Научная статья на тему 'Энергийный аспект веры'

Энергийный аспект веры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ВЕРА / РЕАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / СОБЫТИЕ / ВНУТРЕННИЙ МИР / ВОЗМОЖНОСТЬ / ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ / FAITH / REALITY / INFORMATION / EVENT / INNER WORLD / OPPORTUNITY / THE TRANSCENDENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шафоростов Александр Иванович

Исходя из анализа онтологии веры рассмотрена энергийная природа события веры. Предложена типология веры по принципу субъективности. Выявлена специфика личностной веры как направленной на достижение персонализации. Показана связь энергийного и информационного аспектов веры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGETIC ASPECT OF FAITH

Based on the analysis of the ontology of faith the article considers the energetic nature of the event of faith. A typology of faith by the principle of subjectivity is proposed. The specific character of personal belief as directed to personalization achievement is revealed. The connection between the energetic and informational aspects of faith is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Энергийный аспект веры»

дует материальных выгод для участников, а вся прибыль, полученная от издательства, обращается на улучшение и расширение «Власти труда», а также на

99 ^

удешевление ее стоимости для подписчиков» . Этот пример иллюстрирует ту максимальную свободу, которую в годы НЭПа получили периодические печатные издания Восточной Сибири.

Редакционной коллегией газеты «Власть труда» предпринимались меры для того, чтобы издание перестало быть рассчитанным исключительно на «советских и партийных работников». В 1926 году было проведено анкетирование среди читателей, в результате которого в газете появились новые рубрики -«Вести из губернии», «Сибирский край», «Заметки нашего переводчика», «Наука и техника», «Кино». Издатели газеты стремились сделать «Власть труда» интересной для широкого круга читателей. «Главным подписчиком является городской элемент, интересующийся главным образом торговым миром, ценами на продукты и товары, рынком и всем с ним связанным. Именно он находит, что претензии некоторых соворга-нов на обязательные помещения в газете сухих официальных материалов делают ее малоинтересной»100. Этот вопрос неоднократно поднимался на совещаниях

98ГАНИИО, ф. 1, оп. 1, д. 1433. 99ГАНИИО, ф. 1, оп. 1, д. 2100, л. 2 100ГАНИИО, ф. 1, оп. 1, д. 1547, л. 1

в губкоме, а с середины 1924 года в обязательном порядке каждые две недели рассматривались отчеты о результатах работы газеты «Власть труда». В «Заметках о «Власти труда»» отмечались успехи, но чаще указывались недочеты, которые редакция должна была устранить в оперативном порядке.

К сожалению, до наших дней дошли лишь отрывочные факты, по которым можно судить о финансово-хозяйственной деятельности газет в Восточной Сибири. По этим данным можно сделать выводы о том, что иркутскую газету «Власть труда», «Бурят-Монгольскую правду», выходившую в Верхнеудинске, и «Красноярский рабочий» объединял общий подход к финансово-хозяйственной деятельности. Во-первых, эти средства массовой информации были официальными печатными изданиями органов власти, а потому - подотчетными губкомам; во-вторых, переход на хозрасчет поставил новые задачи перед руководителями печатных изданий и, наконец, в-третьих, в своей ежедневной работе редакционные коллегии сталкивались с противоречиями - выбором между обязательной для опубликования официальной информацией и материалами, интересными широкому кругу читателей.

УДК 316.37

ЭНЕРГИЙНЫЙ АСПЕКТ ВЕРЫ

л

А.И. Шафоростов1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Исходя из анализа онтологии веры рассмотрена энергийная природа события веры. Предложена типология веры по принципу субъективности. Выявлена специфика личностной веры как направленной на достижение персона-лизации. Показана связь энергийного и информационного аспектов веры. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: вера; реальность; информация; событие; внутренний мир; возможность; трансцендентное.

ENERGETIC ASPECT OF FAITH A.I. Shaforostov

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Based on the analysis of the ontology of faith the article considers the energetic nature of the event of faith. A typology of faith by the principle of subjectivity is proposed. The specific character of personal belief as directed to personalization achievement is revealed. The connection between the energetic and informational aspects of faith is demonstrated. 5 sources.

Key words: faith; reality; information; event; inner world; opportunity; the transcendent.

Признавая принципиальную несводимость содержания веры к словесному выражению, необходимо найти то свойство веры, которое компенсирует недо-

статочность вербальной выразимости ее содержания и позволяет говорить о вере как об осмысленном поступке. На наш взгляд, в качестве такого свойства вы-

1Шафоростов Александр Иванович, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: (3952) 405187, 89041230217, e-mail: ashafor@rambler.ru

Shaforostov Alexander, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: (3952) 405187, 89041230217, e-mail: ashafor@rambler.ru

ступает энергия, точнее, энергийная природа события веры. В общем смысле это означает, что вера, являясь одним из фундаментальных свойств человеческого бытия, находит свое выражение не столько в словах человека, сколько в энергии, побуждающей его к действиям. Однако необходимо конкретизировать это положение - почему вера способна побуждать человека к действиям и к каким именно?

Характеристика веры как фундаментального свойства человеческого бытия означает не только традиционное понимание веры как выхода человека за пределы определенной реальности. Не менее важно понимание веры и как принятия реальности, открываемой в результате такого проникновения. «Вера как принятие» отличается от «веры как выхода»: принятие предполагает сохранение местоположения, той сферы, куда и где принимается содержание верователь-ного акта. «Куда» соответствует внутреннему аспекту акта принятия реальности, «где» - внешнему. Рассмотрим подробнее эти аспекты.

Во-первых, «куда» принимается вера, т.е. где разворачивается ее содержание? Это, конечно, не физическое место, а внутренний мир человека. Мы принимаем какое-то положение в качестве реального, т.е. признаем его истинность (значимость) не только для той сферы, с которой исходно соотнесено это положение, но и для картины мира, которой мы живем (определяется социокультурными условиями), и для своего внутреннего мира (это мир нашей самости). Так, признать, что в мире античного мифа существует химера или какой-нибудь другой вымышленный персонаж, еще не значит поверить в него. Поверить в химеру -значит принять ее в качестве обитателя той реальности, которой мы принадлежим.

Проблема онтологизации веры возникает в том случае, если человек стремится объединить мир веры и «мир работы», т.е. той реальности, в которой живет и на которую он направляет свои действия. Отсюда можно переформулировать известное положение Бахтина о вере как ответственном поступке: вера становится поступком в том случае, если человек решается на объединение названных миров. Говоря о вере как ответственном поступке, можно выделить три типа веры: 1) коллективная; 2) безличная; 3) личностная. Отличие коллективной и безличной веры в том, что коллектив всегда предполагает какую-то организованность. То есть коллективные верования всегда несут в себе оформленность, организованность, определенность, принятие порядка. В безличной вере организованность второстепенна, так как организованность предполагает ответственность. Так, религиозная вера опирается на следование авторитету и признание ответственности. То, что в этом случае ответственность переносится с рядового верующего на внешний авторитет (в православии это церковь как единение верующих), не имеет принципиального значения. В безличной же вере из-за отсутствия субъекта (лица) веры ответственности нет. Примером безличной веры является мифическая вера.

Во-вторых, «где» принимается вера? П. Бурдье, анализируя природу веры в ценности произведений

искусства, отмечает: «Основой эффективности любых действий по признанию является само поле - место аккумулированной социальной энергии» [1, с. 183]. Здесь затрагивается важная проблема анализа акта признания, выступающего основанием акта веры. Да, вера есть признание, и Бурдье уточняет, где именно происходит это признание. Пространство признания -это прежде всего социальное пространство авторитетов. Но следует добавить, что оно не существует само по себе, вне включенности в пространство внутреннего мира конкретного человека. Поэтому можно сказать, что пространство признания двусоставно по своей природе, т.е. социально-личностно. Отсюда можно вывести специфику индивидуальной веры. Если признание коллективной веры можно изобразить схематически «социальное пространство ^ индивидуальное пространство», то для индивидуальной веры схема будет обратной: «индивидуальное пространство ^ социальное пространство». То есть чтобы состоялся акт признания содержания индивидуальной веры в качестве реально существующего, в структуре внутреннего пространства личности должно быть задействовано «мое чувство бытия», а уже потом это чувство должно быть согласовано с «социальным чувством бытия», т.е. с той реальностью, которая социально признана. Для коллективной веры сферой (пространством) признания является социальное пространство авторитетов, как имеющих имя (лицо), так и безличных. Специфика же личностной веры будет определяться ее направленностью на достижение персонализации, что связано с нахождением новых граней самоидентификации. Личностная вера является одним из важнейших элементов построения личностной идентичности. Вера есть признание возможным (подчеркнем - реально-возможным в противовес формальным или абсурдным возможностям) того, что по своей природе выходит за пределы как актуально, так и потенциально данного. При этом следует различать «потенциально данное» и потенциальную бесконечность мира. «Потенциально данное» всегда привязано к определенному срезу реальности, к определенному пространственно-временному «здесь и теперь», воплощенному во внутреннем мире каждого конкретного человека.

Так как человек в основании своего бытия социален, то и вера проявляет себя именно в социальности. Там, где акт восприятия реальности физически непосредственен, проходит через мои руки без вмешательства кого-либо извне, вера не возникает (вера может возникнуть при решении вопроса о применении или истолковании этой вещи). Так как вера открывает человеку те уровни реальности, которые в обычной жизни для него закрыты, то для выражения этой трансцендентной реальности не могут подходить те средства выражения, которые ограничены только каким-то одним уровнем реальности. Выразить веру -значит установить связь с открываемой в вере реальностью и человеческой реальностью. Для этого необходимо использовать те средства, которые выходят за пределы только одного среза бытия и охватывают если не все уровни реальности (что возможно только в

идеальном варианте), то хотя бы несколько. Получается своеобразная «лестница», в качестве ступенек которой будут служить те образы, понятия, переживания, которые связывают между собой разные уровни реальности.

Чем сложнее, опосредованнее в социальном плане восприятие реальности (здесь включается авторитет как выразитель социального мнения), тем значимее вера. В данном случае важным является событийное понимание тех действий, через которые выражается и одновременно осуществляется вера. Это, в свою очередь, связано с пониманием трансцендентного как особого опыта возможного.

Опыт возможного в отношении события веры представляет собой обращение к сфере трансцендентного. Трансцендентное предстает как превосхож-дение тех возможностей, которые определяются сферой наличного существования человека. Для выявления границ этой сферы необходимо затронуть вопрос о различии вероятности и возможности. Здесь мы следуем логике исследования М. Эпштейна [2]. Следует различать две категории, близко стоящие к «возможному»: потенциальное и вероятное. Потенциальное - это внутренняя сторона возможного как свойства какого-то предмета или способности какого-то существа. Наоборот, вероятное - внешняя сторона возможного, как совокупность условий, определяющих ту или иную степень осуществимости данной потенции. Потенциальность, как правило, характеризует субъектов действия, а вероятность - объективные события. Одна и та же модальность выступает в «потенциальном» как внутренне присущая данному субъекту действия, а в «вероятном» - как характеристика внешних обстоятельств, мера случая, количественный шанс осуществления.

Опираясь на анализ онтологической структуры события, предпринимаемый С.С. Хоружим [3, с. 53-68], можно предположить, что события реальности в своем онтическом строении таковы, что энергия в них представляет собой начало, близкое к потенции, - она означает не оформление в некую законченную сущность-форму (энтелехию), но скорее исходный импульс, усилие, направляющееся к актуализации некоторой потенции; она есть начинательное усилие актуализации, что открывает и обеспечивает выделение и исхождение, поднятие определенной потенции из сферы потенциального в сферу актуального.

Наша действительность включает множество возможностей, различающихся по сроку своей реализации. Это - вероятности, исчисляемые математически. При этом возможность утрачивает свой качественный характер, несводимый к действительности, т.к. исследуется именно то, что делает ее частью действительности. Вероятность - это всегда вероятность того, что возможное станет действительным. Можно сказать, что вероятность - степень действительности самого возможного, это возможность, оцененная мерой своей воплотимости в действительность. Таким образом, вера устанавливает связь человека с теми уровнями бытия, которые выходят за пределы вероятностного исчисления и относятся к сфере невозможного.

Дискурс энергии имеет непосредственное отношение к событиям трансцендирования, невозможным вне присутствия человека и в качестве конституирующего момента включающим в свою структуру акты сознания. С точки зрения дискурса, энергии, образ, смысл, истина бытия существуют не в застывшем, окаменевшем виде, но свершаются. Свершение же трактуется как развертывание или «высвечивание» бытия, - своего рода накопление или «прирост бытия», который происходит только через человека и посредством того, что человек открывает в мире, прислушиваясь к «зову бытия». Постижение человеком мира связано с нахождением, собиранием смысла и его оформлением - архитектоническим, по терминологии М. Бахтина, то есть ведущим к возникновению внутренней, более сложной и живой, реальности (в отличие от композиционного оформления, связанного с механическим перераспределением имеющегося в распоряжении материала).

Опыт возможного является одним из элементов опыта веры. Возможно понимание опыта веры как особого, не зависящего от чувственно воспринимаемой информации и не попадающего в рефлексивное поле сознания. Вера предстает как особое восприятие, она способна видеть то, что недоступно внешним чувствам человека. В этом случае определенные эмоциональные состояния, волевые акты, установки, размышление, транс становятся содержанием опыта, как предполагается, без определяющего участия органов чувств. Кратко такой опыт можно определить как сверхчувственный. Такое понимание опыта веры присуще в первую очередь религиозно-мистической традиции, и рассматривать его если и можно, то только в отношении религиозной веры.

В отношении же нерелигиозной веры отметим следующее: согласно Канту, сознание самого себя, "внутреннее чувство", должно быть опосредовано сознанием внешних объектов, реальных материальных предметов [4, с. 13]. Отсюда следует, что опыт веры должен иметь внешний источник, следовательно, это не фантазия, и это очень важный вывод, который «разрешает» веру, дает ей место (где - в разуме!). В целом же постулируем: ядром феномена веры выступает вера-очевидность, выходящая за пределы вероятности и опирающаяся на опыт внутренних переживаний.

Для раскрытия природы внутреннего опыта следует обратиться к тем внутренним ощущениям, которые затрагивают собственно «внутреннюю реальность», реальность субъективного мира человека, не сводимую к реальности сознания. Внешние ощущения информируют человека о степени его природной состоятельности, внутренние же ощущения важны тем, что они в своей совокупности создают не просто ощущение собственного тела, но его единства с целостным миром. Именно чувство реальности является ядром внутреннего чувства, что обращает нас к вопросу об онтологическом аспекте веры.

Вера онтологична в том смысле, что возникает на основе отражения информации, содержащейся в едином информационном поле, образуемом в результате

сложнейших процессов взаимодействия объектов, составляющих Универсум. Но эта информация дается в потенциальной форме, и требуется своеобразная «декодировка» информации для того, чтобы на ее основе возникла вера. Однако декодирование информации возможно несколькими способами. Первый -способ рационального прочтения закодированной информации; применим только к общезначимой информации, не затрагивающей неповторимость видения мира конкретным человеком. Второй - внерацио-нальный способ; его основа - нахождение уникальной точки видения, той единственной перспективы, из которой становится возможным видение определенного смысла, как условие разрешения ситуации экзистенциальной неопределенности, когда человек сталкивается с необходимостью найти ответ для себя лично.

Энергийность веры в контексте связи энергии и информации может быть понята следующим образом: сама информация нематериальна, но, будучи воспринятой, она может активизироваться через материально-энергетические проявления. Энергия характеризует интенсивность взаимодействия, а информация -его разнообразие, а вместе энергия и информация с разных сторон характеризуют изменение состояния систем. При этом энергия воздействует на объекты непосредственно в силовой форме, а информация опосредованно - через энергию, которой она (информация) управляет.

Для раскрытия информационного аспекта веры необходимо также учитывать временную привязку веры. То есть акт веры возникает в том случае, если информация значима в аспекте внутреннего времени человека. Сложность в том, что вера по своей природе направлена на отдаленное, трансцендентное. В каком-то смысле поверить - это и значит соотнести полученную информацию с конкретным временем (временем личностно значимым).

Для раскрытия информационной составляющей веры важное значение имеет обращение к такой характеристике информации, как фасцинация. Обращение к фасцинации позволяет обнаружить специфику веры по отношению к знанию. Эта специфика определяется не столько содержанием информации (содержание информации - это приоритет знания), но фор-

мой - фасцинацией, понимаемой как «привлекательность» информации: «фасцинация - это не содержание, но аттрактивность сообщения, являющаяся свойством формы», «вызывающая готовность адресата воспринимать содержание этого сообщения» [5, с. 4].

Вера и вероятность представляют собой два различных, дополняющих друг друга основания для выбора порядка, определяющего бытие человека: открываемая благодаря вере картина целостного бытия несет в себе избыточные непредсказуемые «энергий-ные» смыслы, недоступные вероятностному прогнозированию, но влияющие на волю человека. Примером такой веры является вера в свое предназначение. Энергийный аспект такой веры реализуется в стремлении человека обрести личностность и важен тем, что помогает индивиду выйти к преодолению изначальной нейтральности своего существования по отношению к миру и обрести основу для становления путем уловления изначальной целостности мира в акте веры.

Вера позволяет человеку встать над самим собой и выйти на уровень личностного бытия, характеризуемого обретением уникального понимания мира и своего неповторимого внутреннего мира. «Встать над самим собой» в данном случае понимается как реализация временной направленности веры. Определение самого себя происходит в терминах будущего: направленность личностной веры в будущее исходит из переживания и осознания того, что внутренние возможности личности еще не реализованы. Вера -это не просто выбор из конечного числа возможностей, но выход «над» плоскостью этих возможностей, то есть «творение реальности». Собственно энергий-ная направленность веры заключается в том, что она (вера) задает направленность действию энергии человеческого бытия - силе воли.

Таким образом, энергийное понимание веры исходит из понимания веры как события и означает, что акт веры несводим к предшествующим причинно-следственным линиям бытия, но создает начальную точку нового бытия (со-вместного бытия). Достигается это благодаря именно энергийности веры, т.е. ее способности порождать новое направление человеческого бытия.

Библиографический список

1. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетейя, 2005.

2. Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001. 336 с.

3. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии вир-

туальной реальности // Вопросы философии. 1997. № 6.

4. Лекторский В.А. Конструктивизм и Кант // ВФ 2005. № 8.

5. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Информация и фасцинация в прямой и непрямой коммуникации // Научно-техническая информация. 1997. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.