Научная статья на тему 'Этнокультурные коннотации содержания образования: проект и принципы его реализации'

Этнокультурные коннотации содержания образования: проект и принципы его реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / СКВОЗНАЯ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ТЕМА / УЧЕБНЫЕ КОНЦЕНТРЫ / ETHNOCULTURAL CONNOTATION OF EDUCATIONAL CONTENT / ETHNOSOCIAL SECURITY / ETHNOPEDAGOGICS / CROSSCUTTING CROSS-CUTTING THEME / TRAINING CONCENTRES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панькин А. Б.

В статье рассматриваются организационно-педагогические основы реализации программы по этносоциальной безопасности посредством этнокультурной коннотации содержания образования. Автор описывает проект «Этнокультурная коннотация содержания образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnocultural

The article considers the organizational and pedagogical bases of the realization of the program on еthnosocial security through ethno-cultural connotation of educational content. The author describes the essence of the project «The ethno-cultural connotation of educational content».

Текст научной работы на тему «Этнокультурные коннотации содержания образования: проект и принципы его реализации»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.013.42:37.06

ББК Ч 400.51+Ч465+Ч420.051

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОЕКТ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

А. Б. Панькин

В современной образовательной практике существует несколько упрощенное представление о духовно-нравственном развитии личности. Основы духовного развития и нравственного воспитания личности, закладывающиеся в дошкольном возрасте, в семье, соответствуют ценностным ориентациям семьи, усваиваются у старших. В школьные и студенческие годы все внимание сосредотачивается на физическом и интеллектуальном развитии, на подготовке к сдаче ЕГЭ, а духовно-нравственное развитие остается без внимания.

Проблеме формирования личности в аспекте духовно-нравственной безопасности в настоящее время уделяется внимание в целом ряде публикаций, однако в контексте этнокультурной коннотации образования данная проблема рассматривается недостаточно и требует дальнейшего исследования. В этой связи особую значимость представляет изучение организационно-педагогических основ формирования духовно-нравственной безопасности развивающейся личности в процессе интеграции этнокультурных констант как сквозных этнокультурных тем в содержании образования.

В условиях современного дефицита морали в обществе, оскудения нравственной сферы личности безнравственность становится реальной угрозой безопасности общественных и личностных процессов, проявляется в социальной дезадаптации молодежи, отражающейся в их девиантном поведении, низком уровне мотивированности образовательной и трудовой деятельности. Молодежь отчуждается от основных традиционных этнических ценностей, подрываются корни исторической памяти народа и его духовной культуры, что приводит к необратимым негативным духовно-нравственным результатам.

Современное снижение нравственного уровня общества, угроза разрушения этнической самобытности, особенно в связи с интенсивными миграционными процессами, обусловили усиление внимания гуманитарных и общественных наук к проблемам этнокультуры, языка, к условиям «культуры жизнеобеспечения».

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации 2000 года понятие «духовно-нравственная безопасность России» раскрывается как специфическая составная часть национальной безопасности, определяющая состояние личности, общества и власти, обеспечивающая их нормальное сосуществование и функционирование в условиях созидательного культурно-цивилизационного развития в рамках национального образа жизни. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривает обеспечение доступа к национальным и культурным ценностям, сохранение и популяризацию культурного наследия народов России, располагающих множеством традиционных практик, направленных на раскрытие духовного потенциала личности в любом возрасте. «Нравственность не может не быть национальной; качества: честность, правдивость, трудолюбие, доброжелательность — это общие схемы нравственной деятельности. Их содержание всегда наполняется национально» [Колесов 2007: 122].

Социально-педагогические аспекты отношения к нравственности предполагают прежде всего заботу о безопасности личности. Предмет исследования педагогики включает защиту и сохранение этнокультурных традиций, формирование политики духовного и нравственного воспитания детей.

Под нравственностью (моралью) в расхожем смысле обычно понимаются прави-

ла, «определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» [Словарь русского языка 1978: 384], особая форма общественного сознания, социальный способ существования человека среди людей. В. И. Даль отмечает, что «нравственность — мораль, хорошее поведение и вообще поведение» [Даль 1994: 148]. Нравственность — понятие многоаспектное: это и особая форма общественного сознания, и социальный способ существования, деятельности согласно своей совести, и личностная характеристика, формирующаяся на основе морали.

Нравственная рефлексия, т. е. размышление о нравственности, о нравственных нормах, может осуществляться только на уровне сознания. Поведение индивида нравственно, когда он принимает, одобряет нравственные нормы, живет в соответствии с ними. Моральные нормы у представите -лей большей части общества проявляются как совесть, «сама себя судящая моральная способность суждения» [Кант 1908: 196]. Разрушение совести приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память (фундамент интеллекта). «Монолит ума без цемента совести распадается на фрагменты (блоки). До времени эти блоки могут оставаться весьма крупными. Поэтому глубинное разрушение способностей к подлинному творчеству, связанных с духовно-нравственным состоянием, может происходить в латентной (скрытой) форме» [Слободчиков 2005-2006].

Моральные нормы индивида сосредоточены в той части личности, которая носит название суперэго или надличностного идеала (находится над эго, частью личности, с которой индивид наиболее полно себя идентифицирует). У И. Канта этот феномен обозначен как нравственный императив [Бутазова 2003: 7], как внутреннее, исходящее из совести повеление. Философ выделил три аспекта нравственного императива: «всегда поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех»1; «не делать другим ничего такого», что он «не хотел бы претерпеть со стороны других»2; человек не должен «рассматривать и использовать других людей как

1 Данное требование, сформулированное И. Кантом, является основным требованием, предъявляемым к учителю.

2 Это — «золотое правило» педагогики.

средство достижения собственных целей»3 [Кант 1908: 196].

Суперэго (надличностный идеал, нравственный императив), формируется после того, как оформится эго (в период от 3 до 6 лет). Те мысли и знания, которые он приобретает до наступления половой зрелости, в целом гораздо более значимы, чем то, чему он учится впоследствии [Шопенгауэр 2011: 723].

Эго формируется благодаря тому, что родители начинают предъявлять ребенку определенные требования и знакомить его с традициями той культуры, к которой принадлежит семья. З. Фрейд считал, что главный мотивирующий фактор при этом — страх наказания, но сильнее всего — страх потери родительской любви. Ребенок добивается родительской любви даже в ущерб удовлетворению других потребностей. Он вынужден признать, что то, что доставляет ему удовольствие, может вызывать недовольство других людей — родителей, чья любовь важна для него. Перед ним возникает первая моральная проблема — необходимость совмещения своих и чужих интересов. Но оказывается, что если действовать скрытно, утаивать или извращать неприятные факты, то можно избежать и наказания, и утраты родительской любви. В зависимости от реакции родителей интересы закрепляются или отвергаются ребенком в дальнейшем. Это еще не нравственность, но уже источник морального поведения, так как представляет собой попытку считаться с другими людьми [Юрасова 2008: 184]. Ребенок находит определенный баланс между удовлетворением собственных потребностей и желаниями других людей, а со временем моральные нормы могут стать и внутренними убеждениями.

Основополагающим качеством человека является его духовность, понимаемая как «отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа» [Толковый словарь русского языка 2001: 239], осознаваемая как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, стремление к неким высшим целям индивидуального и общественного развития в соответствии с нравственными нормами, позволяющими жить

3 Т. е. не манипулировать людьми даже ради самых высоких и общественно-значимых целей.

и оперировать вечными ценностями; духовность взаимосвязана с одухотворенностью, т. е. состоянием вдохновения, творчества, высшим достоянием человеческой души, сердцевиной личности.

Духовный человек — это нравственный человек, приобщенный к ценностям мировой культуры, к основам культуры поведения, человек с развитым национальным самосознанием, ответственный за будущее своего народа, знающий свои истоки, язык и культуру своего народа. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием, гражданин и патриот, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее страны. Потеря национальной гордости непременно сопровождается потерей и человеческого достоинства, что неминуемо приводит к падению нравов, к духовному оскудению. «Народ без народности — тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность» (Ушинский 1948: 161).

У всех народов имелись свои духовные практики, направленные на формирование морали и раскрытие духовного потенциала молодежи, преследующие цель познания себя и трансформации эго. Так, в йогиче-ских практиках духовное развитие считается невозможным без пранаямы, асан, чтения мантр, концентрации, медитации и других проверенных опытным путем практик [Шри Ауробиндо 2011: 53].

Современный исследователь условно выделяет в духовном развитии человека несколько этапов: «момент зачатия ребенка (чем выше духовное развитие родителей, взаимная любовь, любовь к ребенку, тем более сильный энергетический импульс они передают зарождающейся жизни, воплощающейся душе); период до рождения, когда формируется физический, психический, духовный, энергетический потенциал; момент рождения — встреча ребенка с миром, формирование их взаимоотношений; у некоторых на протяжении всей жизни духовное развитие тормозится обществом и системой воспитания вследствие того, что все усилия направляются на его умственное развитие; единение с душой, высшим «Я», наступает у тех, кто сильно стремится к совершенствованию» [Корнеенков 2012: 310].

Одним из путей повышения духовнонравственного потенциала обучения и вос-

питания детей в школе является развитие этнокультурной основы образования, заключающейся в приобщении к традициям и ценностям этнокультуры, имеющим целостный характер и представляющим собой сложную систему взаимосвязанных элементов — нравственных норм, ценностей, идеалов, являющихся регуляторами поведения человека.

В основание духовно-нравственной сферы личности ложится этический опыт, формируемый в недрах семьи, и основанный на воспитании чувства гордости и уважения к своей семье, потребности в заботе о членах своей семьи. Основой же духовного развития личности являются «душа народа», его культура и традиции, готовность служить людям и Отечеству. Развитие этого компонента — этнокультурной составной духовно-нравственной сферы личности — способно наполнить ее жизнь нравственным смыслом, стать средством «самозащиты».

Основной задачей в формировании личности ребенка является формирование у него способности переживать те или иные чувства, вызванные различными действиями и поступками, собственными и чужими, оценка их в связи с освоенными представлениями и понятиями о нормах морали.

В стандартах нового поколения основной концептуальной идеей становится формирование духовно-нравственной личности. Для этого необходима учебно-воспитательная работа, специально нацеленная на освоение детьми принципов духовной нравственности. Целенаправленное формирование духовно-нравственного сознания, выработка чувств, навыков и привычек духовно-нравственного поведения учащихся требуют такой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности, условия жизни обучаемого, а также влияние окружающего этносоциума.

К 2013 г. этнокультурную тематику стали активно включать в учебный процесс. Многие темы этнокультурного содержания изучаются на протяжении определенного, но ограниченного, промежутка времени, и исключаются из учебного материала, подлежащего активной проработке. К сожалению, имеющиеся программы учебных дисциплин, учебные курсы родного языка и литературы не учитывают современные языковые реалии и предназначены для обучения детей — носителей родного языка.

Как известно, учебники, учебные пособия, рабочие тетради по родному языку и литературе не переиздаются или издаются малыми тиражами.

Вновь издаваемые учебные программы, учебники, УМК отличаются новыми подходами, но в целом малоэффективны, т. к. подготовлены без учета единой концепции, поскольку большинство авторов учебников — учителя-практики, не имеющие научной подготовки. Отсутствие же единой концептуальной составляющей заставляет региональных авторов либо насыщать их незначительным содержанием, либо усложнять материал учебников, вследствие чего теряется очень многое, в том числе и нравственность.

Нынешнее многообразие подходов к школьному обучению приводит к возникновению новых учебных предметов, но их многочисленность приводит к сокращению часов, отведенных на изучение других предметов, к формальному проведению уроков по ним, и в конечном итоге ведет к разрушению системы образования. А между тем содержание основных учебных дисциплин можно было бы интегрировать в базовое содержание образования, не претендуя на время, которое выделяется на изучение других учебных дисциплин.

Таким образом, в современных условиях единственным принципом воспроизводства и развития этнокультурного опыта становится принцип этнокультурной коннотации (англ. connotation — добавочное значение, окраска, окрашенность, дополнительное содержание слова [Ахманова 1969: 203]) содержания образования, основная идея которой заключается в том, что, согласно концепции «центральной зоны культуры», в каждой этнической культуре имеется стержень — центральная тема культуры этноса, выражающаяся в системе этнических констант как основе его этнической картины мира [Shils 1961: 41].

Этнокультурная коннотация заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант, присутствующих во всех компонентах образовательной системы, обеспечивающих формирование соответствующей этнической картины мира, этнического самосознания и мышления, развивающих в ребенке уверенность в своих способностях [Панькин 2009: 337].

Образование становится каналом передачи и воспроизводства единой для этни-

ческой общности картины мира и развития ее составляющих, структурных элементов центральной темы культуры этноса — системы этнических констант — через их систематическое использование в повседневной педагогической практике посредством этнокультурной коннотации содержания образования. Педагогические практики передачи и воспроизводства обеспечивают сохранение этнических констант центральной культурной темы этноса, эмоциональное развитие личности в условиях многоязычия и поликультурности, включение в действие глубинных процессов, генетически связанных с особенностями психологии народа, и выведение этих процессов на современный уровень; таким образом, содержание образования способно создать систему выхода из духовного кризиса.

Содержание образования в аспекте этнокультурной коннотации формируется в виде систематически присутствующей в учебном процессе сквозной этнокультурной темы — однотемного по содержанию учебного материала, относящегося к какой-либо из важнейших сфер этнокультурного опыта, к какой-либо из этнических констант, в зависимости от того, к какому культурному ареалу принадлежат учащиеся, с опорой на их этнокультурный опыт.

Образовательные системы, реализующие принцип этнокультурной коннотации содержания образования, ориентированы на обеспечение полноценного базового образования по федеральным стандартам и приобщение детей к родному языку, культуре, истории, традициям, духовным ценностям, обеспечивают уважение ценностей собственной культуры, а также ценностей других народов.

Этнокультурная коннотация содержания образования способствует реализации в повседневной образовательной практике системы безопасности этнических меньшинств и их языков и преследует следующие цели: передача детям самобытности культуры меньшинства, к которому они принадлежат, восприятие ими установок и содержания этой культуры; поощрение интереса к проблемам этнического меньшинства у детей, принадлежащих к группе этнического большинства, и, таким образом, создание климата терпимости и взаимопонимания в группе на раннем этапе развития детей; пробуждение у взрослых людей и подростков чувства верности и предан-

ности своему родному языку и культуре, воспитание у них динамичного осознания отношений между культурами меньшинства и большинства; обеспечение доступа к культуре меньшинства для всех людей, которые, обладая иным родным языком, чем у группы меньшинства, желают получить доступ к нему и культуре, которую он выражает, даже если это происходит по чисто практическим причинам [Резолюция о языках и культурах ... 1994: 22].

Сквозные этнокультурные темы вводятся в самом начале обучения и продолжаются на протяжении всего учебного периода, проходят через весь курс обучения, что позволяет учителю неоднократно возвращаться к тематически однородному учебному материалу (с различной степенью интенсивности, обращаемости и по принципу концентрического нарастания трудностей). Подобные темы преемственно связаны между собой и составляют ядро содержания образования всего учебного курса.

Важнейшими задачами становятся отбор, выявление принципов и разработка рекомендаций по эффективной организации содержания образования как сквозной этнокультурной темы на основе учебного концентризма. Учебный процесс представляет собой движение от концентра к концентру, обеспечивает организацию «сквозной этнокультурной темы», позволяет ученику на определенный промежуток времени «погружаться» в этнокультурный учебный концентр.

Для формирования этнокультурного содержания образования, в соответствии с учебным планом, этнические константы центральной темы культуры этноса кон-нотируются в программы, учебники, электронные учебники, учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради и другие материалы.

В наших публикациях отмечалось, что этническими константами, структурными элементами центральной культурной темы калмыцкого этноса являются родной язык и письменность, фольклор и эпос «Джангар», духовные ценности и духовная культура, традиционная «культура жизнеобеспечения», история и культура родного края [Панькин 2009: 325], будучи сквозными этнокультурными темами и объектами коннотации в содержании образования для создающегося нового поколения учебнометодических комплексов в системе образования Республики Калмыкия.

В целях реализации концепции этнокультурной коннотации в содержании образования в Калмыцком государственном университете в 2012 г. рассмотрен и утвержден проект «Этнокультурная коннотация содержания образования», реализуемый созданным научно-образовательным центром «Багш» («Учитель») имени академика Г. Н. Волкова.

Основными направлениями деятельности НОЦ «Багш» являются:

- организация кластера научно-образовательного партнерства «школа — вуз — НИИ» с образовательными учреждениями Министерства образования, культуры и науки РК, Калмыцким институтом гуманитарных исследований РАН и Телекомпанией «Сэн цаг»;

- формирование нового поколения учителей-исследователей, авторов учебников с этнокультурным содержанием образования;

- подготовка педагогов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук);

- подготовка и издание комплекса монографий, учебных пособий и учебников с этнокультурным содержанием образования, основанных на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС);

- подготовка и проведение научнопедагогических конференций по проблемам формирования духовнонравственной основы содержания образования.

При этом предполагаются взаимодействие при определении перспективных учителей — будущих аспирантов; при организации и проведении научно-педагогических семинаров в районах Республики Калмыкия; обмен учебной и иной видеопродукцией с телекомпаниями Монголии, Бурятии, Китая и других стран; подготовка учебно-методических материалов для образовательных учреждений Республики Калмыкия; проведение совместных научных исследований в области педагогики, опытно-экспериментальных и иных работ по актуальным направлениям, представляющим взаимный интерес; проведение научно-исследовательских и научно-методических работ в рамках реализации проекта «Этнокультурная коннотация содержания образования».

В современных условиях единственным принципом, обеспечивающим духовно-нравственную безопасность личности, является принцип этнокультурной коннотации содержания образования, реализация которого возможна в определенных организационно-педагогических условиях. В рамках реализации определенного выше проекта нами предложена следующая схема: аспиранты по предложенным темам, содержание которых связано с анализом этнических констант как сквозных этнокультурных тем, изучаемых на определенных образовательных ступенях, занимаются исследованиями, результаты которых получают квалификационную оценку; на основе диссертаций издаются монографии; диссертации и монографии становятся, в соответствии с учебным планом, основой учебных пособий, книг для чтения, хрестоматий и методических материалов для соответствующих классов различных образовательных ступеней; авторы учебных пособий объединяются в творческие коллективы, создают учебники, электронные учебники с этно-культурно коннотированным содержанием образования по соответствующим учебным предметам.

Литература

Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: КомКнига, 2007. 571 с.

Бутазова А. Ю. Идеи нравственного воспитания в рациональной этике И. Канта. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград: ВГПУ: Перемена, 2003. 21 с.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 2. М.: ТЕРРА-Книж. клуб, 1998. 1024 с.

Кант И. Религия в пределах только разума.

СПб.: Изд. В. И. Яковенко, 1908. 214 с. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербург. Востоковед., 2006. 624 с.

Корнеенков С. С. Духовное и интеллектуальное развитие в структуре интегральной личности // European Social Science Journal. 2012. № 7 (23). P. 305-314.

Панькин А. Б. Этнокультурная коннотация образования. Элиста: Калм. гос. ун-т, 2009. 380 с.

Резолюция о языках и культурах региональных и этнических меньшинств в Европейском сообществе (Резолюция Кюйперса) // Языковые права этнических меньшинств в сфере образования: сборник материалов / авт., пер. и сост. Г. В. Хруслов. М.: ИНПО, 1994. С. 20-35.

Слободчиков В. И. Духовно-нравственное становление и развитие человека //Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций / [Электронный ресурс] // URL:http://www.pokrov-forum.

ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/ sbornik_2005-2006/txt/slobodchikov.php. (дата обращения 11.01.2013).

Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. Изд. 12-е, стереотип. М.: Рус. яз., 1978. 846 с.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / ИЛИ РАН; Под ред. Г. Н. Скляревской. М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2001. 944 с.

Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 655 с.

Шопенгауэр А. Собрание сочинений: Мир как воля и представление; О четверояком корне закона достаточного основания (пер. с нем.). М.: Престиж Бук, 2011. 1032 с.

Шри Ауробиндо. Письма о йоге (кн. 1) М.: ООО Изд-во «София», 2011. 381 с.

Юрасова Е. Н. Динамика и механизмы формирования нравственности с позиций психоанализа // Нравственность для XXI века / под ред. Ю. М. Антоняна. М.: Аспект Пресс, 2008. 288 с.

Shils E. Centre and Periphery // The Logic of Personal Knowledge: Essays / ed. by M. Polanyi. London: Routledge & Kegan Paul, 1961. P. 39-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.