Научная статья на тему 'Экологическое образование студентов-дизайнеров в высшей школе России'

Экологическое образование студентов-дизайнеров в высшей школе России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее профессиональное образование / экологизация образования / средовой дизайн / дизайн-образование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саундерс О. В.

В статье аргументируется необходимость экологизации высшего профессионального образования в России и изложен комплексный подход к разработке методики сквозного экологического обучения студентов-дизайнеров (специализация средовой дизайн) в высшей школе РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reasons incorporating of the ecology subject into higher education and highlights the complex approach to development of future designers' continuous ecological education in Russian higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование студентов-дизайнеров в высшей школе России»

О. В. Саундерс

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ

Работа представлена кафедрой психологии и педагогики Невского института управления и дизайна.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. Б. Трофимов

В статье аргументируется необходимость экологизации высшего профессионального образования в России и изложен комплексный подход к разработке методики сквозного экологического обучения студентов-дизайнеров (специализация - средовой дизайн) в высшей школе РФ.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, средовой дизайн, экологическое образование, дизайн-образование.

The article reasons incorporating of the ecology subject into higher education and highlights the complex approach to development of future designers' continuous ecological education in Russian higher educational institutions.

Key words: higher vocational education, environmental design, ecological education, design education.

Развитие экологической культуры непосредственно связано с экологическим образованием. Экологическое образование, в свою очередь, подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, оно направлено на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. Система российского образования немало сделала для того, чтобы ответить на вопрос, какими качествами должен обладать гражданин российского государства.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отражаются общенациональные интересы в сфере образования с учетом общих тенденций мирового развития, в котором информационный и образовательный факторы начинают приобретать доминирующий и си-стемогенерирующий характер как основные факторы устойчивого развития цивилизации [3] и особое значение при этом придается экологическому образованию, которое способствует формированию экологического (ноосферного) мировоззрения. Экологическое образование призвано воспитывать гражданскую ответственность как перед собственным отечеством,

так и перед обитаемым общим домом -планетой Земля.

Экологизация образования должна быть органичной частью системы образования в целом и выступать как подсистема общей системы непрерывного образования.

Учитывая специфику подготовки специалистов в Невском институте управления и дизайна по специальностям и направлениям «Психология», «Коммерция» и «Дизайн», вопрос экологизации образования становится актуальным. В условиях модернизации российского образования, в свете Болонского процесса меняется характер требований, предъявляемых к специа-лис-ту любого профиля. Сегодняшний студент, который завтра станет менеджером, психологом, чиновником, преподавателем, дизайнером и т. п., должен обладать знаниями в области экологии, экологического менеджмента, экологического законодательства. Наличие экологической подготовки -один из основных признаков профессионализма, эти знания становятся необходимыми для большей надежности при формировании бизнес-планов, составлении деловых прогнозов, принятии ответственных решений, для повышения доверия партнеров, клиентов и потребителей, а следовательно, и повышения конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг.

Вопросы экологии должны рассматриваться не только в рамках дисциплины «Экология», преподаваемой в нашем институте, но и при изучении дисциплин общегуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного циклов, таких как «Политология». «Социология», «Философия», "Правоведе; г л t„. «Концепции современного естествознания//, "Безопасность жизнсайятгльности//, «Экономическая география н регионалистика», а также при изучении ©бшепрофессиональных и специальных дисциплин по специальностям «Псиждагая», «Коммерция» и «Дизайн».

Для ©©суждения в рамках указанных burnt штшшпи шжнъ предложить такие

темы, как экологические воззрения на различных этапах развития общества; современный экологический кризис; экология и философия информационной цивилизации; основные сценарии развития человечества; биоцентризм и экоцентризм; экологическая этика; экологическое законодательство РФ и практика его применения; экологические аспекты жизнедеятельности, здоровья и отдыха человека; глобальные и региональные экологические проблемы; международное экологическое сотрудничество; экономическая политика и устойчивое развитие региона; экологический бизнес и предпринимательство в регионе; система налогообложений и инвестиционная политика в экологизации промышленного производства и использовании природных ресурсов; экологический аудит; экологический менеджмент; экологические проблемы и последствия энерго- и ресурсосбережения; экологические проблемы транспорта; экологический риск; экологическое нормирование; экологические преступления; экологоэко-номическая эффективность переработки отходов; современные технологии оптимизации состояния окружающей среды и т. п.

Экологическая проблема не так давно стала осмысливаться как проблема человека, и именно в этом ракурсе выдвигаются сегодня гуманитарные проблемы экологии и глобалистики, и в первую очередь проблемы экологии человека, философской антропологии. На всевозможных конференциях рассматриваются теоретико-методологические проблемы экологизации жизнедеятельности, методики и технологии экологического образования и просвещения, праксис экологической психологии и педагогики, экопсихологический подход в организационном развитии, экологии информационных пространств, психологического оружия и психологической безопасности и т. п.

Дизайн, существуя на границе природы и культуры, превращает природную данность в «трансформированное тело»,

организовывая пространство жизни человека. Обустраивая пространство своей жизнедеятельности, человечество изменяет стандарты жизни, разрушает окружающую среду, нарушает экологический баланс. Экологический дизайн не способен вернуть природу к ее докультурному состоянию, а формирует новую предметность, новую действительность, которая позволяет сохранять равновесие между природой и культурой.

Экологическое направление в дизайне имеет свою историю и подразделяется на ряд направлений, среди которых необходимо выделить: экологический стиль в промышленности и на транспорте, в экстерьере (архитектурный, ландшафтный) и в интерьере, в графике, костюме. Если к этому добавить экологически чистое питание и косметику на основе натуральных компонентов, то можно говорить об экологическом стиле жизни, который все более широкое распространение получает в Западной Европе и Северной Америке и находится в зачаточном состоянии в России.

Экологическое направление дизайна может стать фактором, объединяющим человечество в рамках развития экологии среды обитания, экологизации человеческих отношений. Важным направлением в экологизации человеческих отношений становится развитие социально ориентированного дизайна, направленного как на старшие, так и на младшие возрастные группы, инвалидов, субкультурные меньшинства и т. п. Социально ориентированный дизайн призван скорректировать ошибки природы, предлагая данным группам новое качество жизни.

Процесс создания практически любого объекта (системы или единичного предмета потребления) невозможен без осмысления его функции, процесса изготовления и утилизации с соблюдением экологического равновесия. Тем не менее на сегодняшний день при подготовке дизайнеров в российской высшей школе экологически моти-

вированному аспекту проектирования уделяется недостаточное внимание.

Программы подготовки специалистов по специальности «Дизайн» [1] необходимо включить вопросы экологической направленности. Это касается как блока общепрофессиональных, так и специальных дисциплин. Например, рамки дисциплин «История культуры и искусства», «История науки, культуры и техники» позволяют освещать достижения в области современной биоклиматической (экологической) архитектуры, дисциплина «Цветоведение и колористика» органические и неорганические красители, пигменты.

Дисциплина «Введение в специальность» позволяет раскрыть следующие вопросы:

• роль экологической архитектуры и экологического дизайна в формировании современного общества;

• особенности средовой организации пространств;

• историю и тенденции развития школ экодизайна среды.

Дисциплина «Основы теории и методологии проектирования среды» позволяет ввести понятие о экодизайне средовых объектов и систем; раскрыть:

• процесс и методику средового экопро-ектирования;

• учет комплекса фукциональных условий экологических и эргономических требований;

• влияние материала, конструкции и технологии производства на форму объекта проектирования;

• социально-экономические аспекты формирование образа среды.

В дисциплине: «Инженерно-технологические основы дизайна среды» предусмотрены такие дидактические единицы, как:

• биосфера и человек, экосистемы, экология и здоровье человека, экологические принципы природопользования;

• экозащитная техника и технология, экологические методы формирования городской и сельской среды;

• прогрессивные методы организации работ, современные экологические технологии, основные виды работ;

• выбор территорий и ее планировки, организация водоотвода;

• основы инженерной подготовки территорий, инженерного и санитарного благоустройства;

• городской, пассажирский и грузовой транспорт, пути сообщения, их пересечения, классификация и технические параметры, внешний и пригородный транспорт, тенденции развития транспортной среды, наносящий минимальный вред экологии;

• природно-климатические условия, формирование светового, теплового и акустического климата и микроклимата, санитарно-гигиенические требования; проектирование естественного и искусственного освещения, инсоляции и солнцезащи-ты, основы проектирования комфортной звуковой среды, расчет звукоизоляции, снижение шума в застройке и акустике залов, тепловая характеристика среды, тепловой баланс, вентиляция и кондиционирование воздуха, отопление зданий и сооружений, основы энергосбережения, водоснабжение и канализация населенных мест и зданий;

• вертикальный транспорт и автоматизированные системы управления инженерным оборудованием в среде;

• инженерная подготовка территорий садов, парков, инженерное оборудование ландшафтных комплексов в интерьерах и в городской среде, учет взаимодействия технических и природных факторов при проектировании.

Дисциплина «Типология форм архитектурной среды» позволяет при систематизировании и классифицировании средовых объектов останавливать внимание студентов на экологических (органических) архитектурных объектах.

Дисциплина «Конструирование в дизайне среды» дает возможность освещать:

• безопасные в экологическом отношении конструктивные системы; материалы, трансформирующие ограждения и покрытия;

• инженерное оборудование;

• элементы отделки и декоративных решений и т. д.

Дисциплина «Макетирование в дизайне среды» позволяет обучить применению различных экологически чистых материалов и видов покрытий при изготовлении макетов на разных стадиях проектирования.

Дисциплина «Проектирование в дизайне среды» раскрывает подходы и средства экодизайна-проектирования.

Дисциплина «Архитектурно-дизайнерское материаловедение» дает возможность ознакомить студентов с экологически чистыми конструктивными, энергосберегающими материалами; декоративными, отделочными, в том числе лакокрасочными, материалами, безопасными для здоровья человека.

Раскрытие всех дидактических единиц дисциплины «Ландшафтное проектирование среды» позволяет обучать методам проектирования, направленным на сохранение природных комплексов, микроклимата и т. п.; элементам рельефа, мощения, водных устройств, озеленения. Раскрывать их взаимосвязь с компонентами благоустройства, малыми архитектурными формами, элементами оборудования и наполнения инте-рьерных и открытых пространств. Комплексность формирования ландшафтных, дизайнерских и инженерных решений рассматривать применительно к экосреде.

При преподавании дисциплины «Дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды» необходимо рассказать о тех формах визуальной коммуникации и произведениях монументально-декоративного искусства, которые будут органично вписываться в природную среду и выполняться из конструкций и материалов, не причиняющих вред человеку и окружающей среде.

Дидактические единицы дисциплины «Оборудование и благоустройство средо-вых объектов и систем» полностью позволяют разработать программу обучения, которая соответствует основному направлению обучения - экодизайну. Приведем наиболее яркие дидактические единицы, которые могут стать самостоятельными разделами и темами при преподавании данной дисциплины:

• взаимодействие экологических, прагматических и эстетических задач проектирования оборудования, предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды;

• функциональные основы формирования отдельных групп оборудования, наносящего минимальный вред здоровью человека (мебель, сантехническое, светотехническое, технологическое оборудование), оборудование жилых, общественных и промышленных зданий, оборудование для городской и ландшафтной среды, инженерных объектов и сооружений, малые архитектурные формы;

• технические и технологические характеристики основных видов и типов оборудования, типология конструкций, материал, технология и формообразование экологически чистых объектов среды, основы конструирования биомебели;

• особенности проектирования электротехнических, энергосберегающих и ресурсосберегающих изделий и сантехники;

• оборудование рабочего места, с учетом экологических и эргономических особенностей;

• традиционное и современное оборудование в интерьере;

• дизайн интерьеров с использованием экологически чистых материалов, компьютерного управления средой;

• новые формы технологического оборудования;

• композиционные приемы комплексного предметно-пространственного проектирования;

• информационные, аудиовизуальные, светоцветовые системы оснащения интерьеров, обеспечение микроклимата, специальное эксплуатационное оборудование;

• примеры экопроектирования.

Дисциплина «Основы эргономики в дизайне среды» позволяет все дидактические единицы раскрывать с позиций экоэргоно-мики:

• задачи экоэргономики как науки о взаимодействии человека и окружающих его бытовых, технических и организационных предметно-пространственных систем;

• методы экоэргономики, их развитие и использование в средовом проектировании;

• экоэргономика в быту, на производстве, в городской среде, специфические виды экоэргономических систем (визуальные, информационные, системы управления);

• понятие о видеоэкологии;

• проблемы адаптации и персонализа-ции среды;

• дизайн элементов экоэргоносистем;

• основные формы экоэргономического анализа средовых ситуаций и компонентов среды, экоэргономическое проектирование.

В соответствии с действующим на сегодняшний день Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Дизайн» блокам общепрофессиональных и специальных дисциплин отводится около 3600 академических часов и среди них основной дисциплине - проектированию 1700 академических часов. Это вполне достаточно для качественного обучения будущих специалистов в рамках данной специальности.

Целью дизайн-образования является формирование у студента гибкого, самоорганизующего творческого подхода, позволяющего ему решать любые сложные проблемы как индивидуально, так и в коллективе, научить его мыслить категориями экономической культуры и экологии, мыслить проектными категориями «равновесия», соизмеряя их с примерами живой природы.

Проектируя средовые объекты, студент-дизайнер должен знакомиться с огромным многообразием потребностей личности, ее интересами и устремлениями, учитывать, взаимосвязывать, изучать весь комплекс факторов, обусловливающих решение проектной задачи, социальных, культурных, технологических, экоэргономических и т. п.

Анализ программ подготовки специалистов в зарубежных и в отечественных школах дизайна позволяет сделать вывод, что имеется значительный задел, позволяющий в процесс обучения проектированию на всех стадиях вносить экологическую составляющую. Например, на стадии пропедевтики можно вспомнить задания Баухауза на безотходную технологию материала и рациональное мышление; в дальнейшем можно рекомендовать проектирование с использованием в качестве исходных компонентов формообразования вторичного сырья, регенерируемых деталей и узлов, отходов производства и т. п. Интересные проектные работы выполняются студентами АрхИ ДВГТУ в рамках курса «Экодизайн» и теоретико-практического учебного курса «Экологическая архитектура и дизайн» под руководством архитектора П. А. Казанцева [2], где особое внимание уделяется вопросам возобновляемой энергетики и ресурсосберегающим технологиям, биоклиматической архитек-

туре и т. д. Institut furBaubiologie + Oekologie Neubeuern IBN (Германия) [4] при обучении проектированию особое внимание уделяет подготовке специалистов, которые в своей практической деятельности применяют экологически чистые строительные, лакокрасочные и шумопоглащающие материалы, предусматривают защиту от электромагнитного и радиоактивного излучения, используют знания «психологического микроклимата жилья», экологии жилища и т. д.

Практическая реализация экологической направленности дизайнерского образования приведет к тому, что в учебном процессе необходимо будет решать широкий спектр проблемных ситуаций. В результате студенты будут нарабатывать навыки и знания по решению различных экологических проблем. Это могут быть как частные задачи, направленные на решение конкретных проблем экологической обусловленности того или иного проекта, так и более глобальные, связанные с высокой степенью технологической обеспеченности. Много-аспектность экологических объектов и решаемых задач вынудит студента не только применять весь комплекс знаний и умений, полученных на курсах общегуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, но и обогащать эти знания, получать новые навыки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства, специальность 070601.65 (052400) - Дизайн. М., 2005.

2. Казанцев П. А. Курс экологической архитектуры и дизайна в институте архитектуры, искусств и дизайна ДВГТУ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fentu.ru/ content/ view/ 955/213.

3. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ. М., 1989.

4. Schneider A. Fernlehrgang Baubiologie. Neubeuern, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.