ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В СИСТЕМЕ ДЕТЕРМИНАНТ И УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
РАДЮКОВА ЯНА ЮРЬЕВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: radyukova68@mail.ru
Тенденции развития национальной экономики характеризуются крайней нестабильностью и противоречивостью: «эксплуатация спроса» монополистических образований вследствии завышенных тарифов, а также высокого уровня их совокупных издержек, что обеспечивает дисбаланс в связке «производитель - потребитель», уравновешивание которой возможно благодаря установлению тарифной планки со стороны государства, а также оптимизации затрат и модернизации производства самими монополистическими образованиями. Использование зарубежных моделей трансформации российской экономики не дали ожидаемых результатов. Решение обострившихся проблем во многом возможно благодаря грамотному регулированию деятельности естественных монополий, образующих ядро производственной инфраструктуры национального хозяйства. На сегодняшний день предприятия естественных монополий являются относительно стабильным источником рабочих мест и доходов для населения страны, ключевыми источниками доходов для бюджетов ряда российских регионов и страны в целом. Высокая социальная значимость продукции естественных монополий обуславливает зависимость функционирования экономики страны от эффективности государственного регулирования монополистических образований. В контексте обеспечения экономической безопасности страны, роль естественных монополий в последние годы не поддается однозначной оценке. С одной стороны, на отрасли естественных монополий возложена огромная социальная и экономическая нагрузка. С другой стороны, естественные монополии оказывают деструктивное воздействие на экономическое развитие страны за счет реализации ценовой политики, направленной на повышение внутренних цен до уровня цен мирового рынка. Одним из основополагающих факторов, влияющих на экономику страны и, соответственно, на экономическую безопасность, является ценовая политика естественных монополий. При этом сдерживание цен имеет обратный эффект - поддержание высокой экономики. Таким образом, в нынешних условиях естественные монополии являются залогом экономической безопасности современного государства, обеспечивая устойчивое развитие экономики страны, развитие по пути динамичного экономического роста и активного внедрения достижений научно-технического прогресса, стремление к повышению благосостояния населения как основе гармонизации интересов всех слоев общества.
Ключевые слова: естественные монополии, монополистические образования, государственное регулирование, экономическая безопасность.
Государственное регулирование деятельности монополистических образований направлено на поддержание экономики в равновесном состоянии посредством реализации адекватной антимонопольной политики, направленной не на разрушение монополий, прошедших длительный исторический период своего развития (конвенции, пулы, ринги, тресты, картели, синдикаты, концерны), а на ограничение их действий к самоуничтожению путем уничтожения других участников рыночных отношений.
Государственное регулирование монополистических образований будет наиболее эффективным, если в его основу будут положены следующие основные принципы, неукоснительно соблюдаемые в процессе регулирования:
- «не вечность» регулирования (отказ от регулирования, как только рынок приобретает возможность стать конкурентным);
- баланс экономических интересов (это основополагающий принцип);
- независимость регулирующего субъекта (необходимо для достижения истинного баланса интересов);
- принцип комплексности (необходимость при регулировании одного субъекта монополистических образований учитывать интересы и состояние других субъектов монополистических образований). Одно из проявлений реализации данного принципа - синхронность изменения тарифов основных субъектов монополистических образований;
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
- открытость процесса регулирования (четкие законодательно установленные правила регулирования, методики расчета регулируемых цен, четкое определение периода регулирования, др.);
- максимально возможное упрощение процедур (направлено на снижение материальных и временных затрат, сокращение временного лага);
- справедливое и эффективное отнесение издержек на тарифы;
- создание мотивации на снижение затрат;
- стимулирование развития конкуренции.
В свою очередь, рост доходов и уровня жизни населения, улучшение условий жизни и структуры потребления товаров и услуг, разнообразие потребительского спроса и высокие требования к качеству продуктов питания, промышленных товаров и услуг способствуют снижению уровня монополизма, повышению конкуренции производителей, ориентации на потребителя и другим формам активизации хозяйственной жизни [1]. В то же время в условиях социально ориентированной рыночной экономики такие социальные факторы, как благоприятные условия реализации кадрового потенциала, развитая система стимулирования труда и условия оплаты, социальные гарантии и социальное обслуживание наемных работников, корпоративные принципы управления начинают играть ключевую роль в развитии отечественного производства.
На сегодняшний день естественная монополия как рыночная структура стремится к максимизации прибыли, однако, функционируя в общественно значимых отраслях, она является носителем ресурса, издержки производства которого не безразличны обществу. Данное обстоятельство обуславливает необходимость вмешательства государства в производственно-хозяйственную деятельность монополистических образований, с целью обеспечения баланса интересов как самой монополии и государства, так и общества в целом.
Очевидно, что органы государственной власти, отстаивая интересы граждан и хозяйствующих субъектов своей страны, должны действовать учитывая усиливающееся воздействие глобализационных процессов, и не в направлении их подрыва, а за наименее болезненную и по возможности бесконфликтную интеграцию страны в эти глобальные процессы.
При этом следует отметить, что сегодняшняя национальная экономика характеризуется «эксплуатацией спроса» монополистических образований вследствии завышенных тарифов, а также высокого уровня их совокупных издержек. В результате связка «производитель - потребитель» приобретает несбалансированную форму [2], вместе с
тем, в случае строгого государственного регулирования тарифной планки, монополистические образования вынуждены оптимизировать свои затраты, а также проводить модернизацию, направленную на привлечение инвестиций. Все это способствует постепенному уравновешиванию экономических интересов производителей и потребителей.
Другой особенностью современного состояния национальной экономики является существование негласных, неформальных альянсов коррумпированной власти и теневого бизнеса, переплетения политической коррупции как разновидности приватизации и монополизации частными лицами государственно-управленческой функции и политико-правовой власти, с одной стороны, и монополизированной экономической власти - с другой, в результате чего монополизм зачастую не проявляется в виде чистой экономической монополии. Следует отметить, что на сегодняшний день концентрация власти как законодательной, так и политико-экономической в руках отдельной узкой группы, укоренившаяся в системе неформальных связей и закрепленная при этом институционально, снижает уровень экономической безопасности национальной экономики. В результате проблема обеспечения экономической безопасности российской экономики посредством регулирования деятельности монополистических образований в последние годы приобретает особую актуальность, занимая заслуженно ключевое место в экономической политике государства.
В современных условиях обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. При этом объект экономической безопасности может меняться в зависимости от ситуации. Так, например, в качестве объекта могут выступать природные ресурсы, а также любые другие объекты движимого и недвижимого имущества, секреты и стратегические планы экономического развития, технологические и продуктовые инновации, непроизводственные активы, финансовые, трудовые ресурсы, хозяйственные структуры и др.
В контексте обеспечения экономической безопасности страны роль естественных монополий в последние годы не поддается однозначной оценке (рис. 1).
С одной стороны, на отрасли естественных монополий возложена огромная социальная и экономическая нагрузка. Например, электроэнергетика является одной из базовых отраслей экономики, без продукции и услуг которой сегодня не могут нормально существовать население и все секторы экономики России. Это обусловлено как природно-
УЛ. уи. ЯЛОУИКОУЛ
климатическими условиями нашей страны, так и энергии промышленными предприятиями для реа-востребованностью электрической и тепловой лизации производственных процессов.
g I
о
m и
ю «
О И
«
о и m S3 о
£
S №
Условия, формируемые на макро- и мего- уровнях
- военно-политическая нестабильность; - деятельность организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК); - деятельность форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ); - вступление в ВТО
Т 9 № 8 2014 social and economic phenomena and processes
Нельзя недооценивать и вклад естественных монополий в общую экономическую ситуацию посредством централизованного бюджетного перераспределения доходов. С другой стороны, естественные монополии оказывают деструктивное воздействие на экономическое развитие страны за счет реализации ценовой политики, направленной на повышение внутренних цен до уровня цен мирового рынка. Одним из основополагающих факторов, влияющих на экономику страны и, соответственно, на экономическую безопасность, является ценовая политика естественных монополий. Не будучи в состоянии сдержать цены рыночными методами, правительство пытается продолжать регулировать их, что дестимулирует интерес естественных монополий к внутреннему рынку и инвестиции в отрасли естественных монополий. С другой стороны, сдерживание цен имеет обратный эффект - поддержание высокой экономики.
«Экспансия спроса», усиливающаяся в результате введения экономических санкций против российской экономике, привела к тому, что отечественные монополистические образования начинают играть ключевую роль в поддержании и развитии экономической системы в целом. Природа естественных монополий такова, что они порождают собственную инфраструктуру и финансовую систему, которые представляют собой основу жизнеспособности страны. Кроме того, в силу высокой общественной значимости продукции, естественные монополии, с порожденными ими инфраструктурой и финансовой системой, представляют собой основу социальной стабильности общества, а также являются одним из основных элементов обеспечения экономической безопасности страны [3].
На основе исследования главных структурных элементов экономической безопасности можно выделить следующие особенности экономической деятельности естественных монополий:
- наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды;
- ценовые перекосы и диспропорции, усилившиеся в ходе либерализации цен, когда свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры;
- вызовы, идущие от глобализации мировой экономики и играющие колоссальную роль.
В условиях снижения платежеспособного спроса и дефицита денежных средств, повышение тарифов на услуги естественных монополий России становится фактором, направленным на снижение объемов производства различных отраслей националь-
ного хозяйства, являясь мощным источником инфляции издержек.
Однако, несмотря ни на что, роль предприятий естественных монополий в российской экономике велика - субъекты естественных монополий являются относительно стабильным источником рабочих мест и доходов для населения страны. Многие из них имеют и значительную по масштабам социальную инфраструктуру. К примеру, субъекты естественных монополий являются ключевыми источниками доходов для бюджетов ряда российских регионов и страны в целом. Так, федеральный бюджет на 2/3 состоит из налоговых поступлений топливно-энергетического комплекса. Кроме того, по данным Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), на долю трех крупнейших компаний - РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и РЖД - приходится 13,5 % ВВП и 16 % всей прибыли. За исключением топливно-энергетического комплекса, большая часть продукции монополистических образований потребляется на внутреннем рынке и является одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий.
Также следует отметить, что продукция монополистических образований имеет крайне высокую социальную значимость, в связи с этим функционирование экономики в целом напрямую зависит от эффективности государственного регулирования деятельности естественных монополий.
В мировой практике к числу наиболее распространенных социально-значимых функций монополистических образований относят: обеспечение общедоступности услуг (социальная политика); обеспечение повсеместности услуг (социальная и региональная политика); обеспечение единства территории с помощью инфраструктурной сети (геополитика и региональная политика); защита окружающей среды (природоохранная политика); стимулирование конкуренции (конкурентная политика); обеспечение необходимого уровня инфраструктурных услуг в случае войны, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации (политика в сфере безопасности) [4].
В условиях повышенной зависимости от конъюнктуры на мировых рынках, российские производители оказались не в силах противостоять иностранным конкурентам, что привело к их вытеснению с внешнего и внутреннего рынков. В результате изменилась роль монополистических образований в отечественной экономике. Так, развитие топливно-энергетического комплекса предопределило экспортно-сырьевую направленность развития национального хозяйства в ущерб развитию отраслей
YA. т RADYUKOVA
реального сектора. Как следствие, сегодня жизнеспособность 10 % экономического роста России находится в прямой зависимости от эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, обеспечивающего примерно треть доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, около 55 % валютных поступлений от экспорта, формируя 25 % инвестиций [5].
Несмотря на положительную динамику в последнее время, существует масса проблем, которые являются сдерживающим фактором роста экономики и социально-экономического развития страны. К числу таких проблем относятся, например, большой износ производственных мощностей в ряде отраслей естественных монополий, недостаточно эффективные передаточные устройства (линии электропередач, тепловые сети, системы газо-и нефтеснабжения), способные вызывать аварийную ситуацию в энергообеспечении. Например, износ основных фондов в электроэнергетике сегодня уже достиг критических размеров (60 %).
Кроме того, монополистические образования создают ограничения для экономического роста, к числу которых можно отнести: ресурсные ограничения; структурные ограничения (чрезмерное извлечение ценовой ренты естественными монополиями чревато избыточным перетоком ресурсов, трансформирующимся в отток или омертвление капитала); экологические ограничения.
Негативные последствия существования естественных монополий могут проявляется в:
- необоснованном повышении тарифов;
- отсутствии информации о затратах и результатах деятельности монополистических образований;
- невыполнении (неполное выполнение) финансовых обязательств перед государством;
- рассогласованности экономических интересов естественных монополий и государства;
- низком качестве предоставляемых услуг и невыполнении обязательств;
- наличии явлений перекрестного субсидирования;
- порождении искаженных рыночных сигналов для инвесторов и, как следствие, деформиро-ваниие всего рыночного пространства [6].
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что предприятия естественных монополий являются залогом экономической безопасности современного государства, обеспечивая устойчивое развитие экономики страны, развитие по
пути динамичного экономического роста и активного внедрения достижений научно-технического прогресса, стремление к повышению благосостояния населения как основе гармонизации интересов всех слоев общества.
В современных условиях, при всей сложности ситуации, естественные монополии во многом обеспечивают реализацию стратегических интересов государства, обеспечивают требования национальной безопасности России, конкурентоспособности на мировых рынках, а также являются жизнеобеспечивающими отраслями экономики.
Литература
1. Львов Д. С. Экономика развития. М., 2002.
2. Радюкова Я. Ю. Модернизация государственной политики: усиление регулирования деятельности естественных монополий // Известия Юго-Западного государственного университета. № 6 (39). 2011. Ч. 1. С. 145-149.
3. Радюкова Я. Ю., Шамаев И. Н. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов,. 2011. Вып. 1-2. С. 194-198.
4. Буркеева Р. Г. Природа и функции естественных монополий // Вестник ОГУ. 2010. №8 (114). С. 10.
5. Кузнецова А. И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. Изд. 2-е. М., 2010. С. 287.
6. Проблемы совершенствования механизма государственного регулирования естественных монополий: доклад. Институт народохозяйственного прогнозирования. М., 2004.
References
1. L'vov D. S. Ekonomika razvitiya. M., 2002.
2. Radyukova Ya. Yu. Modernizatsiya gosudarstvennoj politiki: usileniye regulirovaniya deya-tel'nosti yestestvennykh monopolij // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. № 6 (39). 2011. Ch. 1. S. 145-149.
3. Radyukova Ya. Yu., Shamayev I. N. Ekonomicheskaya bezopasnost' strany kak mnogourovne-vaya sistema elementov i otnoshenij // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, Vyp. 1-2. 2011. S. 194-198.
4. Burkeyeva R. G. Priroda i funktsii yestestvennykh monopolij // Vestnik OGU. 2010. №8 (114). S. 10.
5. Kuznetsova А. I. Infrastruktura: Voprosy teorii, metodologii i prikladnye aspekty sovremennogo infrastrukturnogo obustrojstva. Geoekonomicheskij podkhod. Izd. 2-ye. M., 2010. S. 287.
6. Problemy sovershenstvovaniya mekhanizma gosudarstvennogo regulirovaniya yestestvennykh monopolij: doklad. Institut narodokhozyajstvennogo prognozirovaniya. M., 2004.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
a. ro. PAflroKOBÂ
95
* * *
NATURAL MONOPOLIES IN SYSTEM OF DETERMINANTS AND THREATS OF ECONOMIC SECURITY OF NATIONAL ECONOMY
RADYUKOVA YANA YURYEVNA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: radyukova68@mail.ru
Extreme instability and discrepancy characterized tendencies of development of national economy: «demand operation» of monopolistic educations owing to the overestimated tariffs, and also high level of their cumulative expenses that provides an imbalance in a sheaf «the producer - the consumer» which equilibration is possible thanks to establishment of a tariff level from the state, and also optimization of expenses and modernization of production by monopolistic educations. Use of foreign models of transformation of the Russian economy didn't give the expected results. The solution of become aggravated problems in many respects is possible thanks to competent regulation of activity of the natural monopolies forming a kernel of production infrastructure of national economy. Today enterprises of natural monopolies are rather stable source of workplaces and the income for the population of the country, key sources of the income for budgets of a number of the Russian regions and the country in general. The high social importance of production of natural monopolies causes dependence of functioning of national economy on efficiency of state regulation of monopolistic educations. In the context of providing economic security of the country, the role of natural monopolies doesn't give in to an unambiguous assessment in recent years. On the one hand, huge social and economic loading is assigned to branches of natural monopolies. On the other hand, natural monopolies make destructive impact at the economic development of the country due to realization of the price policy aimed at increase of the internal prices to the price level of the world market. One of the fundamental factors influencing national economy and, respectively, on economic security, is the price policy of natural monopolies. Thus control of the prices has a boomerang effect - maintenance of high economy. Thus, in present conditions natural monopolies are pledge of economic security of the modern state, providing a sustainable development of national economy, development in a way of dynamic economic growth and active introduction of achievements of scientific and technical progress, aspiration to increase of welfare of the population as to a basis of harmonization of interests of all sectors of society.
Key words: natural monopolies, monopolistic educations, state regulation, economic security.
YA. YU. RADYUKOVA