Научная статья на тему 'Формирование человека культуры в системе этнокультурной коннотации содержания образования'

Формирование человека культуры в системе этнокультурной коннотации содержания образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ / A CULTURE PERSON / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENTS OF EDUCATION / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОННОТАЦИЯ / ETHNOCULTURAL CONNOTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панькин Аркадий Борисович

Рассматривается процесс формирования человека культуры в системе этнокультурной коннотации содержания образования посредством развития структурных элементов центральной темы культуры системы этнических констант через их систематическое использование в повседневной педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панькин Аркадий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the process of formation of a culture person in the system of ethnocultural connotation of education by means of development of the structural elements of the central theme of culture the system of ethnic constants through their systematic use in everyday pedagogic experience.

Текст научной работы на тему «Формирование человека культуры в системе этнокультурной коннотации содержания образования»

известия вгпу

* * *

1. Abul'hanova-Slavskaja K. A. Strategija zhizni. M.: Mysl', 1991.

2. Golovanova, N.F. Socializacija mladshego shkol'nika kak pedagogicheskaja proble-ma. SPb.: Spec. literatura, 1997.

3. Karapetjan A. A., Mandrika O. Ju. Teatra-lizovannaja igrovaja dejatel'nost' kak metod razvitija jemocional'no-poznavatel'noj aktivnosti detej do-shkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta // Molodoj uchenyj. 2014. № 10. S. 365-368.

4. Ljamina I.P. Osobennosti obshhenija detej s obshhim nedorazvitiem rechi // Naukovij chasopis Nacional'nogo pedagogichnogo universitetu imeni M.P. Dragomanova. Ser. 19. Korekcijna pedagogika ta special'naja psihologija. 2012. № 22. S. 154-158.

5. Makarenko A.S. Polnoe sobranie sochinenij: v 8 t. M., 1987. T. 1.

6. Morgunova Ju.N. Osobennosti detsko-roditel'-skih otnoshenij v sem'jah detej starshego doshkol'nogo vozrasta s obshhim nedorazvitiem rechi // Aktual'nye problemy korrekcionnoj pedagogiki i special'noj psihologii. Cheljabinsk : ChGU, 2012.

7. Prokopenko A.Ju. Model' formirovanija tem-poral'noj kompetentnosti budushhego social'nogo pedagoga // Sovremennye problemy nauki i obrazo-vanija. 2013. № 2. URL: http://www. science-education.ru/108-9124.

Training of future defectologists for formation of temporary prospects of disabled children by means of drama activities

There is regarded the issue of future defectologists training for formation of temporary prospects of disabled children by means of drama activities. Health disabilities lead to limitations in communication with other people, to narrowing of microsociety and, as a consequence, to underdevelopment of the temporary prospect, goals and plans. Drama activities make it possible to enrich social experience by mastering new social roles and common creative work.

Key words: socialization, temporary prospects, children with disabilities, drama activities.

(Статья поступила в редакцию 20.01.2016)

А.Б. ПАНЬКИН (Элиста)

формирование человека культуры в системе этнокультурной коннотации содержания образования

Рассматривается процесс формирования человека культуры в системе этнокультурной коннотации содержания образования посредством развития структурных элементов центральной темы культуры - системы этнических констант через их систематическое использование в повседневной педагогической практике.

Ключевые слова: человек культуры, содержание образования, этнокультурная коннотация.

Основополагающим качеством человека является его духовность. Духовный человек -прежде всего гражданин и патриот, пребывающий в мировой и исторической жизни, активный в ней, приверженный духу своего народа, знающий культуру своего народа, свои истоки, родной язык, человек со здоровым чувством национальной гордости.

Дух состоит из субъективного духа (в человеческом индивидууме), объективного духа (в «объективных формах» права, морали, религиозных и научных сферах активности, дух народа) и абсолютного духа (формы общественного сознания: искусство - в артефактах, религия, философия) [6, с. 40]. Одним из ключевых моментов жизни является формирование субъектности людей, отражаемой в фольклоре, образах и ритуалах этнокультуры. Личность современного человека формируется с включением в ее систему всех основных уровней субъектности, под влиянием образа жизни этнической общности, в которой человек оказывается после рождения. «Отдельный индивид должен и по содержанию пройти ступени образования всеобщего духа, но как формы, уже оставленные духом, как этапы пути, уже разработанного и выровненного» [5, с. 20].

Понятия «субъект» и «объект» неразрывно связаны между собой. Объект - это объективный, или предположительно объективный, коррелят воспринимающего и познающего субъекта [7, с. 368]. Благодаря объективации духа становятся возможными преем-

О Панькин А.Б., 2016

ственность поколений и единение людей, поскольку при виде объекта возникает возможность культурной синхронизации и культурного резонанса, воспитание человека культуры. Дух как взаимодействие познавательных и волевых процессов постоянно объективируется в артефактах, создавая мир этнокультуры [10, с. 15].

Носителя объективного духа обычно называют личностью: «Дух личен и раскрывается в личности, наполняет личность сверхличным содержанием» [1, с. 10], он становится самим собой благодаря интеграции индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может усвоить с помощью воспитания и образования. Носителем объективного духа может быть какая-либо общность (группа, народ, группа народов), понимаемая как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения [9]. Питательной почвой для формирования человека культуры (абсолютного духа) являются «душа народа», те обычаи и традиции этнокультуры, которые наследуются от поколения к поколению, формируют душевные качества человека.

Человек культуры - свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, с высоким уровнем самосознания, развитым чувством собственного достоинства и чести, самоуважением, самодисциплиной, независимым суждением, с уважением к мнению других людей, способная к ориентации в мире духовных ценностей и ситуациях окружающей жизни, умеющая принимать решения и нести ответственность за свои поступки [2, с. 386]. Духовность человека культуры проявляется в его способности к культурной идентификации, т.е. осознанию принадлежности к определенной культуре, интернализации ее ценностей (принятию их как своих), выбору культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте Большого и Малого времени культуры [Там же, с. 388].

Согласно концепции «центральной зоны культуры», в каждой этнической культуре имеется стержень - центральная тема культуры этноса, представляющая собой систему этнических констант, неотъемлемую часть его этнической картины мира, вокруг которой сосредоточивается подвижная, изменчивая культурная «периферия». Этнические константы каждой культуры уникальны и не мо-

кие науки -

гут быть найдены в культурах других народов, едины для всех её членов, неизменны для этноса [11, р. 41], формируются на протяжении всей истории развития единой этнической картины мира. человек культуры видит мир через призму картины мира, в зависимости от своих потребностей, планов и возможностей их реализации. На современном историческом этапе происходит изменение единой этнической картины мира, отчуждение от базовых этнокультурных ценностей - этнических констант, вследствие чего наблюдается кризис духовности, оскудение нравственной сферы личности. Безнравственность становится обыденностью, проявляется в социальной дезадаптации молодёжи.

Основной функцией образования становится трансфер этнокультурного опыта, зафиксированного в этнокультурных традициях и ориентированного, прежде всего, на воспроизведение единой картины мира, на ценности, идеалы, интересы и верования, опыт и нормы, закреплённые в языке - этнической константе, важнейшем структурном элементе культуры народа.

Целью образования становится сохранение этнических констант центральной культурной темы этноса, развитие личности в условиях многоязычия и поликультурности как носителя этнокультурной традиции, как гражданина многонационального государства. Ориентация образования на формирование «человека культуры» обусловливает принципиально иной, в сравнении с традиционным, подход к содержанию образования [2, с. 378].

Принцип культуросообразности определяет отношение между образованием и культурой как средой, растящей и питающей личность (П. Флоренский), и означает, что культурное ядро содержания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности [3, с. 134). Культурообразующая функция образования обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования, предполагает отбор культуросо-образного содержания и воссоздание в образовательных структурах образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру, формирование механизма культурной идентификации [Там же, с. 124-125).

В современных условиях единственным каналом передачи, воспроизводства и сохра-

известия вгпу

нения объективного духа калмыков, формирования человека культуры становится образование как средство воспроизводства структурных элементов центральной темы калмыцкой культуры (этнических констант) через их систематическое использование в повседневной педагогической практике посредством этнокультурной коннотации содержания образования, как система мер, обеспечивающая формирование соответствующей этнической картины мира.

Анализ позволил установить в калмыцкой культуре этнические константы, структурные элементы центральной культурной темы калмыцкого этноса, являющиеся сквозными этнокультурными темами и объектами коннотации содержания образования Республики Калмыкия: калмыцкий язык, связанный с письменностью Зая-Пандиты - «Тодо бичиг» («Ясное письмо»); фольклор и эпос «Джангар»; духовная культура и духовные ценности; традиционная «культура жизнеобеспечения»; историческая преемственность и культура родного края; монголосфера [8, с. 325].

Содержание образования формируется в виде преемственных, систематически присутствующих в учебном процессе сквозных этнокультурных тем (этнических констант), составляющих ядро содержания образования всего учебного курса. Важнейшей задачей становится отбор принципов и разработка рекомендаций по эффективной организации содержания образования как сквозной этнокультурной темы на основе учебного концентризма.

Сквозные этнокультурные темы определяются программой, составляют ядро содержания образования всего учебного курса и связаны между собой отношениями преемственности, вводятся в самом начале обучения и продолжаются на протяжении всего учебного периода, постоянно присутствуют в учебном процессе.

«Обращаемость» к одной теме на различных уроках, тематический, межпредметный параллелизм позволяют ученику на определённый промежуток времени «погружаться» в определённый этнокультурный учебный концентр, что позволяет формировать и закреплять необходимые знания и качества личности ребёнка. Учитель систематически возвращается к тематически однородному учебному материалу (с различной степенью интенсивности, обращаемости и по принципу концентрического нарастания трудностей). Учебный процесс представляет собой движение от

концентра к концентру, обеспечивает организацию «сквозной этнокультурной темы» [4, с. 22].

Мы остановились на наиболее оптимальной модели - на модели этнокультурной коннотации содержания образования. Её характеризуют отсутствие обусловленности содержания образования какими-либо увязанными с личностью конкретного педагога методиками, возможность реализации любым подготовленным учителем. Подсказывается только конкретное направление самоорганизации личности школьника [2, с. 382].

Учебные концентры сквозной этнокультурной темы особенно эффективны при комплексном учёте трёх критериев - языкового, включающего в себя употребление языка как средства обучения; ознакомительного, реализуемого в пределах учебно-воспитательной целесообразности; этнокультурного, предполагающего учёт степени важности и первоочерёдности информации с этнокультурологиче-ских позиций.

Образовательные системы, реализующие принцип этнокультурной коннотации, ориентированы на обеспечение полноценного базового образования по государственным стандартам, приобщение детей к родному языку, культуре, истории, традициям, духовным ценностям, обеспечивают уважение ценностей собственной культуры, а также ценностей других народов, ответственность за сохранение и развитие этнокультурной традиции. Для ученика полем культурной самоидентификации и самодетерминации является национальная культура - от ее истоков до наших дней. Поэтому духовные основания и целевые установки этнокультурного образования мы связываем с образом гражданина России, человека культуры и нравственности, ориентированного на национальные ценности [Там же, с. 388].

В учебном процессе происходит встреча общественного опыта, отраженного в понятиях, правилах, образцах культурной жизни и т. д., с индивидуальным опытом жизнедеятельности каждого ребенка. чтобы эта встреча способствовала развитию личности, учитель должен выявлять и учитывать содержание субъектного опыта ребенка, включать его в содержание обучения и воспитания и помогать детям осмыслить свой субъектный опыт, прожить и пережить его в контексте общественно-исторического опыта [3, с. 148-149). Особую значимость для реализа-

ции объективного духа калмыков представляет интеграция этнических констант как сквозных этнокультурных тем в систему целостного, вертикального, непрерывного двуязычного образования от дошкольного образовательного учреждения до вуза.

Основные задачи реализации этнокультурной коннотации содержания образования: формирование поля этнокультурного развития содержания образования; проектирование содержания центральной этнокультурной темы, сквозных этнокультурных тем для совершенствования программ, учебно-методических комплексов; подготовка учебных материалов, педагогических средств, реализующих цели этнокультурного развития, её мониторинг; формирование учителя-исследователя, автора учебников, с этнокультурно-коннотированным содержанием образования; формирование опыта реализации этнокультурной коннотации содержания образования.

Этапы формирования этнокультурного содержания образования: аспиранты по предложенным темам, содержание которых связано с анализом этнических констант как сквозных этнокультурных тем, изучаемых на определенных образовательных ступенях, занимаются диссертационными исследованиями, результаты которых получают квалификационную оценку; на основе диссертаций издаются монографии; диссертации и монографии становятся, в соответствии с учебным планом, основой учебных пособий, книг для чтения, хрестоматий и методических материалов для соответствующих классов различных образовательных ступеней; авторы учебных пособий объединяются в творческие коллективы, создают учебники с этнокультурно-коннотированным содержанием образования по соответствующим учебным предметам различных образовательных ступеней. Этнические константы центральной культурной темы этноса коннотируются в программы, учебники, учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии и другие материалы.

Таким образом, формирование человека культуры в системе этнокультурной коннотации содержания образования осуществляется в процессе воспроизводства единой этнической картины мира и развития структурных элементов центральной темы культуры - системы этнических констант через их систематическое использование в повседневной педагогической практике.

кие науки -

Список литературы

1. Бердяев H.A. Дух и реальность. M., 1994.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей иПк и ФПК. Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика лич-ностно ориентированного образования // Личност-но-ориентированное обучение: хрестоматия: для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / сост. Е.О. Иванова, KM. Осмоловская. M.: Cry, 2005. C. 11б-1б2.

4. Воробьёв В.В. Лингвокультурология (теория и методы). M., 1997.

5. Гегель Г.В.Ф. Философия права / пер. с нем. Б.Г. ^олпнера; вступ. ст. B.C. ^ловьёва; прим. B.C. Нерсесянца. M.: M^ книги: Литература, 2009.

6. Гегель ГВ.Ф. Энциклопедия философских наук: в З т. Т. З. Философия духа. M., 1977.

7. Конт-Cпонвиль Андре. Философский словарь / пер. с фр. E.B. Головиной. M.: Этерна, 2012.

8. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования: монография. Элиста: Калм. гос. ун-т, 2009.

9. Философская энциклопедия. M., 198б.

10. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты. M., 1989. C. 15.

11. Shils E. Centre and Periphery // The Logic of Personal Knowledge: Essays / ed. by M. Polanyi. L.:

Routledge & Kegan Paul, 19б1. P. З9-84.

* * *

1. Berdjaev N.A. Duh i real'nost'. M., 1994.

2. Bondarevskaja E.V., Kul'nevich S.V. Peda-gogika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i sistemah vospitanija: ucheb. posobie dlja stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij, slushatelej IPK i FPK. Rostov-n/D.: Tvorcheskij centr «Uchitel'», 1999.

3. Bondarevskaja E.V. Teorija i praktika lich-nostno orientirovannogo obrazovanija // Lichnostno-orientirovannoe obuchenie: hrestomatija: dlja stud. gumanitarnyh fak. vyssh. ucheb. zavedenij / sost. E.O. Ivanova, I.M. Osmolovskaja. M.: SGU, 2005. S. 11б-1б2.

4. Vorob'jov V.V. Lingvokul'turologija (teorija i metody). M., 1997.

5. Gegel' G.V.F. Filosofija prava / per. s nem. B.G. Stolpnera; vstup. st. V.S. Solov'jova; prim. V.S. Nersesjanca. M.: Mir knigi: Literatura, 2009.

6. Gegel' G.V.F. Jenciklopedija filosofskih nauk: v З t. T. З. Filosofija duha. M., 1977.

7. Kont-Sponvil' Andre. Filosofskij slovar' / per. s fr. E.V. Golovinoj. M.: Jeterna, 2012.

8. Pan'kin A.B. Jetnokul'turnaja konnotacija obra-zovanija: monografija. Jelista: Kalm. gos. un-t, 2009.

9. Filosofskaja jenciklopedija. M., 198б.

10. Shpet G.G. Jesteticheskie fragmenty. M., 1989. S. 15.

известия вгпу

Formation of a culture person in the system of ethnocultural connotation of education

There is considered the process of formation of a culture person in the system of ethnocultural connotation of education by means of development of the structural elements of the central theme of culture - the system of ethnic constants through their systematic use in everyday pedagogic experience.

Key words: a culture person, contents of education, ethnocultural connotation.

(Статья поступила в редакцию 20.01.2016)

А.Ю. УЧУРОВА (Элиста)

формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе социализации

Раскрываются психолого-педагогические аспекты социализации, критерии формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях социализации.

Ключевые слова: социализация, воспитание подрастающего поколения, формирование коммуникативных навыков.

Всё большее число исследователей уделяет пристальное внимание проблемам социализации человека, изучению механизмов «вращения» человека в социуме. Социализация (от лат. .ъоааН,? - общественный) - это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [9, с. 59]. Период дошкольного детства - один из важнейших периодов социальной жизни ребёнка.

На данном этапе развития дошкольной педагогики учёными представлено множество определений понятия «социализация». Социологи, психологи, педагоги, философы с разных точек зрения оценивают её содержание.

А.В. Мудрик условно представляет процесс социализации как совокупность четырёх

составляющих: стихийной социализации; относительно направляемой социализации; относительно социально контролируемой социализации (воспитания); более или менее сознательного самоизменения человека [6, с. 92].

Социализация - процесс непрерывный, продолжающийся в течение всей жизни, т. к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание же - процесс дискретный, ведь, будучи планомерным, осуществляется в определённых организациях, а следовательно, ограничен местом и временем.

Воспитание в данной логике понимается как целенаправленное управление процессом развития личности, часть процесса социализации, планомерное создание условий для относительно направленных развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации [9]. Названные условия создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трёх сферах: образовании, организации социального опыта человека, индивидуальной помощи человеку.

Таким образом, социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но и в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Всё это влечёт за собой определённую степень автономии человека, которая необходима для формирования полноценной личности. Одна из главных задач дошкольной педагогики - учитывая тенденции социализации на каждом этапе развития общества, использовать её позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания.

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, группах сверстников, воспитательных организациях; по-

О Учурова А.Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.