Научная статья на тему 'Экспертиза качества освоения компетенций студентами по модулям образовательных программ'

Экспертиза качества освоения компетенций студентами по модулям образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
компетентностный подход / качество обучения / компетенции / системы оценивания / оценочные средства / апробация / профессиональный модуль.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Надежда Федоровна

В условиях перехода системы отечественного образования на компетентностное обучение большое значение приобретает независимое оценивание результатов освоения модулей основных профессиональных образовательных программ. Лучшие мировые образовательные практики, как известно, опираются на надежные оценочные системы, развитию которых уделяется очень большое внимание. В отечественном образовании этот процесс идет очень медленно и сложно. Приведен анализ реализации проекта ЮФУ по разработке и апробации учебных модулей. В рамках экспертизы показаны наиболее общие проблемы фондов оценочных средств вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспертиза качества освоения компетенций студентами по модулям образовательных программ»

_______НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X_____

5. Ширко, К. Н. Параметры работы современной публичной библиотеки основные проблемы и возможные пути их преодоления / К. Н.Ширко // Справочник руководителя учреждения культуры. 2009. - № 5. - С. 6672

© Е. С. Гридякина, Л. В. Илларионова, 2015

Ефремова Надежда Федоровна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Педагогические измерения»

Донского государственного технического университета, г. Ростов-на-Дону, Е-mail: nefremova61@dstu.edu.ru

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТАМИ ПО МОДУЛЯМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация

В условиях перехода системы отечественного образования на компетентностное обучение большое значение приобретает независимое оценивание результатов освоения модулей основных профессиональных образовательных программ. Лучшие мировые образовательные практики, как известно, опираются на надежные оценочные системы, развитию которых уделяется очень большое внимание. В отечественном образовании этот процесс идет очень медленно и сложно. Приведен анализ реализации проекта ЮФУ по разработке и апробации учебных модулей. В рамках экспертизы показаны наиболее общие проблемы фондов оценочных средств вузов.

Ключевые слова

компетентностный подход, качество обучения, компетенции, системы оценивания, оценочные средства,

апробация, профессиональный модуль.

Ориентация профессиональных и образовательных стандартов на формирование у студентов компетенций как результатов освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) существенно изменяет построение всего образовательного процесса и характер учебно-методического обеспечения этого процесса в вузе. К принципиальным изменениям относятся деятельностный и модульный подход, вариативность и индивидуально ориентированный способ освоения студентами содержания образовательных программ. Модуль в образовании - это часть ОПОП, имеющая определенную логическую завершенность по отношению результатам образования в виде одной или нескольких компетенций к заданным Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и требованиям Профессионального стандарта педагога (ПСП). При компетентностном и модульном подходе важными становятся: компетенции как планируемый образовательный результат освоения модуля ОПОП;

образовательные технологии как способ их формирования; оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных образовательных результатов по модулю (в терминах дескрипторов компетенций).

В Южном федеральном университете разработаны и предложены учебные модули как структурные составляющие ОПОП в рамках реализации проекта «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления подготовки - гуманитарные науки, история), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия» (Государственный контракт № 05.043.11.0017 от 14 мая 2014 г.).

Экспертиза отчета показала, что в этом проекте модуль рассматривается не как фрагмент учебной программы, а как относительно завершенная дидактическая единица ОПОП. Специфика модулей

76

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X_______

обеспечивает условия самостоятельной работы студентов при освоении конкретных видов профессиональной деятельности будущего учителя истории (обучение, воспитание, развитие, сопровождение, социализация и др.) и выбора ими траектории обучения. Модуль имеет определенную структуру: паспорта и программы дисциплин, планируемые результаты освоения модуля, содержательное наполнение, условия реализации образовательного процесса, оценочные средства и процедуры оценивания для установления степени освоения модулей студентами. Освоенные студентами уровни компетенций являются качественным показателем эффективности образовательного процесса и обоснованности содержания модуля, в котором базовыми элементами являются учебные дисциплины, отвечающие за формирование и оценивание отдельных профилей или определенной группы компетенций, рассматриваемых как интегральный показатель освоения модуля.

Например, в профессиональный модуль (психолого-педагогический подмодуль) включены дисциплины: «Мир педагогической профессии», «Теоретическая педагогика и личностный подход в образовании»), «Практическая педагогика и основы инновационной педагогической деятельности», «Психология человека (с практикумом)», «Психология образования», «Психология развития обучающихся». В таком модуле отражено, что в результате его успешного освоения студент будет знать и понимать:

закономерности развития и функционирования психики, общие закономерности изменения познавательных процессов, основы формирования и развития мотивационной и эмоционально-волевой сферы;

наиболее важные проблемы современного школьного исторического образования; принципы организации образовательного процесса на уроках истории в школе, закономерности учебной и педагогической деятельности.

Студент получит возможность отработать навыки: применения стандартных методов изучения психических процессов детей, подростков, свойств и состояний обучающихся, а также организации уроков в соответствии с поставленными целями и использованием современных педагогических технологий;

управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процессы обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

разработки программ, направленных на формирование и коррекцию индивидуальнопсихологических особенностей субъектов образовательного процесса, и осуществления психологопедагогического сопровождения основных общеобразовательных программ совместно с психологом и другими специалистами;

самообразования, саморазвития и представления результатов своей педагогической деятельности.

Образовательный результат в отчете по профессиональному модулю представлен 12 компетенциями (из них 2 измененные и 2 новые компетенции), 15 трудовыми действиями (одно из них измененное, отвечающее требованиям ФГОС ВО, ПСП, ФГОС ОСО). В психолого-педагогическом подмодуле он заложен в четырех кластерах компетенций: профессионально-коммуникативном, профессионально-личностном, культурно-просветительском, проектно-технологическом.

Профессионально-коммуникативный, студент умеет: работать в команде (специалистов, родителей), толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); организовать сотрудничество обучающихся, поддержать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7); регулировать поведение и деятельность обучающихся (новая ПК); формировать их эмоционально-ценностную и мотивационную сферы (новая ПК).

Профессионально-личностный, студент способен к: рефлексии, самоорганизации, самообразованию и проектированию индивидуальной траектории профессионального развития (ОК-6 - дополненная компетенция); профессиональному саморазвитию и личностному росту (дополнение).

Культурно-просветительский, студент умеет: разработать и реализовать культурно-просветительские программы (ПК-14); анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции обучающихся (ОК-2).

Проектно-технологический, студент умеет: проектировать программы и индивидуальные

образовательные маршруты обучающихся (ПК-9); осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом

77

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X_______

социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2); использовать современные методы и технологии обучения, сопровождения, IT, диагностики (ПК-2 - дополненная компетенция); использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечивать качество учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ПК-4); руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

Заметим, что компетенция не может быть определена через сумму знаний и умений, она имеет динамический характер, формируется и проявляется только в деятельности обучающегося. Сама функция оценивания результатов обучения студентов приобретает новые смыслы: оценивание не сводится только к выявлению недостатков, но, прежде всего, рассматривается как критический анализ образовательного процесса, предполагающий поиск оснований для своевременной коррекции, более точного определения направлений совершенствования [1-3].

В силу этого освоение модуля основано на идее: студент должен учиться и познавать содержание образовательной программы самостоятельно. При этом содержательно-критериальная база динамических оценок обучающихся понимается, принимается и используется предельно однозначно всеми участниками образовательного процесса. Доверие к такой информации создает студентам условия для развития навыков самоанализа, самоконтроля, самооценки и рефлексии. Роль преподавателя заключается в конструировании образовательного процесса и создании условий, позволяющих мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать и оценивать результаты достижений студента. Он должен научить студентов самостоятельно добывать знания, объективно оценивать свои достижения, общаться в деловой атмосфере и нести ответственность за результаты своего труда.

К инновациям проекта можно отнести: усиление контрольно-оценочной деятельности и ее опору на аппарат теории педагогических измерений для получения информации о качестве обучения с высокой объективностью (надежностью) и обоснованностью (валидностью). Обновление оценочных технологий идет за счет разработки компетентностных заданий и расширения видов оценочных средств, повышения их прогностичности и соответствия задачам профессиональной подготовки.

Одним из важных результатов выполнения проекта является создание матрицы соответствия компетенций и трудовых действий (табл. 1), что позволило установить «линейку» ответственности, которая позволила оптимизировать деятельность преподавателей и усилить понимание студентами значимости педагогической деятельности, осознание важности освоения трудовых функций педагога (обучения, воспитания и развития).

Таблица 1.

Оценка соответствия компетенций, трудовых действий, методов обучения и методов оценивания

(для преподавателя, студентов и эксперта)

Баллы оценивания: 1 - не соответствует, 2 - частично соответствует, 3 -полностью соответствует.

Компетенции Трудовые действия Формы и методы обучения Методы оценивания Оценка препода- вателя/ эксперта

1 уровень компетенций:

1. способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК- 5) Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. Определение совместно с обучающимися, его родителями, другими участниками образовательного процесса зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающегося Лекция-дискуссия Анализ практических ситуаций Групповые творческие задания 3/

2. способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) Планирование и проведение учебных занятий, востребованное в трудовой функции Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, формирование гражданской позиции Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению Формирование мотивации к обучению. Рефлексивный дневник Портфолио 3/

78

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№1/2015

ISSN 2411-717Х

Продолжение таблицы 1

3. способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебновоспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ПК-4) Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся Формирование мотивации к обучению. Ролевая игра Творческие проекты Групповые творческие задания 3/

2 уровень компетенций:

организует сотрудничество обучающихся, поддерживает их активность и самостоятельность, развивает творческие и когнитивные способности с учетом социокультурных и личностных различий (ПК-7) Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни. Формирование мотивации к обучению. Дискуссия Анализ практических ситуаций Творческие задания 2/

способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов, обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования. Реализация современных, в том числе интерактивных форм и методов воспитательной работы, используя их на занятии, так и во внеурочной деятельности. Ролевая игра. Проектная деятельность по моделиро-ванию практичес-ких ситуаций Отчет по практикуму, Защита проекта 2/

способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. Определение на основе анализа учебной деятельности, обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития. Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов, обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся Анализ практических ситуаций Деловая игра Презентация деловой игры 2/

3 уровень компетенций:

способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, формирование гражданской позиции Проектирование и реализация воспитательных программ Анализ практических ситуаций Разработка проектов Ролевые (деловые) игры 2/

79

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№1/2015

ISSN 2411-717Х

Окончание таблицы 1

способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9) Возможность для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования. Творческие задание Защита творческого задания 2/

способность регулировать поведение и деятельность обучающихся, формировать эмоционально-ценностную и мотивационную сферы ребенка (новая профессиональная компетенция) Формирование мотивации к обучению Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира Анализ практических ситуаций Ролевая игра Деловая (ролевая) игра 2/

Повышение эффективности и гарантии качества обучения требует создания фондов оценочных средств (ФОС) в вузах. В отчете ФОС представлены в учебно-методических комплексах каждой учебной дисциплины, входящей в профессиональный модуль, дифференцированы по видам аттестации (текущие, рубежные, итоговые) и направлены на выявление обозначенных в модуле знаний, умений, навыков, компетенций и трудовых действий, соответствующих требованиям ФГОС ВО и Профессионального стандарта.

Компетенции профессионально-коммуникативного кластера (ОК-5, ПК-7) оценивались при участии студентов в проведении круглого стола на тему «История в педагогике и педагогика в истории» и тренинга на тему «Эффективное педагогическое общение».

Компетенции профессионально-личностного кластера (ОК-6) оценивались в разработке студентами проекта «Психологический портрет выдающейся исторической личности», написании «Профессионального портфолио», выступлениях на круглых столах на темы «Психологическое сопровождение возрастного развития: теория и практика», «Личностно-значимая тема в педагогике (психологии, истории)».

Компетенции культурно-просветительского кластера (ПК-14, ПК-4, ОК-2) оценивались с помощью презентации и защиты проекта «Экскурсия в музей», а также чтения публичной лекции для родителей «Профилактика агрессивного поведения ребенка».

Компетенции проектно-технологического кластера (ПК-9, ОПК-2, ПК-2) оценивались по результатам презентации и защиты проектов на темы: «Формирование позитивной мотивации к изучению истории», «Разработка плана урока: Собирание, объединение и централизация русских земель 14-16 век».

Предложенные в рамках проекта ФОС в своей структуре содержат: кодификаторы предметного

содержания ОПОП; базы оценочных средств; требования к контрольно-оценочным мероприятиям; шкалы, показатели и критерии оценивания сформированности компетенций; методические материалы, определяющие соответствие подготовки студентов требованиям ФГОС ВО и ПСП. Формы контроля достижений студентов по дисциплинам соответствуют целям, задачам, образовательным результатам программы образовательного профессионального модуля (психолого-педагогический), позволяют не только выявить уровень освоения содержания, но и определить степень овладения практическими навыками и умениями. Такие формы контрольных мероприятий, как «Портфолио» и «рефлексивный дневник» предоставили студентам возможность не только самоанализа и самооценки своих достижений, но демонстрацию их широкому кругу лиц.

Результаты текущей аттестации обучающихся по профессиональному модулю (психологопедагогическому подмодулю) в условиях сетевого взаимодействия показали, что от общего контингента студентов материал освоен на: «отлично» (4,5-5 баллов) - 46,7 %; «хорошо» (3,5-4,5 балла ) - 44,9 %; «удовлетворительно» (2,5-3,5 балла) - 8,4 %; не освоен (0-2 балла) - 0 %. По результатам промежуточной аттестации по профессиональному модулю средствами деловой игры от общего контингента материал освоен на «отлично» - 31,5 %; «хорошо» - 57,7%; «удовлетворительно» - 10,8%. Качественная успеваемость составила 89,2 %, а абсолютная - 100%.

Итоговая аттестация студентов по модулю осуществлялась в школе в виде деловой игры (элементы деятельности учителя в школе). Тема урока указывалась в экзаменационном билете; время подготовки - 1,5

80

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X______

часа (независимая экспертиза). Анализ результатов показал, что при освоении профессионального модуля (психолого-педагогического подмодуля) у студентов на высоком уровне сформированы следующие компетенции: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ПК-4); способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2). Кроме того, как отмечено в отчете, студенты принимали активное участие в оценке образовательных результатов. Заполнение рефлексивного дневника способствовало развитию профессиональной рефлексии, самоанализа, критического оценивания ситуаций.

В ходе апробации авторами проекта определены веса оценки по дисциплинам в рамках ОПОП профессионального модуля. Это позволило всем преподавателям в рамках сетевого взаимодействия вузов одинаково подойти к процедуре оценивания и обеспечить ее высокое качество (табл. 2).

Таблица 2.

Контрольные мероприятия и вес оценки по профессиональному модулю (психолого-педагогический

подмодуль)

№ Учебный курс Контрольные мероприятия (компоненты оценки) Вес оценки в рамках всей программы (%) Оцениваемые образовательные результаты

1. Мир педагогической профессии. Портфолио, решение педагогических задач, презентации, зачет 20% Знание категориального аппарата и понимание значимости педагогической профессии

2. Теоретическая педагогика и личностный подход в образовании Портфолио, решение педагогических задач, презентации, зачет 30% Знание, универсальные умения

3. Практическая педагогика и основы инновационной педагогической деятельности Курсовой проект по модулю Портфолио, решение педагогических задач, презентации, экзамен 50% Знание, практические и интеллектуальные навыки

4. Психология человека (с практикумом) Рефлексивный дневник, выполнение творческих заданий, отчет по практикуму экзамен 40% Знание, практические, интеллектуальные навыки и универсальные умения.

5. Психология развития обучающихся Презентации, творческие задания, эссе, зачет 30% Знание, практические и интеллектуальные навыки

6. Психология образования Контрольная работа, выполнение творческих заданий, решение педагогических задач, экзамен 30% Знание, практические, интеллектуальные навыки и универсальные умения.

В рамках сетевого взаимодействия вузов обозначена еще одна очень важная и вместе с тем сложная проблема: необходимость создания службы независимой экспертизы (профессиональной и общественной -работодатели) по оценке уровня сформированных компетенций и трудовых действий выпускников соответственно требованиям ФГОС ВО и ПСП. Модульное обучение усиливает роль экспертноаналитических методов за счет привлечения работодателей в качестве экспертов. Такая служба, по мнению разработчиков, будет обладать банком данных о сертифицированных экспертах; банком стандартизированных оценочных средств; методами организации деятельности независимых профессиональных экспертов и общественных экспертов по проведению экспертизы качества обучения (возможно, один раз в год); возможностями привлечения общественных экспертов-работодателей для

81

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X______

проведения экспертной деятельности; методами анализа, технологиями сравнения, сопоставления и систематизации базы данных по результатам экспертизы, размещения сравнительных результатов на сайте.

Следует также отметить ряд характерных для подавляющего большинства вузов трудностей на пути внедрения модульно-компетентностного подхода к обучению студентов. Специфика и основная сложность достижения педагогических целей по развитию компетенций студентов состоит в том, что компетенции формируются и проявляются только в деятельности обучающихся. Поэтому для освоения модуля ОПОП необходимо обеспечивать условия реальной или квазиреальной (учебной) деятельности обучающихся с точки зрения освоения ими профессионального опыта. Такую деятельность необходимо планировать, конструировать и организовывать, обеспечивать высокую мотивацию обучающихся при оценивании достижений.

Для учета контекстных факторов, влияющих на качество образования, резко возрастает необходимость проведения развернутого анкетирования студентов и преподавателей, привлечение современных математико-статистических методов анализа данных (факторного анализа, регрессионного анализа, линейных иерархических моделей).

В сознании многих преподавателей, несмотря на используемую терминологию о компетенциях в учебной документации, устойчиво сохраняется сложившиеся представления об оценочной деятельности только как о заключительном этапе обучения, имеется негативное отношение к введению инновационных оценочных средств, во многих случаях в образовательной практике нет соотнесения результатов оценочной деятельности с самооценкой обучающихся.

В системе профессионального педагогического образования остро стоит проблема нехватки специалистов, способных формировать и обеспечивать функционирование фондов оценочных средств с использованием возможностей современной теории и практики педагогических измерений, что сегодня является важным, так как именно вузы несут ответственность за обеспечение и гарантии качества профессионального образования. Эти формы деятельности не могут быть полезными и эффективными без квалиметрической грамотности специалистов в вопросах оценки качества обучения, тестологов, аналитиков, интерпретаторов данных образовательной статистики, организаторов оценочных процессов.

Имеется ряд системных проблем в оценивании результатов обучения: надпредметный (метапредметный) характер компетенций и отсутствие

обоснованных критериев достижения качества сформированности компетенций;

-отсутствие в ФГОС описания компетенций с учетом их сложной структуры: кластеров, профилей, уровней освоения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отсутствие центров по обучению преподавателей теории и практике современного оценивания результатов обучения, в том числе компетенций;

отсутствие требований к структуре и содержанию фондов оценочных средств вузов; неготовность федеральных структур при аккредитации учитывать оценки внутреннего оценочного процесса вуза за определенный промежуток времени (динамических оценок); отсутствие центров сертификации оценочной деятельности вузов; отсутствие федеральной базы оценочных средств по компетенциям и др.

Философии системного и преемственного анализа деятельности субъектов образовательного процесса по результатам объективного оценивания образовательных достижений обучающихся и использования надежной образовательной информации в управлении качеством обучения еще только предстоит стать базовой философией современных систем обучения и управления в сфере образования.

Список использованной литературы:

1. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании. Монография / Н.Ф. Ефремова. - Ростов-на-Дону, «Аркол», 2010. - 386 с.

2. Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: Методическое пособие / О.В. Акулова, А.Е. Бахмутский, Р.У. Богданова, О.Б. Даутова, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына // Под ред. С.А. Гончарова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 159 с.

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.