаторами уровня экономического развития. На момент концептуального обоснования

и формирования федеральных программ, направленных как на выравнивание уровней социально-экономического развития регионов страны, так и на ускоренное развитие, Сахалинская область занимала 36-е из 88 мест рейтинговой оценки. Почти по всем базовым индикаторам оценки область значительно отставала от уровня развития Москвы и ряда других регионов, располагая при этом значительным природно-ресурсным потенциалом.

Несмотря на то, что область была отнесена к региону со средним значением параметров оценки, по отдельным показателям данные региона ниже среднероссийских значений:

• финансовая обеспеченность регионов (с учетом покупательной способности) на душу населения,тыс. руб.;

• соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума, %;

• общий объем розничного товарооборота и платных услуг (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения,тыс. руб.;

• коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля). Ниже среднероссийских

значений на конец 2000 г. были также индикаторы развития отраслевой инфраструктуры (социального развития):

• обеспеченностьдошколь-ными образовательными учреждениями (на 1 ООО детей дошкольного возраста);

• выпуск специалистов (человек на 10 тыс. жителей);

• обеспеченность лечебными амбулаторными учреждениями, посещений в смену на 10 тыс. жителей.

В сравнении с показателями развития отраслевой инфраструктуры г. Москва, Сахалинская область сущес-

твенно отставала в развитии по всем индикаторам оценки.

В рамках стратегического анализа представляется необходимым выделение двух подсистем показателей, характеризующих социальное развитие региона: позитивных, рост которых характеризует повышение социального положения объекта, и негативных, рост значений которых свидетельствует о снижении социального развития (рис. 3).

В сложившихся условиях проблемы инновационного развития приобретают для Сахалинской области острый характер, что обусловлено не только негативным воздействием мирового экономического кризиса, когда резко сократился спрос на сырье первого передела, но прежде всего

тем, что после выхода стран с развитой экономикой из экономического кризиса Россия и ее регионы могут остаться во втором эшелоне после них. Экономически развитые страны мира после окончания кризиса стремятся развиваться на новом технико-технологическом уровне.

Цель формирования концепции развития природно-ресурсного региона (Сахалинской области) заключается в обосновании и последующей реализации стратегии, основанной на использовании конкурентных преимуществ (ресурсный потенциал), повышении уровня конкурентоспособности региональной экономики при соблюдении принципа триединства целей (экономических, социальных, экологических).

Особенностью представленной концепции развития является то, что для реализации ее целевых установок требуется одновременное решение задач догоняющего (как ответ на существующие вызовы) и опережающего развития.

Стратегия развития предполагает выработку и обоснование мер по нейтрализации возмущающих воздействий (вызовов), исходящих со стороны внешней среды:

• усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и систем управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала (данный вызов исходит, прежде всего, со стороны стран АТР);

• ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста (это предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста региональной экономики, необходимым

для увеличения ее экономического веса в национальном хозяйстве и сокращения отставания по уровню развития);

• возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития (если в европейских странах с развитой инновационной экономикой и США нематериальные активы,

X

выступающие рыночными носителями, агентами, кровью рынка инновационных технологий, составляют 40—70% общей величины активов — валюты баланса, находящихся в собственности, пользовании и распоряжении хозяйствующего субъекта, то в Сахалинской области, поданным Счетной палаты, они едва достигают 0,2 %); • исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагруз-ки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов. Решение задач как догоняющего, так и опережающего развития предопределяет превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и конкурентоспособности.

Различные модели и теории интеллектуального капитала представляют собой обобщение практики управления факторами стоимости в конкретных компаниях, в том числе и в признаваемых малыми предприятиями. Практически все исследователи этого вопроса и менеджеры выделяют две составляющих интеллектуального капитала: человеческий капитал и структурный капитал (рис. 4).

Для переориентации экономики природно-ресурсного региона на инновационное развитие необходимо создание новой модели региональной экономики, которая наряду с проведением институциональных реформ потребует реализации системы стратегических проектов развития (рис. 5).

У вершины пирамиды стратегических проектов — стратегия устойчивого развития региона;

Рыночная стоимость

Финансовый капитал

Интеллектуальный капитал

X

Человеческий капитал

1

Структурный капитал

I

Клиентский капитал

1.

Организационный капитал

X

Инновационный капитал

1_

Процессный капитал

Рис. 4. Структура рыночной стоимости в модели «Skandia Value Scheme»

Л. Эдвинссона

СОВРЕМЕННЫЕ МИРОВЫЕ ПАРАДИГМЫ РЕГИОНА

КОНКУРЕНТНЫЕ

СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

РЕГИОН КАК СОЦИУМ

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

V V

РЕГИОН КАК РЫНОК

РЕГИОН КАК КВА-ЗИГОСУДДРСГВО

РЕГИОН КАК КВАЗИКОРПОРАЦИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ СТРАТЕГИЯ1. КАПИТАЛИЗАЦИИ РЕГИОНА \

' ^ IV1'

СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ

КОНКУРЕНЦИЯ НА ОСНОВЕ БОГАТСТВА

КОНКУРЕНЦИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ

КОНКУРЕНЦИЯ НА ОСНОВЕ ИНВЕСТИЦИЙ

КОНКУРЕНЦИЯ НА ОСНОВЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Рис. 5. Система стратегических проектов конкурентного развития природно-ресурсного региона

на среднем уровне — стратегия капитализации региона; на базовом уровне пирамиды — стратегия формирования региональных кластеров.

Высшие типы стратегий не могут быть применены, если не реализованы миссия и цели нижележащих стратегий, если экономика региона не обладает всеми необходимыми свойствами, формирующими благоприятную для инновационно ориентированного развития среду.

Для островной экономики характерна стратегия формирования региональных кластеров. В условиях высокой инвестиционной привлекательности региона (в том числе и для иностранного капитала) и благодаря реализуемым на Сахалине и Курильских островах транснациональным нефтегазовым проектам возможна трансформация (переход на более высокий уровень) стратегии конкурентного развития в стратегию капитализации региона.

Региональная экономика в значительной степени связана с природно-географическими факторами — наличием полезных ископаемых, других видов природных ресурсов, источников энергии, благоприятных условий географической среды. Это обусловливает более сильную зависимость уровня экономического развития региона от совокупности природных факторов и состояния окружающей среды. Природные ресурсы — один из важнейших факторов производства, и подтверждением значимости этого фактора для целей социально-экономического развития является тот факт, что большинство энергопроизводственных циклов Н. Н. Колосовского обусловлены фактом существования именно природныхресурсов.

Опираясь на методологию системного подхода, регион как географическое, социальное и экономическое понятие необходимо представить взаимодействующую с внешней средой систему. Элементами этой системы являются природные ресурсы (природные элементы), предприятия, предприниматели и производственные комплексы (экономические элементы), население (социальные элементы), экологические объекты (экологические элементы), между которыми имеются устойчивые связи и отношения. В процессе взаимодействия природных, экономических, социальных и экологических элементов возникает особая разновидность систем — социо-эколого-экономическая система, от концептуального обоснования (и последующей реализации) стратегии развития которой зависит возможность достижения гипотетической (желаемой) цели — повышение уровня конкурентоспособности региональной экономики и, как следствие — рост уровня и качества жизни населения.

Для обеспечения конкурентоспособности отраслей экономики Сахалинской области, качества жизни населения необходимо создать систему рационального природопользования, при которой:

• достаточно полно используются добываемые природные ресурсы и, соответственно, уменьшается количество потребляемых ресурсов;

• обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов;

• полно и многократно используются отходы производства.

Список литературы

1. Кетова Н., Овчинников В. Региональная экономика: универсальный учебный словарь. Ростов-на-Дону, 19967. С. 356.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662р.

3. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Министерство регионального развития РФ, 2005.

4. Минакир П., МихееваН. Пространственные трансформации в российской экономике. М.: Экономика.

5. Минакир П. Дальний Восток: реальные стратегии и мнимые программы // ВестникДВО РАН № 5. 2007.

6. ПортерМ. Конкуренция (пер. с англ.) /М.: Издатель-скийдом «Вильяме». 2005. 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.