Научная статья на тему 'Электрификация участка ДВЖД Волочаевка II - Комсомольск-на-Амуре - Ванино (Токи)'

Электрификация участка ДВЖД Волочаевка II - Комсомольск-на-Амуре - Ванино (Токи) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1405
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Байкало-Амурская магистраль / Ванинско-Совгаванский транспортно-промышленный узел / электрификация / система тягового электроснабжения / тяговая подстанция / The Baikal-Amur Mainline / Vaninsko-Sovgavansky freight industrial center / electrification / traction power supply system / traction substations

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ю. А. Громашова

Дальневосточный федеральный округ России находится на пороге экономического развития. Высокий потенциал региона обусловлен географическим положением, а также богатыми залежами полезных ископаемых. Реализация потенциала требует развитого транспортного комплекса региона. Наиболее перспективной транспортной артерией является Байкало-Амурская магистраль, осуществляющая выход на рынок стран Азиатско-тихоокеанского региона через порты Ванино и Советская Гавань. Строительство БАМ происходило в послевоенные годы по облегченным проектным нормам, участки имеет тяжелый профиль уклоном до 27%о. Текущее техническое состояние рассмотренного участка позволяет провозить 20 млн. тонн в год из 100 заявленных. Холдингом «Российские железные дороги» разработаны мероприятия по увеличению пропускной и провозной способности: удлинение приемо-отправочных путей, строительство разъездов, строительство вторых путей и т.д. В работе рассмотрена электрификация участка БАМ, как способ повысить провозную способность и фактор энергетического развития региона. Произведен анализ участка общей протяженностью 821 км. На основе технико-экономических расчетов выбрана системы тягового электроснабжения переменного тока 2х25кВ. При выборе расположения тяговых подстанций учтена специфика линии внешнего электроснабжения, данные продольного профиля пути и близость населенных пунктов. В результате расчетов наличная пропускная способность на лимитирующем перегоне возросла с 20 пар поездов до 55 пар поездов в сутки и позволяет обеспечить объемы перевозок до 126,5 миллионов тонн в год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRIFICATION OF THE FAR EASTERN RAILWAY VOLOCHAEVKA II - KOMSOMOLSK-ON-AMUR-VANINO (TOKI)

The Far Eastern Federal District of Russia on the verge of economic development. The high potential of the region is due to the geographical location and rich mineral deposits. Realizing the potential demands of the transport sector in the region. The most promising is the artery of the Baikal-Amur railway undertaking to enter the market of the Asia-Pacific region through the ports of Vanino and Sovetskaya Gavan.BAM Construction took place in the postwar years to facilitate design rules, land has a heavy profile slope to 27 %. Current technical condition of the sites studied can carry 20 million tonnes a year from 100 applications. Holding company "Russian Railways" measures have been developed to increase the capacity and carrying capacity: lengthening receiving-departure tracks, construction of sidings, construction of the second track, etc. The paper considers the electrification of BAM as a way to increase the carrying capacity factor and energy development in the region. The analysis section of a total length of 821 km. On the basis of technical and economic evaluation of selected AC traction power supply 2 х 25kV. When choosing the location of traction substations accounted specific line of an external power supply, the data path and the longitudinal profile of the proximity of settlements. As a result of calculating the actual bandwidth at bottlenecks stretch increased from 20 pairs of trains and 55 pairs of trains per day and allows for traffic volume to 126.5 million tonnes.

Текст научной работы на тему «Электрификация участка ДВЖД Волочаевка II - Комсомольск-на-Амуре - Ванино (Токи)»

УДК 621.331.3

Ю. А. ГРОМАШОВА (ДВГУПС, ХАБАРОВСК, РФ)

ФГБОУ ВПО Дальневосточный государственный университет путей сообщения, ул. Серышева, 47, Хабаровск, РФ, 680021, тел.: (4212) 407-559, эл. почта: ens@festu.khv.ru

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ УЧАСТКА ДВЖД ВОЛОЧАЕВКА II -КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ - ВАИИИО (ТОКИ)

Введение

В последние годы появилось большое количество проектов по освоению месторождений полезных ископаемых в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и по строительству новых перегрузочных мощностей в портах Ванино и Советская Гавань.

Возрастающий грузопоток побуждает компанию Российские железные дороги уделять пристальное внимание снятию инфраструктурных ограничений на подходах к портам Дальнего Востока. С момента образования холдинга объемы переработки грузов только через Вани-но-Советскогаванский промышленно-транс-портный узел (ВСПТУ) выросли в 3,7 раза. Экспертами прогнозируется и дальнейший рост. Карта расположения месторождений при-родно-сырьевых ресурсов в районе БАМ представлена на рис. 1_

Рис. 1. Месторождения природно-сырьевых ресурсов в районе Байкало-Амурской магистрали

Увеличение объемов грузовых перевозок на рассматриваемом полигоне в перспективе главным образом будет зависеть от следующих факторов [1,2]:

- интенсивности развития горнодобывающей отрасли в зоне БАМ и наращивания портовых мощностей в ВСПТУ;

- реализации проектов строительства новых предприятий (крупнейшим из которых является Тайшетский алюминиевый завод);

- планируемого роста мощностей существующих заводов (ОАО «Комсомольский ме-

© Громашова Ю. А., 2012

таллургический завод», ООО «РН-Комсомольский НПЗ» и ряда других).

По данным ОАО «РЖД» к 2020 году объем перевозок в направлении Ванино-Советско-гаванского промышленно-транспортного узла составит около 92,8 млн.т/год.

Краткая характеристика участка

Протяженность участка Волочаевка II -Комсомольск-на-Амуре - Ванино составляет 821км. Линия однопутная, оборудована автоблокировкой и диспетчерской централизацией. Парк Токи и парк Ванино дополнительно соединены вторым соединительным путем, протяженностью 5,5 км.

Направление Комсомольск - Высокогорная - Токи характеризуется максимальными уклонами до 27 %о как в четном, так и в нечетном направлении.

Наличие участков подталкивания грузовых поездов из-за сложного профиля пути и наличие перегонов протяженностью от 27 км до 35,4 км значительно влияют на пропускную и провозную способность однопутной линии. В настоящее время пропускная способность направления составляет 20 пар поездов в сутки. Ограничивающим является перегон Токи -Ландыши, протяженностью 20,2 км. Дефицит пропускной способности рассматриваемого направления Комсомольск-на-Амуре - Ванино составляет 2 пары поездов в сутки.

Диаграмма наличной пропускной способности направления Токи - Комсомольск-Сорт. по состоянию на 01.01.10 г. приведена на рис. 2.

На участке осуществляется тепловозная тяга тепловозами марки 2ТЭ10М и 3ТЭ10М. В апреле 2011 года была произведена пробная поездка тяжеловесного состава массой 6000 тон. Опытная поездка показала, что железнодорожное полотно на полигоне Дальневосточной магистрали: Комсомольск-на-Амуре - Токи (Ванино) готово осуществлять тяжеловесное движение.

31 эо 29 31 22 22 Щ 23 22

г I

ilSsflli

ЧЫвпгЯЙЙ

1 "" Э £

С * 5 = =

I k к s § i

й * 6 $ £ »

Its

ti u с

^ I - S

E CL Л

в s к ■ ^

I . & S

К £

Предлагаемое размещение ТП электрифицируемого участка Волочаевка II - Комсомольск-на-Амуре - Ваииио представлено на рис. 3.

Комсомольск-на-Амуре

Рис. 2. Диаграмма наличной пропускной способности направления Токи - Комсомольск-Сорт. по состоянию на 01.01.10 г.

Для обеспечения перевозок прогнозируемых объемов грузов и, как следствие, повышение грузооборота на рассматриваемом полигоне ОАО «РЖД» разработаны мероприятия по увеличению пропускной способности Байкало-Амурской магистрали [1], к которым относятся:

- строительство 9 разъездов на направлении Комсомольск-на-Амуре - Ванино;

- удлинение приемо-отправочных путей на 26 раздельных пунктах на направлении Комсомольск-на-Амуре - Ванино;

- строительство сплошных вторых путей на направлении Комсомольск-на-Амуре - Ванино;

- удлинение приемо-отправочных путей на 20 станциях на участке Комсомольск - Волочаевка.

Электрификация также является одним из действенных способов повышения провозной и пропускной способности перевозок железнодорожного участка. В ДВГУПС был произведен расчет стоимости электрификации участка Волочаевка II - Комсомольск-на-Амуре - Ванино на переменном токе по системе тягового электроснабжения (СТЭ) 2x25 кВ [3,4]. Выбор СТЭ обусловлен большими токами электровозов, вызванными сложным профилем пути и большой массой составов.

При расчете особое внимание уделялось выбору месторасположения тяговых подстанций (ТП), как важному фактору, определяющему параметры устройств электроснабжения. При выборе места расположения и расстояния между ТП учитывались следующие факторы [4,5]:

- удельное потребление электроэнергии на участке;

- расположение вблизи железной дроги существующих подстанций;

- приближение питающей линии электропередачи к железной дороге.

Рис. 3. Месторасположение тяговых подстанций при электрификации участка по системе тягового электроснабжения 2*25

По результатам расчета для обеспечения объемов запланированных перевозок необходимо строительство 12 тяговых подстанций (4 опорных, 5 транзитных, 3 транзитных на отпайках) мощностью по 40 МВА; 1232 км контактной сети марки М-120+МФ-100, 10 нейтральных вставок, 26 автотрансформаторных пунктов, 821 км питающих линий, 30 км заходов ЛЭП 220 кВ.

На основании данных предоставленных ОАО «Дальгипротранс» произведен расчет по укрупненным показателям стоимости электрификацию данным 2011 г. Капитальные затраты на электрификацию участка Волочаевка II -Комсомольск-на-Амуре - Ванино составит 90470 млрд. руб.

Круговая диаграмма укрупненных капитальных затрат на электрификацию участка, представленная на рис. 4.

АТП____________ПЛ ЛЭП220КВ

1% __2% 10%

Рис. 4. Круговая диаграмма укрупненных капитальных затрат на электрификацию участка: АТП - автотрансформаторные пункты, ПЛ - питающие линии, ЛЭП 220кВ - заходы линии электропередачи

© ГромашоваЮ. А., 2012

pply

Выводы

Электрификация участка позволит повысить наличную пропускную способность до 55 пар поездов в сутки и обеспечить на объемы перевозок 126,5 млн.т/год.

Помимо увеличения пропускной способности электрификация, также несет с собой следующие блага:

- уменьшение использования горючесмазочных материалов;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Актуализация «Стратегической программы развития байкало-амурской магистрали на перспективу до 2020 года» ГИПРОТРАНСТЭИ ОАО «РЖД», 2010 - 208с.

2. Основные направления формирования и перспективы развития Ванино - Совгаванского транс-портно-промышленного узла на период с 2007 до 2020 года. Отчет по НИР/ Правительство Хабаровского - Хабаровск, 2006 - 143с.

3. Система тягового электроснабжения 2*25кВ / Б.М. Бородулин, М.И. Весклер и др. - М.: Транспорт, 1989 - 247с.

4. Марквардт, К.Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог [Текст]: Учеб. для вузов / К.Г. Марквардт. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Транспорт, 1982 . - 528 с.

5. Проектирование систем энергоснабжения электрических железных дорог [Текст] / Б.А. Бесков и др. - М.: Трансжелдориздат, 1963 - 407с.

Поступила в печать 01.12.2012.

- обеспечение электроэнергией населенных пунктов, расположенных в полигоне БАМ;

- реализация внедрения скоростного пассажирского движения;

- улучшение экологической обстановки в регионе;

Таким образом, помимо развития технического комплекса, электрификация участка способствует улучшению социально-экономического климата Дальневосточного региона в целом.

REFERENCES

1. Aktualizacija «Strategicheskoj programmy razvitija bajkalo-amurskoj magistrali na perspektivu do 2020 goda» [Actualization of the "Strategic program of development of the bajkalo-amurskoj highway on a prospect to 2020" ]. GIPROTRANSTJel OAO «RZhD», 2010, p. 208.

2. Osnovnye napravlenija formirovanija i perspek-tivy razvitija Vanino - Sovgavanskogo transportno-promyshlennogo uzla na period s 2007 do 2020 go-da[Basic directions of forming and prospect of development of Vanino - Sovgavanskogo's transport-industrial knot on a period from 2007 to 2020.], Haba-rovsk, 2006, p. 143.

3. Borodulin B.M., Veskler M.I. Sistema tjagovogo jel-ektrosnabzhenija 2*25kV [System of hauling power supply of 2x25 kV]. Moscow, Transport Publ., 1989, p. 247.

4. Markvardt, K.G. Elektrosnabzhenie elektrificiro-vannyh zheleznyh dorog [A power supply of the electrified railways].Moscow, Transport Publ., 1982, p. 528.

5. Beskov B.A. Proektirovanie sistem energosnab-zhenija elektricheskih zheleznyh dorog [Planning of systems of energy supply of electric railways.]. Moscow, Transzheldorizdat Publ., 1963, p. 407.

Статью рекомендовано к печати д.т.н., профессором М. П. Бадером

Дальневосточный федеральный округ России находится на пороге экономического развития. Высокий потенциал региона обусловлен географическим положением, а также богатыми залежами полезных ископаемых. Реализация потенциала требует развитого транспортного комплекса региона. Наиболее перспективной транспортной артерией является Байкало-Амурская магистраль, осуществляющая выход на рынок стран Азиатско-тихоокеанского региона через порты Ванино и Советская Гавань.

Строительство БАМ происходило в послевоенные годы по облегченным проектным нормам, участки имеет тяжелый профиль уклоном до 27%о. Текущее техническое состояние рассмотренного участка позволяет провозить 20 млн. тонн в год из 100 заявленных.

Холдингом «Российские железные дороги» разработаны мероприятия по увеличению пропускной и провозной способности: удлинение приемо-отправочных путей, строительство разъездов, строительство вторых путей и т.д.

В работе рассмотрена электрификация участка БАМ, как способ повысить провозную способность и фактор энергетического развития региона. Произведен анализ участка общей протяженностью 821 км. На основе технико-экономических расчетов выбрана системы тягового электроснабжения переменного тока 2х25кВ. При выборе расположения тяговых подстанций учтена специфика линии внешнего электроснабжения, данные продольного профиля пути и близость населенных пунктов. В результате расчетов наличная пропускная способность на лимитирующем перегоне возросла с 20 пар поездов до 55 пар поездов в сутки и позволяет обеспечить объемы перевозок до 126,5 миллионов тонн в год.

Ключевые слова: Байкало-Амурская магистраль; Ванинско-Совгаванский транспортно-промышленный узел, электрификация, система тягового электроснабжения, тяговая подстанция.

© Громашова Ю. А., 2012

pply

УДК 621.331.3

Ю. А. ГРОМАШОВА (ДВГУПС, ХАБАРОВСЬК, РФ)

ФГБОУ ВПО Далекосхщний державний ушверситет шляхт сполучення, вул. Серишева, 47, Хабаровск, РФ, 680021, тел.: (4212) 407-559, ел. пошта: ens@festu.khv.ru

ЕЛЕКТРИФ1КАЦ1Я Д1ЛЯНКИ ДВЖД ВОЛОЧА1ВКА II -КОМСОМОЛЬСЬК-НА-АМУР1-ВАН1НО (TOKI)

Далекосхщний федеральний округ Pocii знаходиться на nopo3i економнного розвитку. Високий потен-шал periOHy обумовлений географнним положениям, а також багатими покладами корисних копалин. Реа-л1зацт потенц1алу вимагае розвиненого транспортного комплексу репону. Найбшьш перспективною тран-спортною артерию е Байкало-Амурська мапстраль, що здшснюе вихщ на ринок краш Аз1атсько-тихоокеанського periOHy через порти Ваншо i Радянська Гавань.

Будшництво БАМ вщбувалося в тслявоенш роки за полегшеними проектними нормами, дтянки мають важкий профть ухилом до 27 %о. Поточний техшчний стан розглянутоТ дтянки дозволяе провозити 20 млн. тонн на piK 3i 100 заявлених.

Холдингом «Росшсью зал1зницЬ> розроблеш заходи щодо збшьшення пропускноТ i пров1зноТ спроможно-CTi: подовження приймально-вщправних колш, будшництво роз'Тздш, будшництво других колш i т.д.

В po6oTi розглянута електрифкацт дтянки БАМ, як cnoci6 пщвищення пров1зноТ спроможносп i фактору енергетичного розвитку репону. Зроблено анал1з дтянки загальною протяжшстю 821 км. На основ! те-хн1ко-економ1чних розрахунюв обрана система тягового електропостачання змшного струму 2 х 25кВ. При вибор1 розташування тягових пщстанцш врахована специфка л¡нiV зовшшнього електропостачання, даних1 поздовжнього профтю коли i близьюсть населених пунктт. В результат! розрахунк1в наявна пропускна здатн1сть на л1м1туючому neperoHi зросла з 20 пар поТздт до 55 пар поТзд1в на добу i дозволяе забезпечити обсяги перевезень до 126,5 м1льйон1в тонн у piK.

Ключов1 слова: Байкало-Амурська мапстраль; Ван1нський-Совгаванский транспортно-промисловий ву-зол, електриф1кац1я, система тягового електропостачання, тягова п1дстанц1я..

Статтю рекомендовано до друку д.т.н, професором М. П. Бадьором

UDC 621.331.3

U. A. GROMASHOVA (DVGUPS, HABAROVSK, RUSSIA FEDERATION)

Far Eastern State University of Railways, 47 Serisheva Street, Habarovsk, Russia Federation, 680021, tel.: (4212) 407-559, e-mail: : ens@festu.khv.ru

ELECTRIFICATION OF THE FAR EASTERN RAILWAY VOLOCHAEVKA II - KOMSOMOLSK-ON-AMUR-VANINO (TOKI)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Far Eastern Federal District of Russia on the verge of economic development. The high potential of the region is due to the geographical location and rich mineral deposits. Realizing the potential demands of the transport sector in the region. The most promising is the artery of the Baikal-Amur railway undertaking to enter the market of the Asia-Pacific region through the ports of Vanino and Sovetskaya Gavan.BAM Construction took place in the postwar years to facilitate design rules, land has a heavy profile slope to 27 %o. Current technical condition of the sites studied can carry 20 million tonnes a year from 100 applications.

Holding company "Russian Railways" measures have been developed to increase the capacity and carrying capacity: lengthening receiving-departure tracks, construction of sidings, construction of the second track, etc.

The paper considers the electrification of BAM as a way to increase the carrying capacity factor and energy development in the region. The analysis section of a total length of 821 km. On the basis of technical and economic evaluation of selected AC traction power supply 2 х 25kV. When choosing the location of traction substations accounted specific line of an external power supply, the data path and the longitudinal profile of the proximity of settlements. As a result of calculating the actual bandwidth at bottlenecks stretch increased from 20 pairs of trains and 55 pairs of trains per day and allows for traffic volume to 126.5 million tonnes.

Keywords: The Baikal-Amur Mainline, Vaninsko-Sovgavansky freight industrial center, electrification, traction power supply system, traction substations.

Prof. M. P. Bader, D. Sc. (Tech.) recommended this article to be published.

© ГромашоваЮ. A., 2012 ISSN2307-4221 Електрифтащя транспорту, № 4. - 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.