Научная статья на тему 'Подходы к формированию информационной культуры специалистов в области социально-культурной деятельности. '

Подходы к формированию информационной культуры специалистов в области социально-культурной деятельности. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
Информационная культуры / учреждения культуры / библиография / прикладные программные продуты / обучение специалистов социально-культурной сфер

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гридякина Евгения Сергеевна, Илларионова Лилия Владимировна

В статье рассматриваются два аспекта информационной культуры будущих специалистов, в соответствии с потребностями современных учреждений культуры. Первый аспект связан с возможностями будущего специалиста в области поиска информации на основе использования библиографических ресурсов. Второй аспект связан с ориентацией студентов в многообразии прикладных программных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию информационной культуры специалистов в области социально-культурной деятельности. »

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 304.2

ISSN 2411-717Х

Гридякина Евгения Сергеевна,

Илларионова Лилия Владимировна,

ст. преподаватели ЧГИКИ, г. Чебоксары, РФ E-mail: jujusik@yandex.ru

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Аннотация

В статье рассматриваются два аспекта информационной культуры будущих специалистов, в соответствии с потребностями современных учреждений культуры. Первый аспект связан с возможностями будущего специалиста в области поиска информации на основе использования библиографических ресурсов. Второй аспект связан с ориентацией студентов в многообразии прикладных программных продуктов.

Ключевые слова

Информационная культуры, учреждения культуры, библиография, прикладные программные продуты,

обучение специалистов социально-культурной сфер

Информационная культура личности представляет собой одну из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационнокоммуникационных технологий.

В силу важности этой проблемы в современных условиях необходим комплексный подход к её решению, общие усилия всех социальных институтов, участвующих в формировании информационной культуры в виде долгосрочной программы, позволяющей направленно формировать с учётом возрастных, социальных и профессиональных сторон гармонично развитую в информационном плане личность.

В рамках образовательного процесса на различных его этапах дисциплина «Основы информационной культуры» и схожие дисциплины рассчитаны на различные категории обучаемых: учащихся

общеобразовательных ученых заведений; учителей; студентов и аспирантов вузов культуры и искусств. Различные дисциплины объединяет единство цели - сформировать у потребителя (в нашем случае - у студента) навыки поиска, оценки сведений в условиях современного «информационного шума», научить его рациональным приемам обработки информации [2]. То есть, подготовить специалиста принимать взвешенные решения на основе анализа потоков информации.

Не только профессиональная, но и индивидуальная информационная культура является неотъемлемой составной частью общей культуры человека. Если человек владеет методами и средствами оперирования информацией, то это закладывает фундамент успешной жизнеспособности, реализации личностью своей индивидуальности, самовыражения и интеллектуального развития [3].

По нашему мнению, первым и наиважнейшим элементом информационной культуры специалиста социально-культурной сферы является умение оперативно находить достоверную информацию. Акцент на слово «достоверное» означает, что источники получения сведений должны быть проверенными и надежными. На специалистах современных библиотек, дворцов культуры, музеев и других учреждений лежит ответственность за наполнение качественным контентом сайта организации, создание пресс-релизов, публикуемых СМИ.

Также в цифровую эпоху специалисту важно иметь экспертное мнение, для того, чтобы создавать рекомендательные сервисы, направленные на формирование читательского вкуса.

На страницах профессиональной периодики вопросы теории и практики рекомендательнобиблиографической деятельности сегодня практически не освещаются. Однако рекомендательная библиография не перестала существовать. В библиотечной веб-среде создаются пособия, близкие

74

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X______

традиционной рекомендательной библиографии. Огромные информационные потоки, функционирующие в электронной среде, доказывают необходимость в руководстве чтением, пользовании книгой и другими источниками информации. Сегодня в этом в определённой мере нуждается каждый человек [5].

Таким образом, изучение сайтов библиографирующих организаций и их ресурсов, формирование навыков оперативного поиска качественного материала, является одним из основных приемов формирования информационной культуры студентов вуза культуры, являющейся важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Другим важным элементом информационной культуры будущего специалиста учреждения культуры является его способность формировать, в зависимости от потребностей учреждения и своих должностных обязанностей, определенный пакет прикладных программных средств и онлайн сервисов.

С текстовых редакторов процессоров обычно начинают знакомство с программным обеспечением и на нем отрабатывают первичные навыки взаимодействия с компьютерной системой. Несмотря на широкое применение, не все студенты и специалисты владеют хотя бы частью функций данных редакторов [4].

В условиях недостатка материальных и человеческих ресурсах во многих учреждениях культуры, специалисты должны владеть графическими редакторами для осуществления рекламной деятельности, проведения промоакций в интернет-пространстве.

Настольные издательские системы особенно необходимы в библиотеках и музеях, важной задачей которых является сохранения информации о культурном наследии и ее популяризация. Назначение программ этого класса состоит в автоматизации процесса подготовки полиграфических изданий. Конечно, овладению данными программными продуктами должно проходить в рамках специальных курсов. Но ориентация в их многообразии, совместимости с различными операционными системами, является частью информационной культуры студентов.

Еще одним аспектом формирования информационной культуры студентов, учитывая вероятность того, что в учреждениях культуры они могут занять руководящие должности, является ознакомление их с таким классом прикладных программ, как таск-менеджеры (менеджеры поставленных задач) и CRM-системы (Customer Relationship Management). Перевод аббревиатуры CRM на русский язык звучит как «управление взаимоотношениями с клиентами». Для формирования навыка работы с данным продуктом на занятиях возможно использование тестовый версии одного из самых популярных в России продуктов, CRM-менеджера «Мегаплан». Данный продукт создан для коммерческих структур и ориентирован, в первую очередь, на организацию работы сотрудников, работающих удаленно. Многие учреждения культуры на сегодняшний день являются далеко не автономными. Централизованные сети, объединения, консорциумы вынуждают руководителей искать пути налаживания связей между головным учреждением и филиалами. Для таких случаев целесообразно использовать менеджеры поставленных задач, которые позволяют отслеживать ход работы и организатору, и исполнителю.

Учреждения культуры сегодня нуждаются в ещё более совершенных средствах коммуникации. Но изменение форм общения и техники коммуникации должно сопровождаться обновлением образовательного процесса, переосмыслением целей учебных дисциплин, ориентации некоторых из них на рост информационной культуры личности, что в дальнейшем должно привести к формированию нового типа информационного мировоззрения будущих специалистов в области социально-культурной сферы.

Список использованной литературы:

1. Виноградов В.А. Информационные потребности и информационная культура / Виноградов, В.А. Скворцов Л.В. // Библиосфера. - 2014. - №3

2. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие / Гендина Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А.. - М.: Школьная библиотека, 2003. -296 с.

3. Чугунов, А. В. Базовая концепция развития обществ знаний / А. В. Чугунов // Библиотека в эпоху перемен. 2008. - № 4. - С. 27-41

4. Шабанова, М. А. Коммуникативная модель «делового чтения» / М. А. Шабанова // Библиосфера. 2013.-№ 1.- С. 57-60

75

_______НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X_____

5. Ширко, К. Н. Параметры работы современной публичной библиотеки основные проблемы и возможные пути их преодоления / К. Н.Ширко // Справочник руководителя учреждения культуры. 2009. - № 5. - С. 6672

© Е. С. Гридякина, Л. В. Илларионова, 2015

Ефремова Надежда Федоровна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Педагогические измерения»

Донского государственного технического университета, г. Ростов-на-Дону, Е-mail: nefremova61@dstu.edu.ru

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТАМИ ПО МОДУЛЯМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация

В условиях перехода системы отечественного образования на компетентностное обучение большое значение приобретает независимое оценивание результатов освоения модулей основных профессиональных образовательных программ. Лучшие мировые образовательные практики, как известно, опираются на надежные оценочные системы, развитию которых уделяется очень большое внимание. В отечественном образовании этот процесс идет очень медленно и сложно. Приведен анализ реализации проекта ЮФУ по разработке и апробации учебных модулей. В рамках экспертизы показаны наиболее общие проблемы фондов оценочных средств вузов.

Ключевые слова

компетентностный подход, качество обучения, компетенции, системы оценивания, оценочные средства,

апробация, профессиональный модуль.

Ориентация профессиональных и образовательных стандартов на формирование у студентов компетенций как результатов освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) существенно изменяет построение всего образовательного процесса и характер учебно-методического обеспечения этого процесса в вузе. К принципиальным изменениям относятся деятельностный и модульный подход, вариативность и индивидуально ориентированный способ освоения студентами содержания образовательных программ. Модуль в образовании - это часть ОПОП, имеющая определенную логическую завершенность по отношению результатам образования в виде одной или нескольких компетенций к заданным Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и требованиям Профессионального стандарта педагога (ПСП). При компетентностном и модульном подходе важными становятся: компетенции как планируемый образовательный результат освоения модуля ОПОП;

образовательные технологии как способ их формирования; оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных образовательных результатов по модулю (в терминах дескрипторов компетенций).

В Южном федеральном университете разработаны и предложены учебные модули как структурные составляющие ОПОП в рамках реализации проекта «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления подготовки - гуманитарные науки, история), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия» (Государственный контракт № 05.043.11.0017 от 14 мая 2014 г.).

Экспертиза отчета показала, что в этом проекте модуль рассматривается не как фрагмент учебной программы, а как относительно завершенная дидактическая единица ОПОП. Специфика модулей

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.