Научная статья на тему 'Экологическая терапия как коррекционнопедагогический элемент в комплексном подходе при лечении логоневроза у дошкольников'

Экологическая терапия как коррекционнопедагогический элемент в комплексном подходе при лечении логоневроза у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЛОГОНЕВРОЗ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ / ГАРДЕНОТЕРАПИЯ / АНИМАЛОТЕРАПИЯ / LOGONEUROSIS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / ECOLOGICAL THERAPY / ANIMAL-AND GARDEN-ASSISTED THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Ирина Владимировна, Салтан Наталья Владимировна, Гонтарь Оксана Борисовна, Жиров Владимир Константинович

Цели статьи проанализировать отечественный опыт воспитания и обучения дошкольников с логоневрозом; обозначить причины возникновения и проявления данного заболевания; определить проблемы, возникающие при организации коррекционной работы в дошкольном учреждении с учетом современных требований российского законодательства и климатических особенностей регионов; представить возможный вариант решения данных проблем. Методология и методика. В работе использовались методы теоретического анализа и обобщения научно-исследовательских и научно-методических публикаций, а также законодательной базы по проблеме коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Результаты и научная новизна. В публикации описана авторская программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экотерапия для детей в возрасте 5-7 лет с логоневрозом», разработанная сотрудниками лаборатории экотерапии Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н.А. Аврорина. Программа соответствует современным требованиям ФГОС дошкольного образования и ориентирована на воспитателей и логопедов коррекционных групп и логопунктов. В процессе освоения программы ребенок посредством игры сразу включается в поисково-исследовательскую деятельность в области биологии и экологии с визуализацией конечной цели и обязательным практическим материальным воплощением результатов работы. С точки зрения медицинской целесообразности в программу включены специальные дыхательные и релаксационные упражнения, подобранные по тематике занятий. Подтверждена эффективность сочетания в коррекционной педагогике стандартных логопедических приемов и практик с нетрадиционными методами арт-, гардено-, анималотерапии. Указывается на особую актуальность предлагаемых методик в условиях Заполярья региона, где в период выхода из полярной ночи у детей наиболее часто регистрируются обострения не только соматических заболеваний, но и логоневротических приступов. По итоговым заключениям логопедов, благодаря реализации программы более 50% участвовавших в эксперименте дошкольников с диагнозом логоневроз приобрели речевые навыки, соответствующие языковой норме. Практическая значимость. Авторы программы экологической терапии и сотрудники ДОУ, принимавшие участие в эксперименте, выражают уверенность, что предлагаемые методики, позволяющие снять невротические проявления у детей и улучшить их психоэмоциональное состояние через активное развитие сенсомоторных навыков, будут полезны педагогам образовательных и социальных учреждений всех видов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашникова Ирина Владимировна, Салтан Наталья Владимировна, Гонтарь Оксана Борисовна, Жиров Владимир Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL THERAPY AS CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL ELEMENT OF INTEGRATED APPROACH IN THE TREATMENT OF LOGONEUROSIS AMONG PRESCHOOL CHILDREN

The aims of the publication are: to analyse domestic experience of education and training of preschool children with logoneurosis; to designate the causes and displays of this disease; to define the problems arising through organization of correctional work in preschool institution taking into account modern requirements of the Russian legislation and climatic features of regions; to present a possible version of the solution of these problems. Methods. The methods of theoretical analysis and generalization of scientific, methodical publications, and legislative base on a problem of correctional work on stuttering among preschool children are used. Results and scientific novelty. The authors’ program of additional education with the correctional elements «Ecotherapy for Children at the age of 5-7 years with Logoneurosis» developed by the staff of the Ecotherapy Laboratory of the Polar Alpine Botanical Garden Institute named after N.A. Avrorin is described in the publication. The program complies with the modern requirements of Federal State Educational Standard of preschool education and is focused on tutors and speech language therapists of correctional groups and logocentres. In the course of mastering the program, a child by means of a game at once joins in search-investigative activity in the field of biology and ecology with visualization of an ultimate goal and obligatory practical material realization of results of work. From the point of view of medical expediency, the program has included the special breathing and relaxation exercises which are picked up for the lesson topic. The efficiency of a combination in correctional pedagogics of standard logopedic methods and the practise with nonconventional methods of art-, garden-, and animal-assisted therapy is confirmed. Special relevance of the proposed techniques and methods in the conditions of the Polar region (the region, wherein during the period of an exit from polar night) is stated; most often not only somatic diseases but also logoneurotic attacks are registered among children. According to concluding observations of logopedists, through this program implementation, more than 50% of the preschool children participating in an experiment with the diagnosis of logoneurosis acquired the speech skills meeting language norms. Practical significance. The authors of the program of ecological therapy and staff of preschool educational institutions participating in the experiment, express confidence that the proposed techniques and methods allowing to remove neurotic manifestations among children and improve their psycho-emotional state through active development of sensorimotor skills, will be useful to teachers of educational and social institutions of all types working with children of preschool and younger school age.

Текст научной работы на тему «Экологическая терапия как коррекционнопедагогический элемент в комплексном подходе при лечении логоневроза у дошкольников»

СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 376.37

Калашникова Ирина Владимировна

младший научный сотрудник лаборатории экотерапии и образовательных программ Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты (РФ). E-mail: Isha81@yandex.ru

Салтан Наталья Владимировна

кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории декоративного цветоводства и озеленения Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Ав-рорина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты (РФ). E-mail: saltan. natalya@mail. ru

Гонтарь Оксана Борисовна

кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора по научной работе, заведующая лабораторией экотерапии и образовательных программ Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты (РФ). E-mail: gontar_ob@mail.ru

Жиров Владимир Константинович

член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, профессор, директор Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты (РФ). E-mail: v_zhirov_1952@mail.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ КАК КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЛОГОНЕВРОЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Цели статьи - проанализировать отечественный опыт воспитания и обучения дошкольников с логоневрозом; обозначить причины возникновения и проявления данного заболевания; определить проблемы, возникающие при организации коррекционной работы в дошкольном учреждении с учетом современных требований российского законодательства и климати-

ческих особенностей регионов; представить возможный вариант решения данных проблем.

Методология и методика. В работе использовались методы теоретического анализа и обобщения научно-исследовательских и научно-методических публикаций, а также законодательной базы по проблеме коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Результаты и научная новизна. В публикации описана авторская программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экоте-рапия для детей в возрасте 5-7 лет с логоневрозом», разработанная сотрудниками лаборатории экотерапии Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина. Программа соответствует современным требованиям ФГОС дошкольного образования и ориентирована на воспитателей и логопедов коррекционных групп и логопунктов.

В процессе освоения программы ребенок посредством игры сразу включается в поисково-исследовательскую деятельность в области биологии и экологии с визуализацией конечной цели и обязательным практическим материальным воплощением результатов работы. С точки зрения медицинской целесообразности в программу включены специальные дыхательные и релаксационные упражнения, подобранные по тематике занятий.

Подтверждена эффективность сочетания в коррекционной педагогике стандартных логопедических приемов и практик с нетрадиционными методами арт-, гардено-, анималотерапии. Указывается на особую актуальность предлагаемых методик в условиях Заполярья - региона, где в период выхода из полярной ночи у детей наиболее часто регистрируются обострения не только соматических заболеваний, но и логоневротических приступов. По итоговым заключениям логопедов, благодаря реализации программы более 50% участвовавших в эксперименте дошкольников с диагнозом логоневроз приобрели речевые навыки, соответствующие языковой норме.

Практическая значимость. Авторы программы экологической терапии и сотрудники ДОУ, принимавшие участие в эксперименте, выражают уверенность, что предлагаемые методики, позволяющие снять невротические проявления у детей и улучшить их психоэмоциональное состояние через активное развитие сенсомоторных навыков, будут полезны педагогам образовательных и социальных учреждений всех видов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: логоневроз, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, экологическая терапия, гардено-терапия, анималотерапия.

001: 10.17853/1994-5639-2016-8-127-144

Статья поступила в редакцию 25.04.2016.

Принята в печать 14.09.2016.

Irina V. Kalashnikova

Junior Researcher, Laboratory of Ecological Therapy and Educational Programs, Polar Alpine Botanical Garden - Institute named after N. A. Avrorin, Kola Science Centre, Russian Academy of Sciences, Apatity (RF). E-mail: Isha81@yandex.ru

Natalya V. Saltan

Candidate of Biological Sciences, Research Associate, Laboratory of Floriculture and Landscaping, Polar Alpine Botanical Garden - Institute named after N. A. Avrorin, Kola Science Centre, Russian Academy of Sciences, Apatity (RF). E-mail: saltan. natalya@mail. ru

Oksana B. Gontar

Candidate of Biological Sciences, Deputy Director (Science), Head of Ecological Therapy and Educational Programs Laboratory, Polar Alpine Botanical Garden - Institute named after N. A. Avrorin, Kola Science Centre, Russian Academy of Sciences, Apatity (RF). E-mail: gontar_ob@mail.ru

Vladimir K. Zhirov

Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Biological Sciences, Professor, Director of Polar Alpine Botanical Garden - Institute named after N. A. Avrorin, Kola Science Centre, Russian Academy of Sciences, Apatity (RF). E-mail: v_zhirov_1952@mail.ru

ECOLOGICAL THERAPY AS CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL ELEMENT OF INTEGRATED APPROACH IN THE TREATMENT OF LOGONEUROSIS AMONG PRESCHOOL CHILDREN

Abstract. The aims of the publication are: to analyse domestic experience of education and training of preschool children with logoneurosis; to designate the causes and displays of this disease; to define the problems arising through organization of correctional work in preschool institution taking into account modern requirements of the Russian legislation and climatic features of regions; to present a possible version of the solution of these problems.

Methods. The methods of theoretical analysis and generalization of scientific, methodical publications, and legislative base on a problem of correctional work on stuttering among preschool children are used.

Results and scientific novelty. The authors' program of additional education with the correctional elements «Ecotherapy for Children at the age of 5-7 years with Logoneurosis» developed by the staff of the Ecotherapy Laboratory of the Polar Alpine Botanical Garden - Institute named after N. A. Avrorin is described in

the publication. The program complies with the modern requirements of Federal State Educational Standard of preschool education and is focused on tutors and speech language therapists of correctional groups and logocentres.

In the course of mastering the program, a child by means of a game at once joins in search-investigative activity in the field of biology and ecology with visualization of an ultimate goal and obligatory practical material realization of results of work. From the point of view of medical expediency, the program has included the special breathing and relaxation exercises which are picked up for the lesson topic.

The efficiency of a combination in correctional pedagogics of standard logo-pedic methods and the practise with nonconventional methods of art-, garden-, and animal-assisted therapy is confirmed. Special relevance of the proposed techniques and methods in the conditions of the Polar region (the region, wherein during the period of an exit from polar night) is stated; most often not only somatic diseases but also logoneurotic attacks are registered among children. According to concluding observations of logopedists, through this program implementation, more than 50% of the preschool children participating in an experiment with the diagnosis of logoneurosis acquired the speech skills meeting language norms.

Practical significance. The authors of the program of ecological therapy and staff of preschool educational institutions participating in the experiment, express confidence that the proposed techniques and methods allowing to remove neurotic manifestations among children and improve their psycho-emotional state through active development of sensorimotor skills, will be useful to teachers of educational and social institutions of all types working with children of preschool and younger school age.

Keywords: logoneurosis, Federal State Educational Standard of preschool education, ecological therapy, animal-and garden-assisted therapy.

DOI: 10.17853/1994-5639-2016-8-127-144

The article was submitted on 25.04.2016.

The article was accepted for publication on 14.09.2016.

Заикание является широко распространенным речевым нарушением, которым во всем мире страдают 1% взрослых и 2-3% детей. Количество заикающихся в нашей стране колеблется в среднем от 1,5 до 2,2% [19]. По данным исследования С. В. Меньшиковой, это нарушение не зависит от возраста, но чаще всего возникает у детей от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи, причем мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки [11].

В настоящее время заикание чаще всего определяется как нарушение плавности и ритма речи: органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится коротким, напряженным, сбитым, голос также напряжен, отсутствует согласованность дыхания и голоса [2].

Поиск способов избавления от заикания ведется с древних времен, тем не менее остается множество открытых вопросов как по этиологии данного явления, так и по его устранению. Кроме того, исследователи и специалисты-практики до сих пор не могут прийти к общему мнению, является ли заикание болезнью или только недостатком речи [12].

Наиболее распространенными причинам заикания являются наследственная предрасположенность, невропатическая конституция, органическое поражение центральной нервной системы, соматическая ослаб-ленность вследствие заболеваний, семейная отягощенность патологией речи и др. Бывет, что толчком для судорожных запинок в речи, становятся психотравма, инфекционное заболевание, непомерные интеллектуальные нагрузки. Заикание может возникнуть и без видимых причин [10, 18].

Многообразие проявлений заикания показывает, что это крайне неоднородное речевое нарушение. Заикание часто сопутствует выраженным расстройствам нервной системы, отставанию развития общей и речевой моторики, различным психологическим отклонениям [22]. У заикающихся людей часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность движений или, наоборот, двигательное беспокойство. Нередко у детей с таким дефектом формируются робость, застенчивость либо появляются тревожность, агрессия и другие признаки невротических расстройств [1, 3].

Многие специалисты склонны относить заикание к сложным заболеваниям, требующим комплексного подхода к лечению, поскольку нарушение плавности речи может быть обусловлено целым рядом факторов как биологического, так и социально-психологического характера. В терапии заикания могут сочетаться коррекционно-педагогическая и лечебно-оздоровительная работа по нормализации речи; методы развития крупной и мелкой моторики, профилактика и стимулирование психических процессов, воспитание личности и оздоровление организма в целом [15, 16].

Для детей, страдающих заиканием, в дошкольных образовательных учреждениях необходимо создавать специальные условия воспитания и обучения с целью коррекции речевого дефекта.

17 октября 2013 г. был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), согласно которому содержание программы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) должно обеспечивать:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Коррекционная работа в рамках ФГОС ДО включает:

1) «обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и с речевыми нарушениями), оказание им квалифицированной помощи в освоении программы»;

2) «освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации» [14].

Учебное расписание обычного ДОУ не предусматривает дополнительно отведенного для занятий с логопедом времени, на котором параллельно с исправлением нарушений звукопроизношения осуществляются

• развитие артикуляционной моторики;

• развитие мелкой моторики и координации движений;

• формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

• обогащение словарного запаса;

• формирование грамматически правильного строя речи;

• формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой [9].

Однако и коррекционные дошкольные учреждения при выборе программы по воспитанию и образованию детей как с речевыми нарушениями вообще, так и с логоневрозом в частности сталкиваются с целым рядом проблем.

Речевые расстройства, отклонения в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка, а также уровень соматического здоровья, с одной стороны, требуют индивидуального подхода к обучению и уменьшения информационной нагрузки в ходе образовательной программы. С другой стороны, предъявляются высокие требования ФГОС, не рассчитанные на дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. А санитарно-эпидемиологические нормативы [17] (строго отведенное время на прогулки и сон и т. п.) не оставляют времени для осуществления полноценной коррекционной работы.

Кроме прочего, при разработке дошкольных образовательных программ практически не учитываются особенности климатических условий и их влияние на здоровье детей, что особенно важно, например, для заполярных регионов, в которых продолжительны снежный период, полярная ночь и нестабильна гео-гелиофизическая обстановка [23]. В период выхода из полярной ночи у детей чаще регистрируются обострения не только соматических заболеваний, но и логоневротических приступов.

В последнее время важным элементом познавательного развития ребенка признается экологическое образование, при реализации которого необходимо учитывать «экопсихологию детства» [20], которую С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин и В. И. Панов в самом общем виде трактуют как заботу о сохранении в детях творческой природы, природной способности к развитию [6, 13].

Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина (ПАБСИ) с 2008 г. активно внедряет в процесс своей работы принципы «Международной стратегии ботанических садов» [21, 24], включающие не только разработку научных основ использования растительных ресурсов, но и информационно-просветительскую и образовательную деятельность. Экологическое образование и просвещение в ПАБСИ реализуется посредством образователь-но-коррекционных программ эколого-биологической направленности.

В 2014 г. сотрудниками лаборатории экотерапии ПАБСИ с учетом ФГОС ДО была разработана и успешно апробирована в условиях Кольского севера программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экологическая терапия для детей в возрасте 5-7 лет с лого-неврозом» (далее - Программа). Она может быть использована как дополнение к логопедической практике специалистов коррекционных дошкольных учреждений или же взята за основу разработки собственной образовательной программы с учетом ФГОС ДО. Совершенствование Программы осуществляется и в настоящее время.

Цель Программы - повышение качества работы логопеда и психолога, направленной на снижение у ребенка логоневротических проявлений и улучшение его психоэмоционального состояния в целом.

Система занятий и примеры логопедических упражнений, предусмотренных Программой, не претендуют на универсальность, а лишь раскрывают один из аспектов педагогического воздействия на детей в комплексном методе устранения заикания - нивелирование невротического настроя ребенка и активное развитие его сенсомоторных навыков на базе экологической терапии, сочетающей в себе гардено- и анималотерапию.

Программа включает в себя следующие компоненты:

• образовательный (знакомство с миром растений и животных);

• реабилитационный (элементы арт-, трудо-, анимало- и садовой терапии);

• коммуникативный (стимуляция речевой активности и социальной адаптации);

• коррекционный (развитие мелкой и крупной моторики, упражнения на релаксацию, дыхательные гимнастики, мимические игры и др.).

За основу Программы взяты анимало- и гарденотерапевтические методики, адаптированные за счет авторских дополнений к условиям за-

полярных регионов. Уникальность Программы заключается в гармоничном сочетании трудовой деятельности детей и их творческой активности в зимне-весенний период.

Программа состоит из гардено- и анималотерапевтических блоков и рассчитана на 11 занятий с периодичностью один раз в неделю. В среднем комплекс занятий, позволяющих дошкольникам постепенно осваивать растительный и животный мир, переходя от простых форм деятельности к более сложным, рассчитан на три месяца.

Блок «Гарденотерапия» включает занятия по созданию внутри помещения композиций из однолетних растений и освоению базовых агротехнических приемов. Основной акцент при этом делается на развитии сен-сомоторных навыков.

При разработке анималотерапевтического блока учитывались как обязательный тактильный контакт с животным, так и работа с образами животных (игрушки, поделки). В блоке также предусмотрены игровые элементы с перевоплощениями.

Исследования В. А. Зебзеевой и др. показывают, что психика ребенка развивается через усвоение общественного опыта в процессе его активной деятельности. Известно, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте игровая, в недрах которой и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи [8]. Программа экологической терапии посредством игры сразу включает ребенка в поисково-исследовательскую деятельность в области биологии и экологии с визуализацией конечной цели и обязательным практическим материальным воплощением результатов работы.

С точки зрения медицинской целесообразности, в программу включены специальные дыхательные и релаксационные упражнения, подобранные по тематике занятий.

В табл. 1 и 2 представлено учебно-тематическое планирование занятий для каждого блока Программы.

Таблица 1

Планирование занятий в блоке «Гарденотерапия»

Тема Материалы План работы

1 2 3

Занятие № 1 (вводное)

Посвящение Папка с кан- 1) рассказ о пошаговом планировании заня-

в научное со- целярскими тий с визуализацией конечной цели;

общество. товарами 2) введение в научное сообщество;

Знакомство 3) знакомство с флорой - краткий рассказ

с миром рас- о разнообразии растений (показ фотогра-

тении фий, презентации);

1 2 3

4) физминутка;

5) экскурсия в теплицу

Занятие № 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знакомство Фотографии 1) знакомство с однолетними цветочными

с однолетни- цветов, альбо- растениями (показ фотографий, презента-

ми цветочны- мы, ции);

ми растени- ножницы, 2) игра на внимательность (повторение изу-

ями клей ченных однолетних растений); 3) пальчиковая игра; 4) оформление рабочего альбома; 5) просмотр релаксационной композиции (видеоролик)

Занятие № 3

Знакомство Листы белой 1) знакомство с семенами однолетних цве-

с семенами бумаги фор- точных растений (изученных на занятии

однолетних мата А4, се- № 2), определение семян по цвету, форме

цветочных мена, кон- и размеру;

растений тейнеры, поч- 2) загадки про цветы;

ва, лейки 3) пальчиковая игра; 4) посев смеси семян цветочных растений; 5) просмотр релаксационной композиции (видеоролик)

Занятие № 4

Знакомство Листы белой 1) газон - общее понятие, функции (показ

со злаками бумаги А4, се- презентации);

мена злаков, 2) знакомство с семенами злаков, использу-

контейнеры, почва, лейки, трафареты из емых для создания газонов; 3) физминутка; 4) посев семян райграса пастбищного, соз-

картона в ви- дание газона вокруг трафарета;

де фигурок животных 5) просмотр релаксационной композиции (видеоролик)

Занятие № 5

Знакомство Контейнеры 1) знакомство с основными частями сеян-

со всходами со всходами цев;

однолетних однолетних 2) пальчиковая игра;

цветов цветов, пики- 3) пикировка сеянцев однолетних цветов;

ровочные колышки, плас- 4) просмотр релаксационной композиции (видеоролик)

тиковые кон-

тейнеры

Занятие № 6

Знакомство Контейнеры 1) знакомство со всходами райграса пас-

со всходами со всходами тбищного на примере композиции, создан-

райграса пастбищного райграса пастбищного; ной на 4-м занятии; 2) пальчиковая игра;

гравий цветной 3) уход за травостоем из газонных трав (стрижка, рыхление, заполнение фигуры

1 2 3

животного инертным материалом, полив); 4) физминутка; 5) просмотр релаксационной композиции (видеоролик)

Занятие № 7

Знакомство с сельскохозяйственны-ми культурами Свежие овощи (томаты, огурцы, свекла, морковь, картофель), семена (томаты, огурцы, морковь, фасоль, горох) 1) знакомство с с/х культурами (показ презентации, свежих овощей) проводится с использованием загадок, озвучивается информация о полезных свойствах овощей; 2) физминутка; 3) знакомство с семенами с/ х культур; 4) игра «Сортируем овощи» с закрытыми глазами; 5) просмотр релаксационной композиции (видеоролик)

Занятие № 8

Знакомство со срезочны-ми цветочными культурами Срезочные цветы (гвоздика, хризантема), листья комнатных растений, контейнеры 15x15 см, флористическая губка, лейки 1) знакомство с многообразием срезочных цветочных растений и искусством составления цветочных композиций (показ презентации, фотографий); 2) физминутка; 3) составление композиции из срезочных культур; 4) просмотр релаксационной композиции (видеоролик)

Занятие № 9

Знакомство с древесными растениями: • деревьями; • кустарниками Листья деревьев и кустарников, клей, альбом 1) знакомство с древесными растениями -информация о внешних отличиях, осенней окраске листьев (показ презентации, фотографий); 2) физминутка; 3) изготовление коллажа из осенних листьев; 4) просмотр релаксационной композиции (видеоролик)

Занятие № 10

Оформление дачного участка в миниатюре Почва, песок, гравий цветной, семена трав, рассада, контейнеры (размер 25x40 см), домики (игрушечные или 1) рассказ об элементах обустройства дачного участка (показ презентации); 2) дыхательное упражнение; 3) создание дачной композиции в миниатюре (с помощью цветного гравия выкладываются водоемы, дорожки, площадки, устанавливается домик, сделанный из спичек; делаются ограждения для клумб, куда потом пикируется рассада однолетних цветов;

1 2 3

сделанные самостоятельно), мостики оставшаяся часть засевается газонной травой); 4) просмотр релаксационной композиции (видеоролик)

Занятие № 11

Итоговое заключительное занятие (проводится совместно с блоком анимало-терапии) Сертификаты, памятные подарки 1) посещение оранжереи тропических и субтропических растений или «зимнего сада»; 2) вручение сертификатов и памятных подарков

Таблица 2

Планирование занятий в блоке «анималотерапия»

Тема Материалы План работы

1 2 3

Занятие № 1 (вводное)

Посвящение в научное сообщество. Знакомство с животными «живого уголка» Презентация, релаксиру-ющая музыка, игрушки, атрибуты посвящения 1) знакомство с общим планом занятий; 2) посвящение в научное сообщество; 3) правила поведения при общении с животными, экскурсия в «живой уголок»; 4) игра «Раскрась понравившееся животное»; 5) физминутка

Занятие № 2

Знакомство с обитателями аквариумов на примере аквариумных рыбок Презентация, релаксиру-ющая музыка, листы цветной бумаги, ножницы, пластиковый контейнер, декоративные камешки и ракушки, искусственные водоросли 1) рассказ об обитании аквариумных видов рыб в дикой природе, повадках, разновидностях, содержании в домашних условиях с показом слайдов; 2) пальчиковая игра; 3) наблюдение за аквариумными рыбками в «живом уголке»; 4) изготовление поделки: объемный макет аквариума; 5) дыхательное упражнение; 6) физминутка

Занятие № 3

Знакомство с обитателями террариумов Презентация, релаксиру-ющая музы- 1) рассказ о видах животных, содержащихся в террариумах (перечисление); подробнее - об улитках-ахатинах, о среде их оби-

1 2 3

на примере ахатин ка, листы картона, цветная бумага, ножницы, клей тания в дикой природе, питании, способе размножения, зимовке, содержании в домашних условиях; 2) физминутка; 3) наблюдение за улиткой; 4) изготовление поделки: объемная аппликация террариума; 5) игра на развитие мелкой моторики

Занятие № 4

Знакомство с грызунами Презентация, заготовка из пластилина, зерна фасоли, чечевицы, гороха 1) знакомство с грызунами проводится с использованием загадок про морскую свинку и шиншиллу, рассказ о среде их обитания в дикой природе, окрасах, породах, питании, правилах содержания в домашних условиях; 2) мимическая игра; 3) наблюдение за грызунами в «живом уголке»; 4) коллаж «Морская свинка»; 5) физминутка

Занятие № 5

Знакомство с декоративными кроликами Презентация, заготовки «домика» из картона, клей, небольшие тряпочные квадраты, шнурок 1) рассказ о зайцеобразных, о среде их обитания в дикой природе, породах, питании, поведении, правилах содержания в домашних условиях; 2) пальчиковая игра; 3) наблюдение за декоративными кроликами в «Живом уголке», кормление животных; 4) разминка; 5) поделка «Кролик»; 6) физминутка

Занятие № 6

Знакомство с домашними питомцами, на примере кошки и собаки Презентация, заготовки с изображением кошек и собак, разрезанные на кусочки, клей, цветные карандаши, картон 1) знакомство с домашними питомцами с использованием загадок про кошку и собаку, рассказ о кошках и собаках: история одомашнивания, разнообразие пород, правила ухода и содержания в домашних условиях; 2) релаксационная разминка; 3) сбор из пазлов кошки или собаки и раскраска цветными карандашами; 4) рассказ детей о своем питомце (как зовут, какого цвета и т. д.); 5) физминутка

Занятие № 7

Знакомство с дикими Презентация, фотографии 1) рассказ о домашних, певчих и декоративных птицах (перечисление), их повад-

1 2 3

и домашними птицами диких птиц нашего края, аудиозаписи голосов птиц, заготовки попугая из картона, маленькие разноцветные лоскутки, клей ках, питании, содержании в домашних условиях; 2) наблюдение за птицами в «живом уголке»; 3) дыхательные упражнения; 4) дикие птицы нашего края: игра «Угадай, что за птица?» (угадывание птиц по фотографиям и по голосам); 5) поделка «Попугай»; 6) физминутка

Занятие № 8

Знакомство с дикими животными нашего края Презентация, цветная бумага, клей, ножницы, заготовки морды оленя из картона, фотографии животных, аудиозапись голосов диких животных 1) знакомство с разнообразием животного мира нашего края; содержание ежей в домашних условиях; 2) игра «Угадай-ка, это кто?» (загадки про животных с показом фотографий); 3) наблюдение за ежиком в «живом уголке»; 4) релаксационная разминка; 5) поделка из цветной бумаги «Северный олень»; 6) угадывание голосов диких животных по аудиозаписи; 7) физминутка

Занятие № 9

Мир лошадей. Часть 1 Презентация, заготовки «конюшни» из картона, клей, пластилин, заготовки из ниток «хвоста» и «гривы» 1) рассказ о среде обитания, процесс одомашнивания, внешний вид, классификация по породам, питание, образ жизни и повадки, условия содержания в неволе, роль животного в жизни человека, техника безопасности при общении с животным; 2) наблюдение за животными в «живом уголке», знакомство, кормление; 3) поделка из пластилина «Конюшня»; 4) физминутка

Занятие № 10

Мир лошадей. Часть 2 Амуниция для лошади 1) повторение техники безопасности при общении с лошадьми; 2) знакомство с амуницией, седлание лошади; 3) катание на лошади

Физминутки, пальчиковые игры, дыхательные и релаксационные упражнения подбираются индивидуально, согласно тематике занятия на усмотрение педагога. Примеры занятий и их элементов подробно описаны в методических указаниях [4, 5].

Авторская Программа была апробирована нами в 2014-2015 гг. в зимне-весеннее время (период выхода из полярной ночи) с воспитанниками детского сада комбинированного вида № 10 г. Апатиты Мурманской области.

В 2014 г. в эксперименте принимало участие 9 человек, из них 7 мальчиков и 2 девочки. Все дети специализированной логопедической группы имели диагноз «логоневроз».

В 2015 г. в эксперименте принимало участие 12 человек, из них 10 мальчиков и 2 девочки с аналогичным диагнозом.

Родители или опекуны (в случае отсутствия родителей) были предварительно ознакомлены с Программой, целями и задачами экспериментальной апробации. В занятиях участвовали только те дети, родители (опекуны) которых дали на это свое письменное согласие [7].

Изменения в речевой структуре оценивались посредством логопедического мониторинга. Его результаты показали, что более 50% дошкольников, прошедшие курс экологической терапии, вышли на языковую норму (6 из 9 человек в 2014 г., 9 из 12 человек в 2015 г.). Эти показатели выше зафиксированных в логопедических отчетах коррекционного ДОУ в 2010-2013 гг.: в данный период развитие речи лишь 30-40% выпускников соответствовало языковой норме.

Психоэмоциональная оценка положительных изменений речи воспитанников осуществлялась по отчетам воспитателей и психолога. По итогам заключительной сессии коллектива ДОУ, в котором проходила апробация программы экологической терапии, можно сделать следующие выводы:

• у детей, участвовавших в эксперименте, наблюдалось повышение положительного эмоционального фона, нивелировалось напряженное состояние при выходе из полярной ночи;

• заметно обогатился словарный запас дошкольников, усложнилась структура их речи, что значительно повлияло на развитие коммуникативных навыков;

• у детей повысилась наблюдательность и появилась уверенность в своих силах;

• получили развитие творческая активность, воображение, фантазия;

• повысился уровень мотивации к получению знаний;

• дошкольники приобрели навыки ухода за растениями и животными;

• тренировки функций мелкой моторики способствовала снижению невротического настроя воспитанников;

• занятия по Программе способствовали формированию у детей бережного, заботливого отношения к природе и навыков поведения, соответствующих этическим нормам;

Авторы программы экологической терапии и сотрудники ДОУ, принимавшие участие в эксперименте, выражают уверенность, что предлагаемая методика будет полезна педагогам образовательных и социальных учреждений всех видов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. Г. П. Сикорской

Литература

1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. Москва: В. Секачев, 1998.

304 с.

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Москва: АСТ, 2009. 384 с.

3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: книга для логопеда. Москва: Просвещение, 1983. 144 с.

4. В помощь родителям заикающегося ребенка: методические рекомендации / сост. В. А. Кондратенко. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2015. 85 с.

5. Гонтарь О. Б., Святковская Е. А., Калашникова И. В., Салтан Н. В., Носатенко О. Ю., Шлапак Е. П., Жиров В. К. Программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экотерапия для детей в возрасте 5-7 лет с логоневрозом»: методическое пособие. Апатиты: КаэМ, 2015. 36 с.

6. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 480 с.

7. Закон РФ «О порядке проведения биомедицинских исследований у человека» // Бюллетень ВАК Минобразования России. 2002. № 3. С. 46-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2009. 288 с.

9. Копьева Т. М. Консультация (из опыта работы) «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/ 12/03/vzaimo-deystvie-uchitelya-logopeda-i-spetsialistov-po (Дата обращения: 31 мая 2016 г.)

10. Лохов М. И., Миссуловин Л. Я., Фесенко Ю. А. Заикание: возможности педагогической коррекции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Вып. № 3, т. 3. 2013. С. 48-58.

11. Меньшикова С. В. Коррекция заикания у детей: практическое пособие для логопедов и родителей. Казань: Лиана, 1999. 112 с.

12. Миссуловин Л. Я., Миссуловина Н. С., Зиновьева Е. А. Спорные вопросы понимания сущности заикания, его клинических особенностей и устранения // Специальное образование: сборник материалов XI Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 22-23 апр. 2015 г. С.-Петербург, 2015. С. 8-16.

13. Панов В. И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие. Москва: НИИ Школьных технологий, 2006. 184 с.

14. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: Ы±р://минобрнауки.рф/документы/б2б1 (Дата обращения: 31 мая 2016 г.).

15. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах: практическое руководство для заикающихся и логопедов. С.-Петербург: Питер, 2004. 348 с.

16. Садовникова Е. Н. Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода. Москва: Логомаг, 2014. 158 с.

17. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года)

18. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. Москва: ВЛАДОС, 2000. 208 с.

19. Шкловский В. М. Заикание. Москва: ICE, 1994. 179 с.

20. Gifford R. Environmental psychology. Principles and practice. 4rd ed. Victoria, BC: Optimal Books, 2007. 599 p.

21. Golding J., Gusewell S., Kreft H., Kuzevanov V. Y., Lehvavirta S., Par-mentier I., Pautasso M. Speciesrichness patterns of the living collections of the world's botanic gardens: a matter of socio-economics? // Annals of Botany. 2010. № 105. P. 689-696.

22. Guitar B. Stuttering: An integrated approach to its nature and treatment. Baltimore: Lippincott Williams & Wilkins, 2013. 376 p.

23. Haggag A., Eklund B., Linaker O. and Gotestam K. G. Seasonal mood variation: an epidemiological study in northern Norway / / Acta Psychiatrica Scandinavica. № 81. P. 141-145. doi: 10.1111/j.1600-0447.1990.tb06467.x.

24. International Agenda for Botanic Gardens in Conservation: 2nd edition. Richmond, UK: Botanic Gardens Conservation International, 2012. 49 p. Available at: https://www.bgci.org/files/Worldwide/News/SeptDec12/internati-onal_agenda_web.pdf (Accesed 31 May 2016)

References

1. Beljakova L. I., D'jakova E. A. Zaikanie. [Stuttering]. Moscow: Publishing House V. Sekachev, 1998. 304 p. (In Russian)

2. Vizel' T. G. Osnovy nejropsihologii. [Basics of neuropsychology] Moscow: Publishing House AST, 2009. 384 p. (In Russian)

3. Volkova G. A. Igrovaja dejatel'nost' v ustranenii zaikanija u doshkol'ni-kov. [Fun activities to eliminate stuttering in preschool children]. Moscow: Publishing House Prosveshhenie. [Enlightenment]. 1983. 144 p. (In Russian)

4. V pomoshh' roditeljam zaikajushhegosja rebenka. [To help parents of stuttering child]. Chelyabinsk: Cheljabinskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. [Chelyabinsk state pedagogical university]. 2015. 85 p. (In Russian)

5. Gontar' O. B., Svjatkovskaja E. A., Kalashnikova I. V., Saltan N. V., No-satenko O. Ju., Shlapak E. P., Zhirov V. K. Programma dopolnitel'nogo obrazova-nija s korrekcionnymi jelementami «Jekoterapija dlja detej v vozraste 5-7 let s lo-

gonevrozom». [Additional education program with corrective elements of the «Occupational therapy for children aged 5-7 years with logoneurosis»]. Apatity: Publishing House KajeM, 2015. 36 p. (In Russian)

6. Derjabo S. D., Jasvin V. A. Jekologicheskaja pedagogika i psihologija. [Environmental education and psychology]. Rostov-on-Don: Publishing House Fe-niks, 1996. 480 p. (In Russian)

7. The act of the Russian Federation «About an order of carrying out biomedical researches among people». Bjulleten' VAK Minobrazovanija Rossii. [Bulletin of State Commission for Academic Degrees and Titles of the Russian Ministry]. 2002. № 3. Р. 46-48. (In Russian)

8. Zebzeeva V. A. Teorija i metodika jekologicheskogo obrazovanija detej. Uchebno-metodicheskoe posobie [Theory and methods of environmental education for children. Training Toolkit]. Moscow: Publishing House TC Sfera, 2009. 288 p. (In Russian)

9. Kop'eva T. M. Konsul'tacija (iz opyta raboty) «Vzaimodejstvie uchitelja-lo-gopeda i specialistov po soprovozhdeniju detej s rechevymi narushenijami v uslo-vijah DOU obshherazvivajushhego vida». [Consultation (from experience) «Interaction speech therapy teachers and specialists in support of children with speech disorders in pre-school educational institution»]. Available at: http://nspor-tal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/12/03/vzaimodeystvie-uchitelya-logopeda-i-spetsialistov-po. (In Russian)

10. Lohov M. I., Missulovin L. Ja., Fesenko Ju. A. Stutter: possibilities of pedagogical correction. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. [Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin]. 2013. № 3. P. 48-58. (In Russian)

11. Men'shikova S. V. Korrekcija zaikanija u detej. [Correction of stuttering in children]. Prakticheskoe posobie dlja logopedov i roditelej. [A practical guide for parents and speech therapists]. Kazan: Publishing House Liana, 1999. 112 p. (In Russian)

12. Missulovin L. Ja., Missulovina N. S., Zinov'eva E. A. Controversial issues of a comprehension of essence of a stammering, its clinical features and elimination. Special'noe obrazovanie: sbornik materialov XI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 22-23 apr. 2015 g. [Special Education: Proceedings of the XII International Scientific Conference. St.-Petersburg, 22-23, April, 2015]. St.-Petersburg, 2015. P. 8-16. (In Russian)

13. Panov V. I. Vvedenie v jekologicheskuju psihologiju. [Introduction to environmental psychology]. Moscow: Nauchno-issledovatel'skij institut shkol'nyh tehnologij. [Scientific Research Institute of School Technologies]. 2006. 184 p. (In Russian)

14. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF № 1155 ot 17 oktyabrya 2013 g. «Ob utverjdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya». [The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1155, 17 October, 2013. «About the approval of the federal state educational standard of preschool education»]. Available at: http://MHHo6pHayKH.p^/goKyMeHTBi/6261. (In Russian)

15. Povarova I. A. Korrekcija zaikanija v igrah i treningah. [Correction of stuttering in games and training]. Prakticheskoe rukovodstvo dlja zaikajushhihsja i logopedov. [A practical guide for stutterers and speech therapists]. St.-Pe-tersburg: Publishing House Piter, 2004. 348 p. (In Russian)

16. Sadovnikova E. N. Zaikanie s pozicii logopsihokorrekcionnogo podhoda. [Stuttering with logo position psycho-correctional approach]. Moscow: Publishing House Logomag, 2014. 158 p. (In Russian)

17. SanPiN 2.4.1.3049-13 «Sanitarno-jepidemiologicheskie trebovanija k ustrojstvu, soderzhaniju i organizacii rezhima raboty doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij» (s izmenenijami na 27 avgusta 2015 goda). [Sanitary Regulations and Standards 2.4.1.3049-13 «Sanitary and epidemiologic requirements to the system, content and organization of working hours of the preschool educational orga-nizations» (with changes, 27 August, 2015)]. (In Russian)

18. Seliverstov V. I. Zaikanie u detej: Psihokorrekcionnye i didakticheskie osnovy logopedicheskogo vozdejstvija. [Stuttering among children: Psycho-correctional and didactic bases of speech therapy effects]. Moscow: Publishing House VLADOS, 2000. 208 p. (In Russian)

19. Shklovskij V. M. Zaikanie. [Stuttering]. Moscow: Publishing House ICE, 1994. 179 p. (In Russian)

20. Gifford R. Environmental psychology. Principles and practice. 4rd ed. Victoria, BC: Optimal Books, 2007. 599 p. (Translated from English)

21. Golding J., Gusewell S., Kreft H., Kuzevanov V. Y., Lehvavirta S., Par-mentier I., Pautasso M. Speciesrichness patterns of the living collections of the world's botanic gardens: a matter of socio-economics? Annals of Botany. 2010. № 105. P. 689-696. (Translated from English)

22. Guitar B. Stuttering: An integrated approach to its nature and treatment. Baltimore: Lippincott Williams & Wilkins, 2013. 376 p. (Translated from English)

23. Haggag A., Eklund B., Linaker O. and Gotestam K. G. Seasonal mood variation: an epidemiological study in northern Norway. Acta Psychiatrica Scandi-navica. № 81. P. 141-145. doi: 10.1111/j.1600-0447.1990.tb06467.x. (Translated from English)

24. International Agenda for Botanic Gardens in Conservation: 2nd edition. Richmond, UK: Botanic Gardens Conservation International, 2012. 49 p. Available at: https://www.bgci.org/files/Worldwide/News/SeptDec12/international_ agenda_web.pdf. (Translated from English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.