Научная статья на тему 'Е-портфолио как инструмент оценивания учебных достижений бакалавров педагогики'

Е-портфолио как инструмент оценивания учебных достижений бакалавров педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1462
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е-ПОРТФОЛИО / E-PORTFOLIO / ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / КОНСТРУКТИВИСТСКОЕ ПОРТФОЛИО / CONSTRUCTIVIST PORTFOLIO / ПОЗИТИВИСТСКОЕ ПОРТФОЛИО / ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА / ASSESSMENT AND SELF-ASSESSMENT OF STUDENT'S PORTFOLIO / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / FUTURE TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / РЕФЛЕКСИЯ / INTROSPECTION / POSITICIST PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Ольга Владимировна

В статье рассматривается проблема использования е-портфолио для оценки учебных достижений студента. Автор кратко резюмирует исследования современных отечественных педагогов по исследуемой теме. Даны практические рекомендации по содержанию е-портфолио дисциплины (из образовательного курса студентов -будущих педагогов) и его оценке, проводимой как преподавателем, так и самим студентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-PORTFOLIO AS A TOOL OF LEARNING ACHIEVEMENT ASSESSMENT OF BACHELORS OF EDUCATION

The article deals with the use of e-portfolios for assessment of students’ educational achievements. The author summarizes briefly the studies of modern domestic teachers concerning the subject. The article provides practical guidance on the content of the e-portfolio discipline (in the educational course of Bachelors of Edecation) and its assessment carried out by both a teacher and a student.

Текст научной работы на тему «Е-портфолио как инструмент оценивания учебных достижений бакалавров педагогики»

УДК 378.1

Алексеева Ольга Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета

Е-ПОРТФОЛИО

КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация:

В статье рассматривается проблема использования е-портфолио для оценки учебных достижений студента. Автор кратко резюмирует исследования современных отечественных педагогов по исследуемой теме. Даны практические рекомендации по содержанию е-портфолио дисциплины (из образовательного курса студентов -будущих педагогов) и его оценке, проводимой как преподавателем, так и самим студентом.

Ключевые слова:

е-портфолио, портфолио, конструктивистское портфолио, позитивистское портфолио, оценка и самооценка портфолио студента, будущий педагог, профессиональные компетенции, рефлексия.

Alekseeva Olga Vladimirovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Theory and Methodology of Preschool and Primary Education Department, Surgut State Pedagogical University

E-PORTFOLIO AS A TOOL OF LEARNING ACHIEVEMENT ASSESSMENT OF BACHELORS OF EDUCATION

Summary:

The article deals with the use of e-portfolios for assessment of students' educational achievements. The author summarizes briefly the studies of modern domestic teachers concerning the subject. The article provides practical guidance on the content of the e-portfolio discipline (in the educational course of Bachelors of Edecation) and its assessment carried out by both a teacher and a student.

Keywords:

e-portfolio, portfolio, constructivist portfolio, positicist portfolio, assessment and self-assessment of student's portfolio, future teacher, professional competence, introspection.

Использование критериального оценивания в высшем образовании обусловило дополнение традиционной системы оценивания результатов обучения инструментами, позволяющими проследить формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов. В качестве одного из таких инструментов может выступить портфолио.

В педагогике термин «портфолио» определен неоднозначно, одни исследователи относят его к технологиям, другие - к методам оценивания достижений обучающихся.

В 2003 г. Хелен Баррет на конференции национального образовательного инициативного сообщества (NLII, 2003) ввела понятие «е-портфолио», которое сегодня наиболее часто упоминается в научных педагогических работах [1].

Традиционное использование портфолио как накопительной системы не оправдывает себя при изучении студентом конкретной дисциплины. При таком подходе затруднительно сформировать у бакалавров педагогики умение решать профессиональные задачи, связанные с отбором материала и соответствующих методик и оценкой своей деятельности.

Э.Д. Алисултанова выделяет две разновидности портфолио: позитивистское (портфолио как тест оценки обучения) и конструктивистское (портфолио как история для обучения), являющегося средой обучения, в которой обучающийся проектирует свои результаты и цели [2, с. 11].

Портфолио - это некая подборка документов разной природы, предназначенная для создания впечатления (представления):

1) об уровне сформированности компетенций у бакалавра,

2) о творческом потенциале будущего педагога,

3) об умении проводить профессиональную рефлексию.

Для создания е-портфолио можно использовать разные программы, например Microsoft PowerPoint, PebblePad, Portfolio Manager 1.8.0.30667, блоги и вики-платформы.

Анализ перечисленных выше средств позволил выделить некоторые требования к составлению е-портфолио. Прежде всего у студентов должны быть сформированы навыки работы со специфичным программным обеспечением. Это относится к программам, которые предназначены для управления контентом (инструментальные среды Google Sites, uCoz, Wix, Weebly, Jimdo, 4portfolio, Mahara, WordPress, Joomla, Drupal), гипертекстовыми технологиями (MS Word, MS PowerPoint, MS Publisher) и мультимедиа HTML-средствами (Adobe Macromedia Dreamweaver, Microsoft Office SharePoint, Aptana Studio) [3].

Выбор средств ИКТ для создания е-портфолио зависит от возможности самого вуза, а также от уровня владения навыками создания веб-контента портфолио преподавателя и обучающихся [4, с. 46].

Технология создания е-портфолио требует от студента специфических умений, которые необходимо формировать специально. В первую очередь это умение работать с информацией. Создание документов разной природы требует наличия у бакалавров навыков работы со средствами ИКТ, построенными на платформах Web 2.0 и Web 3.0. Эти умения студенты получают в рамках отдельной дисциплины либо самостоятельно, для чего следует создавать соответствующие условия (обучение через конфликт), в которых обучающиеся будут вынуждены осваивать и использовать различные виды средств ИКТ для выполнения каких-либо работ по учебной дисциплине.

Умение работать с информацией предполагает, что будущие учителя могут оформить документы (например конспекты уроков) в соответствии с требованиями к данному виду документов, умеют проводить анализ содержания документов и составлять аналитические справки по его результатам, формулировать рекомендации. Кроме того, бакалавры педагогики должны уметь отбирать нужный в конкретной ситуации материал и уметь представить его так, чтобы самому в нем «не утонуть» (особенно это касается различных ссылок на электронные ресурсы).

Э.З. Галимуллина и Л.Ю. Жестков [5], А.А. Шехонин [6], а также О.Г. Смолянинова [7] в своих работах выделили примерную структуру и содержание е-портфолио достижений студентов.

При изучении конкретных дисциплин, когда для преподавателя особенно важно получение документации полного процесса обучения студентов, более целесообразно использовать портфолио процесса, которое включает все аспекты или стадии обучения при сборе документов. Портфолио показывает, как у обучающихся происходит объединение определенных знаний и навыков, развитие этих навыков, позволяющих овладеть компетенциями, которые формирует изучаемая дисциплина [8, с. 14].

Таким образом, можно сделать вывод, что в е-портфолио должны быть отражены два важных элемента: образовательные результаты и информация об индивидуальной образовательной траектории студента. Портфолио дисциплины количественно и качественно оценивает уровень обученности студента. При таком подходе происходит смещение акцентов с того, что студент не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет.

Опишем примерную структуру и содержание е-портфолио дисциплины.

Дисциплина: Инновационные программы и технологии в системе начального общего образования.

Раздел 1. «Введение». В данном разделе бакалавр представляет краткую биографическую информацию о себе.

Раздел 2. «Мои достижения» содержит папки, соотнесенные с изучаемыми темами. В них представлены работы, выполненные студентом.

Раздел 3. «Рефлексия». В разделе должны быть представлены анализ и оценка студентом целей, хода и результатов своей учебной деятельности при изучении различных тем; особенностей работы с разными источниками информации. Включает в себя таблицу «Знаю - хочу - узнал», рефлексивный дневник. Записи в рефлексивный дневник вносятся после изучения каждой темы.

По окончании изучения дисциплины будущие педагоги отвечают на вопросы, направленные на осмысление их деятельности в ходе формирования е-портфолио:

- Каким материалом из портфолио Вы гордитесь? Почему? Что делает его лучшим? Как Вы создали этот материал?

- Какой материал (папку) Вы бы хотели удалить из портфолио? Почему?

- С какими трудностями Вы столкнулись во время составления портфолио дисциплины? Как Вы их решали?

- Какой этап работы над портфолио был для Вас самым трудным?

- Что отличает Ваши лучшие материалы?

- Что было для Вас особенно важным в процессе создания портфолио дисциплины?

- Какую часть портфолио Вам хотелось бы улучшить? Почему?

- На что прежде всего, по вашему мнению, обратит внимание преподаватель при оценивании Вашего портфолио? Почему?

- Считаете ли Вы, что портфолио действительно отражает Ваш фактический уровень учебных достижений по курсу? Почему?

- Чем Ваша работа в начале наполнения портфолио отличалась от работы по окончании изучения данного курса?

- Что Вы не понимаете в данном курсе?

- В чем Вы стали более уверены?

Рефлексия через е-портфолио помогает будущему учителю начальных классов определить направления для своего саморазвития в дальнейшем.

Если рассматривать е-портфолио как средство итогового контроля по дисциплине, то для этого преподавателю необходимо по-новому проектировать учебные задания и систему их оценивания. Для промежуточного оценивания по каждой теме содержания е-портфолио используется оценочный лист, как для внешнего оценивания (преподавателем или студентом), так и для самооценки (студентом).

Возникает естественный вопрос о том, где размещать такое е-портфолио. Можно указать несколько вариантов: портал вуза, облако, внешние носители и блог. В СурГПУ при подготовке будущих учителей начальных классов используются разные подходы к решению данной проблемы.

Начиная с первого курса с дисциплины «Введение в профессию» каждый студент ведет портфолио «Путешествие по профессии "учитель начальных классов"», со второго курса - блог, посвященный педагогической технологии и описанию особенностей ее реализации в начальном общем образовании, а также рефлексивный дневник в рамках изучения дисциплины «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования». На третьем курсе представляются результаты прохождения педагогической практики в форме портфолио. В рамках дисциплин предметной подготовки создаются портфолио изучения дисциплины. На четвертом курсе создается групповое портфолио дисциплины с представлением его в облачном сервисе.

Формирование е-портфолио дисциплины должно помочь будущему педагогу не только осознать свои сильные и слабые стороны, но также выбрать приоритетные направления индивидуальной образовательной траектории.

Ссылки:

1. Barrett Н. The ePortfolio: a Revolutionary Tool for Education and Training? [Электронный ресурс]. URL: http://elec-tronicportfolios.org/portfolios/eifel.pdf (дата обращения: 17.01.2016).

2. Aлисултанова Э.Д. Электронное портфолио как инновационная технология инженерного образования // Вестник ЧГПУ. 2011. № 4. С. 7-1 б.

3. Галимуллина Э.З., Жестков Л.Ю. Технология е-портфолио в усилении практической направленности процесса обучения бакалавров педагогического образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. URL: www.science-education.ru/122-1933B (дата обращения: 22.11 201б).

Я. Кравец Н.С. Использование решений cloud computing для создания электронного портфолио студента // ВосточноЕвропейский журнал передовых технологий. 2013. Т. 4, № 3 (64). С. Яб-ЯВ. б. Галимуллина Э.З., Жестков Л.Ю. Указ. соч.

6. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента / A.A. Шехонин, ВА Тарлы-ков, И.В. Клещева, A.I1I. Багаутдинова. СПб., 2014. 80 с.

7. Смолянинова О.Г. Электронный портфолио в системе оценки образовательных достижений // Педагогика развития: образовательные результаты, их измерение и оценка : материалы 15-й науч.-практ. конф. (Красноярск, апрель 200В г.) / отв. за вып. Б.И. Хасан. Красноярск, 2009. С. М9-161.

В. Оценка образовательных результатов ... С. 14.

References:

1. Barrett, N 201б, The ePortfolio: a Revolutionary Tool for Education and Training?, retrieved 17 January 2016, <http://elec-tronicportfolios.org/portfolios/eifel.pdf>.

2. Alisultanova, ED 2011, 'Electronic Portfolio as an innovative technology engineering education', Bulletin CSPU, no. Я, p. 7-1б.

3. Galimullin, EZ & Zhestkov, LY 201б, 'Technology e-portfolio to enhance the practical orientation of teaching undergraduate teacher education', Modern problems of science and education, no. 2-1, retrieved 22 November 201 б, <www.science-edu-cation.ru/122-19338>.

Я. Kravets, NS 2013, 'Making use of cloud computing to create an electronic portfolio of student', Eastern European Journal of

advanced technologies, vol. Я, no. 3 (6Я), p. Яб-ЯВ. б. Galimullin, EZ & Zhestkov, LY 201б, 'Technology e-portfolio to enhance the practical orientation of teaching undergraduate teacher education', Modern problems of science and education, no. 2-1, retrieved 22 November 201 б, <www.science-edu-cation.ru/122-19338>.

6. Shekhonin, AA, Tarlykov, VA, Kleshcheva, IV & Bagautdinova, AS 201Я, Evaluation of educational results in the formation of a student portfolio, St. Petersburg, В0 p.

7. Smolyaninova, OG 2009, 'E-portfolio in the evaluation of educational achievements', Education Development: educational outcomes, their measurement and evaluation: proceedings of the 15th scientific and practical. Conf. (Krasnoyarsk, April 2008), Krasnoyarsk, p 1Я9-161.

В. Shekhonin, AA, Tarlykov, VA, Kleshcheva, IV & Bagautdinova, AS 201Я, Evaluation of educational results in the formation of a student portfolio, St. Petersburg, p. 1Я.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.