Научная статья на тему 'Эмпатические способности в деятельности пенитенциарного служащего'

Эмпатические способности в деятельности пенитенциарного служащего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
942
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / EMPATHY / ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / EMPATHIC ABILITIES / СОТРУДНИКИ УИС / STAFF OF UIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Д.П.

В статье рассматриваются различные взгляды на понимание феномена эмпатии, в том числе рассмотрение этого процесса как способности. Внимание уделено особенностям эмпатических способностей сотрудников пенитенциарной системы, непосредственно контактирующих с осужденными. Приведены результаты исследования эмпатических способностей сотрудников УИС. Описываются особенности проявления эмпатии в зависимости от уровня контакта с осужденными, а также наличие ее связей с психологическими защитами и стажем службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPATHIC ABILITIES IN THE ACTIVITIES OF PENITENTIARY OFFICERS

The article discusses different views on the phenomenon of empathy, including the understanding of this process as a capability. Particular attention is paid to the peculiarities of empathic abilities of penitentiary employees who have a direct contact with prisoners. The article discusses the results of the research of the MIS staff’s empathic abilities; describes features of empathy display depending on the level of contact with prisoners, as well as the existing links with psychological defenses and length of service.

Текст научной работы на тему «Эмпатические способности в деятельности пенитенциарного служащего»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Раздел посвящен 120-летию со дня рождения выдающегося психолога В. С. Выготского

УДК 159.9.923.2 Д. П.Борисова

аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-maiL: borisovad.p@maiL.ru

ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО СЛУЖАЩЕГО

В статье рассматриваются различные взгляды на понимание феномена эмпа-тии, в том числе рассмотрение этого процесса как способности. Внимание уделено особенностям эмпатических способностей сотрудников пенитенциарной системы, непосредственно контактирующих с осужденными. Приведены результаты исследования эмпатических способностей сотрудников УИС. Описываются особенности проявления эмпатии в зависимости от уровня контакта с осужденными, а также наличие ее связей с психологическими защитами и стажем службы. Ключевые слова: эмпатия; эмпатические способности; сотрудники УИС.

D. P. Borisova

Post-graduate, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: borisovad.p@mail.ru

EMPATHIC ABILITIES IN THE ACTIVITIES OF PENITENTIARY OFFICERS

The article discusses different views on the phenomenon of empathy, including the understanding of this process as a capability. Particular attention is paid to the peculiarities of empathic abilities of penitentiary employees who have a direct contact with prisoners. The article discusses the results of the research of the MIS staff's empathic abilities; describes features of empathy display depending on the

LeveL of contact with prisoners, as weLL as the existing Links with psychoLogicaL defenses and Length of service.

Key words: empathy; empathic abilities; staff of UIS.

В своих работах Л. С. Выготский большое значение уделял изучению личности и процессам ее формирования в системе общественных отношений. По мнению ученого, индивидуальная психология складывается в системе социальных отношений. Роль и место категории «личность» в концепции Л. С. Выготского занимает ключевое место. Чтобы понять внутренние психические процессы, происходящие с человеком, нужно выйти за пределы организма и искать их объяснение в общественных отношениях человека со средой. В трудах Л. С. Выготского можно отметить несколько сторон понятия «личность»: в контексте социальной природы психики; определение его места в культурно-исторической теории; формирование личности в контексте системного развития психики и т. д.

Формирование личности, по Л. С. Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Ученый писал, что между личностью ребенка и его культурным развитием можно поставить знак равенства и что личность формируется в результате такого исторического развития и сама по себе исторична [4, с. 1024].

По мнению Л. С. Выготского, главной задачей личности является способность занять определенную позицию в обществе [3]. Это требует от человека ориентации в этом обществе, опору на свой прошлый опыт и четкое представление о поставленных целях в будущем. Для Л. С. Выготского «личность» существует в процессе культурного развития, это социально функционирующий индивид. В его работах высказывалась идея, что человек способен произвольно управлять своим поведением, опираясь на те или иные выполняемые функции в определенной социальной системе. В каждой ситуации происходит актуализация различных усвоенных способов поведения, выработанных в ходе социального взаимодействия.

Формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности происходит, по мнению Л. С. Выготского, главным образом в общении. Общение рассматривается как процесс, основанный на понимании и передаче мыслей и переживаний. При передаче переживаний возможен перенос

индивидуальных характеристик, общающихся и формирование представленности их в чужом «Я».

Понятие «переживание» для Л. С. Выготского представляется как комплексное, включающее в себя эмоциональный, когнитивный и мо-тивационный компоненты. Эмоциональный компонент выражается в презентации в сознании отношения к среде, он является отражением значимости ситуации для личности. Оценка значимости происходит через обобщение, которое в конечном счете происходит в понятийном форме. Так, с развитием системы понятий происходит развертывание когнитивного компонента. Также переживание находит свое отражение и в побуждении человека, готовности к действиям [5].

Проблема понимания чувств других, их осознание и переживание как своих также имеет свое место во взглядах Л. С. Выготского. В его работах можно встретить и другой термин. Так, например, «вчувство-ванием» ученый обозначает объективирование психологической реакции, вызываемое каким-либо предметом, т. е. перенесение в предмет приписываемых ему собственных переживаний.

Л. С. Выготский, исходя из своей концепции, не только характеризовал чувства и эмоции, но и затронул проблему вчувствования. Процессы, о которых писал ученый, сегодня принято называть эмпатией и относить к ней сочувствие, сопереживание и др.

К настоящему времени издано большое количество научных работ, касающихся данного эмоционально проявляющегося феномена человеческих отношений, эмпатия остается еще недостаточно изученной.

Понятие «эмпатия» берет свое начало в философских учениях, но упоминается в русле этики и эстетики и восходит, прежде всего, к термину «симпатия», которое трактовалось как «понимание, отзывчивость». В таком виде термин использовался в эстетике и относился к искусству. Л. С. Выготский также через творчество обращался к категориям чувств и эмоций личности. Способность человека при восприятии произведений искусства испытывать особые «душевные движения» Аристотель объяснял тем, что в силу природы, общей всем людям, человек способен воспринимать чувства других людей, как в самой жизни, так и в произведении искусства [2].

В психологической литературе данное понятие получило распространение только в 1950-х гг. ХХ в. Благодаря развитию психотерапии и взглядам К. Роджерса, в конце прошлого века эмпатию стали характеризовать как состояние и как процесс.

До сих пор не существует какого-либо общего понимания эмпа-тии и концепций, позволяющих в полном объеме систематизировать многообразие эмпатических феноменов. Содержание понятия само по себе трактовалось в разных значениях, таких как процесс, состояние, способность. Исходя из различных взглядов, вопрос формирования и развития эмпатии психологами однозначно не определен. Ряд исследователей относят эмпатию к приобретенным способностям и высказывают возможность ее развития, некоторые придерживаются точки зрения, что это врожденная структура [1; 11]. Рассмотрим некоторые подходы.

Одни представители считают, что способность считывать эмоции, понимать и реагировать на них заложена в нас генетически. Возможность эмоционального резонанса формируется в онтогенезе раньше, чем возможность вербализации этих чувств [12; 15]. Не все человеческие эмоции мы выражаем с помощью слов. Используя невербальные средства коммуникации, человек получает большее количество информации [12]. Так, ребенок изначально ориентируется на невербальные сигналы, осваивает значение поз, жестов, интонации, а лишь потом осваивает смысловое содержание высказываний [15]. С возрастом взаимосвязь эмоционального и когнитивного компонентов выступает регулирующим звеном в выборе способов поведения. В этом направлении был проведен большой объем исследований психологом из Гарвардского университета Р. Розенталем и его студентами. Результатами их экспериментов стали выводы о том, что способность распознавать чувства по невербальным каналам положительно влияет на адаптационные, коммуникативные и эмоциональные процессы. Также были получены данные о наличии таланта к развитию эмпатиче-ских навыков [10].

Возвращаясь к мнению Л. С. Выготского, отметим, что несмотря на то, что личность - это понятие социальное, оно имеет под собой биологическую основу. Заложенные природой основы представляют большой спектр возможностей для формирования поведения. Однако выбор той или иной линии повеления в различных социальных ситуациях формируется в процессе воспитания [6].Так, в одной из своих работ Л. С. Выготский описывает личность как составляющую двух сфер:

- особенности наследственной конституции человека;

- склад личности, выработанный под влиянием приобретенных реакций.

По мере становления личности в обществе способы поведения не просто копируются, а выбираются. В широком смысле такие «социальные способы поведения, примененные к самому себе», являются высшими психическими функциями. В работе «История развития высших психических функций» они рассматриваются как проявление личности в активной форме или система реакций. По мнению автора, это позволяет изучать личность через внешние проявления, реконструируя внутреннее содержание.

Источником возникновения высших психических функций Л. С. Выготский видит в системе социальных отношений. Механизм протекания социальных отношений становится механизмом протекания психических процессов, которые становятся функциями индивида, т. е. эти отношения получают в психике конкретного индивида новое содержание.

Основываясь на этих взглядах, Т. Д. Карягина рассматривает эм-патию так же, как высшую психическую функцию, и обозначает принадлежность способности к сопереживанию к врожденной функции, и к первичной форме проявления эмпатии относит «эмоциональное заражение». Однако автор не отрицает влияния на развитие способности к эмпатии внешних факторов, одним из которых является семья и воспитание [11]. С помощью взаимодействия и общения взрослых с ребенком происходит «развертывание» процесса эмпатии с помощью насыщения эмоционального опыта. «Постепенно в ходе общения со взрослыми происходит усвоение форм проявления "разделенных" эмоций, причем как предписаний, так и запретов в этой области» [11]. Усвоению способствуют «разделения» своего эмоционального состояния от чувств другого культурные средства, правила вежливости, чуткости, различного рода ритуалы и правила поведения в жизненных ситуациях. Такое общение позволяет сформировать «эмпатические автоматизмы». В обыденной жизни они представляются в достаточно сжатом варианте и проявляются только в необходимых ситуациях, выходящих за рамки привычной. Такие образования в психике человека помогают ему противостоять дискомфорту и дистрессу, наблюдая негативные эмоции других людей.

К сторонникам второй группы относится Т. П. Гаврилова, которая рассматривала процесс формирования эмпатии как онтогенетический процесс. По мнению исследователя, первоначально формируется способность воспринимать другого в качестве обособленного объекта.

Затем формируется способность занимать позицию другого человека и оценивать окружающий мир с точки зрения своего собеседника [8].

Взгляды М. Хоффман (М. Hoffman) также можно отнести ко второй группе концепций. Исследователь является автором широко известной теории развития эмпатии. Исходя из проведенных исследований, дети в своем развитии проходят ряд преобразований процесса эмпатии: от неосознавания различий между своими и чужими переживаниями к дифференцировке как своих, так и чужих переживаний. По мнению ученого, этот процесс проходит четыре стадии: глобальная эмпатия, эгоцентрическая эмпатия, сочувствие к переживаниям других, сочувствие к общему состоянию другого человека [1].

А.Г. Басова также поддерживает идею, что способность к эмпатии можно приобрести. Так, в своей статье «Формирование эмпатии» автор приводит анализ взглядов на процесс формирования и развития эмпатических способностей [1].

Среди зарубежных исследований выделяются взгляды на приобретение эмпатии, к которым можно отнести процесс научения, социализации и социального взаимодействия (A. Bohart, L. Greenberg), также на формирование данного качества влияют стиль воспитания (M. Shaffer), усвоенные в семье социальные схемы (E. Stotland) (цит. по: [1, с. 632]).

Исследователи данного подхода склонны отмечать зависимость уровня развития эмпатии от возраста, соответственно связывая этот феномен с полученным социальные опытом. Например, К. Брайант (K. Bryant) в своем исследовании эмпатических способностей детей школьного возраста приходит к выводу, что с возрастом у детей наблюдается повышение уровня эмпатии (цит. по: [1, с. 632]).

Однако точных данных, позволяющих определить, в какой момент жизни происходит формирование или развитие эмпатии, сейчас еще нет. Но большинство исследователей, сторонников обоих подходов, ссылаются на проявление эмпатических способностей, хотя и не в полном объеме, еще в детском возрасте.

Эмпатию как способность можно отследить только через деятельность. В процессе межличностного общения нередко мы сталкиваемся с проблемой, связанной с пониманием другого человека. Необходимо учитывать, что способности людей к распознанию эмоций могут значительно расходиться - для кого-то достаточно незначительных

изменений в поведении, чтобы определить актуальное состояние человека, а для кого-то необходимо продолжительное время для отслеживания экспрессивных проявлений для оценки переживаний другого [7]. Большое значение в процессе понимания эмоций других людей многие авторы уделяют личному опыту субъекта, т. е. случаев переживания подобных чувств в прошлом.

Наиболее распространенный способ решения сложившейся ситуации - это выяснение волнующих нас вопросов с помощью диалога. Но не всегда данный прием может привести к положительным результатам. Различные невербальные способы общения порой могут предоставить нам больше информации. Они позволяют налаживать и поддерживать психологический контакт, помогая выстроить образ собеседника [7]. Такая форма общения необходима для возникновения в собеседнике эмпатического отклика. Так, Г. Б. Горская составляющим звеном эмоциональной компетентности выделяет «способность человека ориентироваться в эмоциях других людей и своих собственных, распознавать их по внешним признакам, и способность выражать свои эмоции так, чтобы они были понятны другим» [9, с. 31].

В качестве одного из механизмов развития способностей может быть рассмотрен потенциал. Соответственно следует ввести такое понятие, как «эмпатийный потенциал личности». «Эмпатийный потенциал - предрасположенность и возможности личности к вчув-ствованию - проникновению в объекты социальной природы, то есть способность к принятию роли, к аффилиации и опыт данного переживания в эмоциональной памяти испытуемого» [7, с. 49]. Лица с достаточно высокими показателями потенциала способны без проблем определять переживания другого лица (модальность) и способны соответствовать данному положению, демонстрировать чувства, предвидеть эмоциональное состояние - давать эмоциональный отклик на актуальное состояние партнера. В свою очередь, лица с низким эмпатийным потенциалом не всегда точно способны распознать эмоциональные состояния объекта эмпатии и соответствовать его переживаниям, а также давать адекватные эмоциональные реакции на происходящее (дают эмоциональный отклик на переживания, испытывая при этом противоположные чувства) [7; 13].

Исходя из описанных аспектов и важности эмпатического процесса в жизни людей сейчас во многих работах, посвященных

исследованию эмоционального компонента личности, а точнее, эмпа-тии, уделяется большое внимание именно гуманитарному направлению, ведь именно в профессиях, связанных с контактом с людьми, важно найти подход к другой личности.

Рассматривая работы в указанной области, чаще встречается ссылка на деятельность психологов, врачей, но упускается из виду одна из основополагающих структур благополучного общества - правоохранительные органы. Деятельность этих специалистов является специфичной. Лица, несущие службу в учреждениях уголовно-исполнительной системы, постоянно вовлечены в атмосферу чужих негативных эмоций. Также сотрудник - это та личность, которая может быть утешителем, ему необходимо вникать в проблемы осужденных, оказывать им посильную помощь в разрешении сложных ситуаций. Данный факт и переживания, связанные с чужими проблемами, не могут не сказаться на личности и работоспособности сотрудника [14].

Сегодня большую популярность имеет изучение эмпатии, но возможные изменения под влиянием негативной ситуации должным образом не рассматривались. Работ, посвященных изучению эмпатии сотрудников уголовно-исполнительной системы, не так много. Однако один из наиболее важных компонентов деятельности - контакт с группой спецконтингента - в научных работах практически не освещается.

Важным для изучения является именно этот контингент, так как, исходя из взглядов Л. С. Выготского, личность является своеобразным синтезом качеств самого индивида, а также интериоризирован-ных субъективно-интенциональных качеств других людей, с которыми происходит его взаимодействие. В работах прослеживается четкое представление о развитии личности в социуме: целостная личность формируется только посредством интериоризации в конкретного человека других личностей («через других мы становимся собой»).

Соответственно возникает вопрос, а как же личность спецконтингента влияет на личность сотрудников, находящихся с ними в контакте. На основании этой проблемы нами было проведено исследование влияния непосредственного общения данных групп на эмпатические способности сотрудников пенитенциарной системы.

В исследовании приняли участие 89 человек. Возрастная категория: от 23 до 60 лет. Стаж службы - от 1 года до 18 лет. В исследование включены мужчины и женщины. Группы сформированы в зависимости

от рода деятельности: 67 человек - служащие пенитенциарной системы (22 сотрудника УИС, которые работают в инспекциях, имеют контакт с условно осужденными; 24 - работающие в следственных изоляторах; 21 - не имеющих контакта с осужденными) и 22 человека - гражданские работники, не связанные с правоохранительными органами.

В исследовании использовались:

• методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко (тестовая методика позволяет определить значимость параметров в структуре эмпатии, таких как: «Рациональный канал эмпатии», «Эмоциональный канал эмпатии», «Интуитивный канал эмпатии», «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии», «Проникающая способность в эмпатии», «Идентификация в эмпатии»);

• методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна (позволяет установить общие эмпатические тенденции испытуемого);

• опросник Плутчика-Келлермана Конте для определения «Индекса жизненного стиля» (дает возможность получить показатели по восьми видам защитных механизмов: вытеснение, отрицание, подавление, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, рационализация и регрессия).

Значимое различие (р -0,003) в уровне эмпатии между сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции (среднее значение (М) -27,57) и сотрудниками СИЗО, работающих без контакта с осужденными (М - 16,17) по методике «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна. У сотрудников второй группы не стоит задача оценки эмоционального состояния и оказания воспитательных воздействий на спецконтингент, поэтому они в меньшей степени уделяют внимание переживаниям и общему состоянию других.

Отмечается разница между сотрудниками правоохранительных органов и гражданскими лицами в проявляемых защитных механизмах: служащие уголовно-исполнительных инспекций в меньшей степени склонны прибегать в своем поведении к регрессии и замещению, также сотрудники СИЗО, контактирующие с осужденными, менее склонны использовать подавление.

Используя корреляционный анализ Спирмена, нами был проведен анализ имеющихся связей между параметрами, в результате которого получены следующие результаты.

подразделение Меап Rank

Регрессия р -0,002 УИИ 16,55

Гр.л. 28,45

Замещение р -0,001 УИИ 16,14

Гр.л. 28,86

Подавление р -0,004 СИЗО 18,13

Гр.л. 29,36

Таблица

Результаты, полученные с помощью критерия и Манна-Уитни для сотрудников УИС и гражданских лиц

У сотрудников (со стажем от 5 до 10 лет), контактирующих с осужденными, наблюдается снижение значений по параметру «рациональная эмпатия» (гб = 0-,367*, р -0,012). Это находит подтверждение и в связи других параметров - общего уровня эмпатии со стажем: у служащих 5-10 лет сотрудников отмечается снижение эмпатийного потенциала (гб = -0,362*, р -0,013), т. е. имеется обратная связь между параметрами «стаж» и «эмпатия». Такие проявления возможны в силу того, что при работе с большим количеством людей не возникает повышенного интереса к переживаниям окружающих. Однако у сотрудников со стажем более 10 лет уровень эмпатии повышается (чем больше стаж - тем выше уровень эмпатии) (гб = 0,329*, р -0,025). Это может быть обусловлено тем, что эти сотрудники более эмоционально устойчивы, у них не наблюдается колебаний в эмоциональной сфере, и они способны допускать некоторые чувства по отношению к окружающим, нежели молодые сотрудники, которым приходится еще справляться с ситуациями постоянного нахождения в стрессе.

У сотрудников СИЗО, работающих без контакта с осужденными, отмечаются отрицательные корреляционные связи стажа с интуитивной эмпатией (для молодых сотрудников до 5 лет: гб = -0,527*, р -0,014) и с проникающей способностью (для сотрудников со стажем более 10 лет: гб = -0,502*, р -0,020). Это может быть обусловлено тем, что молодые сотрудники еще не обладают развитыми навыками общения с профессиональной группой и на интуитивном уровне не могут разграничивать поступающую информацию в полном объеме. У сотрудников этой же группы с большим стажем происходит обратный

процесс - большой опыт позволяет им достаточно быстро и точно определять изменения в эмоциональном фоне людей.

Для сотрудников инспекций со стажем от 5 до 10 лет характерно снижение общего уровня эмпатии (гз = -0,547**, р -0,008), т. е. чем больше стаж работы, тем ниже величина эмпатии. Это может быть обусловлено эмоциональной опустошенностью за время становления себя в профессиональной деятельности, потребностью и стремлением к самосовершенствованию и карьерному росту, что обусловливает большую обращенность на себя, свой внутренний мир и трудовую деятельность.

В выборке не контактирующих с осужденными отмечается больший спектр использования различных защит в отличие от контакти-руемой выборки. Сотрудники, работающие в непосредственном контакте с осужденными, склонны в своем поведении прибегать к таким защитам, как отрицание, при хорошо развитом эмоциональном канале эмпатии (гз = 0,440*, р -0*,002); подавление при сниженных показателях способности к идентификации и проникающей способности (проникающая способность: гз = 0,361*, р -0,014; идентификация гз = 0-,373*, р -0,011); реактивное образование при установках, не способствующих эмпатии (гз = 0-,294*, р -0,047).

Перечисленные выше особенности работы пенитенциарных служащих и полученные нами результаты исследования дают основание считать, что высокий уровень эмпатии по отношению к спецконтингенту может мешать выполнению служебных задач, но и недостаток эмпатии способен провоцировать коммуникативные трудности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басова А. Г. Формирование эмпатии // Молодой ученый. - 2013. - № 5. -С. 631-633.

2. Бенеш Н. Л. Эмпатия как важнейшее личностное качество // Альманах современной науки и образования. - 2007. - № 1. - С.49-51.

3. Выготский Л. С. Дефект и сверхкомпенсация // Собр. соч. : в 6 т. - Т. 5. -М. : Педагогика, 1983. - С. 34-49.

4. Выготский Л. С. Конкретная психология человека // Психология развития человека. - М. : Смысл ; Эксмо, 2005. - С. 1020-1038.

5. Выготский Л. С. Лекции по психологии // Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. - Т. 2. - М. : Педагогика, 1982. - С. 363-465.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Краткий курс. - М. : Работник просвещения, 1926.

7. Гончаренко Е. С. Развитие эмпатийного потенциала личности (на материале исследования детей 7-8 лет) : дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2003. - 244 с.

8. Горбатова Е. А. Эмпатия: психологическая структура и механизмы реализации. Исследования в области практической психологии. Ученые записки СПбГИПСР. - 2014. - Вып. 1. - Т. 21. - С. 23-29.

9. Горская Г. Б. Программа «Учение всю жизнь в Европе»: цели и пути осуществления // Содержание социально-гуманитарного образования в меняющемся мире: междициплинарный подход / под ред. А. Н. Ким-берга, О. А. Оберенко. - Краснодар : КубГУ, 2000. - С. 31-32.

10. Гришкова Н. М. Эмпатия в профессиональной деятельности юриста // Уголовно-исполнительная система России в условиях реформирования : Сборник материалов Межвузовск. науч.-практ. конф. адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей (Вологда, 30 апреля 2010 г.). - Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2010. - С. 124-127.

11. Карягина Т. Д., Иванова А. В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию. Консультативная психология и психотерапия. - 2013. - № 4. - С. 182-207.

12. Крылов А. А. Психология : учебник. - 2-е изд. - Проспект, 2005. - 752 с.

13. Лабунская В. А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В. А. Лабунскя, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. - М. : Академия, 2001. - 288 с.

14. Погадаева Е. В. Специфика эмоционального интеллекта сотрудников уголовно-исполнительной системы // Молодой ученый. - 2014. - № 4. -С. 711-713.

15. Юсупов И. М. Психология эмпатии : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -СПб., 1995. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.