Научная статья на тему 'Экологизация дизайн-образования в высшей школе России (компетентностный подход)'

Экологизация дизайн-образования в высшей школе России (компетентностный подход) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее профессиональное образование / экологизация образования / компетентностный подход / средовой дизайн / дизайн-образование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саундерс О. В.

В статье изложен компетентностный подход к экологизации высшего профессионального дизайн-образования в России, позволяющий раскрыть содержание общепрофессиональных и профильно-специальных компетенций выпускника-дизайнера в отношении экологической составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the competent way of incorporating ecology into higher professional education of designers in Russia and describes the content of mainstream and specific competencies that design professionals should have.

Текст научной работы на тему «Экологизация дизайн-образования в высшей школе России (компетентностный подход)»

ЭКОЛОгаЗАЦИЯ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ

(компетентностный подход)

Работа представлена кафедрой психологии и педагогики Невского института управления и дизайна.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. Б. Трофимов

В статье изложен компетентностный подход к экологизации высшего профессионального дизайн-образования в России, позволяющий раскрыть содержание общепрофессиональных и профильно-специальных компетенций выпускника-дизайнера в отношении экологической составляющей.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, экологизация образования, компетентностный подход, дизайн, средовой дизайн.

The article shows the competent way of incorporating ecology into higher professional education of designers in Russia and describes the content of mainstream and specific competencies that design professionals should have.

Key words: higher professional education, competent method, urban design, built environment, ecology as a part of professional curriculum.

Экологическая доктрина России, утвержденная Правительством РФ в 2002 г., полностью соответствует триединой концепции устойчивого эколого-социально-экономи-ческого) развития (sustainable development), сформулированной в докладе «Наше общее будущее», сделанном Международной комиссией по окружающей среде и развитию. В этой связи информационные и образовательные аспекты приобретают доминирующий и системогенерирующий характер как основные факторы устойчивого развития цивилизации [4]. Особое значение при этом приобретает экологическое образование, призванное воспитывать гражданскую ответственность как перед собственным отечеством, так и перед обитаемым общим домом - планетой Земля. Экологизация образования, являясь органичной частью системы образования в целом и выступая как подсистема общей системы непрерывного образования, подразумевает, в свою очередь, процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование целостного мировоззрения, системы научных, практических знаний и умений, ценностных ориентации, нравственноэтических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.

Особую актуальность в этой связи приобретает экологическое образование будущих дизайнеров, от которых во многом зависит формирование (создание) среды обитания человека, способ взаимодействия с миром природы. К сожалению, в данной момент экологической подготовке будущих дизайнеров уделяется недостаточное внимание, будущие специалисты получают поверхностное представление об окружающей среде и ее влиянии на человека.

Создание мирового сообщества с единым экономическим, политическим, образовательным и культурным пространством означает все более тесное взаимодействие государств, и этот прогрессивный процесс

зависит во многом от навыков межкультур-ного общения, социального взаимодействия, в конечном итоге от сближения образовательных систем и внедрения единых стандартов оценки результатов образования.

Развитие высшего профессионального образования в рамках развертывания в России «болонских» реформ предполагает освоение компетентностного подхода при разработке государственных образовательных стандартов, в том числе и при разработке государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства по направлению «Дизайн» (профиль: сре-довой дизайн).

Компетентностный подход - это социальный заказ общества на грамотных профессионалов, способных проявлять активность в меняющихся условиях нового типа экономики. Компетентностный подход можно рассматривать как единство теоретического знания и практической деятельности, как универсальный язык для описания результатов образования на мировом уровне. Использование компетенций как главных целевых установок при подготовке специалиста с высшим образованием означает существенный сдвиг в сторону личностно ориентированного обучения, попытку реализовать деятельностно-практическую и культурологическую составляющие образования, перейти от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции.

Проблема определения перечня компетенций, входящих в модель специалиста, которыми должен обладать современный выпускник, до сих пор до конца не решена. В то же время существует как теоретический, так и практический опыт определения перечня и состава компетенций и в нашей стране, и зарубежом (В. И. Байденко, И. А. Зимняя и др.) [1; 2; 3; 5]. Тем не менее многие исследователи считают, что в модель выпускника, ориентированную на самообразование и творческую деятельность, должны вхо-

Экологизация дизайн-образования в высшей школе России

дить как универсальные (общенаучные и инструментальные), социально-личностные и культурные компетенции, так и профессиональные (общепрофессиональные и профильно-специальные).

Следуя рекомендациям по разработке федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения в компетентностном формате [1; 5] при формулировании требований по освоению общепрофессиональных и профильно-специальных компетенций по направлению «Дизайн» и соглашаясь с рекомендованным к использованию глоссарием, в дальнейшем считаем, что:

• направление подготовки - совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;

• профиль - совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержания;

• компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

• результаты обучения - усвоенные знания, умения и освоенные компетенции.

Анализ существующих проектов ФГОС ВПО третьего поколения показал, что экологическая составляющая в данных проектах представлена недостаточным образом. В связи с этим попытаемся представить возможный вариант состава компетенций, которые непосредственным образом взаимосвязаны с экологизацией дизайн-образования и входят в блоки требований к результатам освоения общепрофессиональных и профильно-специальных компетенций при подготовке дизайнеров.

Таким образом, выпускник по направлению подготовки «Дизайн» в соответствии

с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в проекте ФГОС ВПО, наряду с общенаучными, социальноличностными и культурными компетенциями должен обладать общепрофессиональными и профильно-специальными компетенциями, среди которых необходимо выделить следующие экологические составляющие:

1. Осознание роли, ответственности и особенности профессиональной деятельности дизайнера как системообразующей и организующей деятельности, целью которой является гармонизация среды обитания.

2. Готовность учитывать при проектировании весь комплекс факторов, обусловливающих решение проектной задачи (социальных, культурных, технологических, экологических, эргономических и т. п.); организовывать работу в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда; мыслить категориями экономической культуры и экологии, проектными категориями «равновесия», соизмеряя их с примерами живой природы.

3. Способность применять теоретические знания, базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, о принципах оптимального природопользования и охраны природы, об основах биологии человека и охране здоровья к задачам профессиональной деятельности; применять на практике знание принципов биоэтики, понимать социальные и экологические последствия своей профессиональной деятельности.

4. Умение обосновать морально-этические принципы взаимодействия человека с природой и применять их в жизни.

5. Понимание особенностей средовой организации пространств в истории культуры, роли экологической архитектуры и экологического дизайна в формировании современного общества; проблем видеоэкологии, адаптации и персонализации среды.

6. Владение методами экоэргономиче-ского анализа средовых ситуаций и компонентов среды; методами экопроектирования оборудования и средств благоустройства средовых объектов и систем; основами экоэргономического проектирования в дизайне среды.

7. Знание:

• правовых основ исследовательских и проектных работ, законодательства РФ в области охраны природы и природопользования;

• комплекса функциональных условий, экологических, эргономических требований, влияния материала, конструкции и технологии производства на форму объекта проектирования; основ формирования гармоничной среды, их зависимости от оборудования и наполнения средовых объектов;

• инструментов и форм эстетического и экологического контроля архитектурнодизайнерских решений, средств их преобразования и корректировки;экологических принципов природопользования, экоза-щитной техники и технологии, экологических методов формирования городской и сельской среды, прогрессивных методов организации работ;

• основ проектирования транспортной среды; методов учета взаимодействия технических, экологических и природных факторов при проектировании, комплексного использования отделочных и конструктивных, в том числе экологически чистых, материалов в композиции среды;

• национальных и эколого-социальных факторов формирования гармоничных ландшафтных комплексов; декоративной организации пространственных структур, специфики применения визуальных коммуникаций и декоративных решений, органич-

но вписывающихся в природную и искусственно созданную среду, выполненных из материалов, не причиняющих вреда здоровью человека и окружающей среде;

• экологических, эргономических, эстетических, прагматических, экономических требований при проектировании оборудования предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды;

• технических и технологических характеристик основных видов и типов оборудования, типологий конструкций, материалов, технологий, формообразований экологически чистых объектов среды, основ конструирования биомебели;

• особенностей проектирования электротехнических, энергосберегающих и ресурсосберегающих изделий и сантехники, оборудования рабочего места, с учетом экологических и эргономических особенностей;

• задач экоэргономики как науки о взаимодействии человека и окружающей его бытовых, технических, организационных и иных предметно-пространственных систем; методов экоэргономики и возможностей их использовании в средовом проектировании (в быту, на производстве, в городской среде, специфических видах систем: визуальных, информационных, систем управления).

Общепрофессиональные и профильноспециальные компетенции в совокупности с общенаучными, социально-личностными и культурными компетенциями служат фундаментом, обеспечивающим выпускнику мобильность на рынке профессионального труда, подготовленность к продолжению образования на магистерской ступени ВПО, а также в сфере дополнительного и послевузовского образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: МГУ, 2006.

2. Байденко В. И. Болонский процесс: поиск общности Европейских систем высшего образования (проект TUNING). М.: МГУ, 2006.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Рлектрон-ный ресурс]. - Режим доступа: http://aspirant.rggu.ru/article.

4. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ. М., 1989.

5. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: Методические рекомендации для руков. УМО вузов РФ: проект / Авт.-сост.: В.И. Байденко и др. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства, специальность 070601.65 (052400) - Дизайн. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.