Научная статья на тему 'Электронное портфолио как технология формирования компетентности будущего инженера'

Электронное портфолио как технология формирования компетентности будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОТИВАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алисултанова Эсмира Докуевна

На основе анализа педагогической практики обосновывается необходимость внедрения технологии электронного портфолио в систему высшего технического образования, рассматриваемой как компонент системы обеспечения индивидуальный образовательной траектории. Особое внимание уделяется агрегированию результативных данных по приобретению профессиональной компетентности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное портфолио как технология формирования компетентности будущего инженера»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.02:372.8

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

®2011 Алисултанова Э.Д.

Грозненский государственный нефтяной технический университет

им. Д. М. Миллионщикова

На основе анализа педагогической практики обосновывается необходимость внедрения технологии электронного портфолио в систему высшего технического образования, рассматриваемой как компонент системы обеспечения индивидуальный образовательной траектории. Особое внимание уделяется агрегированию результативных данных по приобретению профессиональной компетентности будущего специалиста.

The author of the article on the basis of the student teaching analysis proves the necessity of the adoption of the electronic portfolio technology for the system of the higher technical education. He considers it as a component of the system of the maintenance of the individual and educational trajectory. The special attention is paid to the aggregation of the results on gaining a future specialist’s professional competence.

Ключевые слова: электронное портфолио, система оценки качества обучения, профессиональные компетенции, мотивация, рефлексия, самооценка.

Keywords: electronic portfolio, system of the estimation of the training quality, professionalcompetence, motivation, reflexion, self-appraisal.

Создание открытого пространства образования предполагает преодоление различных трудностей через поиск ответов на вопросы формирования ключевых компетенций будущих инженеров, позиций профессионального сообщества в области инженерного образования, особенностей инженерных специальностей, которые активно исследуются в современной российской и зарубежной педагогике в последние годы. Концепция развития электронного

портфолио основана на том, что рефлексивная практика его создания позволяет студентам задокументировать и отследить свое обучение, развивает четкую картину их образовательного опыта, улучшает самооценку, позволяя планировать будущие цели и достигать в рамках индивидуальной

образовательной траектории,

демонстрировать свои умения, навыки и знания потенциальным работодателям, научным руководителям [3].

По мнению С. И. Никитиной, технология портфолио как способ фиксирования, накопления и

аутентичного оценивания

индивидуальных образовательных

достижений за определенный период обучения позволяет не только расширить возможности существующей

(традиционной) системы контроля и оценки учебных достижений, но и способствует развитию качеств личности (самообразование, саморазвитие,

рефлексия и т.д.), необходимых в современном информационном мире [2].

Педагогическое исследование по вопросу использования е-портфолио в процессе учебной подготовки по специальности «Информационные

системы и технологии» в Грозненском государственном нефтяном техническом университете (ГГНТУ) выявило необходимость проектирования

технологии для системы высшего технического образования,

способствующей отслеживанию

преемственности между различными предметными концепциями,

включаемыми в содержание обучения, и профессиональной практикой. К работе активно привлекались представители ведущих промышленных предприятий и потенциальные работодатели для определения необходимого набора компетенций и обеспечения механизма обратной связи. Как представителями ведущих промышленных предприятий, так и студентами была отмечена ценность внедрения в образовательную практику электронного портфолио.

Растущая коммерциализация системы образования привела к инновационным разработкам, интеграции Интернет-

технологий и педагогической практики, в совокупности ориентированным на запросы и потребности образовательного сообщества. При этом многие

информационные системы,

обеспечивающие техническую

поддержку, предоставляют возможность для агрегирования информации и построения моделей, адекватных

запросам пользователей.

Анализ психолого-педагогической литературы указывает на необходимость

удовлетворения двух разнообразных потребностей в единственном продукте, поскольку данные системы должны способствовать комбинации двух различных парадигм, которые по самому характеру и природе находятся в конфликте друг с другом.

Pearl & Leon Paulson отметили две противоположные парадигмы: портфолио позитивистского и конструктивистского характера [4].

Портфолио позитивистского характера предполагает оценку результатов учебной деятельности, которые определены внешне, где позитивизм предполагает постоянство контекстов, цели для пользователей, а портфель является сосудом для примеров студенческой активности, выводящей на результат ступени обучения.

Портфолио конструктивистского характера представляет собой среду обучения, в которой обучающийся проектирует цель, результат, что предполагает индивидуальное изменение, адекватное этапам обучения. Следует отметить, что портфолио отражает процесс, «документированную запись

обучения». При этом количество индивидуальных портфолио может предоставить эмпирический материал для нормативного описания.

Следовательно, позитивистская

парадигма отражает факт достижения внешних стандартов, а конструктивизм е-портфолио предполагает обеспечение динамики развития образовательного процесса через фиксацию результатов деятельности. С этих позиций модель е-портфолио описывает позитивистскую парадигму, или «Портфолио как тест» (как описано Вилкерсоном и Лангом [4]). Объекты портфолио обучающегося или требуемые точки контроля

просматриваются экспертом

(преподавателем, аудитором). Результаты оценки основаны на целях обучениях, данные для нее аккумулируются в системе оценки качества управления вуза.

Такой вариант модели внедряется с 2010 года в пилотном проекте на факультете автоматизации и прикладной информатики ГГНТУ на специальности «Информационные системы и

технологии», где процесс оценки сводится к агрегированию результативных данных по приобретению профессиональной компетентности будущего ГГ-специалиста. Фокус этого процесса - в оценке соответствия результатов обучения учебным целям по различным критериям, ориентированным на региональную специфику потребности специалистов компьютерного профиля.

Другая часть модели, которая описывает конструктивистскую

парадигму портфолио, или «Портфолио как историю» [3], находится на стадии разработки к внедрению в информационную систему ГГНТУ. Все объекты портфолио обучающихся студентов по специальности

«Информационные системы и технологии» компонуются,

систематизируются в базе данных факультета. В процессе обучения студентами ГГ-специальности, начиная с первого курса, отбираются в е-портфолио презентации, отчеты по практикам и лабораторным работам, курсовые работы, научно-исследовательские разработки, а также дополняются дипломными

проектами - «экспонатами» для отражения результатов обучения.

Основной функцией портфолио с позиций реализации компетентностного подхода выступает обеспечение

возможности студенту технического вуза для проявления способностей, создание стимулов личностного роста. При этом портфолио выполняет ряд других

функций, среди которых:

- диагностическая, фиксирующая

изменения в знаниях будущего инженера за определенный период времени;

- целеполагания, включающая

студентов в процесс целевыведения;

- содержательная, раскрывающая спектр выполняемых будущим инженером деятельностей;

- развивающая, направленная на обеспечение непрерывности процесса обучения;

- мотивационная, направленная на поощрение результата деятельности будущих инженеров;

- рейтинговая, позволяющая

определить количественные и качественные показатели

индивидуальных достижений.

Будущий инженер - ГГ-специалист может создавать несколько версий портфолио, основанных на разных презентационных характеристиках и ориентированных на различных

конечных потребителей (работодатели, преподаватели и т.д.). Фокус этого процесса находится в непрерывном

(продолженном) обучении по

индивидуальной образовательной

траектории.

Основные преимущества

использования е-портфолио в обучении по инженерным специальностям в том, что оно выступает эффективным средством планирования процесса обучения, педагогического

взаимодействия; фокусирует студентов на результатах обучения; высокий уровень мотивации будущих инженеров; оптимизирует технологию

педагогического взаимодействия;

способствует формированию

профессиональных компетенций

будущих инженеров, улучшению индивидуальных результатов; развивает рефлексию и самооценку обучающихся.

Таблица

Портфолио как средство оценки Портфолио как средство обучения

Цели проектирования электронного портфолио будущего инженера предписываются вузом Цели проектирования электронного портфолио инициируются со стороны обучающихся

Объекты оценки утверждаются руководством образовательного учреждения для определения соответствия результатов обучения нормативным предписаниям Объекты оценки отбираются будущим инженером с позиции отражения результатов процесса обучения

Содержательное наполнение портфолио происходит к окончанию обучения, результаты оценки показывают достижимость нормативных целей, это обусловливает ограниченность во времени применения портфолио Содержательное наполнение портфолио происходит непрерывно, в том числе в режиме отслеживания «лучшей образовательной практики», сам портфолио является информационной развивающейся средой с заданной

инновационной доминантой

Результативность оценивается на основании большого количества данных и критериев, большого объема выборки. Определяется соответствие нормативно заданным целям образовательного процесса Портфолио рецензируется самим обучающимся и используется для обеспечения обратной связи с целью повышения результативности образовательного процесса

Структурирующим портфолио элементом являются стандарты или нормативные цели/результаты Структурирующим портфолио элементом являются цели обучающегося или цели, предложенные педагогом (тьютором), наставником и согласованные с обучающимся

Что изучено будущими инженерами к настоящему времени? Что необходимо изучить в будущем, каковы образовательные потребности будущих инженеров?

Таким образом, на основе исследования и сопоставления (табл. 1) двух подходов к организации технологии электронного портфолио студентов инженерных специальностей нужно отметить значимость применения конструктивисткой и позитивистской парадигм к проектированию системы электронного портфолио. Следовательно, внедрение е-портфолио в рамках обоих парадигм, на наш взгляд, приведет к поддержке процесса обучения, оптимизации системы оценки,

дополнению практики «обратной связи» с

потенциальным работодателем и т.д.

Портфолио будущего инженера, кроме оценки ключевых показателей, позволяет отслеживать требования к той или иной профессиональной деятельности,

обеспечивая «обратную связь»

относительно профессиональных

компетенций через привлечение

руководителей подразделений отраслевых организаций либо руководителей НЯ-служб данных организаций, в том числе посредством рецензирования ими курсовых и дипломных проектов.

Примечания

1. Алисултанова Э. Д. Электронное портфолио как средство формирования профессиональных компетенций будущего инженера // Альманах современной науки и образования. Тамбов : Грамота, 2010. № 3(34). С. 125-128. 2. Никитина С. И. Методические аспекты создания, ведения и использования портфолио при обучении информатике в 8-11 классах: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2008. 143 с. 3. Bhattacharya М., Hartnett М. E-portfolio assessment in higher education // Frontier sin Education Conference Global Engineering: Knowledge Without Borders, Opportunities Without Passports. October, 2007. 37th Annual. P. T.1G-19. T. 1G-24 // URL:http://fie-

conterence.org/rie2007/papers.pdf 4. Paulson L„ Paulson P. Assessing Portfolios Using the Constructivist Paradigm // Student Portfolios. Palatine: IRISky light Training Publishing // URL:http://eric.ed.gov/ERICDocs/data/ericdocs2/content_

storage_01/0000000b/80/23/81/3e.pdf 5. Wilkerson J. and Lang W. S. Measuring Teacher Dispositions with Different Item Structure: An Application of the Rasch Modeltoa Complex Accreditation Requirement // International Objective Measurement Workshop (Britishfor "Conference") in Cairns, Australia. July, 2004 // URLhttp:// www.tcrecord.org

Статья поступила в редакцию 18.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.