Научная статья на тему 'Эффективность применения естественной анималотерапии в образовательном процессе системы дополнительного образования детей младшего школьного возраста'

Эффективность применения естественной анималотерапии в образовательном процессе системы дополнительного образования детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология естественной анималотерапии / дополнительное образование / интеграционный подход / психотерапевтическая помощь. / technology of natural animal therapy / further education / integrative approach / psychotherapeutic help.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пигорь Ирина Анатольевна

Анималотерапия – эффективный метод работы с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного образования, который формирует не только экологическое воспитание, но и положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пигорь Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICACY OF NATURAL ANIMAL-ASSISTED THERAPY IN EDUCATIONAL PROCESS OF SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Animaloterapiya – effective method of work with children of primary school age in the system of additional education that forms not only environmental education, but also positively affects the development of intellectual abilities of the child. Which further leads to successful adaptation and socialization.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения естественной анималотерапии в образовательном процессе системы дополнительного образования детей младшего школьного возраста»

УДК 373.2

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ АНИМАЛОТЕРАПИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пигорь Ирина Анатольевна.

Россия, Краснодарский край, г.Усть-Лабинск, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования станция юных натуралистов муниципального образования Усть-Лабинский район, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории, Roman2191@yandex.ru.

Аннотация. Анималотерапия - эффективный метод работы с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного образования, который формирует не только экологическое воспитание, но и положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Ключевые слова: технология естественной анималотерапии, дополнительное образование, интеграционный подход, психотерапевтическая помощь.

THE EFFICACY OF NATURAL ANIMAL-ASSISTED THERAPY IN EDUCATIONAL PROCESS OF SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF

CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Pigor Irina.

Russia, Krasnodar region, Ust-Labinsk Municipal budget institution of additional education station of young naturalists of the municipal formation Ust-Labinsk district, teacher of additional education the first qualification category, Roman2191@yandex.ru

Abstract. Animaloterapiya - effective method of work with children of primary school age in the system of additional education that forms not only environmental education, but also positively affects the development of intellectual abilities of the child. Which further leads to successful adaptation and socialization.

Key words: technology of natural animal therapy, further education, integrative approach, psychotherapeutic help.

В современных условиях развития системы образования возникает целый ряд проблем, связанных с неуклонно возрастающим уровнем «школьных трудностей» у учащихся, приводящим к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, снижению социально психологической адаптации и успешности в обучении. Экзогенными причинами такого явления могут являться неблагоприятные социально экономические, экологические и социо-культурные условия роста и развития ребёнка.

Эндогенными причинами считают отрицательное воздействие систематически и длительно школьных факторов риска, как то: стрессовая

тактика педагогических воздействий, чрезмерная интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей, нерациональная организация учебного процесса. Это и генетические факторы, и степень зрелости структурно функциональных систем мозга, сформированность высших психических функций. По данным Института возрастной физиологии РАО 90% детей страны имеют различные отклонения в состоянии здоровья; трудности в обучении испытывают до 40% школьников [4, 19].

Дополнительное образование детей - совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики. Эмоциональная насыщенность - еще одна особенность развития дополнительного образования детей. Ее важность объясняется необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально -нравственного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте [2, с.75]. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира. Эмоционально-нравственное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе подготовки и посещения выставок, экскурсий, участия в экспедициях. Сложившаяся ситуация и всё более возрастающие показатели уровня тревожности школьников заставляют педагогов искать новые подходы в разрешении возникающих у учащихся проблем, создавать безопасные, эффективные, терапевтичные и здоровьесберегающие технологии, одной из которых, является естественная анималотерапия.

Анималотерапия (от латинского «animal» - животное) - вид терапии, использующий настоящих животных (безопасных для общения) и их образы, рисунки, игрушки для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики, положительное действие которого на человека подтверждено экспериментами [3, с.5].

Анималотерапия открывает широкие возможности в лечении и профилактике множества заболеваний. Несколько основных функций анималотерапии :

• функция общения: животные в процессе взаимодействия с человеком помогают ему преодолеть чувство одиночества, становясь партнерами в общении, - эта функция считается первостепенной;

• психофизиологическая функция: общение человека с животными нормализует работу нервной системы и снимает различные проявления стресса;

• реабилитационная функция: взаимодействие человека и животного ускоряет социальную и психическую реабилитацию [3, с.146].

Животные с древних времен были постоянными спутниками людей. О влиянии домашних животных на поведение детей известно давно. Еще в 1969 г. американский психотерапевт Борис Левинсон писал, что животные помогают

сломить враждебное отношение ребенка к окружающему миру и установить коммуникационные связи [1, с.7]. Постоянное общение с животными с юных лет позволяет постичь навыки невербального общения и развивает интуитивное постижение мира. Через взаимодействие с животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т.е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения. Психологи провели масштабное исследование, которое показало, что дети, живущие вместе с кошками, собаками, хомяками и прочей живностью, общительнее и добрее по сравнению с теми, кто играет лишь плюшевыми мишками и пластиковыми зайцами. По их мнению, дети, которые растут без домашних животных в доме, имеют уровень интеллекта ниже, чем сверстники, имеющие питомцев [3,с.58-59].

Исследования показывают, что даже присутствие или посещение животного может помочь ребенку или взрослому в стрессовой ситуации. Р. Фридман в 1983 году обнаружил снижение артериального давления у детей, когда собака присутствовала во время выполнения стрессового задания. Позже Р. Уэллс выявил, что присутствие собаки во время потенциально болезненных медицинских процедур снижает физиологический и психологический уровни дистресса у хронически больных детей. Такие же исследования проводились и с взрослыми. А. Катчер выявил снижение артериального давления во время наблюдения за аквариумными рыбками.

Игра с питомцами, их тренировка и дрессировка, просто зрительное созерцание, воспоминание, воссоздание образа вызывают множество положительных эмоций, умиротворяют ребёнка. Наблюдение за животными и взаимодействие с ними усиливает внимание, настойчивость, стимулирует вербальную и невербальную активность, меняет их поведение в лучшую сторону. Животные как источник интереса со стороны детей могут быть также отвлекающим фактором, снижающим напряжение во многих ситуациях. Особенность занятия состоит в том, что технология позволяет учитывать психоэмоциональное состояние детей и использовать два аспекта композиционного построения: структурный, предполагающий наличие четкого разработанного плана с учетом необходимого времени для всех упражнений, переходов между ними, и процессуальный, позволяющий следить за самим процессом самовыражения детей, отвечать на конкретные их вопросы и уделять большее внимание развитию динамики взаимодействия в группе [5, с.105].

Уже несколько лет используется технология естественной анималотерапии в нашем учреждении дополнительного образования. Она направлена на снятие эмоционального напряжения в период адаптации к школьному режиму, коррекции межличностных отношений у детей испытывающих трудности в общении, а также коррекции эмоциональных проблем, страхов, замкнутости, чувства одиночества и, неадекватной самооценки, агрессивности. Занятия проводятся в живом уголке, где имеется большой аквариум, крысы, мыши, хомяки, морские свинки, кролики, попугаи и домашние птицы.

На занятиях с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения -тревожными, агрессивными, гиперактивными, - на первый план выходит задача

создания позитивной эмоциональной установки на общение с животными, благоприятной среды для расслабления и самовыражения за счет контакта с ручными зверями и птицами. Дети младшего школьного возраста нуждаются в расширении кругозора, в получении знаний об окружающем мире, о законах природы. Анималотерапевтическое занятие обычно длится 30 -40 минут. Перед тем как проводить занятия, необходимо провести подробную психологическую диагностику детей эмоционально-личностных и коммуникативных проблем (негативизм, страхи, неврозы и др.), посредством вербального общения. Группа детей, сформированная для занятий, должна быть одного возраста, не превышающая 10-12 человек. Инновацией следует считать интеграционный подход в выстраивании технологии, а также заявленную тематику работы с её реализацией в системе учебно-воспитательной деятельности дополнительного образовательного учреждения.

Общение с грызунами помогает неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы. Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию. Детей они учат бережному и аккуратному отношению. Грызуны учат своих маленьких хозяев внимательности, терпимости (приходится подстраиваться не только под характер питомца, но и под его режим). Кроликов и морских свинок дети просто обожают, поскольку с ними можно играть не только дома, но и на улице, их можно погладить, подержать на руках, они неприхотливы в питании.

Птицы развивают у детей чувство внимательности, ответственности, терпения. Если у ребенка есть логопедические проблемы, он может частично их решить, тщательно проговаривая трудные слова с пернатым питомцем. Лечебный эффект при общении с птицами заключается здесь в основном в психологии: простом созерцании веселых, щебечущих птиц надежно предохраняет от хандры, меланхолии, депрессивных состояний. А прослушивание их переливчатых трелей и мелодий — замечательное средство от многих нервных болезней, переутомления и апатии. Невропатологи рекомендуют своим пациентам прослушивать птичий щебет во время отдыха или перед сном — средство очень эффективное при целом ряде нервных расстройств. Есть основания полагать, что птицы развивают у детей чувство внимательности, ответственности, терпения. Если у ребенка есть логопедические проблемы, он может частично их решить, тщательно проговаривая трудные слова с пернатым питомцем.

Наблюдение за жителями аквариума положительно сказывается на зрении, человек получает возможность эмоциональной разрядки, отвлекается от проблем. Обитатели аквариума могут научить внимательности и созерцательности, что важно для гиперактивных детей. Влияние этих молчаливых животных на развитие ребенка заключается в том, что на них приятно смотреть, наблюдать за их размеренной жизнью. Такие питомцы идеально подходят для взбалмошных и непослушных детей, ведь они действуют успокаивающе на нервную систему человека. Разглядывая подворный мир, наблюдая за плавающими рыбками, человек успокаивается, расслабляется и восстанавливает силы.

В анималотерапии используются не только животные, но и их изображения и символы. Например, просмотр фильмов о животных или с участием животных -прекрасный способ расслабления, и отключения от ситуации. В психотерапии используются как лечебное средство и звуки животных. Этот метод не нов. Так, еще в Древней Индии «прописывали» в качестве лекарства прослушивание птичьего пения. Работа с образами животных включена во многие виды психотерапии [1,с.89].

Большим успехом у ребят младшего школьного возраста пользуются именно те занятия и мероприятия, в которых используются разнообразные игры, загадки, шарады, кроссворды и другие разнообразные задания с изображениями животных, где учащиеся с большим удовольствием принимают участие. А также само присутствие животных (хомяк в клетке) в классных комнатах во время занятий очень благоприятно сказывается на детской психике. У учащихся стимулируется множество различных видов деятельности: наблюдение и игра, труд, творчество, соревновательный процесс - в результате у ребенка формируется здоровая любознательность, он учится быть наблюдательным, у него развивается фантазия, он учится любить природу. Следует подчеркнуть, что в таких мероприятиях практически нет отстающих, здесь все ребята находятся на одном учебном уровне, вдохновлённые от самого общения с животными.

Практическая значимость данной технологии состоит в гармонизации психоэмоционального состояния детей, снятие невротических расстройств, повышение самооценки, а так же стимуляция развития такого новообразования младшего школьного возраста, как рефлексия развития межличностных отношений и расширение коммуникативной компетентности. Интегрированные занятия способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и могут быть использованы на уроках в начальной школе с использованием интерактивной доски, на развивающих занятиях в системе дополнительного образования.

Библиографический список:

1. Агафонычев В.И. Большая книга лечения с помощью животных./В.И. Агафонычев.-Спб.: Здоровье - это счастье, 2008. - 205с.

2. Герасимова Л. А. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования : дис. .. канд. пед. наук : 13.00.01 / Герасимова Людмила Акремовна. - Оренбург: ООИПКРО, 2003. - 155 с.

3. Харчук Ю.Р. Анималотерапия: домашние животные и наше здоровье / Ю.Р. Харчук. Ростов н/Д:Феникс, 2007. - 320с.

4. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психология ребёнка. М.: Владос. 2000. - 144с.

5. Эйр Л., Эйр Р. Добрая книга о воспитании / Пер. с англ. Н. Григорьевой. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2005.- 208с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.