Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки бакалавра дизайна в условиях компетентностного подхода'

Особенности профессиональной подготовки бакалавра дизайна в условиях компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ДИЗАЙНА / СПЕЦИФИКА ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / BACHELOR OF DESIGN / SPECIFIC FEATURES OF DESIGN ACTIVITIES / GENERAL CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкиль Ольга Сергеевна

В данной статье раскрываются особенности профессиональной подготовки бакалавра дизайна, определяются квалификационные требования к профессиональной компетентности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкиль Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS OF DESIGN UNDER THE CONDITIONS OF COMPETENCE APPROACH

The article discusses special features of the vocational training of Bachelors of Design. The author defines eligibility requirements to professional competency of the future specialists.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки бакалавра дизайна в условиях компетентностного подхода»

УДК 37 Шкиль Ольга Сергеевна

старший преподаватель кафедры дизайна Амурского государственного университета dom-hors@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ДИЗАЙНА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Shkil Olga Sergeevna

Senior Lecturer of the Design Department, Amur State University dom-hors@mail.ru

PECULIARITIES OF THE VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS OF DESIGN UNDER THE CONDITIONS OF COMPETENCE APPROACH

Аннотация:

В данной статье раскрываются особенности профессиональной подготовки бакалавра дизайна, определяются квалификационные требования к профессиональной компетентности будущего специалиста.

Ключевые слова:

бакалавр дизайна, специфика дизайнерской деятельность, общекультурные и профессиональные компетенции.

Summary:

The article discusses special features of the vocational training of Bachelors of Design. The author defines eligibility requirements to professional competency of the future specialists.

Keywords:

Bachelor of Design, specific features of design activities, general cultural and professional competences.

Одной из основных задач модернизации системы высшего профессионального образования является подготовка профессионально компетентного специалиста, способного адаптироваться в сложных социокультурных обстоятельствах. В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда, проблема профессиональной подготовки бакалавра дизайна становится особенно актуальной. Об этом свидетельствуют многочисленные работы в этой области: Ю.В. Веселовой, С.А. Муртазиной, Я.В. Новиковой, О.П. Андреевой, О.Ю. Прудовской, Е.Б. Анфимовой, П.Н. Медведева и других исследователей.

В условиях компетентностного подхода возникает необходимость пересмотра и переосмысления содержания профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста в области дизайнерской деятельности.

Главным инструментом обеспечения профессиональной подготовки бакалавров дизайна является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Дизайн» (2009 г.).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО целью обучения бакалавров дизайна является подготовка квалифицированного специалиста в области дизайна, обладающего профессиональными компетенциями, умеющего принимать самостоятельные решения в различных ситуациях, прогнозировать их последствия, способного к конструктивному сотрудничеству, постоянному профессиональному росту и самосовершенствованию [1, с. 5].

Отличительная особенность профессиональной деятельности бакалавра дизайна заключается не только в том, что это творческий процесс, связанный с проектированием и разработкой объектов дизайна, но и сочетающий в себе художественную, научно-исследовательскую, педагогическую деятельность.

Специфика деятельности дизайнера определяется объектами дизайна, которые представляют собой целостные предметно-пространственные комплексы, удовлетворяющие утилитарным и духовным потребностям человека.

Специфика дизайнерской деятельности определяет особенности профессионального обучения бакалавра дизайна, предусматривающее подготовку выпускника к проектной, художественной, организационной, управленческой, информационно-технологической, и педагогической деятельности, то есть к специфическим формам дизайнерской деятельности, отличающимся областью приложения профессиональных знаний.

В связи с этим будущие бакалавры дизайна в своей профессиональной деятельности должны решать следующие профессиональные задачи: разработка и выполнение эскизов, дизайн-проектов, объектов дизайна на основе методов дизайн-проектирования, эргономики и антропометрии, основ изобразительного искусства, проектной графики, компьютерных технологий в различных сферах дизайнерской деятельности (в графическом, промышленном дизайне, дизайне среды, ландшафтном дизайне, дизайне интерьеров); деятельность в промышленном производстве с применением знаний в области инженерно-технологического конструирования и

макетирования, технологии изготовления продуктов дизайна; осуществление управления в дизайнерских фирмах и организациях; преподавательская работа.

Особенности и эффективность профессиональной подготовки бакалавра дизайна зависят от соответствия содержания образования запросам профессиональной сферы и потребностям общества. По мнению П.Ф. Анисимова, целью взаимодействия учреждений высшего профессионального образования и социальных партнеров является выделение ключевых позиций для решения задач профессиональной и социальной адаптации выпускников [2, с. 3]. Важным является определение основных требований к профессиональной компетентности будущих специалистов с учетом запросов рынка труда.

При определении квалификационных характеристик бакалавра дизайна мы опирались на результаты опроса работодателей, проведенного в городе Благовещенске в 2012 г. Выборка составила 50 человек. В опросе участвовали руководители архитектурно-дизайнерских фирм, рекламных агентств, дизайн-студий и дизайн-мастерских.

Требования работодателей мы условно разделили на три группы: профессиональноважные качества (таблица 1); личностные качества, интересы и склонности (таблица 2); качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности дизайнера (таблица 3).

Таблица 1 - Требования работодателя к профессионально-важным качествам дизайнера

Качества Ранг %

Знание новейших компьютерных технологий 1 66

Опыт работы 2 58

Умение рисовать 3 53

Теоретические знания в области художественных и технических дисциплин 4 50

Навыки проектирования 5 44

Наличие среднего специального или высшего образования 6 32

Способность к конструированию и макетированию 7 24

Знание технологии производства, материалов 8 20

Умение работать в коллективе 9 16

Развитый эстетический и художественный вкус 10 12

Высокий уровень образного мышления 11 10

Саморазвитие и самообразование 11 10

Самостоятельное ведение проектов 12 8

Знание английского языка 12 8

Знаний стилей и направлений в дизайне, понимание тенденций моды 13 6

Аналитическое мышление 14 4

Таблица 2 - Требования работодателей к личностным качествам, интересам и склонностям дизайнера

Качества Ранг %

Оригинальный, нетрадиционный взгляд на ситуации, предметы, креативность 1 42

Коммуникабельность 2 32

Ответственность 3 30

Аккуратность и точность выполнения задач 4 16

Стрессоустойчивость 5 12

Умение слушать и слышать запрос клиента 6 10

Активная жизненная позиция 6 10

Нацеленность на результат 6 10

Трудолюбие 7 8

Г рамотная речь 7 8

Доброжелательность 8 6

Внимательность 8 6

Исполнительность и дисциплинированность 8 6

Инициативность 8 6

Таблица 3 - Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности дизайнера, по мнению работодателей

Качества Ранг %

Отсутствие художественного вкуса 1 38

Безответственность 2 32

Невнимательность 3 18

Неаккуратность 4 16

Рассеянность 5 12

Сильно развитая близорукость 6 2

Анализ полученных результатов показал, что работодатели на первое место ставят следующие профессиональные качества дизайнера: знание новейших компьютерных технологий и применение их на практике, опыт работы, умение рисовать, теоретические знания в области художественных и технических дисциплин, навыки проектирования, способность к конструированию и макетированию. Среди личностных качеств, способностей и интересов работодатели отмечают креативность, коммуникабельность, ответственность, аккуратность и точность выполнения задач.

Определение ключевых позиций работодателей и требований ФГОС ВПО к профессиональной подготовке специалиста позволило определить следующие общекультурные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у бакалавра дизайна: осознание социальной значимости своей профессии, владение высокой степенью мотивации к осуществлению профессиональной деятельности; готовность к совместной работе в коллективе; способность к восприятию, анализу, синтезу и обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность находить решения в нестандартных ситуациях, готовность нести ответственность; способность осуществлять анализ социальных проблем и процессов; стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, повышению творческого мастерства; владение методами творческого дизайн-проектирования (создание художественного образа, оригинального проекта); владение навыками графического выполнения проектов (поиск эскизов, композиционных решений, практические навыки изобразительного искусства и проектной графики); владение профессиональными навыками (инженерное конструирование, макетирование, знание эргономических и антропометрических методов); владение различными технологическими приемами формообразования объектов дизайна в соответствии с их стилистическими и образными решениями; владение новыми компьютерными технологиями; осуществление управления в сферах деятельности, связанной с дизайн-проектированием; знание и применение основ законодательства и стандартов.

О.П. Андреева отмечает, что профессиональная компетентность будущего дизайнера интегрирует в себе профессиональные, коммуникативные, личностные, мотивационно-ценностные свойства, которые определяют степень овладения профессиональной деятельностью [3, с. 9].

Важным условием формирования профессиональной компетентности бакалавра дизайна является организация образовательного процесса, для которой необходимо создать следующие педагогические условия: организационно-методическое обеспечение процесса обучения с целью овладения теоретическими знаниями в области дизайна; создание творческой образовательной среды на основе взаимодействия всех субъектов учебного процесса; активное вовлечение работодателей в учебный процесс, научно-исследовательскую, творческую работу вуза; использование инновационных технологий.

В Амурском государственном университете (АмГУ) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и учебными планами освоению теоретических знаний в области дизайн-образования способствуют следующие дисциплины общепрофессионального и профессионального циклов: «Технический рисунок», «Цветоведение», «Спецрисунок», «Пропедевтика», «Информационные технологии», «Основы производственного мастерства», «Проектирование», «Материаловедение», «Конструирование», «Компьютерное проектирование».

Для создания творческой образовательной среды на базе АмГУ организуется проведение выставок студенческих работ, фестиваля искусств «АРТ-ПРОСТРАНСТВО-АМУР», активизируется участие в творческих выставках, конкурсах, олимпиадах регионального и международного уровня.

С целью привлечения работодателей города Благовещенска к профессиональной подготовке бакалавров дизайна предусматривается их участие: в обновлении основной образовательной программы направления подготовки «Дизайн»; в проведении учебных занятий по проектированию; в осуществлении комплексных просмотров курсовых и дипломных проектов студентов с целью анализа, аудита и согласования проектных заданий и качества их выполнения; в творческой работе вуза; в проведении производственных практик.

Инновационный подход в деятельности преподавателей АмГУ прослеживается: в применении интерактивного обучения, современных информационных технологий; в способах проверки знаний студентов; в разработке электронных образовательных ресурсов; в применении мультимедийного сопровождения курса лекций.

Проведенное исследование позволило выявить особенности и требования к профессионализму дизайнера, определить педагогические условия формирования профессиональной компетентности бакалавра дизайна.

Данная статья не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы, для решения которой необходимо не только выявить особенности профессиональной подготовки, определить требования к организации образовательного процесса, но и разработать методику формирования профессиональных компетенций бакалавра дизайна в современных условиях.

Ссылки:

1. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Дизайн». М., 2009.

2. Анисимов П.Ф. О задачах вузов по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования // Высшее образование в России. 2010. № Э.

3. Андреева О.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущего дизайнера в вузе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2011.

References (transliterated):

ї. Federal'niy gosudarstvenniy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu «Dizayn». M., 2009.

2. Anisimov P.F. O zadachakh vuzov po perekhodu na urovnevuyu sistemu vysshego professional'nogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № Э.

3. Andreeva O.P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noy kompetentnosti v protsesse podgotovki budush-chego dizaynera v vuze: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. Yoshkar-Ola, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.