Научная статья на тему 'Социально-экономические проблемы Дальневосточного федерального округа и перспективы кластерного развития региона'

Социально-экономические проблемы Дальневосточного федерального округа и перспективы кластерного развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1097
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ОКРУГ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИКА / ПОТЕНЦИАЛ / КЛАСТЕРЫ / КЛАСТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Черкасов И.Л., Абашкин В.Л.

В статье рассмотрены вопросы оценки природно-ресурсного потенциала Дальневосточного федерального округа (ДВФО), специфика экономико-географического положения региона в Северо-Восточной Азии, природно-климатические особенности данной территории. Анализируются социально-экономические проблемы важнейших отраслей специализации Дальнего Востока. Отмечается, что в целях устойчивого развития экономики округа принципиальное значение имеет реализация важнейших инвестиционных программ федерального значения в рамках отдельных субъектов Федерации в составе ДВФО. Показано, что формирование региональных кластеров является весьма перспективным направлением для развития экономики округа. Очерчен круг основных проблем для внедрения кластерных технологий в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические проблемы Дальневосточного федерального округа и перспективы кластерного развития региона»

13 (46) - 2009

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

социально-экономические проблемы дальневосточного федерального округа и перспективы кластерного развития региона

и.л. черкасов,

кандидат географических наук, доцент кафедры региональной экономики

в.л. абашкин,

аспирант

Финансовая академия при Правительстве РФ

В статье рассмотрены вопросы оценки природно-ресурсного потенциала Дальневосточного федерального округа (ДВФО), специфика экономико-географического положения региона в Северо-Восточной Азии, природно-климатические особенности данной территории. Анализируются социально-экономические проблемы важнейших отраслей специализации Дальнего Востока. Отмечается, что в целях устойчивого развития экономики округа принципиальное значение имеет реализация важнейших инвестиционных программ федерального значения в рамках отдельных субъектов Федерации в составе ДВФО. Показано, что формирование региональных кластеров является весьма перспективным направлением для развития экономики округа. Очерчен круг основных проблем для внедрения кластерных технологий в регионе.

Ключевые слова: Дальний Восток, округ, инвестиции, инфраструктура, экономика, потенциал, кластеры, кластерные технологии.

В состав Дальневосточного федерального округа (ДВФО) входят девять субъектов РФ — Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Сахалинская, Магаданская области и Камчатский край. Площадь федерального округа равна 6 215,9 тыс. км2, что составляет 36,4 % всей территории Российской Федерации. В то же время численность населения округа составляет всего 4,9 % к общероссийскому показателю, сокращаясь с 6,8 млн чел. на 1.01.2001 до 6,5 млн чел. на 1.01. 2006. Это привело к весьма

низкой степени заселенности территории округа (плотность населения составляет здесь 1,1 чел. на 1 км2) и недостаточно развитой сети городских поселений (70 городов, 255 поселков городского типа). Доля городского населения в ДВФО составляет 76 %.

В экономике страны ДВФО выделяется, прежде всего, наличием уникальных, имеющих мировое значение минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных и морских биологических ресурсов.

Здесь сосредоточено около 81 % запасов и почти 100 % добычи российских алмазов, 95 % — олова, 90 % — борного сырья, 80 % — сурьмы, 63 % — ртути, 41 % — плавикового шпата, 24 % — вольфрама, крупные запасы цинка, свинца, 33 % запасов и 50 % добычи золота, серебра, редкоземельных элементов и др.

В Дальневосточном федеральном округе имеются крупные запасы железной руды, угля (40 % учтенных в России запасов), нефти и природного газа. Многие месторождения полезных ископаемых расположены в труднодоступных и малонаселенных районах, где практически нет транспортных коммуникаций.

В федеральном округе сосредоточено 26 % общероссийских запасов древесины, 42 % гидроэнергетического потенциала России, добывается около 70 % рыбы и морепродуктов страны. Здесь

- 29

расположено ьи % всех промысловых мощностей флота России, в том числе добывающих — 61 %, обрабатывающих — 85 и транспортных — 55 %.

В пределах 200-мильной зоны округ располагает морской и океанической акваторией площадью 3,5 млн км2. По прогнозным оценкам, недра шельфа дальневосточных морей содержат 29 млрд т углеводородов. Общий объем биологических ресурсов в российской экономической зоне Тихого океана и его морей, по данным Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО-центра), составляет 26 млн т рыбы и морепродуктов.

Дальний Восток занимает уникальное экономико-географическое положение в России, так как расположен на северо-восточной оконечности Евразийского материка, протянувшегося почти на 4 тыс. км вдоль Тихого океана, и в то же время широким фронтом выходящего к Северному Ледовитому океану. Часто ДВФО называют тихоокеанским фасадом России, соседствующим с США, Китаем, Японией и КНДР. На долю округа приходится

29 % (17,7 тыс. км с островами) общероссийской береговой линии, включающей первоклассные заливы и бухты, в том числе и незамерзающие на юге Приморья.

Выход Транссибирской, Байкало-Амурской железнодорожных магистралей и Северного морского пути (СМП) через Евразию к незамерзающим морским портам ДВФО формирует базу для международных транзитных перевозок — сухопутно-морских, морских и воздушных стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) с Россией и странами Западной и Центрально-Восточной Европы. Возникают предпосылки для создания здесь предприятий по переработке экспортно-импортного сырья, для развития международного туризма.

Дальневосточный федеральный округ — обширная территория с разнообразными природными ландшафтами и довольно различными климатическими условиями. Он расположен между арктическими пустынями на Севере (остров Врангеля) и Уссурийской тайгой на юге, где присутствуют и элементы субтропической растительности — актинидия, лимонник, дикий виноград и др.

На большей части территории округа преобладает горный рельеф, но здесь есть и равнины с плодородными почвами — Зейско-Буреинская и Приханкайская, которые являются основными житницами Дальнего Востока. Низменности и плоскогорья преобладают на территории Центральной и Западной Якутии. Преобладание горного рельефа, как правило, обусловливает удорожание

30 -

различных видов хозяйственной деятельности в округе.

Климат в округе меняется с запада на восток и с севера на юг. Континентальность климата увеличивается с юга на север и с востока на запад. Зимой на большей части территории Республики Саха (Якутия) формируется мощный Сибирский антициклон , который создает здесь длинные и холодные зимы с температурой до — 50 С. Кроме того, потоки холодного воздуха отсюда идут в прибрежную зону Дальнего Востока. Лето здесь короткое, но теплое, причем на крайнем юге во второй половине лета идут сильные муссонные дожди, вызывающие большие наводнения, наносящие ущерб многим хозяйственным производствам, прежде всего сельскохозяйственным.

Климатические условия юга Дальнего Востока позволяют выращивать наряду с основными продовольственными культурами и теплолюбивые культуры — рис, кукурузу на зерно, сахарную свеклу, сою, арбузы, виноград.

В растительном покрове Дальнего Востока обычно выделяют три основные зоны: тундру, тайгу и хвойно-широколиственные леса. Причем главная порода тайги — лиственница, а в хвойно-широколиственных лесах произрастают кедр, ель, пихта, сосна, дуб, липа, ясень, клен, дикий орех, бархат и другие ценные древесные породы. Большое промышленное значение имеют сосна, ель, пихта. Лесом покрыто до 42 % территории Дальнего Востока.

В целом же надо отметить, что резкие климатические различия и разнообразие природных условий вызывают следующую закономерность — все эти различия и условия изменяются от благоприятных для жизни людей на юге до крайне неблагоприятных на севере рассматриваемой территории.

В промышленном производстве ДВФО выделяются несколько отраслей, на которых специализирован район — рыбная промышленность, лесная и горно-рудная.

Основной промысел рыбы и морепродуктов ведется в Беринговом, Охотском и Японском морях. Почти 50 % улова рыбы дает Приморский край, 2/5 — Камчатка и Сахалин, а остальную часть — Хабаровский край и Магаданская область. Основная часть улова рыбы производится крупными рыболовными судами. Ассортимент промысловых рыб разнообразен. Для увеличения количества лососевых рыб заключено специальное соглашение между Россией и Японией о регулировании их лова; в Камчатской области построены заводы по

искусственному разведению лососевых и других ценных пород рыб.

У южных и западных берегов Камчатки и у Курил ведется лов крабов. Создано несколько крабоконсервных производств, продукция которых имеет большой спрос на мировом рынке. На Дальнем Востоке ведется промысел моржей, тюленей, котика и т. д. Стоит задача освоить добычу более широкого круга морепродуктов: пищевых водорослей, моллюсков, креветок, трепангов, мидий, кальмаров, которыми богаты прибрежные морские воды.

Предприятия лесного комплекса Дальнего Востока заготавливают примерно 1/3 расчетной годичной лесосеки, что свидетельствует о больших резервах для увеличения лесозаготовок. Основные лесозаготовительные базы расположены по Нижнему и Среднему Амуру и всей Уссури, Средней Зее и Бурее, в центре и на юге Сахалина и в верховьях Ленского речного бассейна. Вырубаются лиственница, ель, кедр и пихта, а также широколиственные леса.

Лесопиление получило развитие в Хабаровском и Приморском краях, Республике Саха, Амурской и Сахалинской областях, откуда довольно много пиломатериалов поступает на экспорт. Вообще производство пиломатериалов на Дальнем Востоке увеличилось с 673 тыс. м3 в 2000 г. до 1 234 тыс. м3 в 2005 г. Целлюлозно-бумажная промышленность развита на южном Сахалине, производство картона — в Приморском крае, клееной фанеры — в Приморском и Хабаровском краях. Деревообрабатывающая промышленность (домостроение, производство тары, мебели, фанеры) развита недостаточно, что сдерживает развитие лесозаготовок.

В перспективе важное значение имеет расширение высококвалифицированной переработки древесины, в том числе в зоне Байкало-Амурской магистрали.

Горно-рудная промышленность представлена добычей золота, алмазов, оловосодержащих, вольфрамовых, свинцовых и других руд. Золотодобыча относится к старейшим отраслям в ДВФО. Она давно ведется в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Бу-реи, Амгуни, горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. 2/3 всего золота России дают Магаданская область и Республика Саха. Причем основная проблема в отрасли — переход от россыпной к рудной добыче золота. Добыча алмазов осуществляется в Верхне-Вилюйском районе Республики Саха.

Важное значение для округа имеет черная металлургия. Увеличиваются мощности завода

«Амурсталь». Потребность в металле растет достаточно быстро, а завоз в район металла идет с высокими транспортными издержками. В результате в г. Комсомольске-на-Амуре построен еще один завод, кроме «Амурстали». Если в 2000 г. район производил 400 тыс. т стали, то в 2005 г. — 800 тыс. т.

В составе комплекса машиностроения и металлообработки представлены многочисленные предприятия различных подотраслей. Наибольшее развитие получили предприятия судостроения и судоремонта, связанные с речной промышленностью, а также морским и речным транспортом. В морских и речных портах Дальнего Востока строятся малые и средние суда и ремонтируются крупные. Заметное развитие здесь получили электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроения и целый ряд других подотраслей машиностроения. Основные центры — Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Арсеньев и др.

Топливно-энергетический комплекс Дальнего Востока развивается опережающими темпами. Если в 2000 г. здесь добывалось 28,4 млн т угля, то в 2005 г. его добыча составила 32,5 млн т. Основные источники добычи углей были сосредоточены на предприятиях Приморского, Хабаровского краев и Магаданской области. Сейчас ведущее место в угледобыче принадлежит Южно-Якутскому угольному бассейну.

Добыча нефти возросла с 3,7 млн т в 2000 г. до 4,4 млн т в 2005 г., и в 2007 г. до 11,2 млн т. Причем нефть с северо-востока Сахалина поступает по 2 нефтепроводам в Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск.

Производство электроэнергии на Дальнем Востоке возросло с 38,8 млрд кВт-ч в 2000 г. до 40,6 млрд кВт-ч в 2005 г. В южной зоне Дальнего Востока сосредоточены основные электроэнергетические мощности, объединенные в единую энергосистему. Энергоузлы на севере района работают изолированно, отличаются меньшей мощностью и обеспечивают локальные потребности. В южной части района преобладают ГРЭС и ТЭЦ; крупнейшая ГЭС — Зейская, кроме нее работают ГЭС на Бурее, Вилюе и Колыме, а на севере Билибинская АТЭЦ. Перед районом стоит задача удовлетворить энергетические потребности за счет собственных ресурсов. Интенсивно прорабатывается перспектива экспорта электроэнергии в Китай, Республику Корея и Японию.

Валовой региональный продукт в Дальневосточном федеральном округе возрос с 312 981 млн руб. в 2000 г. до 684 508 млн руб. в 2004 г.

- 31

Для устойчивого развития экономики Дальневосточного федерального округа принципиальное значение имеет реализация важнейших инвестиционных программ федерального значения.

Проект «Сахалин — 1» предусматривает разработку месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных у северо-восточного побережья острова Сахалин. Потенциальные запасы отмеченных месторождений равны 307 млн т нефти и 485 млрд м3 газа; причем капитальные вложения, по мнению экспертов, оцениваются более чем в 12 млрд долл. В 2007 г. по этому проекту было добыто 11,2 млн т нефти.

Проект «Сахалин — 2» предусматривает разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений с запасами в 150 млн т нефти и 500 млрд м3 газа. В 2007 г. в рамках этого проекта было добыто 1,7 млн т нефти и 1,2 млн м3 газа.

Проекты «Сахалин — 3», «Сахалин — 4» и «Сахалин — 5» находятся в стадии геологического изучения недр, но в перспективе будут поставлять 15 млрд м3 газа в Китай и 10 млрд м3 газа в Южную Корею.

На настоящий момент в северо-восточной части острова открыто 11 месторождений углеводородного сырья, четыре из которых относятся к категории крупных и одно — Лунское — к категории уникальных. Всего без учета проектов «Сахалин — 3—5» к 2015 г. на Сахалине планируется добывать 20 млн т нефти и 38 млрд м3 газа.

В Республике Саха (Якутия) разворачивается строительство большого транспортного комплекса— железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск с окончанием строительства в 2010 г. и созданием здесь 20 тыс. новых рабочих мест помимо 4 тыс. рабочих мест, связанных с обслуживанием железной дороги; здесь же важная проблема — создание совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через р. Лена. Автомобильная дорога «Колыма» будет завершена к 2015 г. и свяжет Якутск и Магадан, а капитальные вложения при этом составят 7 млрд руб. Еще более крупным проектом является создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса стоимостью 238 млрд руб. и завершением строительства к 2022 г. Всего в Республике Саха предусматривается реализация 24 инвестиционных проектов, на что будет потрачено 553 млрд руб.

В Приморском крае предусматривается реализация 27 инвестиционных проектов до 2012 г. Речь идет о строительстве высоковольтной линии ВЛ-500 Чугуевка—Находка стоимостью 12,5 млрд руб.; реконструкции железнодорожной станции Находка стоимостью 900 млн руб.; строительство

32 -

3 -й очереди угольного комплекса в порту Восточный стоимостью 4 млрд руб.; строительство 2 нефтеперерабатывающих комбинатов стоимостью 29 и 87 млрд руб. с созданием 4 тыс. новых рабочих мест.

Хабаровский край отличается довольно высокой долей машиностроения в структуре промышленного производства, что и отразилось на специфике инвестиционных проектов федерального значения в крае. К такой специфике следует отнести развитие транспортных коммуникаций и машиностроительного комплекса. Всего же здесь предусматривается создание 20 инвестиционных проектов стоимостью 74,5 млрд руб., причем к числу высокотехнологичных производств наукоемкой продукции можно отнести, например, создание целлюлозного производства в г. Амурске (стоимость — 26 млрд руб.).

В составе инвестиционных проектов в Амурской области надо отметить проект по завершению строительства железнодорожной ветки «Улан—Эль-га» (270 км) — до Эльгинского каменноугольного месторождения (11 млрд руб.), проект расширения Благовещенской ТЭЦ — 1 (7 млрд руб.), завершение сооружения Бурейской ГЭС. Реализация всех намеченных проектов в Амурской области позволит создать Ь,Ь тыс. новых рабочих мест.

В Камчатском крае в долгосрочной перспективе предусмотрено реализовать 17 инвестиционных проектов общей стоимостью 21 млрд руб., обеспечивающих при этом создание 3,5 тыс. новых рабочих мест. К важнейшим из них относятся: строительство газопровода (381 км) «Соболевский район — Петропавловск-Камчатский» (стоимость более 8 млрд руб.) и освоение золотосеребряных руд «Леутновское» (2,4 млрд руб). В рамках бывшего Корякского автономного округа предусмотрено реализовать 12 инвестиционных проектов стоимостью 9,2 млрд руб., важнейшие из них: промышленное освоение золотосеребряных месторождений «Аметистовое» (3 млрд руб.), «Озерновское» (2,4 млрд руб.) и некоторых других.

В Магаданской области предусмотрена реализация 17 инвестиционных проектов, в их числе: строительство Усть-Среднеколымской ГЭС (27 млрд руб.), освоение Ланковского и Мелководнен-ского месторождений бурых углей (24 млрд руб.), строительство высоковольтных линий «Орату-кан—Магадан», «Колымская ГЭС — Усть-Ольчуг», а также проекты «Магадан — 1» и «Магадан — 2» (3,5 трлн руб.) по разработке месторождений нефти и газа тендерных участков шельфа Охотского моря. Реализация всех инвестиционных проектов в Магаданской области позволит создать более 3 тыс. новых рабочих мест.

В Сахалинской области предстоит реализовать 37 инвестиционных проектов, к важнейшим из которых относятся: реконструкция Сахалинской железной дороги (стоимость — 13 млрд руб.), транспор-тно-энергетический переход материк — Сахалин — остров Хоккайдо (Япония) через проливы Невельского и Лаперуза (суммарная стоимость — 250 млрд руб.), строительство на Курильских островах 20 рыборазводных заводов (около 8 млрд руб.) и др.

В Еврейской автономной области к основным инвестиционным проектам относятся: реконструкция автомобильной дороги Биробиджан — Амурзет (стоимость — более 1 млрд руб.), подготовка к эксплуатации месторождений нефти и газа (более 8 млрд руб.).

В Чукотском автономном округе предусматривается реализация 12 инвестиционных проектов федерального значения. К важнейшим можно отнести следующие проекты: промышленное освоение золоторудных месторождений «Майское», «Купол» (стоимость 10,4 млрд руб.) и некоторых других.

В вопросах социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа важная роль принадлежит сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем Приамурье, Приуссурье и на Приханкайс-кой равнине, на их долю приходится 95 % посевной площади Дальнего Востока. Из 3 млн га посевных площадей района под зерновыми культурами занято примерно 40 %, под соей — 35 %, под картофелем и овощами — 6—7 %, под кормовыми — 15—20 %.

Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но урожайность этих культур пока остается ниже среднероссийской. На долю Дальнего Востока приходится более 90 % всех посевов сои. В южной части района выращиваются картофель и овощи. На Дальнем Востоке разводят крупный рогатый скот, свиней и оленей. Продуктивность крупного рогатого скота ниже среднероссийского уровня. Важнейшая проблема здесь — неполная обеспеченность населения свежими молочными продуктами и свежим мясом. Дальневосточный федеральный округ располагает возможностями как для интенсивного, так и для экстенсивного расширения сельского хозяйства.

Дальневосточный федеральный округ располагает довольно мощным экспортно-импортным потенциалом и представляет собой один из основных грузообразующих регионов России в ее связях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основными экспортируемыми товарами ДВФО являются лес, нефтепродукты, морепродукты.

В импорте региона преобладают грузы потребительской направленности. Основными внешнеторговыми грузами, ввозимыми на Дальний Восток из других регионов России, выступают топливно-энергетические товары из Сибири и металлургические — из Сибири и с Урала.

В 2005 г. 53 % экспорта и 14 % импорта российского Дальнего Востока приходилось на Хабаровский край.

Важнейшими внешнеэкономическими партнерами Дальнего Востока в АТР являются: Китай, Южная Корея, США и Япония. Экспортируются удобрения, уголь, лесные товары. В импорте из США преобладают хлебные грузы.

Так, около 55 % вывозимого из ДВФО леса (главным образом, Хабаровский край) идет на экспорт в страны АТР. Более 41 % внешнеторгового оборота Приморского края приходится на Китай. В Приморском крае китайский импорт формирует около 85 % розничной торговли овощами, 99 % — фруктами, примерно 80 % — одеждой и обувью, 45 % — полимерными материалами.

Значительным резервом развития внешнеторговых поставок служит приграничная (прибрежная) торговля, практикующаяся между субъектами Дальнего Востока и провинциями Китая и префектурами Японии.

Существующая в Дальневосточном федеральном округе транспортная инфраструктура (Транссиб, БАМ, морские порты, крупные аэропорты, автомобильные дороги) используется для обеспечения внешнеторговых связей российских субъектов со странами АТР.

Отмеченная специфика направленности хозяйства Дальневосточного федерального округа на работу на экспорт ставит вопрос создания современных транспортных коридоров. Расширение внешнеторговых связей России со странами АТР, разработка угольных бассейнов и других источников углеводородного сырья потребуют интенсивного роста железнодорожных перевозок, создания развитой сети нефте- и газопроводов, сооружения линий электропередач, строительства автодорог, развития портового хозяйства и водных видов транспорта в период до 2025 г

Всему этому может способствовать развитие особой экономической зоны (ОЭЗ) в Магаданской области, а в перспективе — создание подобных зон, например, в районе г. Находка, на острове Сахалин, на Камчатском полуострове и в других районах. Подобные перспективы требуют глубокого анализа опыта развития свободных экономических зон, созданных в 1980—1990 гг. с целью избавления новых проектов от прошлых ошибок.

33

Помимо прямых экономических выгод, особые зоны могут послужить инструментом для интенсификации формирования региональных кластеров — на наш взгляд, весьма перспективных для развития ДВФО.

Такие характеристики кластеров, как ориентированность выпускаемой ими продукции на экспорт (или на импортозамещение), высокая степень локализации и четко выраженная специализации производства, дают возможность для интенсивной кластеризации экономики региона.

Основной проблемой для внедрения кластерных технологий в ДВФО, на наш взгляд, является слабая развитость инфраструктуры округа, которая сосредоточена в основной зоне расселения и в крупных городах. При этом протяженные границы региона, относительная развитость хозяйственной деятельности в приграничных районах в совокупности с перспективами интенсификации торговых связей с соседями позволяют развивать приграничные кластеры с возможностью использования инфраструктуры соседних стран.

Основой для всего хозяйства ДВФО будет служить транспортно-логистический кластер, который формируется на базе портового хозяйства округа, авиационных и железнодорожных коммуникаций, ориентированных, в том числе, на обслуживание транзитных потоков и стыковку внутрирегиональных транспортных коммуникаций с международными транспортными коридорами. Основные объемы перевалки внешнеторговых и транзитных грузов планируется обеспечить за счет развития портов Восточный, Ванино, Пригородное и Де-Кастри. Развитие портовых комплексов, модернизация инфраструктуры Транссибирской магистрали и БАМа и реализация проектов, связанных с транспортировкой углеводородов и других полезных ископаемых на рынки АТР, повысит интенсивность приграничного взаимодействия и сформирует новые факторы экономического роста для региона. Для интеграции в макрорегиональную систему перевозок предусматривается возможность формирования хаба на базе существующего аэропорта г. Владивостока.

На уровне федерального центра обсуждается вопрос о создании морского кластера в Приморском крае, в рамках которого планируется создание судоходной компании с финансовым участием государства, которая даст толчок развитию регионального судостроения и судоремонта, будет выполнять пассажирские и каботажные перевозки в регионе. Стоит задача налаживания пассажирского сообщения по морю между Приморьем, Сахалином и Камчаткой. В этой связи модернизация ждет

34 -

порт Владивосток, где необходимо увеличивать глубины, чтобы дать возможность порту принимать круизные лайнеры, создать мощный пассажирский комплекс. В рамках этого проекта на базе морского государственного университета им. Г. И. Невельского будет создан объединенный дальневосточный государственный морской университет, в который войдут все профильные вузы Дальнего Востока. Это позволит преодолеть отставание в научно-техническом, технологическом потенциалах отрасли в гражданском судостроении.

Для реализации проектов по добыче углеводородного сырья и его транспортировке на Сахалине (а в более отдаленной перспективе и в других районах шельфа Охотского моря) и в Якутии осуществляется и проектируется строительство густой сети газо- и нефтепроводов.

Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан» будет способствовать формированию кластера по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья. Компания «Роснефть» уже подготовила проект строительства нефтеперерабатывающего завода в Приморском крае мощностью 20 млн т — одного из самых больших в мире. На юге Приморского края «Газпром» намерен построить газоперерабатывающий завод (мощность 30 млрд м3 газа в год) и завод по производству сжиженного природного газа (мощность — 26 млрд м3 газа в год). Предусмотрено строительство завода по производству минеральных удобрений.

Уже видны результаты взаимодействия зарубежных, отечественных компаний и государства, важная роль которого проявляется, в том числе, в виде налоговых послаблений для проектов «Сахалин — 1» и «Сахалин — 2», реализующихся на условиях соглашений о разделе продукции. В рамках развития системы транспортировки и переработки углеводородов на юге острова Сахалин завершается строительство завода по производству сжиженного природного газа, который станет одним из крупнейших в мире (9,6 млн т СПГ в год). Подходит к концу сооружение 880-километрового нефте- и газовопровода, ввод в эксплуатацию которого планируется на 2009 г. Перевозка нефти и СПГ будет осуществляться через морской порт Пригородное, открытый для международного сообщения и захода иностранных судов в начале мая 2008 г. Обеспечение потребностей вывоза углеводородного сырья по проектам «Сахалин» может потребовать создания нового порта в районе поселка Ильинский на Сахалине. К этому порту планируется подвести магистральные трубопроводы для транспортировки нефти и газа. Благодаря накопленному опыту регион в перспективе может

стать центром поставки технического и кадрового обеспечения освоения шельфовых месторождений на всей территории Дальнего Востока.

Существует проект по созданию кластера черной металлургии, который будет формироваться вокруг месторождений Гаринского, Куранахского и Большой Сейим в Амурской области, а также Кимканского и Сутарского месторождений в Еврейской автономной области. Совокупные запасы железорудного сырья этих месторождений, по оценкам компании «Ариком», занимающейся этим проектом, превышают 1 млрд т. Проект предполагает появление в ДВФО крупнейшего производственного комплекса черной металлургии — включая строительство горно-обогатительных комбинатов (ГОКов) и объединения нескольких добывающих и перерабатывающих предприятий. Инфраструктурная составляющая включает два ключевых транспортных проекта: мост через реку Амур, который свяжет российское село Нижнеленинское и китайский город Тунцзян, и строительство терминала в порту Советская.

Ресурсный потенциал ДВФО предопределяет применение кластерных технологий в добывающих и перерабатывающих ресурсы отраслях, а специализация региона делает наиболее приоритетными развитие лесоперерабатывающих кластеров (на основе предприятий Амурской, Сахалинской областей, Хабаровский и Приморского краев), рыбохозяйственного кластера (наиболее перспективными в этой области являются развивающиеся кластеры Приморского и Камчатского краев, Сахалинской области), кластеров компаний в цветной металлургии, в различных областях машиностроения. Весьма перспективно применение кластерных технологий и в агропромышленном комплексе региона.

Кластерные перспективы наиболее крупных дальневосточных агломераций — Владивостокской

и Хабаровской — выражаются, прежде всего, в формировании инновационно-образовательного кластера на основе существующих научно-образовательных центров, задающих вектор инновационного развития приоритетных экономических специализаций Дальнего Востока с ориентацией на освоение океана и природных богатств, поддержку международных связей и логистики, экспорт образовательных услуг.

Весьма обещающими выглядят перспективы развития туристско-рекреационного кластера (особенно в Приморском крае, Сахалинской области и Камчатском крае), основу которого составят создание игорной зоны, сервисно-туристического комплекса, в том числе на о. Русский, в районе «Долины гейзеров»; модернизация горнолыжных курортов о. Сахалин; обустройство эколого-ту-ристических маршрутов в таежных природных комплексах Приморского края; использование этнического компонента в туристических маршрутах по северным регионам округа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дарькин С. М. Тихоокеанская Россия: стратегия, экономика, безопасность. — М., Изд-во «Дело». 2007. - 439 с.

2. Российский статистический ежегодник, 2006: стат. сб. - М. Росстат. 2006. - 806 с.

3. Россоховатская Д., Усов П. Недра становятся ближе. // Власть (КоммерсантЪ). 2008. № 44. С. 81-88.

4. Россоховатская Д. , Хвостунова О. Сахалинский нефтераздел. // Власть (КоммерсантЪ) . 2008. № 48. С. 73-80.

5. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации. Под ред. академика А. Г. Гранберга. — М., Изд-во «Наука». 2004. — 719 с.

заканчивается ЛЬГОТНАЯ подписка

на журналы Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» !

Условия подписки на II полугодие 2009 года на третьей странице обложки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.