Научная статья на тему 'Оптимизация параметров структуры доходов субъектов агропродовольственного рынка'

Оптимизация параметров структуры доходов субъектов агропродовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / СУБЪЕКТЫ РЫНКА / ДОХОД / ЦЕПОЧКА ДВИЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / AGROFOOD MARKET / SUBJECTS OF THE MARKET / INCOME / CHAIN OF THE MOVEMENT OF AGRICULTURAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумакова Оксана Викторовна, Крюкова Ольга Николаевна

Каждый товарный рынок имеет свои особенности товародвижения, определяющие характер планирования, организации и контроля за физическим перемещением товаров от мест их производства к местам пользования. Структура доходов субъектов агропродовольственного рынка характеризуется долевым участием отдельных его членов в цепочке движения продукции. Рассмотрено отношение субъектов агропродовольственного рынка в секторах и рамках инфраструктурного обустройства на примере Омской области. Дана оценка структуры доходов по мясу крупного рогатого скота и молоку в цепочках движения сельскохозяйственной продукции. Обоснованы оптимальные параметры структуры доходов субъектов агропродовольственного рынка, обеспечивающие его пропорционально-сбалансированное развитие за счет создания равных экономических условий для всех товаропроизводителей, независимо от форм собственности и хозяйствования, разобраны ценовые инструменты в создании паритетности цен и условий расширенного воспроизводства. Устранение потерь в цене в результате невыгодной сбытовой цепочки позволит увеличить долю доходов от 6,6 до 21,9% в зависимости от размера субъекта агропродовольственного рынка. Необходима переориентация на целостную и взаимосвязанную систему поддержки и протекционизма товаропроизводителей и потребителей сельскохозродук-ции. Для выбора эффективной модели движения сельскохозяйственной продукции на рынке нужна совершенная система рыночной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шумакова Оксана Викторовна, Крюкова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of parameters of structure of the income of subjects of the agrofood market

Each commodity market has the features of merchandising defining nature of activities for planning, the organization and control of physical movement of goods from places of their production to use places. Development of the food market is connected with improvement of organizational and economic relationship between participants of the market, development of rational schemes of merchandising, improvement of technology of processing of food staples, complex use of all components of the delivered product, a choice of economic types of transport for each type of production, minimization of costs of transportation and storage, etc. The optimum parameters of structure of the income of subjects of the agrofood market providing its proportional balanced development due to creation of equal economic conditions to all producers irrespective of forms of ownership and managing along with price tools in creation of an equal share of the prices and conditions of expanded reproduction that will allow to provide effective development of the agrofood market are proved. Elimination of the losses in the price received as a result of an unprofitable marketing chain will allow to increase a share of the income from 6,6 to 21,9% depending on the extent of subject of the agrofood market.

Текст научной работы на тему «Оптимизация параметров структуры доходов субъектов агропродовольственного рынка»

ming (breaststroke) in combination with sauna session surely favours the normalization of the blood pressure and the growth of the lung capacity of men and women.

Keywords: health, swimming breaststroke, sauna, blood pressure, heart rate, vital capacity of lungs.

Sergievich Evgeniy Alekseevich, Cand. Educat. Sci., Assoc. Prof., Omsk SAU, e-mail: sok56@mail.ru; Usachev Viktor Aleksandrovich, Business Unit Supervisor, Omsk State Transport University, ph. (3812) 44-30-10, e-mail: omuzht@mail.ru.

УДК 338.43

О.В. Шумакова, О.Н. Крюкова

ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ СУБЪЕКТОВ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

Каждый товарный рынок имеет свои особенности товародвижения, определяющие характер планирования, организации и контроля за физическим перемещением товаров от мест их производства к местам пользования. Структура доходов субъектов агропродовольственного рынка характеризуется долевым участием отдельных его членов в цепочке движения продукции. Рассмотрено отношение субъектов агропродовольственного рынка в секторах и рамках инфраструктурного обустройства на примере Омской области. Дана оценка структуры доходов по мясу крупного рогатого скота и молоку в цепочках движения сельскохозяйственной продукции. Обоснованы оптимальные параметры структуры доходов субъектов агропродовольственного рынка, обеспечивающие его пропорционально-сбалансированное развитие за счет создания равных экономических условий для всех товаропроизводителей, независимо от форм собственности и хозяйствования, разобраны ценовые инструменты в создании паритетности цен и условий расширенного воспроизводства. Устранение потерь в цене в результате невыгодной сбытовой цепочки позволит увеличить долю доходов от 6,6 до 21,9% в зависимости от размера субъекта агропродовольственного рынка. Необходима переориентация на целостную и взаимосвязанную систему поддержки и протекционизма товаропроизводителей и потребителей сельскохозродук-ции. Для выбора эффективной модели движения сельскохозяйственной продукции на рынке нужна совершенная система рыночной информации.

Ключевые слова: агропродовольственный рынок, субъекты рынка, доход, цепочка движения сельскохозяйственной продукции.

Введение

В настоящее время у многих сельских товаропроизводителей отсутствует взаимодействие с отдельными структурами рыночных отношений; по многим направлениям развития инфраструктуры агропродовольственного рынка требуется помощь государства; ограничен доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к ресурсам развития вследствие информационной изолированности, что негативно сказывается на развитии этого рынка. За счет создания равных экономических условий для всех товаропроизводителей возможно увеличение совокупного дохода каждого участника взаимоотношений на этом рынке, независимо от форм собственности и хозяйствования. Доход субъекта рынка зависит не только от спроса, предложения и ценовых инструментов. Структура доходов субъектов рынка характеризуется долевым участием отдельных его членов в цепочке движения продукции в формировании совокупного объема выручки. Оптимальные параметры структуры доходов субъектов агропродовольственного рынка обеспечивают его пропорционально-сбалансированное развитие.

© Шумакова О.В., Крюкова О.Н., 2016

Объекты и методы

Объектом исследования являются отношения субъектов агропродовольственного рынка в секторах и рамках инфраструктурного обустройства, возникающие при продвижении мяса крупного рогатого скота и молока по «цепочкам движения сельскохозяйственной продукции на рынке».

Для процесса исследования использованы методы: системный анализ, абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический, расчетно-аналитический, метод экспертных оценок и др.

Результаты исследований

Эффективная работа коммерческих предприятий агропромышленного рынка обеспечивается за счет реализации важнейших предпринимательских функций арбитражирования, развитие которого происходит в естественных условиях, когда не ограничивается свобода предпринимательской деятельности. Арбитражирование существует благодаря наличию разных цен на один и тот же товар на разных рынках. В чистом виде арбитражирование присутствует на рынках сельскохозяйственной продукции. Чем больше изменений на рынках в ценах спроса и предложения, тем больше способов, которые требуют новых комбинаций и перемещений продукции от продавца к покупателю, от производителя к потребителю.

Омская область входит в первую десятку крупнейших производителей молока и мяса в Российской Федерации. Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2014 г. составил 82,8 млрд руб., в том числе производство мяса (скота и птицы на убой в живом весе) -252,9 тыс. т, молока - 709,4 тыс. т. Уровень товарности этих видов сельскохозяйственной продукции за рассматриваемый период (рис. 1) повышался. Соответственно рос и уровень доходов, получаемых субъектами агропродовольственного рынка.

Рис. 1. Товарность продуктов сельского хозяйства Омской области за 2006-2014 гг., %1

В настоящее время происходят структурные изменения агропродовольственного рынка региона, выявленные авторами на основании проведенного SWOT-анализа муниципальных районов Омской области. Это связано с тем, что у многих сельских товаропроизводителей, вследствие тяжелого хозяйственно-финансового состояния и низкого уровня развития, не сформированы потребности полноценного участника рыночных отношений, а значит, нет взаимодействия с отдельными структурами; отсутствие спроса не позволяет развиваться некоторым видам услуг; по многим направлениям развития инфраструктуры агропродовольственного рынка требуется помощь государства; не налажена в достаточной степени сеть учреждений комплексов инфраструктуры агропродовольственного рынка; несмотря на развитость отдельных видов услуг, существует проблема финансовой и территориальной доступности организаций, оказывающих эти

1 Источник: рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики РФ.

311

услуги товаропроизводителям; ограничен доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к ресурсам развития вследствие информационной изолированности.

Экономика агропродовольственного рынка постоянно в неравновесном состоянии, непрерывно происходят изменения. Об этом свидетельствуют различные цены в пределах одного рынка. Проблема отсутствия сбалансированности между сферами и доходами субъектов агропромышленного рынка в настоящий период остается актуальной. Проведенные исследования позволили выявить несоответствия в доходности по элементам рынка. Важной функциональной задачей является информация об объемах, номенклатуре с учетом свободы выбора каналов реализации продукции, ее качества и сроков поставки, учитывая конъюнктуру рынка, а также закупок продукции для государственных нужд.

Управление количеством и составом субъектов агропродовольственного рынка, участвующих в цепочках движения сельскохозяйственной продукции на рынке, как единой системой, координируя действия ее элементов, обусловлено тем, что этот рынок нуждается в пропорционально-сбалансированном уровне взаимодействия каждого звена в цепи для получения оптимальной прибыли.

Среди каналов сбыта продукции животноводства следует отметить: молочные и мясоперерабатывающие заводы Омской области, расположенные в районах; крупные заводы за ее пределами (молокоперерабатывающие предприятия «Вимм-Билль-Данн», «Данон», «Юни-милк»); собственные цеха по переработке на сельхозпредприятиях; собственная сбытовая сеть (торговые точки для конечного потребителя); система потребительской кооперации; оптовые и оптово-розничные предприятия; сети продуктовых магазинов; реализация молока в бочках населению; детские дошкольные и общеобразовательные учреждения; рынки и ярмарки сельскохозяйственной продукции; частные лица.

Рассмотрим основные каналы сбыта (с дифференциацией по видам продукции), характерные для всех категорий хозяйств, представители которых приняли участие в исследовании.

В ходе исследования проведена авторская оценка структуры доходов по «цепочкам движения сельскохозяйственной продукции на рынке» по мясу крупного рогатого скота и молоку (на рис. 2 и 3 соответственно).

Товаропроизводитель юр. лицо 58%

Товаропроизводитель физ. лицо 50%

! 243

г:] о

Товаропроизводитель физ. лицо 7%

Мясокомбинат

18%

Посредник 8%

!.»_] О

Торговля непосредсвенно на ярмарке / ры н ке 92%/87%

Госуда рстЕвн ные закупки 95%

! 27

51! О

Мясокомбинат 18%

Предприятия торговли 9%*+15%**

ш

I 321

им-

Потребитель

Предприятия торговли 8%*+1б%**

Ш^СЕ

Потребитель

Условные обозначения: * - торговая наценка

** - дополнительный доход (за размещение рекламы, проведение промоушн-мероприятий, продажу торговых мест и полочного пространства, «бонус за вход в сеть») - относятся к валовому объему поступающей в сеть продукции

| I - за продукцию (руб./л)

I.

I

Рис. 2. Варианты продаж мяса крупного рогатого скота по цепочкам движения сельскохозяйственной продукции на рынке Омской области (доля каждого участника торгового процесса в выручке в%) на ноябрь 2015 г. 2

2 Составлено авторами.

Характеризуя рынок сбыта мяса, отметитим, местным производителям мяса приходится выдерживать конкуренцию с большим количеством представителей из других регионов, в то время как условий для развития местного рынка недостаточно (нехватка скота в хозяйствах).

Отношения производителей мяса с перерабатывающими предприятиями слабо развиты, т.к. более эффективными считают либо собственные точки, либо снабженческо-сбытовые кооперативы. В этом случае эффективен канал сбыта с наибольшей финансовой отдачей.

Товаро-произ водитель юр. лицо 25%

ч___ _

-

Молва вод 4-3%

_

-

Предприятия

торговли 14-%*+18%**

Потребитель

Условные обозначения:

* Торговая наценка.

** Дополнительный доход (за размещение рекламы, проведение промоушн-мероприятий, продажу торговых мест и полочного пространства, «бонус за вход в сеть») - относятся к валовому объему поступающей в сеть продукции.

¡" - цена за продукцию (руб./л).

I_______]

Рис. 3. Варианты продаж молока по «цепочкам движения сельскохозяйственной продукции на рынке» Омской области (доля каждого участника торгового процесса в выручке в%) на ноябрь 2015 г. 3

По результатам проведенного исследования, рынок сбыта молока в области развит недостаточно. В частности, снижен спрос на молоко, отмечены трудности реализации произведенной продукции. Собственной продукции на рынке недостаточно, в то же время продукция местных производителей вполне конкурентоспособна. Производители молока свидетельствуют: при условии высоких надоев ее некуда сдавать.

Для потребителей высокий молочный сезон вовсе не означает, что цены будут низкими. Переработчики скупают сырое молоко 1-го сорта базисной жирности примерно по 18,0 руб. за литр. Но его конечная цена в упаковке в разы выше, потому что посредники тоже хотят получить прибыль. Производитель сегодня осуществляет наценку около 30% стоимости, до 43% - переработчик, свыше 30% - продавец. Для сравнения: в Западной Европе распределение стоимости выглядит так: 60% - производитель, 30% - переработчик, 10% - продавец.

Удельный вес каждого участника торгового процесса в выручке отличается в зависимости от канала реализации, количества и субъектного состава участников цепочки движения сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном рынке.

Госуда р стве иные закупки 95%

3 Составлено авторами.

Проведенная оценка сложившихся цепочек движения, анализ эффективности посреднического звена в рыночной деятельности свидетельствуют: при выборе цепочки складывается свой уровень цен. Это влияет и на конечную цену продукта [1].

Стабильно работающие субъекты рынка выбирают более рациональные продуктовые цепочки, избегая многоступенчатые посреднические звенья. Данные наглядно подтверждают, что при меньшем количестве участников продуктовой цепочки для товаропроизводителя достигается наибольший экономический эффект от реализации продукции [2].

При реализации мяса непосредственно покупателю на Губернской сельскохозяйственной ярмарке товаропроизводитель получает практически полную стоимость товара за вычетом государственных сборов и расходов по забою и доставке. Ежегодно в проведении Губернских сельскохозяйственных ярмарок принимают участие более 26 муниципальных районов Омской области. С целью поддержки местных товаропроизводителей в дни проведения ярмарок филиалами МУП города Омска «Муниципальные рынки» предоставляется льгота на аренду торгового места (стоимость аренды - 250 руб. в день).

Также в Омской области реализуется проект «Крестьянский продукт» - специализированные торговые ряды на Центральном и Ленинском рынках с мясом, молочной продукцией, яйцами, полуфабрикатами и дикоросами местного производства. Социальные ярмарки «Омские продукты - омичам» проходят в разных районах города два дня в неделю осенью и зимой. Сельские товаропроизводители предлагают молочную, мясную, хлебобулочную, кондитерскую продукцию, овощи, в том числе картофель, по ценам ниже рыночных. Торговые места на социальных ярмарках предоставляются на безвозмездной основе.

В целях обеспечения населения продукцией сельхозпроизводителей по доступным ценам хозяйствующие субъекты вправе реализовывать ее по ценам, ниже сложившихся в области, что делает данную цепочку движения сельскохозяйственной продукции на рынке Омской области привлекательной для производителей в связи с увеличением спроса у населения. Однако такая цепочка не распространена, поскольку выдвигаются жесткие условия участия в ярмарке. Каждое торговое место должно иметь торговое оборудование, вывеску, содержащую наименование юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также адрес и контактный телефон. Участник ярмарки обеспечивает:

- реализацию товара, 80% которого должна составлять продукция, произведенная в организациях города Омска и Омской области;

- надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров;

- наличие у лиц, непосредственно осуществляющих продажу товаров на ярмарке, санитарной книжки, личной нагрудной карточки с указанием фамилии, имени, отчества;

- оборудование торгового места (палатка, рабочий стол, холодильное оборудование);

- монтаж торгового оборудования, оформление торгового места, выкладку товаров до начала работы ярмарки;

- демонтаж торгового оборудования после окончания работы ярмарки;

- надлежащее санитарное состояние торгового места и прилегающей к нему территории в течение всего периода проведения ярмарки;

- соблюдение правил торговли, санитарно-эпидемиологических правил, а также правил пожарной безопасности.

В качестве мер, направленных на стимулирование развития агропродовольственного рынка, необходимо расширение практики прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению, в том числе через рынки и ярмарки «выходного дня».

Для получения режима наибольшего благоприятствования товаропроизводителям Омской области на новых рынках города в 2015 г. администрация города Омска инициировала подписание трехстороннего соглашения о партнерстве между администрацией, региональным министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области и частными тор-

говыми комплексами - «Панорама-Центр», «Казачья слобода», «Амурский», «Кировский», «Миллениум», «Первомайский».

В 2014 г. объем продажи сельскохозяйственной продукции в различных сферах агро-продовольственного рынка на рынках и ярмарках Омской области составил 255,25 млн руб. -0,8% от оборота розничной торговли в области.

Анализ сложившихся продовольственных цепочек движения молока на рынке в Омской области позволяет сделать вывод, что одна из оптимальных, с точки зрения доходности для производителя, - реализация молока непосредственно на рынке или ярмарке. При таком варианте продажи практически вся сумма выручки является финансовым результатом деятельности производителя - 90 и 93% соответственно. При реализации через посредника доля дохода производителя уменьшается в 2,5 раза. На рынке молока производитель -физическое лицо получает меньшую закупочную цену за сырье. При выборе идентичной продовольственной «цепочки» производитель - юридическое лицо рассчитывает на закупочную цену, которая выше на 7%. Наибольший доход от реализации молока получают заводы по его переработке - более 50%. Это обусловлено тем, что именно на эти субъекты приходятся расходы по заготовке, транспортировке, хранению, переработке и распределению продукции.

Говоря о процентном соотношении используемых каналов сбыта, отметим, сельскохозяйственные производители пользуются одним, наиболее эффективным, как правило, это молокозавод.

Личные подсобные хозяйства населения реализуют продукцию на рынках и ярмарках, предпочитая рынки областного центра, а не своих населенных пунктов по причине отсутствия на них необходимого уровня спроса.

Большинство производителей молока определили один-два канала сбыта, которые используют. Эффективность канала сбыта определена ценой, сроками расчетов, а также географическим показателем эффективности, количеством посредников, размерами закупок и др.

Продукции животноводства присущ фактор сезонности. Происходит изменение объемов выработки. Следовательно, в летний сезон необходимо организовать сбыт ближе к потребителю, что ограничено проблемами транспортировки и хранения продукции.

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОНТРАКТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Извещение о закреплении поставщика за покупателем (не позднее 30 дней со дня подписания государственного контракта)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК

Проект договора поставки товара для государственных нужд (не позднее 30 дней со дня получения извещения)

Извещение о закреплении поставщика за покупателем (не позднее 30 дней со дня подписания государственного контракта)

Рис. 4. Схема поставки продукции для государственных нужд

Покупка молока у личных подсобных хозяйств перерабатывающими предприятиями имеет невысокую эффективность в связи с низкими объемами поставок частными лицами, дополнительными транспортными расходами и нагрузкой на лабораторию. Чтобы расширить объемы закупаемого молока, необходимо увеличить количество хозяйств, его производящих, и поголовье скота.

Предприятия, работающие по государственному заказу, имеют стабильный стратегический заказ и гарантированную стоимость, что свидетельствует об эффективности данного канала сбыта. Поэтому такой канал сбыта сельскохозяйственной продукции включен в оцениваемые цепочки движения на рынке Омской области (рис. 4).

Система государственного заказа в сфере агропродовольственного рынка обеспечивает:

- потребности России, государственных заказчиков в продовольствии, необходимом для осуществления функций и полномочий России, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств России, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация;

- потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в продовольствии, необходимом для осуществления функций и полномочий субъектов России, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ;

- потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в продовольствии, необходимом для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов России, функций и полномочий муниципальных заказчиков;

- выполнение социальных, экологических, научно-технических программ общегосударственного и регионального масштаба;

- стабилизацию отраслей АПК, особо чувствительных к колебаниям рыночной конъюнктуры и нуждающихся в создании страховых фондов и централизованных форм вмешательства в их деятельность;

- поддержание продовольственной безопасности страны на принципах разумной достаточности.

Государственные заказы выполняют функции [3]:

- это важный элемент поддержки отечественных производителей, так как подавляющую долю продовольствия, включаемого в систему государственных закупок, составляют именно товары (работы, услуги), произведенные отечественными организациями;

- развитие системы госзаказов позволяет расширять реальный платежеспособный спрос на продукцию агропродовольственного рынка, что создает благоприятные мотиваци-онные условия для развития отечественного агропромышленного производства;

- конкурсная основа размещения госзаказа расширяет условия для развития «здоровой» конкуренции между отечественными производителями. Это создает возможности для производства более качественной продукции и более эффективного использования бюджетных средств;

- в условиях рыночной экономики, в системе которой возможны непредсказуемые процессы, через госзаказы государство гарантирует потребителю поступление, а производителю - уверенность в сбыте продукции, необходимой для обеспечения государственных нужд.

Мировой опыт свидетельствует, что при использовании конкурсных процедур государственные расходы сокращаются на 20%, затраты бюджетов всех уровней, которые в 2014 г. составили 42,3 млрд руб. (8,6%), можно сократить в 2 раза, это доказывает эффективность применения открытых конкурсных процедур.

По данным аналитической системы «СПАРК-маркетинг», государственные закупки в Российской Федерации снизились в 2014 г. на 10% до 5,44 трлн руб., или до 7,7% ВВП. Кон-

трольное управление президента РФ уведомляет, что сумма государственных закупок вместе с закупками по 223-Ф3 на сегодняшний день составляет более 13 трлн руб. С 1 января 2014 г. начало действовать законодательство о контрактной системе, которое радикально поменяло условия, поэтому объем закупок в начале года сильно упал. Так, суммарный объем контрактов, заключенных в первом полугодии 2014 г., был на 21% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. Но уже во второй половине года ситуация улучшилась: в третьем квартале отставание уменьшилось до 9%, в четвертом - уже до 7% [4].

Политика импортозамещения привела в 2014 г. к росту государственных закупок продукции сельского хозяйства более чем на 50%.

При продаже продукции по системе государственных закупок в качестве оптового покупателя выступает государство, которое принимает продукцию по гарантированным ценам. Это делает данный канал реализации привлекательным для агропродовольствен-ной продукции в связи с необходимостью ее быстрой реализации для сохранения качественных свойств. В Омской области при выборе этого канала сельскохозяйственный товаропроизводитель получает 95% от объемов валовой продукции. Однако недостатком в данном случае является небольшой объем приобретаемой в системе государственных закупок продукции агропродовольственного рынка. В Омской области с использованием контрактной системы госзакупок на агропродовольственном рынке реализуется 19,6% зерна и зернопродуктов.

Однако система государственных интервенций не лишена недостатков:

- не сформирована полноценная система защиты прав субъектов при закупках продукции агропродовольственного рынка;

- коррупция в государственных закупках;

- заданная амплитуда фактической стоимости работ сопровождается уточнением объемов и качества поставляемого продовольствия, при этом на фактическую стоимость реализации заказа может оказать влияние изменение внешних условий (включая конъюнктуру агропродовольственного рынка), это снижает результативность деятельности товаропроизводителя;

- государственный заказчик обязан указывать в извещении о проведении конкурса начальную (максимальную) цену контракта, что противоречит рыночному механизму взаимодействия субъектов агропродовольственного рынка.

Государство не только посредством государственных заказов, закупок продовольствия в федеральные и региональные фонды способствует образованию платежеспособного спроса населения, но также воздействует на формирование доходов основных групп населения через регулирование системы цен на продукцию АПК [5]. Проблема формирования цены для всех субъектов агропродовольственного рынка достаточно остра.

Для соблюдения пропорционально-сбалансированной системы регулирования ценовых отношений на рынке сельскохозяйственной продукции основной принцип - установление необходимого соотношения между свободным рыночным ценообразованием и государственным регулированием цен.

Оптимальная структура цепочки движения сельскохозяйственной продукции на рынке является инструментом регулирования цен на агропродовольственном рынке и сокращения трансакционных издержек.

В этой связи в условиях адаптации субъектов агропродовольственного рынка к отношениям, складывающимся при многообразии форм собственности, свободном обмене товарами и услугами, для выбора рациональных цепочек движения сельскохозяйственной продукции на рынке нужна оперативная рыночная информация об агропродовольственном рынке и рыночной среде. Большинство участников рынка не имеют доступ к данным о возможных покупателях и оптимальной цене реализации. Представим на рис. 5 сравни-

тельную характеристику цен на говядину, собранную органами статистики, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области и в ходе мониторинга, проводимого при исследовании.

Условные обозначения:

И - по данным мониторинга

О - по данным Федеральной службы государственной статистики

М - по данным Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области

Рис. 5. Информационный дисбаланс продовольственных цен на говядину в Омской области

в 1-м полугодии 2014 г., руб./кг

Информационные базы по ценам на продукцию формируются в различных органах и службах. Однако данные проведенного исследования свидетельствуют о существенных отличиях. Система мониторинга цен на сельскохозяйственную продукцию позволит дать оценку сложившимся продуктовым цепочкам по основным ее видам, определить долю каждого участника рыночных отношений в конечной цене; предложить рациональные варианты движения продукции от первичного производителя к конечному потребителю, устранить неэффективное посредническое звено, оценить конкурентоспособность продукции.

Необходимо многократно усилить работу по модернизации схемы товародвижения, чтобы субъекты продовольственного комплекса при определении пропорционально-сбалансированной цепочки движения продукции на рынке имели альтернативу. Абсолютная эффективность продовольственной цепочки движения определяется уровнем трансакционных издержек в форме недополученной выручки и долей доходов, приходящихся на каждого субъекта рыночного взаимодействия.

Установленные нами несоответствия между сферами и доходами субъектов агропромышленного рынка позволили разработать модель его пропорционально-сбалансированного развития, заключающуюся в реализации следующих направлений развития:

- рациональное сочетание свободного ценообразования, его саморегулирование и регулирование цен на рынке сельскохозяйственных продуктов государственными органами;

- обеспечение эквивалентного товарно-денежного обмена и паритетности доходов между всеми участниками производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Следует решать вопросы, связанные с созданием равных экономических условий для всех товаропроизводителям независимо от форм собственности и хозяйствования, создать условия паритетности цен и расширенного воспроизводства в аграрном секторе.

318

Считаем, что необходима переориентация на формирование целостной и взаимосвязанной системы поддержки и протекционизма товаропроизводителей и потребителей сельскохозяйственной продукции. Это будет способствовать реализации стратегии продовольственной безопасности региона и страны в целом.

Устранение потерь в цене, полученных в результате невыгодной сбытовой цепочки, позволит увеличить долю доходов от 6,6 до 21,9% в зависимости от размера субъекта агропро-довольственного рынка.

Заключение

Зависимость экономических показателей деятельности субъектов агропродовольствен-ного рынка от качества рыночной эффективности определяется выбором рациональной цепочки движения сельскохозяйственной продукции на рынке Омской области. Для выбора эффективной модели движения сельскохозпродукции на рынке Омской области, определяемой ценой, сроками расчетов, географическим показателем эффективности, количеством посредников, размерами закупок, субъектам агропродовольственного рынка нужна совершенная система рыночной информации. Исследование показало: структура цепочки движения продукции на рынке - предельно короткая или многоступенчатая, зависит это от субъекта рынка, вида продукции, конкретного рынка, его емкости и географических размеров, она должна обеспечивать максимальный эффект в виде прибыли и пропорционально-сбалансированное развитие агропродовольственного рынка.

Список литературы

1. Полонкоева, Л.М. Приоритеты развития сельскохозяйственного производства в условиях рыночного ценообразования : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Полонкоева Людмила Магомедовна ; [Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. - М., 2009. - 171 с.

2. Шумакова, О.В. Формирование информационной инфраструктуры рынка аграрной продукции (на материалах Омской области) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Шумакова Оксана Викторовна. - Омск, 2004. - 196 с.

3. Государственный заказ (State order) [Электронный ресурс] // http://forexaw.com/TERMs/Exchan-ge_Economy/Macroeconomic_indicators/Production/l706 (дата обращения: 03.02.2016).

4. События рынка капиталов и комментарии аналитиков. Госзакупки в России в 2014 г. снизились на 10% [Электронный ресурс] // http://www.rcb.ru/news/270818/ (дата обращения: 03.02.2016).

5. Система органов государственной и муниципальной власти [Электронный ресурс] // http://www.pan-dia.ru/text/78/002/10370.php (дата обращения: 03.02.2016).

Шумакова Оксана Викторовна, доктор экон. наук, профессор, ректор Омского ГАУ, e-mail: adm@-omgau.ru.; Крюкова Ольга Николаевна, старший преподаватель кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля Омский ГАУ; тел. 65-26-66; Россия, 644008, Омск, Институтская пл., 1; e-mail: kryukova-o@mail.ru.

SUMMARY

O. V. Shumakova, O.N. Kryukova

Optimization of parameters of structure of the income of subjects of the agrofood market

Each commodity market has the features of merchandising defining nature of activities for planning, the organization and control of physical movement of goods from places of their production to use places. Development of the food market is connected with improvement of organizational and economic relationship between participants of the market, development of rational schemes of merchandising, improvement of technology of processing of food staples, complex use of all components of the delivered product, a choice of economic types of transport for each

319

type of production, minimization of costs of transportation and storage, etc. The optimum parameters of structure of the income of subjects of the agrofood market providing its proportional balanced development due to creation of equal economic conditions to all producers irrespective of forms of ownership and managing along with price tools in creation of an equal share of the prices and conditions of expanded reproduction that will allow to provide effective development of the agrofood market are proved. Elimination of the losses in the price received as a result of an unprofitable marketing chain will allow to increase a share of the income from 6,6 to 21,9% depending on the extent of subject of the agrofood market.

Keywords: agrofood market, subjects of the market, income, chain of the movement of agricultural production.

Shumakova Oksana Viktorovna, Dr. Econ., Sci., Prof., rector of Omsk SAU, e-mail: adm@omgau.ru.; Kryukova Olga Nikolaevna, the senior teacher of chair, economies, accounting and financial control of OMGAU. Russia, 644008, Omsk, Institutskaya Square, 1; ph. 65-26-66, kryukova-o@mail.ru.

УДК 338

О.В. Шумакова, М.В. Кутузова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

На современном этапе развития одной из важнейших целей социально-экономической политики государства является создание условий для устойчивого развития сельской местности. Это вызвано сложными проблемами, нерациональным использованием природных ресурсов, ухудшением демографической ситуации, низким уровнем занятости и доходов населения. Анализ уровня социально-экономического развития муниципальных районов Омской области за 2009-2013 гг. выявил сокращение численности сельского населения на 8,7%, рост коэффициента демографической нагрузки в 1,24 раза. С целью обеспечения устойчивого развития сельской местности региона предлагается организационно-экономический механизм, представляющий собой комплекс взаимосвязанных организационных, экономических и административно-управленческих инструментов, обеспечивающих необходимые условия для эффективного функционирования социально-экономических отношений. Показана роль сектора мониторинга устойчивого развития, взаимодействующего с организационными структурами и информационными ресурсами. Регулярный мониторинг позволяет определять социально-экономический потенциал сельских районов и уровень их устойчивости.

Ключевые слова: занятость, доходы населения, муниципальный район, устойчивое развитие сельской местности.

Введение

Для таких понятий, как «сельские территории», «сельская местность», их «устойчивое развитие» и др., пока не сложилось единого определения ни в научной литературе, ни в действующих нормативно-правовых документах [1]. В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель [2]. Кроме того, предлагаются авторские определения устойчивого развития сельских территорий. В сложившейся ситуации ограничивается возможность создания единого направления исследований и разработки мероприятий по ре-

© Шумакова О.В., Кутузова М.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.