Научная статья на тему 'Экономические вопросы формирования отечественного продовольственного рынка'

Экономические вопросы формирования отечественного продовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические вопросы формирования отечественного продовольственного рынка»

тивная работа над решением проблемы формирования межбюджетных отношений. Стимулирование региональных и местных органов власти к повышению бюджетной самостоятельности и обес-

Посту пила 06.04.01.

печенности имеет исключительно важное значение для бюджетного выравнивания и финансовой стабилизации как в регионе, так и в стране в целом.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

Л. И. ЗИНИНА, кандидат экономических наук

Продовольственный рынок следует понимать как систему товарно-денежных отношений, направленных на обеспечение производства, обмена, распределения и потребления продовольствия. Его наиболее существенной функцией считается обеспечение организационно-экономических связей между производителями и потребителями продукции на основе: учета спроса и предложения, определения полезности продукции и ее цены, стимулирования использования достижений научно-технического прогресса, повышения качества товаров и услуг [1]. При существующих экономических условиях формируются и функционируют однопродуктовые рынки: молока и молочных продуктов, зерновой, мяса и мясопродуктов, сахара и др., которые можно рассматривать в виде сегментов общего продовольственного рынка, а на региональном уровне — локальные продуктовые рынки.

Представим экономические особенности и структуру продовольственного рынка как единую целостную систему: а) большое число товаропроизводителей, ни один из которых не имеет доминирующего положения и не обладает какой-либо весомой долей производства и рынка („атомистическая" структура продовольственного рынка); б) барьеры для вхождения в отрасль новых товаропроизводителей очень низки; в) продукция носит относительно стандартный характер; г) локально-территори-

альные различия для большинства видов продукции слабы, но отрасль находится под воздействием конкуренции в национальном и международном масштабах; д) потребительский спрос на сельскохозяйственную продукцию существует всегда (особенно на главные виды продовольствия) и является малоэластичным, а цены, наоборот, чрезмерно эластичны к объему поставок (но в условиях ограниченности доходов сокращается уровень потребления, что ведет к ограничению объемов производства до уровня платежеспособного спроса); е) спросовые ограничения здесь наиболее заметны и обусловливают характерные тенденции в движении цен, а именно их частые колебания в зависимости от кратковременных изменений спроса и предложения (при сокращении спроса цены падают быстрее и значительнее, чем объемы производства, а при расширении спроса объемы производства увеличиваются быстрее, чем рост цен).

Продовольственная система резко реагирует на любые внешние воздействия, она в своей основе не является саморегулируемой и самодостаточной, не может сохранять равновесие только за счет внутренних факторов и сил. Это объективные экономические закономерности, требующие системы экономических мер государственной поддержки аграрного производства [2 ].

© Л. И. Зинина, 2001

Товаропроизводитель не имеет возможности начать новый производственный цикл без того, чтобы не продать свою продукцию (при том, что покупатель волен в своем решении покупать ее или нет). В связи с чем товаропроизводитель объективно ориентирован на запросы и возможности потребителя и должен учитывать данный приоритет. На этой основе формируются механизм контроля над производителем и экономическая зависимость последнего от потребителя. Такой должна быть схема нормального функционирования товарно-денежных отношений, для практической реализации которой необходимы экономические и правовые предпосылки, способствующие диалектике и гармонизации механизмов рыночного саморегулирования и государственного регулирования производства.

Развитие продовольственного комплекса характеризуется в настоящее время двумя разнонаправленными тенденциями: с одной стороны, усилением спада производства в целом и в отдельных его отраслях, а с другой — возникновением новых рыночных структур в дополнение к традиционным, образованием новых каналов движения продукции, новых продуктовых цепочек. Идет формирование продовольственной системы и ее организационной структуры на рыночной основе, отличающейся от традиционной в силу происходящих изменений.

В результате за несколько лет, прошедших после начала реформ, структура российского продовольственного рынка претерпела существенные изменения. Наряду с объективными трудностями возникли и прогрессивные тенденции.

1. Расширение институциональной

базы сельскохозяйственных и продовольственных рынков. Поставщиками сельскохозяйственной продукции помимо традиционных производителей стали фермерские хозяйства. Их доля на сельскохозяйственных рынках незначительна, но фермерские хозяйства показывают альтернативный путь развития производства, составляют конкуренцию

традиционным производителям на отдельных рынках продовольствия и формируют новые продуктовые цепочки.

2. На продовольственных рынках появились новые субъекты — частные посредники. Значение посреднических структур на рынках отдельных продуктов существенно варьирует, но всюду увеличивается. К ним относятся и индивидуальные посредники, занимающиеся торговлей мелкооптовыми партиями продовольствия, и неорганизованные посредники, объезжающие на личной машине несколько подворий, закупающие скот и поставляющие на переработку сравнительно крупные партии.

3. Нарушение традиционных связейу трудности сбыта вынуждают производителей-продавцов к стихийному поиску новых покупателей. Производители расширяют круг постоянных клиентов, начинают прибегать к услугам частников, самостоятельно вывозят продукцию в другие области. Но опасаясь не найти сбыта продукции, производители готовы продать ее любому покупателю, зачастую на невыгодных для себя условиях.

4. Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, стабильных связей с заготовителями в отдельных случаях приводит и к другой крайности: производители, приверженные своим покупателелям, сознательно идут на потери от реализации продукции из-за низких цен или чрезмерно затянувшихся сроков ее оплаты. При реализации молочной продукции это наблюдается особенно часто.

5. Возникают нетрадиционные каналы движения продукции (реализация продукции через собственную розничную сеть, прямые поставки в розничные магазины, в общепит, продажа на городском рынке, на оптовых ярмарках и рынках и частным посредникам). Производители заинтересованы в торговле через частных посредников, поскольку они предлагают более выгодные условия сделок.

6. Наряду с использованием нетрадиционных каналов сбыта производи-

тели постепенно переходят на новые контрактные отношения. Прежде всего к ним можно отнести форвардные сделки, которые выступают в виде товарного кредита (государственного и частного). Товарный кредит, с одной стороны, позволяет получать необходимые оборотные средства, но с другой — связывает производителей обязательствами поставок продукции в государственные фонды на условиях, гораздо более худших, чем те, которые складываются к моменту расчетов за полученный кредит на свободном рынке.

7. Традиционные рыночные каналы продолжают занимать немалый удельный вес в движении продукции между отдельными уровнями продуктовых цепочек. Это в первую очередь прямые поставки заготовительным организациям или перерабатывающим предприятиям, основной поток поставок в государственные продовольственные фонды. Многие производители используют традиционные каналы под давлением местной администрации, часть в силу инерции. Значение традиционных каналов и в будущем будет достаточно большим.

8. Традиционные структуры также не остаются неизменными. Это хорошо видно на примере крупных перерабатывающих предприятий. Проблемы сырьевой обеспеченности, а также трудности сбыта готовой продукции заставляют их приспосабливаться к условиям переходной экономики. Они диверсифицируют каналы закупок, прибегая к услугам частных посредников, все больше закупают сырье у фермеров и на личных подворьях.

9. Упрощение продуктовых цепочек. Это происходит главным образом за счет исчезновения традиционного посреднического звена на первичном рынке (заготовители) и на рынке готовой продукции (оптовое звено). Значение традиционного заготовительного звена резко уменьшилось, возникают короткие рыночные цепочки, отношения между производителями и потребителями продукции сводятся к прямым поставкам, нередко на условиях

бартера. Упрощение продуктовой цепочки путем исключения из нее традиционного посреднического звена объясняется стремлением производителей сэкономить на посреднических издержках. Но первичные рынки представляют собой звено продуктовой цепочки, где товаропроизводители взаимодействуют с крупными структурами производителей сырья. Именно в этой части продуктовых цепочек по опыту других стран присутствие специализированного посреднического звена является экономически обоснованным, так как позволяет достичь экономии на масштабах закупок (для покупателей), на объемах транспортировки (для продавцов).

Можно ожидать, что в среднесрочной перспективе процессы формирования новых рыночных структур продолжатся: повысится удельный вес нетрадиционных каналов движения продукции, возрастет роль частных предпринимателей; постепенно уменьшится продуктовая дифференциация на первичных рынках (т. е. доля мини-переработки сократится); усилятся процессы формирования современных форм торговли на конечном потребительском рынке (цепочки магазинов, объединения под общей торговой маркой); возникнут регулируемые оптовые рынки, в отдельных случаях на базе традиционных оптовых предприятий; будут формироваться отраслевые ассоциации рыночных агентов, защищающие интересы своей группы производителей; усилится процесс межрегиональной продовольственной интеграции, большую роль будут играть межрегиональные оптовые рынки.

Мы разделяем мнение тех ученых, которые считают, что продуктовые программы могут стать действенным инструментом становления и формирования эффективных рыночных Структур и механизмов, что доказывает и опыт развитых стран, широко использующих программный подход в целях регулирования продовольственного рынка [2, 3].

Продуктовую программу регулирования производства и реализации того или иного вида продукции следует по-

нимать как план действии государственных органов власти, организаций и предприятий, участвующих в цепочке производство — потребитель продукта. Она должна включать в себя следующие составляющие: прогноз и оптимизацию производства, спроса, предложения, ценовых ориентиров на внутреннем и межрегиональном рынках; балансы использования продукции; меры государственного стимулирования производства и реализации продукции; определение размеров фонда стратегических резервов, рыночных интервенций и его использование; размеры ограничений и поддержки импортно-экспортных операций; мероприятия производственно-технического, организационного, научного и информационного обеспечения.

Специфика задач формирования отечественного продовольственного рынка заключается в том, что нужно одновременно создавать основы традиционного рынка (создание и внедрение экономико-правовых регуляторов взаимодействия субъектов между собой и государством, формирование научно-практической основы экономических отношений, формирование условий рационального перспективного использования ресурсов), совершенствовать эти основы и последовательно формировать более современную рыночную систему — „общество маркетинга", предполагающую организацию системы защиты прав потребителей и социальную ориентацию экономики, развитие информационных технологий, поддержку инновационных процессов, формирование рынка покупателя, важнейшей особенностью которого являются приоритет и суверенитет потребителя.

В связи с этим актуально изучение потребительского спроса на основе следующих подходов:

— экономический подход, устанавливающий зависимость между покупа-

тельским спросом и объективными экономическими критериями (цена, доход);

— теория покупательских мнений, предполагающая субъективные факторы (покупательские ожидания, отношения, уровень экономического оптимизма);

— теория покупательского поведения, предполагающая использование различных методов психологического воздействия (рекламы) и базовые модели поведения покупателей: вероятностные (основанные на предположениях) , линейно-экспериментальные (моделирование потенциального спроса на основе экстраполяции тенденций), модели переработки информации (строятся на основе предположений о том, что покупатель постоянно получает, перерабатывает информацию и принимает решение о выборе товара).

Таким образом, исследование экономических основ продовольственного рынка свидетельствует о специфике его формирования в современных условиях, выражающейся в необходимости одновременной двоякой ориентации данного процесса: 1) на создание и реализацию традиционных (классических) рыночных основ (экономико-правовые регуляторы, экономические отношения субъектов, условия рационального использования ресурсов); 2) на совершенствование традиционных основ и последовательное формирование современных рыночных структур и механизмов, соответствующих требованиям „ общества маркетинга ": социальная ориентация, приоритет и суверенитет потребителя, система мотивации эффективного товаропроизводителя и производства, система формирования потребительского спроса, обоснование рыночной стратегии субъектов, обеспечение конкурентоспособности продукции и конъюнктуры рынка, инновационные технологии, информационное обеспечение и мониторинг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алтухов А., Вермель Д. Продовольствен- пективы // АПК: экономика, управление. 1997. ное самообеспечение страны: состояние и перс- № 12. С. 18 — 24.

2. Беспахотный Г. В. Продуктовые программы регулирования рынка в АПК // Экономика сельского хозяйства России. 1997. № 9. С. 4.

Поступила 19.02.01.

3. Борисенко А. Н. Продовольственная без опасность России: проблемы и перспективы. М. Экономика, 1997. 349 с.

Философия, психология

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УТОПИЗМА Н. И. УЧАЙКИНА, кандидат философских наук

Переломные эпохи цивилизации стимулируют поиск новых мировоззренческих ориентиров, новых ценностей. В это время происходит радикальная перестройка социальных основ. Такая перестройка немыслима без анализа мировоззренческих структур, которые определяют образ мира в ту или иную историческую эпоху. Глубинное понимание смысла происходящего сопровождается обращением к далекому прошлому человеческой эпохи для выяснения преемственности развития и определения возможных вариантов ее изменения.

В основе мировоззренческих представлений можно выделить своеобразный инвариант, некоторое всеобщее содержание, свойственное различным типам культур, но он содержит в себе специфические смыслы, присущие культуре определенного типа общества. Специфика эта определяется особенностями способов общения и деятельности людей, шкалой ценностей, принятой в

данной культуре.

Всеобщее содержание такого инварианта можно обнаружить в сфере „коллективного бессознательного", где происходит формирование эмоциональных образов. Их структура удивительно повторяется в различных мифологиях, не связанных между собой ни временем, ни пространством. Это позво-

ляет предположить наличие всеобщей закономерности становления человеческого общества. Следовательно, анализ, раскрытие смысла, расшифровка содержания инварианта архаичной культуры позволят нам не только выявить ее истоки, но и вскрыть провиденциальный смысл человеческого существования. По большому счету, такой анализ позволит ответить на „проклятые" вопросы человечества: откуда, куда и зачем мы идем; ради чего живем и умираем; в чем высший смысл бытия.

У истоков любой культуры мы обнаруживаем мифологию. Она определяет тип и содержание породившего ее общества, тип и характер человека, живущего в данном обществе. Известный исследователь философии мифа А. Косарев подчеркивает, „всякая культура воплощает в жизнь и развивает лежащие у ее истоков мифы, доводя их при этом до их логического завершения или же, что, по-видимому, одно и то же, — до исчерпания сообщенного ими психологического заряда (по Л. Н. Гумилеву — пассионарно-сти). Тогда наступает крах культуры, на развалинах которой возникают новые основополагающие мифы, новые национальные (или религиозные, или научные и т. д.) идеи" [2, с. 40 — 41]. Следовательно, мифология определяет качественное состояние общества.

© Н. И. Учайкина, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.