Научная статья на тему 'Восприятие произведения Саади как эффективный способ развития эмпатических способностей будущих учителей'

Восприятие произведения Саади как эффективный способ развития эмпатических способностей будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
348
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / развитие / эмпатические способности / таджикско-персидская литература / восприятие / психоанализ / psychology / development / empathic abilities / Tajik-Persian literature / perception / psychoanalysis

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зайтметов Хусейн Авасхонович

Статья посвящена одной из важнейших проблем педагогики и психологии развития личностных и профессионально важных качеств, в частности эмпатических способностей будущих учителей. В статье глубоко и всесторонне рассматривается проблема восприятия и психологический анализ творчества Саади как основы развития эмпатических способностей. Как справедливо считает автор, восприятие и психологический анализ, прежде всего, позволяют проникать во внутренниймир литературного персонажа, его мысли, желания, интересы, потребности, эмоциональное состояние и психологические особенности. В результате проведенного исследования выявлено, что профессиональное изучение национальной культуры имеет особое значение для развития эмпатических способностей, что подтверждается более высоким уровнем развития эмпатических способностей у студентов филологов (таджикский язык и литература).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF A WORK OF SAADI AS AN EFFECTIVE WAY OF DEVELOPMENT OF EMPATHIC ABILITIES OF FUTURE TEACHERS

This article is deals with one of the most important problems of pedagogy and psychology about the development of personal and professionally important qualities, particularly empathic abilities of future teachers. The article thoroughly and comprehensively reviews the problem of perception and psychological analysis of Saadi's works as a basis of empathic abilities. The author argues that perception and psychological analysis, first of all, allow entering the inner world of literary character, his/her thoughts, desires, interests, needs, emotional state and psychological characteristics. The study revealed that the professional study of national culture is of particular importance for the development of empathic abilities which is proved by higher levels of empathic abilities of students, philologists (Tajik language and literature).

Текст научной работы на тему «Восприятие произведения Саади как эффективный способ развития эмпатических способностей будущих учителей»

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

УДК- 15 Х.А.ЗАЙТМЕТОВ

ББК-88,5

ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СААДИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В настоящее время одной из важнейших задач развития для Республики Таджикистан является гуманизация общества, которое требует построения нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Известно, что все проблемы жизни общества в научных, политических и культурных сферах раскрывается ключом литературы. Литература является источником обучения и воспитания подрастающего поколения в духе гуманизма, то есть в духе человечности и человеколюбия, мужества и честности добра и справедливости. Гуманные отношения между людьми во многом определяются способностью любить, сочувствовать, сопереживать, заботиться, совершать благородные поступки, понимать внутренний мир другого человека, творить добро и др. Перечисленные способности важны, эмпатическое общение является основной составляющей в профессиональной деятельности психологов и педагогов. Эмпатия (сочувствие, сопереживание) как коммуникативное свойство личности будущих учителей способствует разрешению глубоких человеческих проблем и открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность учащегося в общении, является одним из регуляторов взаимоотношений между учителем и учениками.

С нашей точки зрения, чтение и психоанализ художественной литературы, в частности классической таджикско - персидской литературы, является важным параметром успешности будущих педагогов и психологов в их профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что сущность психологизма художественной литературы исследовалась литературоведами М.М. Бахтиным, Л.Я. Гинзбургом, Ф.М. Достоевским, А.Б. Есиным, Д.С. Лихачевым, А. Набиевым, Л.Н. Толстым и другими исследователями. Существенный вклад в изучение феномена психологизма художественной литературы внесли также психологи: Л.С. Выготский, Г.Г. Граник, О.В. Соболева, И.В. Страхов и др.

В данном исследовании рассматривается проблема восприятия и психологический анализ творчества Саади как основы развития эмпатических способностей. Проблема воспитания эмпатических способностей в ходе углубленного овладения богатством таджикско-персидской литературы, в частности произведений великого гуманиста Саади Шерази, является одним из эффективных способов. Изучая произведения великого мыслителя Саади - сокровищницу гуманистических идей, будущие психологи и педагоги постигают истинные профессионально значимые качества ее героев и на их примере учатся развивать такие эмпатические способности, как сочувствие, сопереживание и понимание внутреннего мира другого человека. Богатейшие возможности произведений грандиозного мыслителя и их использование в качестве средств и способов развития эмпатических способностей позволили сформулировать цель данного исследования.

Следует отметить, что восприятие и психологический анализ, прежде всего, позволяют проникать во внутренний мир литературного персонажа, его мысли, желания, интересы, потребности, эмоциональное состояние и психологические особенности. Для успешного развития эмпатических способностей студентов педагогических специальностей нами соблюдалось следующее условие при психологическом анализе художественного произведения: студенты анализировали отрывки, к тексту которых могли обращаться многократно по мере необходимости, что позволяло им корректировать свои читательские образы, углубляя и уточняя их при повторном чтении. Восприятие художественной литературы исследователями-

психологами рассматривается как особый вид деятельности, следовательно, для его осуществления требуется соответствующий вид воображения. По этим соображениям работа читательского воображения испытуемых не должна происходить произвольно, она всегда обусловлена картиной мира, созданной автором-творцом. Поэтому образ, созданный студентами педагогического вуза, должен соответствовать ей, «чтобы читатель воспринимал через образ идейный смысл произведения» (6). Также эмоциональность является специфической особенностью

258

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

любого высокохудожественного произведения искусства. Как справедливо отмечал Л.Н. Толстой, «искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их» (5).

Нужно отметить, что в процессе формирующего эксперимента мы старались развивать эмоциональное восприятие художественной литературы или, другими словами, читательское переживание. Читательское переживание в структуре восприятия играет роль базисного компонента. Л.Г. Выготский совершено справедливо подчеркивал принципиальное отличие читательских переживаний от жизненных переживаний, то есть тех переживаний, которые личность испытывает в реальной жизни. Принципиальное их отличие обусловлено тем, что читательские переживания вызываются не реальной жизнью, а жизнью воображаемой, ее авторским отображением, литературным образом, о нереальности которого знает читатель. Но, зная о нереальности изображаемой писателем жизни, осознавая, «что показанный автором кусок жизни не есть все же непосредственная жизнь, а ее образ», одновременно «читатель относится к читаемому с как к сплошному вымыслу, а как к своеобразной действительности» (3, 37, 38).

Серии экспериментов проводились в Худжандском государственном университете. В качестве испытуемых были обследованы студенты разных профилей педагогического университета. В нем приняли участие 240 студентов с 4 факультетов: таджикской филологии, математики, русской филологии и кафедры психологии педагогического факультета (по 60 студентов с каждого факультета), в возрасте 17-23 лет.

Для психологического анализа художественного произведения участникам формирующего эксперимента предлагалась газел Саади «Дозволь мне плакать, подобно весенней туче...» (7). Это задание было направлено на формирование способности различать и понимать эмоциональное состояние и психологические особенности литературного образа изображаемым автором, который способен пробуждать сочувствие и сопереживание чужому горю, в целом способности сострадать.

Данное стихотворение выбрано по следующим критериям: во-первых, предоставленное стихотворение должно было быть незнакомо испытуемым, так как только при этом условии у них могут активизироваться творческое воображение, мышление, интуиция, читательское переживание, прогностические способности; во-вторых, оно должно было содержать в себе яркие художественные детали, стимулирующие развитие основных компонентов эмпатических способностей; в-третьих, должно было соответствовать жизненному и читательскому опыту студентов, чтобы быть понятным.

Каждому участнику формирующего эксперимента предоставлялся текст стихотворения, и список вопросов к предложенному стихотворению, которые позволили бы не только выявить особенности, но и определить критерии эмпатийного восприятия художественного текста, выявляющие структуру эмпатических способностей, замечающиеся в наличии трех каналов их протекания, характерных для восприятия произведений художественной литературы: рациональный канал, эмоциональный канал и интуитивный канал.

Предлагаемые вопросы, непосредственно связаны с содержанием художественного произведения:

1. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете данное стихотворение?

2. Можете ли Вы описать картину природы, которую нарисовал поэт?

3. Каким настроением проникнуто произведение?

4. Какие эмоции и чувства Вы испытываете к главному герою?

5. Можете ли Вы определить пол и возраст персонажей стихотворения?

6. Как вы воспринимали описанную в стихотворении ситуацию?

Испытуемые, внимательно читая отрывки, должны осознанно выявить и подробно описать свое первое впечатление. Результаты необходимо зафиксировать, с целью выявления недостатков, присущих первому впечатлению.

Исходное восприятие поэтического текста студентами педагогического вуза показало, что многие из них не способны психологически про анализировать его. Их ответы не соответствовали содержанию стихотворения. Это свидетельствует о неразвитости читательского, эмоционального творческого воображения, словесно-образного мышления, эмоциональной восприимчивости, читательского переживания, словесно - логической, образной и эмоциональной памяти. Основная причина неразвитости данных процессов у большинства студентов педагогического вуза заключаются в бедности читательского опыта. Поэтому перед нами встает задача сформировать у

259

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

студентов педагогического вуза эмоционально - целостное отношение к чтению художественной литературы.

Закономерно, что литературный образ, воспринимаемый студентами, всегда должен соответствовать авторскому содержанию образа, поэтому мы предложили проанализировать газель Саади вместе, чтобы испытуемые глубже осознали основной смысл лирического произведения. Анализ лирического произведения целесообразней начать с более трудных для понимания мест и художественных образов, так как они содержат в себе главное противоречие, дающее толчок для развития поэтической мысли.

В лирическом произведении трудным для восприятия явились следующие строки:

Дозволь мне плакать, подобно весенней туче,

Ведь даже камень испускает вопли в денъразлуки влюбленных.

Испытуемые, не понимая смыслового значения данных строчек, интуитивно обращают внимание на наиболее эмоционально напряженные места, имеющие личностное значение для самой героини, автора и читателя. Прежде всего, во время анализа предложенного поэтического текста, следует обратить внимание студентов на словосочетание «весенней туче», потому что многие студенты в процессе формулировки словосочетания «весенней туче» ошибались.

Нужно отметить, что в настоящем стихотворении поэт ассоциирует дождь со своими слезами. И пишет, что влюбленные при расставании испытывают сильную боль, что даже камень взывает к чувствам или, как описывает сам поэт, «испускает вопли» в день разлуки влюбленных. Во время анализа данного поэтического текста студентам сообщалось, что ключевыми словами являются такие эмоции, как «душевная боль», «печаль», «огорчение», «разочарование», «разбитой сердце» «внутреннее опустошение», «обида», «оскорбление», «душевное переживание». В этих

строках попытаемся определить сторону внутренней несогласованности героя.

Всякий, кто однажды испил из чаширазлуки,

Знает, как тяжела разлука влюбленных.

Поэт этими строками сообщает, что эту боль разлуки знают те люди, которые испытали ее или «испили из чаши разлуки». А людям, не испытывавшим боль разлуки, все равно ее не понять. Здесь можно выделить одну из специфических особенностей читатательского переживания: студент в процессе чтения может испытывать и те чувства, которых он прежде не испытывал ни в реальной жизни, ни в своем читательском опыте. В связи с сопереживанием эти новые для испытуемых чувства преображаются в его личностные чувства, благодаря эмоциональной памяти они становятся его личным приобретением. В этом и состоится великая роль художественной литературы - обогащать эмоциональный мир и опыт студентов педагогических специальностей.

О великой впечатляющей силе данного стихотворения сказано много проникновенных слов. Например, таджикский писатель XVI в. Зайниддин Восифи в своей известной книге «Удивительные происшествия» (1) повествует о том, как помогало ему настоящее стихотворение в разных жизненных ситуациях. В частности, он описывает эпизод расставания друзей, когда один из них, охваченный печалью, стал читать данное стихотворение: никто из присутствующих не мог сдержать слез. И в самом деле, вдохновение, продиктовавшее это стихотворение поэту, обладает такой силой, что способно на развитие эмоционального переживания. Читая стихотворение, не только живо представляешь себе всю трагедию разлуки, но и веришь, что слезы лирического героя превратились в облака и обрушились дождем, что каравану не следует отправляться в путь: «Караванщику поведайте о том, как льются слезы мои,

Чтоб на верблюда не грузил он паланкин в дождливый день.

После выявления точки зрения автора и завершения анализа художественного текста, студентам необходимо обратиться к своим записям, сделанным на этапе непосредственного восприятия произведения, для того, чтобы выявить имеющиеся несоответствия в результатах анализа между восприятием текста экспертами и обучаемыми.

Как показал анализ студенческих ответов, направленных на определение основной мысли данного произведения, наибольшее число работ приходится на эмоциональный канал восприятия, при этом у математиков к эмоциональному каналу относятся - 29,2%, у филологов (русский язык и литература) - 37,5%, у психологов - 38,2%, у филологов (таджикский язык и литература) - 44,3 %. Эмоциональный канал выражен наиболее сильно у студентов, изучающих таджикский язык и литературу, поскольку предлагаемый материал в наибольшей степени отвечает их профессиональным интересам и склонностям, меньше всего - у математиков, для которых характерно рациональное отношение к миру. Тем не менее, можно отметить достаточно высокие показатели эмоционального и интуитивного восприятия художественного текста у студентов всех

260

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

специальностей, что представлено в таблице №1.

Факультет Каналы восприятия художественного текста

Рациональный Эмоциональный Интуитивный

Математика 42,6% 29,2% 28,2%

Русский язык и литература 32,3% 37,5% 30,2%

Педагогика 29,6% 38,2% 32,2%

Таджикский язык и литература 20,4% 44,3% 35,3%

Таблица №1.Особенности восприятия художественного текста студентами педагогических

специальностей.

Выборочно приводим некоторые высказывания студентов педагогического вуза относительно проникновения в сущность художественного произведения посредством эмоционального, рационального и интуитивного каналов эмпатии.

Из ответов студентов:

Рациоанальный канал.

А.Д. «Мне кажется, что герой произведения - мужчина около 25 лет. Он испытывает боль, расстроен разлукой, а также дождливыми, пасмурными днями. У меня возникает вопрос к лирическому герою: почему он не пытается, вернуть любимого человека?».

З.Н. «При чтении этого стихотворения у меня возникла мысль, что каждый человек - хозяин своего счастья. Поэтомумне кажется, что герой должен взять ситуацию в свои руки. Показать ей своемужскоелицо, свои силы, способности».

М.Г. Мне кажется, что автор, изображая этого героя, показал его только слабые его качества. Герой очень пассивный, слабовольный и малодушный человек, потому что он плачет. Если он смотрел бы на жизнь объективно иразмышлял бы логично, то он уже нашел бы путърешения этой проблемы. Но если он не будет действовать, то в конце концов он ничего не достигнет».

Эмоциональный канал.

Н.С. «Я считаю, это стихотворение наполнено печалью, мягкостью, болью и сожалением, так как в нем герой плачет, а плачущие люди на меня сильно воздействуют. О самом герое скажу, что он молчаливый, не хочет показывать всем свое горе, не хочет его».

Н.А. «Разлука, с любимой переносится тяжело. Автор данного стихотворения очень печальный, грустный, и невеселое настроение поэта соединено с егоромантическим чувством к девушке ».

А.Р. «Автор изображает весенний день, в который ему грустно и одиноко, он тоскует и скучает по своему близкому человеку. Его взор в день разлуки был омрачен дурными воспоминаниями, он с трудом удерживался от слез».

Интуитивный канал.

К.М. «Поэт нарисовал невеселую картину, в ней сквозит печаль, душевная боль героя, который в разлуке со своей любимой. Мне кажется, что окружающая природа окрашена в мрачные тона: пасмурная, сумрачная, хмурая и тусклая. Сказать что-нибудь о характере героя очень сложно, только вижу его сожаление, опущенную голову и руки, печальные глаза. Герой очень сильно страдает, но кто знает, что его ждет в дальнейшем. Я думаю, что со временем все пройдет. Может, это судьба с ним так поступила, может быть, опять влюбленные будут вместе».

Б.Д. «Рисуется дождливый день, краски природы очень мрачные, печальные. При чтении этого стихотворения, несомненно, возникает слуховое представление о том печальном дождливом дне. У лирического героя данного стихотворения проявляются положительные черты характера, потому что его сердце переполнено любовью, ощущением света и добра, но все-таки описывать характер сложно».

С.Ш. При чтении стихотворениямне будто слышался печальный тихий голос героя, который был полон грусти. И у меня возникло следующее представление: влюбленный молодой человек бродит по пустыне и жалуется на свою судьбу. Герой данного стихотворения, на мой взгляд, добродушный, честный, никому не желающий зла.

Таким образом, после нашего обширного психологического анализа данного произведения восприятие студентов коренным образом изменилось. Все эти полученные данные свидетельствует о том, что восприятие и психологический анализ художественного произведения являются особой творческой деятельностью и эффективным способом развития эмоционального творческого

261

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

воображения, словесно-образного мышления, эмоциональной восприимчивости, читательского переживания, словесно-логической, образной и эмоциональной памяти, в частности эмпатических способностей будущих учителей.

Результаты проведенного нами исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

1. В процессе чтения у читателя на основе его личного жизненного опыта и знания психологической науки формируются умения, навыки психологического анализа внутреннего мира личности литературного персонажа. Благодаря психологическому механизму переноса эти умения, навыки и способности могут максимально использоваться читателем и в самостоятельном психологическом анализе внутреннего мира реального человека, конкретной личности.

2. Профессиональное изучение национальной культуры имеет особое значение для развития эмпатических способностей, что подтверждается более высоким уровнем развития эмпатических способностей у студентов - филологов (таджикский язык и литература), выраженностью эмоционального канала эмпатии у 44,3% из которых демонстрируется.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдулло, Сафар «Магические мосты» / А.Сафар.-Алматы.: Дайк-Пресс, 2005.- 300 с.

2. Абдухолик, Набиев. Тасвири олами ботинии инсон, нависанда ва замон / А.Набиев.- Душанбе: Адиб, 1987.

3. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М., Искусство, 1965. - 379 с.

4. Толстой, Л.Н. Об искусстве и литературе: В 2-х т. / Л.Н. Толстой. - М., Советский писатель, 1958, Т. 2. - С. 305-374.

5. Энциклопедия персидско-таджикской прозы. Совместный проект главной научной редакции «Таджикская Национальная Энциклопедия» и ИП «ДАР» Душанбе - Алматы, 2007.

6. Щербакова, Н.А. Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы: дисс. канд. психол. наук./ Н.А.Щербакова.- Воронеж, 2003. - 201 с.

REFERENCES:

1. Abdullo, Safar. "The magic bridges" Almaty / A.Safar ..: Daik-Press, 2005.- 300 p.

2. Abdukholik, Nabiev. The description of internal world of a man, a writer and time/A. Nabiev.-Dushanbe: Adib, 1987.

3. Vigotskiy, L.S. The Psychology of Art / L.S. Vigotskiy. - M., Iskusstvo, 1965.-379p.

4. Tolstoy, L.N. About art and literature: In 2 Vols. / L.N. Tolstoy. - M., Sovetskiy pisatel, 1958, V. 2. -

P. 305-374.

5. The Encyclopedia of Persian and Tajik prose. A joint project of the main scientific edition of "Tajik National Encyclopedia" and SP "DAR" Dushanbe - Almaty, 2007.

6. Tsherbakova, N.A. The development of empathic abilities of psychology students by means of fiction / N.A.Tsherbakova: diss. ... Cand. psychol. Sciences. Voronezh, 2003. - 201 p.

Восприятие произведения Саади как эффективный способразвития эмпатических способностей будущих учителей

Ключевые слова: психология, развитие, эмпатические способности, таджикско-персидская литература, восприятие, психоанализ.

Статья посвящена одной из важнейших проблем педагогики и психологии развития личностных и профессионально важных качеств, в частности эмпатических способностей будущих учителей. В статье глубоко и всесторонне рассматривается проблема восприятия и психологический анализ творчества Саади как основы развития эмпатических способностей. Как справедливо считает автор, восприятие и психологический анализ, прежде всего, позволяют проникать во внутренниймир литературного персонажа, его мысли, желания, интересы, потребности, эмоциональное состояние и психологические особенности.

В результате проведенного исследования выявлено, что профессиональное изучение национальной культуры имеет особое значение для развития эмпатических способностей, что подтверждается более высоким уровнем развития эмпатических способностей у студентов - филологов (таджикский язык и литература).

262

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

Perception of a work of Saadi as an effective way of development of empathic abilities of future teachers

Keywords: psychology, development, empathic abilities, Tajik-Persian literature, perception, psychoanalysis.

This article is deals with one of the most important problems of pedagogy and psychology about the development of personal and professionally important qualities, particularly empathic abilities of future teachers. The article thoroughly and comprehensively reviews the problem of perception and psychological analysis of Saadi's works as a basis of empathic abilities. The author argues that perception and psychological analysis, first of all, allow entering the inner world of literary character, his/her thoughts, desires, interests, needs, emotional state and psychological characteristics.

The study revealed that the professional study of national culture is of particular importance for the development of empathic abilities which is proved by higher levels of empathic abilities of students, philologists (Tajik language and literature).

Сведения об авторе:

Зайтметов Хусейн Авасхонович, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: husein20@inbox.ru

Information about the anthor:

Zaytmetov Hussein Avazkhonovich, the Department of General Psychology, Candidate of Science in Psychology, Associate Professor, Department of General Psychology, Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail:husein20@inbox.ru

263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.