Научная статья на тему 'Развитие эмпатии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через оптимизацию детско-родительских отношений'

Развитие эмпатии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через оптимизацию детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1480
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ / EMPATHY / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / DISABILITIES / INTERIORIZATION / EXTERIORIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Валентина Петровна

В статье изложены результаты анализа научных работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме развития эмпатии в младшем школьном возрасте как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные отношения и некоторые подходы к психолого-педагогическим рекомендациям, направленные на оптимизацию и усиление эмпатических тенденций в детско-родительских отношениях в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Программа рекомендаций направлена на расширение знаний родителей и детей и организацию специальной деятельности, где возможно формирование эмпатии и эмпатических тенденций в организованных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of empathy in primary school children with disabilities through the optimization of the parent-child relationship

The article presents the results of an analysis of scientific works of Russian and foreign researchers on the development of empathy in the early school years as a product of cognition, perception as a psychological phenomenon, optimizing positive interpersonal relationships and some approaches to psychological and pedagogical recommendations aimed at optimizing and enhancing empathic tendencies in parent-child relationships in families with school-age children with disabilities. The program recommendations aimed at enhancing the knowledge of parents and children, and the organization of special activities where possible formation of empathy and empathic tendencies in organized environments.

Текст научной работы на тему «Развитие эмпатии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через оптимизацию детско-родительских отношений»

3. Тихомиров О. К. Психология мышления: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002; Формирование системного мышления в обучении: учеб. пособие для вузов / под ред. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002; Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер,

1999.

4. Коханов К. А., Сауров Ю. А. Проблема задания и формирования современной культуры физического мышления: монография. Киров: Изд-во ЦДООШ: Тип. «Старая Вятка», 2013; МултановскийВ. В. Развитие мышления учащихся в курсе физики. Киров, 1976; Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975.

5. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973.

6. Коханов К. А., Сауров Ю. А. Указ. соч.

Notes

1. Concept of development of additional education of children. Available at: http://government.ru/ me-dia/files/ipA1NW42XOA.pdf (in Russ.)

2. Kamenetskiy S. E., Purysheva N. S. Teoriya i metodika obucheniya fizike v shkole. Obshhie voprosy [The theory and technique of training in physics at school. General questions:]: Manual for students of higher educational institutions / ed. S. E. Kamenetsky, N. S. Purysheva. Moscow. Publishing center "Akademiya".

2000. 368 p.; Zair-Bek S. I. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke: Posobie dlya uchitelya [Development of critical thinking at a lesson: A grant for the teacher]. Moscow. Prosveshhenie, 2004.

3. Tikhomirov O. K. Psikhologiya myshleniya [Thinking psychology]: Manual for students of higher educational institutions. Moscow. Publishing center "Akademiya", 2002; Formirovanie sistemnogo myshleniya v obuchenii: uchebnoe posobie dlya vuzov [Formation of system thinking in training: the manual for higher education institutions]/ ed. Z. A. Reshetova. Moscow. UNITY-DANA. 2002. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshhikh sposobnostej. [Psikhologiya of the general abilities]. St. Petersburg. Piter Publ. 1999.

4. Kokhanov K. A., Saurov Yu.A. Problema zadaniya i formirovaniya sovremennoj kul'tury fizicheskogo myshleniya: monografiya [Problem of a task and formations of modern culture of physical thinking: monograph]. Kirov: TSDOOSH Publ.: Typography "Staraya Vyatka". 2013; Multanovskiy V. V. Razvitie myshleniya uchashhikhsya v kurse fiziki [Development of thinking of pupils is aware of physics]. Kirov. 1976; Razumovskiy V. G. Razvitie tvorcheskix sposobnostej uchashhixsya v processe obucheniya fizike [Development of creative abilities of pupils in the course of training in physic]. Moscow. Prosveshhenie. 1975.

5. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya [Age and pedagogical psychology]: manual for students of ped. institutes / ed. A. V. Petrovsky. Moscow. Prosveshhenie, 1973.

6. Kokhanov K. A., Saurov Yu. A. Op. cit.

УДК 316.6-056.26

В. П. Кузьмина

Развитие эмпатии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через оптимизацию детско-родительских отношений

В статье изложены результаты анализа научных работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме развития эмпатии в младшем школьном возрасте как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные отношения и некоторые подходы к психолого-педагогическим рекомендациям, направленные на оптимизацию и усиление эмпатических тенденций в детско-родительских отношениях в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Программа рекомендаций направлена на расширение знаний родителей и детей и организацию специальной деятельности, где возможно формирование эмпатии и эмпатических тенденций в организованных условиях.

The article presents the results of an analysis of scientific works of Russian and foreign researchers on the development of empathy in the early school years as a product of cognition, perception as a psychological phenomenon, optimizing positive interpersonal relationships and some approaches to psychological and pedagogical recommendations aimed at optimizing and enhancing empathic tendencies in parent-child rela-

© Кузьмина В. П., 2014 250

tionships in families with school-age children with disabilities. The program recommendations aimed at enhancing the knowledge of parents and children, and the organization of special activities where possible formation of empathy and empathic tendencies in organized environments.

Ключевые слова: эмпатия, детско-родительские отношения, ограниченные возможности здоровья, интериоризация, экстериоризация.

Keywords: empathy, parent-child relationships, disabilities, interiorization, exteriorization.

Многочисленные исследования показывают, что успех в решении задач гуманизации и демократизации всех сторон жизни общества связан с перестройкой всей совокупности человеческих отношений, включая взаимосвязи взрослого и детского сообщества. Этот процесс происходит в сложных и противоречивых условиях отторжения прежних ценностей и утверждения новых, в том числе и в вопросах, касающихся развития эмоциональной настроенности, направленности на другого человека, готовности к взаимодействию с ним. Особую значимость в обозначенном контексте приобретает проблема включения в общество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Ключевая роль в этом процессе отводится эмпатии как продукту взаимопринятия, взаимопознания, как психологического явления, положительно оптимизирующего взаимодействие с людьми лиц с ОВЗ.

Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является «ядерным» образованием личности, играя важнейшую роль в жизни человека.

Психологические традиции изучения эмпатии первоначально были заложены в трудах по философии и этике, что во многом обусловило научные подходы к теоретическому осмыслению явления. Многие исследователи (А. А. Бодалев, Т. П. Гаврилова, Л. Н. Джерназян, Л. П. Стрелкова, А. Г. Ковалёв, К. Роджерс, С. Б. Борисенко, М. Хоффман и другие) [1] связывают разработку проблемы эмпатии с нравственными и эстетическими чувствами. Ряд психологов указывает на то, что эмпатия является важнейшей детерминантой человеческих отношений (Е. Н. Васильева, Л. П. Выговская, О. И. Цветкова, В. П. Кузьмина и другие) [2].

Это положение актуально в связи с проблемой принятия детей с ОВЗ сверстниками, их родителями, учителями, что особенно важно в самом начале школьного обучения, кроме того, проблема приобретает особый смысл в свете усвоения ребенком духовных и нравственных ценностей, которые по законам интериоризации-экстериоризации трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и другие) [3]. В связи с этим эмпатия выступает в качестве механизма установления взаимоотношений, являющихся, по определению В. Н. Мя-сищева, субъективной стороной взаимодействия. Специфика эмпатии состоит в том, что она проявляет отношение человека к другому человеку [4].

Ребенку не даны в готовом виде от рождения чувства, эмоциональная зрелость, способность к альтруизму, гуманизму и к эмпатии.

Процесс их интериоризации всегда обусловлен индивидуальным опытом личности. Экстериоризуются же обозначенные проявления посредством общения ребенка с близкими взрослыми и сверстниками.

Дети с ОВЗ в ситуациях общения часто наталкиваются на негативное отношение к ним со стороны как первых, так и вторых.

Необходимо отметить, что общение ребёнка со взрослыми и сверстниками имеет единую природу, но с родителями генетически оно возникает раньше и является как бы каналом, посредством которого оказывается влияние не только на развитие личности ребенка, но и на становление его сферы отношений с другими людьми, кроме того, эмпатия в младшем школьном возрасте во многом созвучна характеру детско-родительских отношений, проявляющихся в семье.

Научные основы для разработки проблемы отношений заложены в фундаментальных исследованиях психологами Л. С. Выготским, В. Н. Мясищевым, Н. Н. Обозовым, С. Л. Рубинштейном, К. К. Платоновым и продолжены в различных контекстах другими исследователями. В ряде исследований раскрыты вопросы развития детско-родительских отношений, выявлено их влияние на развитие личности, проанализированы данные о нарушениях отношений между детьми и родителями и их последствия [5].

Однако в психологических исследованиях остается неразработанной проблема влияния детско-родительских отношений на формирование эмпатии у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и нормой психического развития.

В семье ребенок получает первые уроки эмоционального опыта через взаимодействие с близкими взрослыми. Дети с ОВЗ нуждаются в более значимом и весомом участии со стороны родителей, направленном на компенсацию дефекта [6].

Вместе с тем родители, имеющие детей с ОВЗ, сталкиваются с трудностями при выборе средств воздействий на них и сами испытывают значительные психологические проблемы, обусловленные рождением ребенка с нарушениями в развитии [7].

Данное положение определило проблему нашего исследования, которое заключается в определении оптимальных условий для развития эмпатийных взаимоотношений младших школьников со сверстниками через формирование эмпатийных детско-родительских отношений в семье.

При разработке программы, направленной на оптимизацию детско-родительских отношений и усиление в них эмпатических тенденций, мы основывались на предположении о том, что эмпатия как личностная характеристика формируется у младшего школьника в зависимости от особенностей детско-родительских отношений в семье. Кроме того, мы ориентировались на положение, разработанное исследователем Е. Н. Васильевой, о том, что существуют определенные условия, педагогические приемы и методы, способствующие эффективному формированию эмпатии у детей [8].

Программа была нацелена как на расширение знаний родителей и детей, так и на организацию определенной деятельности, где возможно формирование тех или иных умений и навыков, которые строились с учетом ряда положений:

1. Ориентация не только на актуальный уровень развития ребенка, но и на его «зону ближайшего развития», которая предполагает углубленную парадигму развития.

2. Принцип активности, при котором участники программы отталкиваются от себя, своих потребностей и интересов в отборе предлагаемого коррекционно-развивающего материала.

3. Принцип включенности родителей и детей в различные совместные и возрастные формы деятельности.

4. Принцип сонастроенности на положительный совместный результат.

В целом мы исходили из принципа гуманизации всей совокупности отношений между взрослым и ребенком.

Основные направления в работе

1. Просвещение, которое заключалось в сообщении знаний о возрастных и психологических особенностях личности детей, в формировании представлений о динамике их развития в онтогенезе, возможных отношениях в развитии и поведении, в общении.

2. Практическая работа, состоящая в привлечении родителей и детей к участию в различных видах психологического тренинга, развивающего эмпатические отношения посредством включения в ситуацию, которая требует понимания и принятия другого человека.

Таким образом, цель первого направления заключалась в повышении психолого-педагогической компетенции родителей, обогащении у них знаний о психическом развитии ребенка.

Цель второго направления состояла в формировании адекватного поведения в отношениях между родителями и детьми в семье, а также формировании у детей положительной направленности на других людей.

При реализации первого направления решаются следующие задачи:

1) обогащение родителей знаниями об особенностях психического и возрастного развития младших школьников;

2) формирование понимания у родителей исключительной значимости в развитии личности ребенка эмоциональной сферы, в частности эмпатических отношений.

В этой части программы принимали участие родители. Мы учитывали мнение А. В. Петровского о том, что активность человека, в том числе и ребенка, побуждается как интуитивными способами познания, так и когнитивными [9]. Мы рассчитывали, что привлечение испытуемых к новому познанию создает условия для активизации взаимодействия, перестроенного под влиянием новой информации.

Основная форма занятий с родителями - родительское собрание.

Мы также полагаем, что знание особенностей эмпатических отношений может являться своего рода мотивом развития эмпатических тенденций в семейном взаимодействии.

Кроме того, мы предполагали вызвать родителей на обсуждение изложенного материала и ориентировали их на соотнесение полученных знаний с реальной действительностью.

Как было отмечено выше, второе направление работы включало психологический тренинг, развивающий отношения и формирующий в них эмпатические тенденции.

При построении этой части психолого-педагогических рекомендаций мы исходили из положения о том, что эмпатия первична по отношению к поведению и посредством инте-риоризации и последующей экстериоризации «вбирается» личностью в себя, а затем направляется на других людей. В связи с этим программа включала в себя упражнения, направленные на развитие у родителей и детей умения пользоваться приобретенными знаниями при организации своей жизни и деятельности.

Исходя из этого подхода мы сформировали задачи второго направления:

1) использовать различные приемы по оптимизации детско-родительских отношений в семье;

2) развивать умение выражать свои чувства как отношение;

3) вырабатывать стремление к пониманию чувств ребенка и принятия его внутреннего

мира;

4) развивать у детей направленность на других людей и восприятие их и переживаний с целью оказания реального содействия.

Второе направление рекомендаций связано с использованием разнообразных по содержанию игр, выполняющих психокоррекционные функции. Использование игры как психологического средства коррекции основывается на теоретических разработках ряда авторов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, 3. Фрейд, А. Фрейд, М. Клейн и др.) [10]. Большинство исследователей, занимающихся изучением игры, отмечают ее многофункциональность: под этим понятием подразумевается и явление, описывающее много понятий.

Органическую связь между игрой и детством отмечал З. Фрейд. Исследователь писал, что детство с душевными травмами и игра есть единственное средство овладения переживаниями, которые они несут [11].

Л. С. Выготский отмечал, что «с точки зрения аффективной сферы игра создается при такой ситуации развития, когда появляются нереализованные тенденции» [12].

Итак, игра может быть специально заданным инструментом при формировании эмпа-тии и детско-родительских отношений.

Анализ работ этих и других авторов позволяет сказать, что психологическая коррекция посредством игры есть способ изменений в структуре личностных показателей. Коррекци-онные методы в психологической практике обозначаются рядом понятий: игровая психодрама (Морено, 1946), психогимнастика (М. И. Чистякова, 1990).

Игры, включенные нами в психокоррекционное направление, взяты из работ известных авторов (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, М. И. Чистякова, К. Рудестам, Г. С. Абрамова, Р. В. Овчарова) [13]. Они, в основном, ориентированы на эмоциональную сферу личности, «вхождение» во внутреннее эмоциональное состояние объекта, сопереживание ему. Наши наблюдения показали, что игры, направленные на формирование эмпатийных отношений, являются продуктивной формой работы с родителями и детьми. Подобные стратегии оказались распространенными в психолого-педагогических коррекционных программах.

В результате реализации программы мы прогнозировали следующее:

1. Игровые сюжеты будут приняты всеми участниками.

2. Все участники проявят активные позиции в отражении предложенных ситуаций, что будет способствовать пониманию цели и содержания игры.

Процедура игр:

• в игре принимают участие все испытуемые, согласно заданию;

• по условиям игр все испытуемые могут свободно общаться и взаимодействовать;

• каждая игра имеет свою инструкцию и цель;

• каждая игра должна завершаться обсуждением ее результатов.

Время занятий 30-40 минут.

Итак, в программе решается ее основная цель: коррекция неэффективного родительского отношения к детям, гуманизация отношений в системе «родитель - ребенок», форми-

рование у младших школьников устойчивого эмпатического отреагирования на родителей и других людей.

В целях прослеживания результативности психолого-педагогических рекомендаций мы провели несколько занятий, где использовали наши рекомендации второго направления, то есть игры, включающие сюжетные задания-упражнения.

В завершение игр-упражнений детям предлагалось высказаться по ним. Результативность проведенных игр определялась наличием положительной эмоциональной окраски в высказываниях детей, уточнением вложенного в них смысла.

Примечания

1. Кузьмина В. П. Эмпатия в детско-родительских отношениях: теория и условия оптимизации в семье. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 101.

2. Кузьмина В. П. Эмпатия как психологический ресурс адаптации детей с нарушенным развитием к инклюзии // Проблемы сопровождения детей и подростков с особыми образовательными потребностями: психолого-педагогический, социальный и медицинский аспекты: материалы II между-нар. науч.-практ. конф. 29-30 марта 2012 г. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. С. 31-36.

3. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-158.

4. Кузьмина В. П. Эмпатия в детско-родительских отношениях...

5. Кузьмина В. П. Эмпатия в детско-родительских отношениях.; Сорокоумова С. Н. Проявление эмпатии к сверстнику старших дошкольников // Ананьевские чтения - 2004: материалы науч.-практ. конф. СПб.: СПбГУ, 2004. С. 439-440.

6. Там же.

7. Вачков И. В. Модель формирования позитивного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья у их сверстников // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 59.

8. Васильева Е. Н. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с ЗПР в зависимости от характера отношений в семье // Шестилетние дети. Проблемы исследования. Н. Новгород, 1993. С. 98-109.

9. Петровский А. В., Туревский М. А. Действенная групповая эмоциональная идентификация // Психологическая теория коллектива. М.: Просвещение, 1979. С. 74-79.

10. Кузьмина В. П. Эмпатия в детско-родительских отношениях.

11. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск: «Беларусь», 1991.

12. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т. 2, 4.

13. Кузьмина В. П. Эмпатия в детско-родительских отношениях.

Notes

1. Kuzmina V.P. EHmpatiya v detsko roditel'skih otnosheniyah: teoriya i usloviya optimizacii v sem'e [Empathy in children-parent relationships: theory and conditions for optimization in the family]. Kirov. Vyat-SHU Publ. 2011. P. 101.

2. Kuzmina V.P. EHmpatiya kak psihologicheskij resurs adaptacii detej s narushennym razvitiem k ink-lyuzii [Empathy as a psychological resource of adaptation of children with impaired development of inclusion] // Problemy soprovozhdeniya detej i podrostkov s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami: psihologo peda-gogicheskij, social'nyj i medicinskij aspekty - Problems of support of children and young people with special educational needs: psychological-pedagogical, social and medical aspects: proceedings of the II International scient.-practical conf. 29-30 March 2012. Kirov. VyatSHU Publ. 2012. Pp. 31-36.

3. Gavrilova T.P. Ponyatie ehmpatii v zarubezhnoj psihologii [Concept of empathy in foreign psychology] // Voprosy psihologii - Questions of psychology. 1975, No. 2, pp. 147-158.

4. Kuzmina V.P. EHmpatiya v detsko roditel'skih otnosheniyah... [Empathy in children-parent relationships... ]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kuzmina V.P. EHmpatiya v detsko roditel'skih otnosheniyah... [Empathy in children-parent relationships...]; Sorokoumova S. N. Proyavlenie ehmpatii k sverstniku starshih doshkol'nikov [The manifestation of empathy to peer of older preschoolers] // Anan'evskie chteniya - 2004: materialy nauch. prakt. konf - Ananiyev readings - 2004: proceedings of the scientific-practical conf. SPb. St. Petersburg State University. 2004. Pp. 439-440.

6. Ibid.

7. Vachkov I.V. Model' formirovaniya pozitivnogo otnosheniya k mladshim shkol'nikam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya u ih sverstnikov [The model of formation of positive attitude towards younger pupils with disabilities from their peers] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological science and education. 2011, No. 3, p. 59.

8. Vasilieva E. N. Formirovanie ehmocional'nogo otnosheniya k blizkim vzroslym u starshih doshkol'nikov s ZPR v zavisimosti ot haraktera otnoshenij v sem'e [Formation of an emotional relationship to close adults of

elder preschoolers with mental retardation depending on the nature of the relations in the family] // SHesti-letnie deti. Problemy issledovaniya - Six-year-old children. Problems of research. N. Novgorod. 1993. Pp. 98109.

9. Petrovsky A. V., Turevskiy M. A. Dejstvennaya gruppovaya ehmocional'naya identifikaciya [Effective group emotional identification] // Psihologicheskaya teoriya kollektiva - Psychological theory of the team. Moscow. Prosveschenie. 1979. Pp. 74-79.

10. Kuzmina V.P. EHmpatiya v detsko roditel'skih otnosheniyah... [Empathy in children-parent relationships... ]

11. Freud Z. Psihoanaliticheskie ehtyudy [Psychoanalytic studies]. Minsk. "Belarus". 1991.

12. Vygotsky L. S. Problemy obshchej psihologii [Problems of General psychology] // Proc. art.: in 6 vols. Moscow. 1982. Vol. 2, 4.

13. Kuzmina V.P. EHmpatiya v detsko roditel'skih otnosheniyah... [Empathy in children-parent relationships... ]

УДК 812

Т. Н. Матанцева

Личностная саморегуляция как фактор саморазвития подростков с задержкой психического развития

В статье представлен анализ специфики становления личностной саморегуляции подростков с задержанным психическим с 11 до 16 лет. Личностная саморегуляция рассматривается как фактор саморазвития данной категории подростков. Даются рекомендации по оптимизации становления личностной саморегуляции в образовательном процессе.

The article presents the analysis of the specificity of formation of the personality self-regulation of adolescents with detainees with mental 11 to 16 years. Personal self-regulation is considered as a factor in the development of this category of adolescents. Recommendations for optimizing the development of personal self-regulation in the educational process.

Ключевые слова: личностная саморегуляция, задержка психического развития, онтогенез, ди-зонтогенез, внутренняя активность, личностная рефлексия, ценностные ориентации, возрастной кризис развития, сензитивный период, общевозрастные особенности, специфика в развитии.

Keywords: personal self-regulation, a delay of mental development, ontogeny, disontogeny, internal activity, age peculiaritiesonal reflection, value orientation, age crisis development, sensitive period, particular, the specifics of the development.

Понятие «личностная саморегуляция» связано со способностью личности регулировать свою активность: эмоции, чувства, поведение, общение. Личностная саморегуляция проявляется в активно-действенном отношении личности к себе и другим, в нравственных и социальных установках. В целом, «данное понятие отражает параметры социального поведения и межличностных отношений, обеспечивающие преобразование деятельности и общения» [1]. В отечественной психологии адекватно сформированная саморегуляция представляется одним из факторов развития личности, который ведет к самодетерминации и самореализации человека в жизни.

Структурными компонентами личностной саморегуляции являются личностные образования, участвующие в регуляции, в первую очередь ценностные ориентации, активность и рефлексия [2]. Каждый структурный компонент в целостном процессе регуляции выполняет свою роль. Ценностные ориентации указывают на значимые для личности социальные ценности. Активность выполняет функцию реализации значимого как во внешнем, так и во внутреннем мире и включает в себя все виды и формы реализации активности: труд, учёбу, общение, поведение. Внутренняя активность находит свое выражение в самопознании и саморуководстве. Рефлексия осуществляет контроль за правильностью выбранных форм и ви-

© Матанцева Т. Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.