Научная статья на тему 'Педагогические условия развития мотивации у старшеклассников средствами информационно-коммуникационных технологий'

Педагогические условия развития мотивации у старшеклассников средствами информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / EDUCATIONAL ACTIVITY MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арабаджи Андрей Александрович

В статье рассматривается проблема применения информационно-коммуникационных технологий. Раскрывается сущность педагогических условий, влияющих на развитие мотивации у старшеклассников средствами информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical environmental complex of senior pupils' motivation development by means of information and communication technologies

The article addresses the problem of information and communication technologies. The essence of the pedagogical environmental complex that influences senior pupils' motivation development by means of information and communication technologies is revealed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития мотивации у старшеклассников средствами информационно-коммуникационных технологий»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.02 ББК 74.1

Алисултанова Эсмира Докуевна кандидат физико-математических наук Грозненский государственный нефтяной технический университет

г. Грозный Alisultanova Esmira Dokuevna Candidate of Physics and Mathematics Grozny State Petroleum Technical University Grozny Электронное портфолио как инновационная технология инженерного образования

Electronic Portfolio As Innovative Technology of Engineering Education

В статье исследуются педагогические проблемы проектирования электронного портфолио в системе высшего технического образования. Приведен анализ зарубежных педагогических исследований практики применения электронного портфолио в инженерном образовании. Особое внимание уделено методике агрегирования на базе портфолио результативных данных о профессиональной компетентности будущего инженера.

The article investigates pedagogical problems of electronic portfolio designing in the system of higher technical education. The analysis of foreign pedagogical researches of practical application of electronic portfolio in engineering education is given. The special attention is given to the aggregation technique on the basis of the resulting data portfolio about future engineer’s professional competence.

Ключевые слова: Электронное портфолио, содержание обучения,

система оценки качества обучения, профессиональные компетенции, мотивация, рефлексия, самооценка.

^y words: electronic portfolio, training content, evaluation system of training quality, professional competences, motivation, reflexion, self-rating.

Проблема формирования портфолио, в том числе и с позиций компетентностного подхода, активно исследовалась в современной российской и зарубежной педагогике в последние 10-15 лет. Объем научных разработок и методического обеспечения по проблематике индивидуального портфеля учебных достижений (портфолио) с каждым годом возрастает. В российской педагогике исследованы методические аспекты применения портфолио в предпрофильной подготовке и профильном обучении (Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С.), изучаются вопросы применения портфолио в дистанционном обучении (Полат Е.С.), определяются дефиниции понятия «электронное портфолио» и исследуются возможности его применения.

В трудах отечественных педагогов электронное портфолио

рассматривается как рефлексивное средство (Бояринцева Е., Титова И.,

Харевский А.), как инновационное оценочное средство (Переверзев В.Ю., Синельников С.А), как форма мониторинга образовательной деятельности (Дунаева Л. А., Апакина Л.В.). Широко исследованы в педагогике и современные подходы к определению понятия «портфолио», рассмотрены его основные модели (Голуб Г.А., Новикова Т.Г., Чошанов М.А.), в том числе и в зарубежных исследованиях (К. Вольф, М. Вонакотт, А. Лоуренсен).

В исследовании М.А. Пинской [2], отмечается, что портфолио служит действенным инструментом оценивания и позволяет контролировать и оценивать индивидуальные достижения обучающихся на всех уровнях системы образования. Кроме того, автор отмечает роль портфолио для планирования и рефлексии обучающимися всего процесса своего обучения и развития

оценочной самостоятельности. Портфолио позволяет: а) проследить

индивидуальный прогресс обучающегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве; б) оценить его результаты и дополнить данные тестирования и других традиционных форм контроля; в) осуществить рефлексию и самооценивание.

Основными аспектами портфолио, делающими его популярным инструментом оценивания в современном образовании, применимым также и в условиях профильного обучения в отечественной школе, являются:

• универсальные структурные компоненты, аналогичные основным типам портфолио, принятым в мировой практике, которые могут отразить всю полноту образовательных достижений обучающегося, а также и сам процесс его обучения;

• принцип критериального оценивания материалов и ранжирования сертификатов, представленных в портфолио;

• документальная форма представления портфолио.

В исследовании Егоровой Г.И. [1] портфолио рассматривается с позиций накопительной системы оценки и позволяет провести оценку реализации теоретической модели интеллектуализации профессиональной подготовки

будущих инженеров, что соотносится с тенденциями, происходящими в высшей профессиональной школе, т.к. «позволяет качественно и количественно фиксировать результаты интеллектуализации профессиональной подготовки студента к обучению через всю жизнь».

Тема продолженного образования тесно связана с проблемами мониторинга и оценки результатов профессионального образования и электронным портфолио, как инструментом такой оценки. Это обусловило необходимость обращения в существующим традиционным и инновационным трактовкам электронного портфолио в зарубежных педагогических исследованиях.

Так, изучая проблему разработки электронного портфолио (е-портфолио), Kathleen K. Montgomery, David A. Wiley, рассматривая педагогическую методологию посредством обоснования типологии, ключевых направлений развития е-портфолио, списка стандартных вопросов для его подготовки в зависимости от типологии, подходов к планированию е-портфолио, консолидации е-портфолио студентов как технологии профессионального развития, дают следующее определение:

«электронное портфолио - это дифференцированная коллекция информационных материалов, отражающих достижения в течение непрерывного времени» [5].

Различные аспекты развития электронного портфолио в процессе профессиональной подготовки широко исследованы также Dorothy M. Campbell, Beverly J. Melenyzer, Pamela Bondi Cignetti [4], где вопросы создания электронного портфолио рассматриваются с позиции образовательных стандартов и в контексте его непрерывного развития и наполнения. Исследуя необходимость профессионального подхода к развитию электронного портфолио как альтернативного режима оценки в педагогическом образовании на Мальте, Grace Grima and Deborah Chetcuti [6] рассматривают процесс внедрения данной технологии как педагогическую инновацию, и изучают процесс сопротивления изменениям, возникающим в ходе реализации данного проекта.

В зарубежных исследованиях R.K. Rayudu, E.Heinrich, M. Bhattacharya (Новая Зенландия) анализируют идею электронного портфолио как технологию

формирования навыков обучения в течение всей жизни для инженерных специальностей. Весьма интересной в контексте нашего исследования является экспериментальный процесс внедрения е-портфолио в практику обучения будущих инженеров. Исследователями был взят за основу типовой е-портфолио (open source portfolio (OSP)) и произведена его настройка адекватно разработанным требованиям пользователей. При этом активно привлекались представители ведущих промышленных предприятий и потенциальные работодатели для определения необходимого набора компетенций и обеспечения механизма обратной связи. По результатам реализации проекта, как представителями ведущих промышленных предприятий, так и студентами была отмечена ценность внедрения в образовательную практику электронного портфолио.

Концепция развития е-портфолио (Bhattacharya, M., Hartnett, M. [3]) основана на факте, что рефлексивная практика создания е-портфолио позволяет студентам задокументировать и отследить свое обучение; развивает интегрированную, четкую картину их образовательного опыта. Этот процесс позволяет студентам планировать и достигать их будущих целей в рамках индивидуальной образовательной траектории, кроме того, позволяет им демонстрировать свои навыки и знания потенциальным работодателям и научным руководителям. Инструмент оценки проектируется для доказательства проявления их профессиональной компетентности. При этом предлагается идентифицировать электронные портфолио студентов, специализирующихся в различных предметных областях инженерных специальностей. Е-порфтолио включает диагностику навыков студентов и проявления их профессиональной компетентности. Отмечается, что е-портфолио (e-portfolios) является прекрасным инструментом, позволяющим продемонстрировать приобретенные в процессе обучения студентами знания, профессиональные навыки и способности.

Растущее количество коммерционализации инновационных разработок в области образования привело к тому, что за последние годы происходит тесная интеграция Internet-технологий и образовательной практики как ответ на запросы и потребности образовательного сообщества. Многие из

информационных систем обещают техническую поддержку студенческих портфолио и предоставляют возможность агрегирования информации и построения отчетов адекватно запросам пользователей.

Существуют проблемы в удовлетворении этих двух разнообразных потребностей в единственном продукте, т.к. в данной системе должна происходить комбинация двух различных парадигм портфелей, которые по их самому характеру и природе, находятся в конфликте друг с другом. Выделим с точки зрения конструкции две разновидности портфолио: «позитивистские портфолио» и «конструктивистские портфолио».

• Позитивистские портфолио: “цель портфолио состоит в том, чтобы оценить результаты учебной деятельности, и те результаты, которые определены внешне. Позитивизм предполагает, что портфолио является накопительным сосудом для результатов студенческих разработок, используемый для того, чтобы вывести, какой результат был на каждой ступени обучения”.

• Конструктивистские портфолио: «портфолио является средой

обучения, в которой обучающийся проектирует свои результаты и цели. Это предполагает, что результаты изменяются индивидуально, адекватно целям и этапам обучения. Порфолио отражает сам процесс, «запись» процесса обучения”.

Рассмотрим систему оценки образовательных результатов и е-портфолио в инженерном образовании для двух различных парадигм портфелей, представленную на Рис.1. В той части модели, которая описывает позитивистскую парадигму, или «Портфолио как тест» объекты портфолио обучающегося или требуемые точки контроля в системе оценки оценены экспертом (преподавателем, аудитором). Результаты оценки основаны на целях обучения. Данные для оценки аккумулируются в системе оценки управления втуза. Так как этот пример модели рассматривает подготовку инженеров, то процесс оценки может привести к агрегированию данных, необходимых для независимой профессиональной аккредитации инженерных специальностей. Фокусируется этот процесс на оценке соответствия результатов обучения

учебным целям по различным критериям, ориентированным на специфику технического вуза, причем результаты оценки ограничены по сроку и должны пересматриваться.

Позитивистская

парадигма

Портфолио как тест оценки обучения

Интерактивный

процесс

Л

Представлени е результатов и рубрик для оценки

аудиторы

Конструктивистская

парадигма

Портфолио как история оценки для обучения

J

Доказательства обучающиеся

Данные собираются для сертификации и аккредитации

L

\ /

II. Система

оценки

управления (ориентирован

ная на данные

втуза)

/ \

Оценка требует объектов

Внешний локус контроля Включает представление объектов и рубрик Требует организации информации в базе данных

Институциональное агрегирование данных для сертификации, лицензирования, аккредитации

Фокус на оценку, ограниченную временным интервалом,

Объекты + Отражение+ Валидность

Г

обучающиеся

I

Обучаемые собирают объекты из опыта обучения

I. Цифровой архив

(рабочий

портфолио)

I

Опыт, заявленный в учебном плане

Внутренний локус контроля: Включает выбор объектов Результаты в персональном е-портфолио Ориентирован на индивидуальные результаты

III. E-portfolio как презентационный портфолио для многоцелевого применения ________________р

Ориентированные на студентов инженерных специальностей задокументированные результаты обучения для презентации работодателям и научной карьеры

Фокус на продолженное обучение по индивидуальной траектории.

Рис. Система оценки (мониторинга) образовательных результатов и е-портфолио в инженерном образовании: баланс контроля и обучения

Теперь рассмотрим ту часть модели, которая описывает конструктивистскую парадигму портфолио или «Портфолио как история». Все объекты портфолио обучающихся собраны, исходя из полученного опыта в процессе обучения. В процессе обучения студентами инженерных специальностей отбираются объекты, «экспонаты» для самостоятельной оценки обучающимися результатов обучения, основанной на индивидуальных целях. Будущий инженер может создавать несколько версий портфолио, основанных на разных презентационных характеристиках и ориентированных на различных конечных потребителей (работодатели, преподаватели и т.д.). Фокус этого процесса находится на непрерывном (продолженном) обучении по индивидуальной образовательной траектории.

Выделим основные принципы использования е-портфолио как оценки для обучения студентов инженерных специальностей:

a) е-портфолио является частью эффективного планирования процесса обучения и процесса преподавания;

b) е-порфолио сфокусирован на результатах обучения студентов;

c) е-портфолио занимает центральное место в организации педагогической практики среди технологий организации образовательного процесса студентов инженерных специальностей;

ё) внедрение технологи е-портфолио в педагогическую практику должно быть признано ключевым для развития профессиональных компетенций педагога инженерных специальностей;

е) с точки зрения того, что любая оценка оказывает эмоциональное влияние на мотивацию студентов, е-порфолио должен обладать чувствительной и конструктивной шкалой оценки;

I) необходимо учитывать мотивацию обучающегося относительно процесса внедрения е-портфолио; предполагается детальное исследование целей и критериев оценки результатов образовательного процесса на базе е-порфолио;

§) е-порфолио развивает рефлексию и самооценку обучающихся;

И) по факту оценки необходимо предоставить студентам инженерных специальностей конструктивные рекомендации по вопросам

улучшения индивидуальных результатов.

13 ВестникЧГПУ42011

Рассмотрим систему оценки результатов процесса обучения студентов инженерных специальностей, ориентированную на «тестирование» соответствия нормативных целей и результатов. В данной системе можно выделить несколько ключевых элементов:

• обучающиеся собирают доказательства своих результатов обучения;

• обучающиеся обеспечивают обратную связь относительно отслеживаемых самостоятельно результатов обучения;

• образовательная среда поощряет учиться на ошибках, инициирует сфокусированную постановку целей и поддерживает глубокое погружение в образовательный процесс;

• критерии оценки могут быть скорректированы адекватно изменяющейся нормативной информации (введение новых стандартов обучения для инженерных специальностей, выделения новых компетенций).

Основной смысл портфолио с позиций компетентностного подхода - дать возможность студенту инженерных специальностей показать все, на что он способен, создать «стимул роста». При этом портфолио выполняет несколько функций:

• диагностическую (фиксирует изменения и рост знаний будущего инженера за определенный период времени);

• целеполагания (поддерживает учебные цели студента);

содержательную (раскрывает весь спектр выполняемых будущим инженером работ);

• развивающую (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году); мотивационную (поощряет результаты деятельности будущих инженеров и преподавателей);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• рейтинговую (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения).

Применение конструктивистской и позитивисткой парадигм к проектированию системы электронного портфолио для студентов инженерных специальностей, на наш взгляд, приведет к оптимальной системе оценки, Вестник ЧГПУ42011 14

поддерживающей процесс обучения. Например, внедрение е-портфолио в рамках обоих парадигм, можно дополнить практикой «обратной связи» с потенциальным работодателем: портфолио будущего инженера кроме оценки по ключевым показателям необходимо рецензировать в плоскости требований к той или иной профессиональной деятельности. Это позволит обеспечить «обратную связь» относительно актуальных профессиональных компетенций со стороны профессионального сообщества, через привлечение руководителей подразделений отраслевых организаций, либо руководителей HR-служб данных организаций, в т.ч. посредством рецензирования ими курсовых и дипломных проектов.

Библиографический список

1. Егорова, Г.И. Интеллектуализация профессиональной подготовки специалиста технического вуза: дис. ... докт. пед. Наук/ Г.И.Егорова. - Спб., 2009, 402 с.

2. Пинская, М.А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащегося в условиях профильного обучения: дис. ... канд. пед.наук/ М.А. Пинская.-М., 2007.- 194 с.

3. Bhattacharya, M.; Hartnett, M.; E-portfolio assessment in higher education. Frontiers In Education Conference - Global Engineering: Knowledge Without Borders, Opportunities Without Passports.- 2008.- P. 19-24.

4. Campbell, D.M., Melenyzer, B.J. Cignetti, P.B. How to Develop a Professional Portfolio: A Manual for Teachers by// Allyn & Bacon, Inc. 2006. P.116.

5. Kathleen, K. M., David, A. W. Building E-portfolio Using Power Point: a guide for educators/ K. M. Kathleen, David A. W// 2nd SAGE Publications.- 2008.- Р.240..

6. The Professional Development Portfolio: An Alternative Mode of Assessment in Teacher Education in Malta. Grace Grima and Deborah Chetcuti (Faculty of Education, University of Malta) - URL: http://www.spbea.org.fi/aceab/Grima1.pdf (дата обращения 19.12.2009)

Bibliography

1. Bhattacharya, M.; Hartnett, M. E-Portfolio Assessment in Higher Education. Frontiers In Education Conference - Global Engineering: Knowledge Without Borders, Opportunities Without Passports [Text] / M. Bhattacharya, M. Hartnett.- 2008.- P. 19-24.

2. Campbell, D.M., Melenyzer, B.J. Cignetti, P.B. How to Develop a Professional Portfolio: A Manual for Teachers [Text] / D.M. Campbell, B.J. Melenyzer, P.B. Cignetti. - Allyn & Bacon, Inc., 2006. - P.116.

3. Egorova, G.I. Professional Training Intellectualization of Higher Technical School Students: Diss. ... Doctor of Ped. [Text] / G.I. Egorova. - Spb., 2009. - 402 p.

4. Kathleen, K. M., David, A. W. Building E-Portfolio Using Power Point: A Guide for Educators [Text] / K. M. Kathleen, A.W. David // 2nd SAGE Publications.- 2008. - Р. 240.

4. Pinskaya, M.A. Portfolio As an Evaluation Tool of the Pupils’ Educational Achievements Under the Conditions of Profile Training: Diss. ... Cand. of Ped. [Text] / M.A. Pinskaya. - M., 2007. - 194 p.

5. The Professional Development Portfolio: An Alternative Mode of Assessment in Teacher Education in Malta. Grace Grima and Deborah Chetcuti (Faculty of Education, University of Malta) [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.spbea.org.fi/aceab/Grima1.pdf (Reference Date 19.12.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.