Научная статья на тему 'Дополнительное образование детей в контексте системно-деятельностного подхода'

Дополнительное образование детей в контексте системно-деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1375
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
дополнительное образование детей / системно-деятельностный подход / методология / цель / задачи / принципы / педагогическая технология

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина Зоя Алексеевна

В условиях дополнительного образования детей реализуются различные методологические подходы. Но понимание дополнительного образования детей как неотъемлемой составляющей общего образования личности актуализировало необходимость в определении его базовых дефиниций с позиций современной методологии ФГОС общего образования – системно-деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование детей в контексте системно-деятельностного подхода»

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X________

Но среди многих творческих профессий хороуправленческая деятельность все же является сложной и многогранной. И здесь стоит сказать о педагогах-музыкантах, которые руководили и руководят хоровыми коллективами. Это первая женщина-дирижер Г.М. Ахметова, которая совмещала педагогическую и концертно-исполнительскую деятельности с Государственной хоровой капеллой им. Б.Байкадамова; доценты консерватории хорового отделения - К.К. Мусина и Л.А. Айдарбекова; выпускница своей альма-матер, ныне заведующая хоровым отделением музыкального училища им. П.Чайковского Б.Ж. Туякбаева и многие другие, чья педагогическая и хороуправленческая деятельности дают возможность будущим специалистам реализовать дирижерские способности и возможности за хоровым пультом. Молодое поколение казахстанцев, провозгласившее своими основными ценностями работать и трудиться во благо хоровому искусству, решению наиболее важных вопросов музыкально-педагогического и исполнительского образования, учатся и по настоящее время берут пример со своих наставников.

Список использованной литературы:

1. Гендерная политика Казахстана // http://www.allbest.ru/ Адрес ссылки -http://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0b65625b2ad68b4d43b89421206c26_0.html

2. «Кто воспитывает нацию? Женский лик власти» // Электронный журнал «Отбасым». - Алматы, 22.08.2012г. // [Электронный ресурс]: режим доступа: otbasym.kz/journal/archives/category/s2.../c5-2012-08-22-09-01-48

3. Бабич Т.Н. Гендерный подход к профессии дирижера: женщина за оркестровым пультом - миф или реальность? // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания», №3(4). Октябрь 2009. [Электронный ресурс]: режим доступа: n www.grani.vspu.ru

© Какимова Л.Ш., 2015

Каргина Зоя Алексеевна,

канд. пед. наук, профессор МИОО, г. Москва, РФ E-mail: ka.rgina.zoya@,rambler.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация

В условиях дополнительного образования детей реализуются различные методологические подходы. Но понимание дополнительного образования детей как неотъемлемой составляющей общего образования личности актуализировало необходимость в определении его базовых дефиниций с позиций современной методологии ФГОС общего образования - системно-деятельностного подхода.

Ключевые слова

дополнительное образование детей, системно-деятельностный подход, методология, цель, задачи,

принципы, педагогическая технология

Анализ современных исследований вопросов дополнительного образования детей позволяет констатировать, что в его развитии нашли своё отражение теоретико-методологические подходы как общие для всей системы образования, так и присущие только данной образовательной сфере. Каждый из методологических подходов акцентирует в понимании дополнительного образования детей одну из его значимых черт. Рассмотрим их немного подробнее (см. Таблица 1).

85

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№1/2015

ISSN 2411-717Х

Таблица 1

Методологические подходы, реализуемые в дополнительном образовании детей

Методологический подход Характеристика дополнительного образования детей

гуманистический подход обеспечение индивидуальной образовательной «траектории» ребёнка, создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества взрослого и ребёнка, способствующей самореализации личности учащегося

аксиологический подход создание особой нравственно-эмоциональной атмосферы, среды общения, организацию индивидуальной и коллективной творческой деятельности

деятельностный подход создание условий для: свободного выбора вида деятельности, достижения позитивного результата совместной деятельности педагога и ребёнка

культурологический подход включение достижений культуры (культурных ценностей) в содержание образовательного процесса, создание условий для «культуро-творческой» деятельности детей

антропологический подход организация работы с детьми в согласовании с общими законами и динамикой развития природы, общества и личности на основе деятельностной активности

синергетический подход способность к постоянной эволюции за счёт активного взаимодействия с внешней средой и другими системами под влиянием объективных и субъективных факторов

комплексный подход возможность осуществления в различных типах образовательных организаций через разнообразные образовательные услуги при условии интеграции деятельности всех участников

педагогика поддержки помощь ребёнку в самоопределении, самореализации, самоорганизации и самореабилитации через обеспечение личностной, практико-ориентированной и творческой направленности деятельности

полисубъектный подход взаимоотношения педагога и ребёнка носят характер добровольной и взаимной заинтересованности, строящейся на совместной познавательной, творческой деятельности

гуманитарного подхода возможность формирования гуманитарного мышления ребёнка через обращение его мысли к человеческим ценностям, через общение с искусством

герменевтический подход настоящая подготовка юного человека к жизни через развитие способности к социальному творчеству

системный подход сложная многофункциональная и разно-многоуровневая социально-педагогическая система открытого типа, которая функционирует в социокультурном пространстве и в образовательной среде

социокультурный подход осуществление преемственности содержания различных видов образования с учётом развития личностного сознания обучающихся и многообразия форм их жизнедеятельности

природосообразный подход возможность начинать работу с наблюдения, исследования детской индивидуальности для последующего выбора методов и технологий, сохраняющих природный потенциал личности

многоуровневый подход многоуровневая социально-педагогическая система, которая (во взаимодействии с основным образованием) создаёт условия для непрерывного индивидуализированного образовательного пути ребёнка в выбранной им области деятельности (от уровня общего интереса до уровня профессионально ориентированной деятельности)

компетентностный подход возможность развития образовательной компетенции как готовности к решению исследовательских задач с несформулированным условием

продуктивный подход содержание работы с детьми интегрирует три основные сферы: образование - труд -культуру, обеспечивая подросткам знания о себе, о мире профессионального труда, о способах адаптации в культурной среде и выборе образа жизни и профессионального будущего

полисферный подход региональная образовательная интеграция: формирование образовательного сообщества из представителей различных сфер, заинтересованных в собственном и региональном развитии на поликультурной основе

конвенциальный подход определение содержание деятельности, создание условий для развития интереса ребёнка в пространстве свободного времени и выстраивание системы отношений «ребёнок-взрослый» должно происходить «с позиций основных положений Конвенции ООН о правах ребёнка

Рассматривая дополнительное образование детей как неотъемлемую составляющую общего образования личности, необходимо определить особенности реализации в данной образовательной сфере сист емно-деят ельност него подхода - специальной методологии современных ФГОС общего образования.

Рассмотрим некоторые современные трактовки понятия «системно-деятельностный подход». Исследователи проблем образования определяют его как:

- способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе (Зайцева Е.П.) [2];

86

_______НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X_______

- организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. (Кожемякина М.М., Смирнова С.И.) [3; 6].

С позиций системно-деятельностного подхода:

- сущностью образования как ведущего канала социализации определяется приобщение человека в процессе осуществления совместных целенаправленных действий к знаниям, ценностям, традициям, выработанным в ходе человеческой истории (Асмолов А.Г.) [1];

- профессиональное образование понимается как процесс освоения профессионального опыта (Лежнина Л.В.) [4];

- предполагается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур (Петрова О.В.) [5].

Попытаемся обобщить различные трактовки системно-деятельностного подхода в формулировке понятия «дополнительное образование детей». В контексте данной методологии и с учётом современной нормативно-правовой формулировки дополнит ельное образование дет ей рассматривается нами как:

- вид образования системно содержательно и организационно взаимосвязанный с другими видами образования (дошкольного, общего и начального профессионального) и институтами развития личности (семья, образовательная организация, социум), дополняющий, углубляющий и расширяющий их образовательно-развивающие возможности через включение учащихся в разнообразные виды практикоориентированной образовательной деятельности;

- система разнообразных по направлению, содержанию и организации видов образовательной деятельности, выбранных учащимися самостоятельно и ориентированных на удовлетворение их потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании.

Системно-деятельностный подход, как специальная методология ФГОС общего образования, предопределяет изменение концептуальных приоритетов дополнительного образования детей. Попробуем предложить к рассмотрению ряд позиций.

Цель дополнительного образования детей - создание оптимальных условий для реализации индивидуальной образовательной траектории, учитывающей и позволяющей полноценно реализовать потенциальные возможности и актуальные потребности ребёнка через включение его в систему разнообразной по содержанию, направленности и видам деятельности.

Задачи дополнительного образования детей:

- формирование системы психолого-педагогической диагностики индивидуальных возможностей ребёнка, социально-педагогического мониторинга динамики образовательных потребностей и интересов учащихся разного возраста;

- выявление и реализация потенциальных возможностей каждой образовательной организации в создании системы дополнительного образования детей, включающей несколько уровней - расширения, углубления и дополнения общего образования;

- разработка и реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ разнообразных по направленностям и профилям (тематике), по организационным формам и реализуемым педагогическим технологиям как условия для свободного выбора и самоопределения каждого учащегося;

- формирование системы психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки занятий учащихся в детских объединениях по интересам, создание условий для публичной презентации их достижений;

- создание системы мониторинга индивидуального развития ребёнка в условиях дополнительного образования, его общих образовательных результатов, а также вклада в реализацию единой образовательной программы образовательной организации.

Реализация системно-деятельностного подхода предопределяет необходимость коррекции трактовок традиционных принципов дополнительного образования детей:

87

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X_______

принцип системности (предполагает, что дополнительное образование детей, с одной стороны, представляет собой достаточно самостоятельный системно организованный образовательный процесс, с другой стороны, оно должно рассматриваться неотъемлемым элементом системы общего образования ребёнка);

принцип активности (предопределяет необходимость включения ребёнка в процесс дополнительного образования как его активного субъекта, самостоятельно определяющего содержательные и временные приоритеты образовательного процесса);

принцип деятельного характера образования (актуализирует приоритетность в дополнительном образовании детей разнообразной по содержанию и форме практической деятельности учащихся в обязательном сочетании с необходимым объёмом их теоретической подготовки);

принцип сотрудничества (определяет методической основой дополнительного образования детей педагогически обоснованное сотрудничество взрослого и учащегося, предполагающее их со-творчество и соразвитие, базирующихся на паритетности взаимодействия в освоении необходимого объёма знаний, умений и навыков);

принцип связи образования с жизнью (предполагает необходимость педагогически обоснованного сочетания в дополнительном образовании детей научно обоснованных специальных знаний, умений и навыков с их «прикладными» аналогами, которые учащиеся смогут реализовать в повседневной социальной действительности);

принцип индивидуальности (актуализирует необходимость в процессе дополнительного образования максимального и бережного сохранения и развития индивидуальности каждого ребёнка);

принцип научности (предопределяет, с одной стороны, соответствие содержания дополнительного образования детей современным научным достижениям в различных областях культуры, с другой стороны, реализацию в условиях данного вида образования результатов современных научно-педагогических и методических исследований);

принцип добровольности (декларирует необходимость безоговорочного соблюдения условия добровольного участия в процессе дополнительного образования детей всех его субъектов);

принцип свободы выбора (актуализирует необходимость создания максимально разнообразной по направленности, тематике, содержанию и организации системы дополнительного образования детей, основанной на полноценной реализации потенциальных возможностей всех образовательных организаций);

принцип доступности (предполагает реализацию дополнительных общеобразовательных программ разноуровневых по содержанию, разнообразных по организации и формам деятельности учащихся);

принцип актуальности (предопределяет ориентированность содержательных и организационных приоритетов дополнительного образования на образовательные запросы современных учащихся, на их активное участие в различных формах образовательной деятельности).

Системно-деятельностный подход как специальная методология общего образования предполагает внесение определённых изменений в содержательную составляющую дополнительного образования детей. В процессе занятий должно происходить постепенное усложнение не только тематики, но и видов деятельности детей. Естественным должен стать переход от познавательной деятельности к исследовательской, от репродуктивной - к продуктивно-творческой, от учебной - к проектной и так далее.

Системно-деятельностный подход актуализирует обновление мет одико-т ехнологической сост авляющей дополнительного образования детей. Приоритетными в работе педагога дополнительного образования должны стать педагогические технологии, ориентированные на активизацию самостоятельности учащихся, становление у них субъектной позиции в образовательном процессе, стимулирование потребности в постоянном саморазвитии (проблемное обучение, ТРИЗ-технологии, игровые технологии, информационные технологии и др.).

В контексте системно-деятельностного подхода определяется необходимость формирования максимального разнообразия организационных форм дополнительного образования детей. Необходимо продумать сочетание аудиторных и внеаудиторных занятий (позволяющих учащимся действовать в реальной социально-природной среде), очных и дистанционных форм обучения (ориентированных на поддержку

88

_________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X________

самостоятельной учебной деятельности ребёнка), учебных занятий и состязательно-конкурсных мероприятий (стимулирующих стремление детей к достижению наивысших результатов), и так далее. Список использованной литературы:

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов: психопедагогические процессы // Практика образования. - 2008. - № 2. - C. 17-18.

2. Зайцева Е.П. Системно-деятельностный подход в начальном образовании [Электронный ресурс]. - URL: www.bujarovo.edusite.ru/DswMedia/doklad.doc (дата обращения: 20.03.2015)

3. Кожемякина М.Н. Системно-деятельностный подход в преподавании химии [Электронный ресурс]. -URL: http://sanremo.ito.edu.ru/2014/section/230/92638/ (дата обращения: 20.03.2015)

4. Лежнина Л.В. Системно-деятельностный подход к организации профессионального психологопедагогического образования // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 9. - C. 33-35.

5. Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы: методические рекомендации / сост. О.В. Петрова и др. - Челябинск: Образование, 2011. -39 с.

6. Смирнова С.И. Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие,

дидактические принципы, технологии [Электронный ресурс]. - URL:

http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/pedsovet-po-teme-sistemno-deyatelnostnyi-podkhod-k-organizatsii-obrazovatelnog (дата обращения: 20.03.2015).

© Каргина З.А., 2015

Рябков Владимир Михайлович

доктор пед. наук, професср ЧГАКИ Челябинск, РФ E-mail: ryabkov2010@yandex.ru

БИОГРАФИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В работе исследуется новое научное направление в социально-культурной деятельности - биографика социально-культурной деятельности.

Рассмотрен анализ понятия «биографика» в научной литературе, дано определение понятия «биографика социально-культурной деятельности», объект, предмет биографики и исследованы особенности её развития.

Ключевые слова

Биографика. Биография. Научные исследования социально-культурной деятельности. Биографика социально-культурной деятельности. Объект и предмет биографики. Особенности биографики социальнокультурной деятельности.

В начале XXI века социально-культурная деятельность в России получает дальнейшее научное развитие. В данной статье идёт поиск и исследование нового направления социально-культурной деятельности - биографики социально-культурной деятельности. В науке социально-культурной деятельности биографика - это явление новое, не исследованное.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надо отметить, что термина биографики социально-культурной деятельности, как науки, еще не было, но были уже биографические работы В.Е. Триодина. Это прекрасная биографическая работа «Мастодонты кафедры социально-культурной деятельности» о жизни и деятельности заведующих кафедрами культурнопросветительной, а позднее социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств - Г.Г. Карпова, А.Г. Соломоника, Д, М. Генкина, М. А. Ариарского.(10., с. 118 - 145); В.Е. Триодин. О М. А. Ариарском (11., 193 - 201); Триодин В. Е. Соколов А. В. - Книжник-

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.