Научная статья на тему 'Естественные монополии в системе экономических отношений национального хозяйства'

Естественные монополии в системе экономических отношений национального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3432
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОТРАСЛИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / NATURAL MONOPOLY / INFRASTRUCTURE BRANCHES / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радюкова Яна Юрьевна

Статья посвящена уточнению сущности естественной монополии как социально-экономического явления, рассмотрена роль естественных монополий в современной экономике России, определены специфические особенности монополистических образований в России. В соответствии с вышеуказанным автором сделан вывод, что государство на современном этапе хозяйствования должно четко определить вектор деятельности монополистических образований, а также выработать основные направления государственного регулирования естественных монополий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL MONOPOLIES IN SYSTEM OF THE ECONOMIC RELATIONS OF NATIONAL ECONOMY

Article is devoted to specification of essence of natural monopoly as social and economic phenomenon, the role of natural monopolies in modern economy of Russia is considered and specific features of monopolistically educations in Russia are defined. According to the above mentioned, the author drew a conclusion that the state at the present stage of managing has to define accurately a vector of activity of monopolistically educations, and also develop the main directions of state regulation of natural monopolies.

Текст научной работы на тему «Естественные монополии в системе экономических отношений национального хозяйства»

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Я. Ю. РАДЮКОВА

Статья посвящена уточнению сущности естественной монополии как социальноэкономического явления, рассмотрена роль естественных монополий в современной экономике России, определены специфические особенности монополистических образований в России. В соответствии с вышеуказанным автором сделан вывод, что государство на современном этапе хозяйствования должно четко определить вектор деятельности монополистических образований, а также выработать основные направления государственного регулирования естественных монополий.

Ключевые слова: естественные монополии, инфраструктурные отрасли, государственное регулирование.

Естественные монополии являются неотъемлемым элементом экономической системы любого государства, независимо от его социально-экономического, политического и общественного устройства.

Как правило, под монополией подразумевается крупная компания или объединение предпринимателей. В переводе с греческого языка термин «монополия» означает «продаю один». В экономической литературе под монополией понимается определенная структура рынка, характеризующаяся преобладанием на нем единоличного продавца или покупателя, продающего товар, не имеющего близких заменителей [1].

В свою очередь, монополию можно считать естественной, если на всем интервале выпуска функция затрат субаддитивна, даже если при этом отсутствует экономия от масштаба для каждого отдельного продукта.

В российском законодательстве преимущественно говорится о «доминирующем положении» как своеобразном аналоге монополии. В соответствии с действующим законодательством под монополией понимают:

- предприятие, занимающее доминирующее положение на товарном рынке или в отрасли, и обладающее монопольной властью, которую оно может использовать в целях удержания своего исключительного положения на рынке в течение долгосрочного периода за счет подавления реальных и потенциальных конкурентов; получения монопольно высокой прибыли, которая может быть достигнута за счет роста цен и снижения объема производства, давления на конкурентов и потребителей и т. д.;

- структуру рынка, характеризующуюся наличием одной или нескольких фирм, на долю которых приходится большой объем рыночного производства; дифференцированным продуктом, который продают по ценам и в объеме отличном от того, который мог бы быть в условиях свободной конкуренции; наличием высоких барьеров входа на рынок новых хозяйствующих субъектов;

- исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации и т. д. на осуществление какой-либо деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ под естественными монополиями понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [4].

Следует отметить, что в основе существования естественных монополий лежат объективные экономические условия, в силу которых монопольное положение хозяйствующих субъектов является экономически необходимым и эффективным. В условиях естественной монополии

производство обладает технологической особенностью, которая определяет его экономическую эффективность: снижение издержек по мере увеличения объемов производства продукции. Это связано с экономией за счет масштабов производства и высоких фиксированных издержек. В результате конкуренция на данных рынках не эффективна. Кроме того, уровень спроса на продукцию и услуги естественных монополий не зависит от изменения цены, так как не существует товаров заменителей [5].

В современных условиях естественные монополии являются единством материальных и нематериальных активов; обеспечивают инфраструктурой национальную экономику с целью ее эффективного функционирования и развития; обеспечивают экономию на масштабе производства и сбыте товаров и услуг; ориентированы на удовлетворение потребностей национального хозяйства за счет государственной собственности, характерной для данных отраслей. При этом, естественные монополии обладают и отрицательными особенностями: высокие издержки и завышенные тарифы; неудовлетворительное качество предоставляемых услуг; перекладывание издержек на потребителя.

Кроме того, естественные монополии являются средством разрешения острых внутренних противоречий национальной системы, а, соответственно, появляются в местах наиболее сильного переплетения интересов различных хозяйствующих субъектов. В результате, естественные монополии создаются в инфраструктурных отраслях отечественной экономики, обеспечивая создание жизненно важных условий, необходимых для функционирования всей экономической системы.

В российской экономике естественные монополии существуют в инфраструктурных отраслях, как правило, в виде вертикальных объединений (как крупные вертикально интегрированные предприятия, охватывающие всю производственно-технологическую цепочку и большую часть отрасли, так и сетевые предприятия, составляющие ядро отрасли).

В экономике России естественные монополии:

- являются неким способом устранения противоречий между отдельными субъектами национальной экономики;

- обеспечивают субъектов экономической системы природными ресурсами и каналами связи;

- создают условия для развития других секторов экономики;

- являются стабильным источником рабочих мест и доходов для населения страны;

- являются ключевыми источниками доходов для региональных бюджетов и страны в целом.

Роль естественных монополий в жизнедеятельности страны подтверждается следующими данными:

- на долю естественных монополий приходится порядка 10-13 % ВВП;

- огромная социальная роль, что подтверждается данными Росстата. Так, согласно официальным статистическим данным, в сфере естественных монополий занято порядка 11 % от общего числа трудоспособного населения.

Природа предприятий естественных монополий кроется в том, что они формируют собственную финансовую систему и инфраструктуру, являющихся основой жизнеспособности страны. В результате естественные монополии представляют собой основу социальной стабильности общества.

Важной чертой естественных монополий является их специфическая роль в воспроизводственном экономическом цикле в качестве элемента, определяющего эффективность процесса обращения товаров. Экономическая значимость продукции естественных монополии определяется тем, что во-первых, она составляет блок жизнеобеспечения экономики и страны в целом, во-вторых, цена данной продукции включается в структуру затрат производства практически всех товаров и услуг, в-третьих, отсутствием близких товаров-заменителей. От качества и своевременности поставок продукции естественных монополий зависит функционирование всего народнохозяйственного комплекса. В условиях низкого платежеспособного спроса, дефицита денежных средств, рост тарифов на услуги естественных монополий России становится фактором, способствующим снижению объемов производства во всех отраслях экономики страны, является мощным источником инфляции издержек.

Кроме того, естественные монополии играют важную структурообразующую роль в экономике страны. К. Тотьев справедливо отмечает, что, используя преимущества своего монопольного положения на рынке, монополии могут вырабатывать стратегическую линию поведения на средне-и долгосрочную перспективу. Заключение долгосрочных соглашений между монополистическими производителями и интеграция монополий по производственной цепочке могут создать основу для роста внутреннего рынка и повысить инвестиционную привлекательность российской экономики. Практика глобальных альянсов, которая пока больше характерна для западных компаний,

может стать стратегическим направлением развития естественных монополий России, что внесет элемент устойчивости в тенденции регионального и государственного развития в целом [7].

Таким образом, понятие естественной монополии интегрирует в себе как структурные, так и инфраструктурные субъекты национального хозяйства, деятельность которых носит жизнеобеспечивающий характер, а интеграционное воздействие

на экономику определяет прямую или опосредованную соподчиненность государству (рис. 1).

Многообразие видов и форм монополистической деятельности на естественно монопольных рынках современной России представлено на рисунке 2, отражающем последние тенденции развития российских естественных монополий в контексте общей либерализации экономических отношений.

Рис. 1. Естественные монополии в системе экономических отношений национального хозяйства

Наиболее типичными примерами выделенных на рисунке видов естественных монополий выступают такие структуры, как:

1. Естественная монополия как инфраструктурная отрасль, интегрирующая предприятия, как в вертикальном, так и в горизонтальном разрезе:

- газовая отрасль. Природный газ занимает лидирующее место в структуре мировой энергетики, входя в группу наиболее используемых энергоносителей и являясь наиболее экологически чистым энергетическим ресурсам. Сегодня основные запасы сосредоточены в СНГ и на Ближнем Востоке, которые в совокупности со-

ставляют порядка 71 % всех мировых запасов. При этом, доля СНГ составляет около 35 %. В последние годы на долю России пришлось примерно 20 % мирового прироста поставок природного газа [6]. Природный газ - это самая быстрорастущая составляющая в мировом потреблении

Ключевые предприятия, находящиеся в государственной собственности

^—►

Уровень монопольной власти Рис. 2. Укрупненная типология естественных монополий в России

энергоресурсов. На сегодняшний день, наша страна поставляет на экспорт более 30 % всего природного газа в мире, а доля газовой отрасли в ВВП составляет порядка 13 %. Стремительному развитию газовой отрасли способствует становление рынка сжиженного природного газа.

На сегодняшний день, в России ОАО «Газпром» является основным налогоплательщиком, который опережает Сбербанк. В 90-е гг. «Газпром» приобрел черты транснациональной корпорации, и сегодня масштаб мировых конкурентных отношений стал определяющим для выбора организационных форм производства газа. Газовая отрасль, и прежде всего ОАО «Газпром», является одним из крупнейших заказчиков для российской промышленности, а значит на нем замыкается множество кооперационных цепочек: от металлургии до предприятий по производству высокотехнологичного оборудования;

- почтовая связь. Почтовая связь в России является неотъемлемой частью инфраструктуры государства. ФГУП «Почта России» в 2003 г. была создана на базе управлений почтовой связи, и на сегодняшний день в ее состав входит 84 филиала и 42 000 почтовых отделений, предоставляющих различные услуги населению, в том числе в самых от-

даленных населенных пунктах. В последнее время наблюдается устойчивый рост объемов предоставляемых услуг, а также объем чистой прибыли;

- атомная энергетика. Атомная отрасль в России одна из передовых во всем мире, опережая другие страны по уровню научно-технических разработок в области проектирования реакторов, ядерного топлива, опыту эксплуатации атомных станций. АЭС, расположенные в узловых точках энергетической сети и работающие в базовой части графика нагрузок, обеспечивают стабильную и устойчивую работу всей энергосистемы страны. Деятельность ОАО «Росатом» связана с обеспечением устойчивого развития ядерного оружейного комплекса, наращиванием доли атомной энергии в энергобалансе страны (цель - 25-30 % к 2030 г.) при повышении уровня безопасности работы отрасли и расширением традиционных ниш российского присутствия на мировом рынке ядерных технологий, а также завоевание новых [2].

2. Естественная монополия как часть вертикально интегрированной структуры, формирующей основу отрасли и взаимодействующей с ключевыми производителями:

- железнодорожный транспорт. Ключевым звеном транспортной системы в России являются железные дороги, на долю которых приходится более 35 % от общего объема пассажирооборота, а также до 40 % оборота грузов. Столь высокая значимость железных дорог связана с огромными сухопутными расстояниями между отдельными населенными пунктами, а также между промышленными объектами. В России общая протяженность сети железных дорог общего пользования составляет 85 тыс. км. ОАО «РЖД» обеспечивают примерно 1/3 мирового грузооборота, а объем перевозок грузов выше примерно в 4 раза больше чем в США. При этом, степень изношенности основных фондов ОАО «РЖД» составляет порядка 27 %;

- телекоммуникационная связь. На рынке телекоммуникаций ОАО «Связьинвест» - крупнейшая государственная телекоммуникационная компания на территории России. ОАО «Связьинвест» принадлежит более 80 % телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации. Данная компания обеспечивает услугами связи 90 % населения нашей страны, такими как услуги местной, зоновой, междугородной и международной телефонной связи, передачи данных, Интернета, ISDN, беспроводного абонентского доступа, мобильной связи, услуги телеграфной связи, проводного радиовещания, а также услуги связи для целей кабельного и эфирного вещания [8].

3. Ключевые предприятия, находящиеся в государственной собственности:

- электроэнергетика. Основной функцией электроэнергетики как базовой инфраструктурной отрасли является предоставление комплекса услуг по энергоснабжению потребителей электрической и тепловой энергии. Россия является крупнейшим производителем электроэнергии в мире после США, Китая и Японии. РАО «ЕЭС России» до лета 2008 г. была крупнейшей в мире энергетической компанией. Однако после окончания вертикальной дезинтеграции «РАО ЕЭС» произошло выделение естественно-монопольного ядра -«Федеральной Сетевой Компании» и Компании «Системный оператор». На сегодняшний день ОАО «ФСК ЕЭС» обслуживает всю территорию России - 17,075 млн км2. Протяженность линий электропередач в 2011 г. составила 124,5 тыс. км.;

- нефтяная отрасль. Нефтяная отрасль играет огромную роль в развитии национальной эконо-

мики. Так, на долю нефтегазовой отрасли приходится порядка 20 % ВВП, до 35 % доходов бюджета, около 45 % валютных поступлений и свыше 25 % объема промышленного производства России [3]. ОАО «Транснефть» осуществляет транспортировку примерно 93 % нефти добытой в России. На сегодняшний день ОАО «Транснефть» предоставляет услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов, как по территории Российской Федерации, так и за ее пределами; осуществляет аварийно-восстановительные работы трубопроводов; ведет инновационную и инвестиционную деятельность; взаимодействует с трубопроводными предприятиями других государств.

Таким образом, высокая значимость естественно-монопольных структур обуславливает их тесную взаимозависимость и подконтрольность деятельности органов государственного управления, причем управление естественными монополиями дает возможность регулирования всей экономической системы национального хозяйства.

Если говорить о возможностях государства по применению инструментария государственного регулирования экономики, то оно определяется степенью государственного контроля над естественными монополиями, в зависимости от уровня которого государство может выступать и как непосредственный монополист, и как собственник монополистического образования (совладелец) и как внешний регулятор его деятельности. Эффективность государственного управления естественными монополиями может не просто способствовать их качественному развитию и обеспечению населения необходимым набором благ и услуг, но и усилить их роль как инструмента обеспечения целостного социальноэкономического развития, как основы качественного экономического роста национальной экономики.

Высокая степень государственного вмешательства в деятельность естественно монопольных структур, позволяет сформулировать ключевые принципы государственного регулирования, характерные применительно к данным образованиям:

- национально-государственные интересы как детерминанта регулирования деятельности естественных монополий: государство может самостоятельно принимать решение о введении элементов конкуренции на рынок, либерализации доступа на него других производителей;

- целостность системы институционального регулирования деятельности естественных моно-

полий, построенной в соответствии с объективным отсутствием действенных конкурентных механизмов в этих сферах;

- дифференцированный подход к государственному регулированию деятельности структурных и инфраструктурных монополистических образований в соответствии с экономическими и социальными императивами, соответственно.

Таким образом, все многообразие специфических отношений и ролей естественной монополии, как в рамках национального хозяйства, так и за его пределами позволяет сделать вывод о необходимости уточнения ее сущности с позиции выявления ее функционально-структурной роли в национальной экономике. Соответственно, естественные монополии - это специфический вид монополистического образования, интегрирующий единство структурного и инфраструктурного значения в рамках национального хозяйства, определяющее его высокую социально-экономическую значимость и инициированную многоуровневую соподчиненность государству.

Литература

1. Албегова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика. М., 1998.

2. Карпов Д. Ю. Роль государственного сектора на современном этапе развития российской экономики // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. № 8(70). С. 33-36.

3. Молоденков К. М., Горин С. В. Развитие холдингов в нефтегазовой промышленности России // Экономика и производство. 2009. № 4.

4. О естественных монополиях: федер. закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ. Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».

5. Радюкова Я. Ю., Якунина И. Н. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в контексте обеспечения реализации национально-государственных интересов России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Т. 82. № 2. С. 36-42.

6. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики. 2006. № 1. С. 102-121.

7. Тотьев К. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий // Закон. 1997. № 12. С. 14-20.

8. URL: http://www.svyazinvest.ru

* * *

NATURAL MONOPOLIES IN SYSTEM OF THE ECONOMIC RELATIONS OF NATIONAL ECONOMY

Ya. Yu. Radyukova

Article is devoted to specification of essence of natural monopoly as social and economic phenomenon, the role of natural monopolies in modern economy of Russia is considered and specific features of monopolistically educations in Russia are defined. According to the above mentioned, the author drew a conclusion that the state at the present stage of managing has to define accurately a vector of activity of monopolistically educations, and also develop the main directions of state regulation of natural monopolies.

Key words: natural monopoly, infrastructure branches, state regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.