Научная статья на тему 'Поддержка адаптируемых детей раннего дошкольного возраста методами анималотерапии и экотерапии'

Поддержка адаптируемых детей раннего дошкольного возраста методами анималотерапии и экотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1552
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / АДАПТАЦИЯ / АНИМАЛОТЕРАПИЯ / ЭКОТЕРАПИЯ / ДЕТСКИЙ САД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кошелева Анастасия Александровна, Капустина Наталья Николаевна, Кунченко Наталья Сергеевна

Актуальность проблемы адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению обусловлена тем, что адаптационный период это серьезное испытание для малышей раннего возраста. По данным официальной статистики заболеваемость среди детей от 1 до 3 лет ежегодно увеличивается на 4-5 %. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. С целью сохранить психическое и физическое здоровье детей, создать условия для успешной адаптации ребенка раннего дошкольного возраста к ДОУ, минимизировать изменение поведенческих реакций детей, организовать позитивную социализацию, педагогами нашего детского сада была разработано и апробировано методическое пособие «В гармонии с природой». Данное пособие опирается на методы и приемы ведущих специалистов в области педагогики и психологии детей раннего возраста, а так же основные методы анималотерапии и экотерапии. Основополагающими принципами пособия являются: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, принцип деятельности, принцип полноты содержания, принцип интеграции образовательного процесса, принцип единства познания-переживания-действия, принцип экологизации, принцип практической направленности, принцип развития творческого, аналитического, критического мышления. Всем детям, проходящим адаптацию в детском саду, присуще изменение эмоционального состояния, даже если период адаптации проходит быстро и гладко. Ребенок испытывает отрицательные эмоции, страх, гнев, потерю аппетита, нарушение сна, вызванные разлукой с родителями. Предотвратить или минимизировать неблагоприятную адаптацию наряду с традиционными методами помогают следующие технологии, освещенные в пособии: Анималотерапия представляет собой непосредственное взаимодействие с животными. Взаимодействие детей с животными может существенным образом способствовать: гармонизации межличностных отношений, снятию стресса, повышенной тревожности, избавлению от страхов, агрессии, нормализации работы нервной системы. А так же контакты с животными: являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, помогают предотвратить дезадаптацию в обществе, способствует позитивному вхождению ребенка в социум, удовлетворяют потребность в компетентности, выражаемой формулой "я могу", формируемой в результате проявления заботы и наблюдений за существом более слабым, что является одной из важнейших потребностей человека, удовлетворяет потребность в реализации быть значимым для других. Для данной формы работы в детском саду организован живой уголок, в котором содержатся кролики, хомячки, черепахи, рыбки, попугаи, морские свинки. Дети получают возможность наблюдать за повадками, образом жизни животных, узнают об особенностях их жизни в естественной среде. Вместе со взрослым ухаживают за животными, совместно играют, устанавливают сходство потребностей человека и животного, осознавая: человек часть природы. Замкнутым, робким, нерешительным детям животные нередко заменяют друга. Соприкосновение с животными помогает наладить контакт с новым для детей социальным окружением (педагогами и сверстниками), чувствовать себя более уверенным. Животное забирает часть тревог и забот у детей, помогает отвлечься от негативных эмоций и вызывает устойчивый познавательный интерес. Дети с удовольствием включаются в анималотерапевтические игры и упражнения. Игры разнообразны по своему содержанию, педагог может использовать символы животных: образы, рисунки, сказочных героев, игрушки или перевоплощать малышей в животных. Игры с мягкими игрушками животных и птиц вызывают у детей положительные эмоции, помогают тактильной стимуляции. Животные всегда вызывают положительные эмоции у детей, помогают наладить контакт с окружающим миром. Ухаживая за питомцами, дети растут не только думающими, но и чувствующими. Они учатся сочувствовать, сопереживать, понимать состояние окружающих, то есть проявлять эмпатию качество необходимое для успешного общения. Экотерапия это поддержка адаптируемых детей через связь с природой. Исследования показывают, что человеческая индивидуальность, эмоциональное и духовное благополучие и самореализация личности зависят от наших отношений с природой. Дети особенно нуждаются в общении с природой. Этому в нашем детском саду способствует большая озелененная территория. Но особое место в организации адаптационного процесса отводится работе педагога с детьми в помещении зимнего сада. Погружаясь в мир флоры, младшие дошкольники забывают о своих тревогах, открывая для себя новый мир, который способствует стабилизации их эмоционального состояния и стимуляции развития познавательного интереса в дальнейшем. Работа в природе с использованием экотерапевтических методов помогает: пережить депрессию; уменьшить стресс; преодолеть постоянную усталость и научиться отдыхать; восстановить душевное равновесие; уменьшить чувство беспокойства; снизить чувство одиночества; поднять настроение; повысить уровень жизнеспособности; помочь в борьбе с раздражением; развить: доверие, как к самим себе, так и к другим; уверенность и уважение к себе, другим людям и природе; независимость и творческие способности; улучшить навык общения. После проведенной психодиагностики были проанализированы результаты опытноэкспериментальной работы исследования адаптации детей к посещению детского дошкольного учреждения в экспериментальной и контрольной группах. При поступлении детей в группу, эмоциональное благополучие детей было низким 55% детей показали именно такой уровень, лишь у 10% детей уровень эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала тяжело. В конце адаптационного периода, изучая эмоциональное благополучие детей, наблюдаем совершенно иную картину. К концу опытного периода никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе, в ДОУ, в большинстве своем 60% детей ощущают себя комфортно в группе, в ДОУ. У 40% детей отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, и посещение детского сада более для них не является стрессом. По результатам эксперимента было замечено, что адаптация у детей экспериментальной группы проходит практически безболезненно, уровень заболеваемости в период адаптации по сравнению с предыдущим годом снизился на 5%. По окончанию периода адаптации дети стали более активными, контактными, с удовольствием идут в детский сад, где чувствуют себя уютно и комфортно. Детский сад становится для них веселым, добрым домом, уходить из которого не хочется. Анализ показал, что наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень социализации, а использование пособия «В гармонии с природой» помогает педагогу быстро и безболезненно ввести ребенка в новое окружение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кошелева Анастасия Александровна, Капустина Наталья Николаевна, Кунченко Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержка адаптируемых детей раннего дошкольного возраста методами анималотерапии и экотерапии»

Поддержка адаптируемых детей раннего дошкольного возраста методами

анималотерапии и экотерапии

Кошелева Анастасия Александровна, Капустина Наталья Николаевна, Кунченко Наталья Сергеевна

МБДОУ "Детский сад №397" г.о.Самара

Ключевые слова:

ранний возраст, адаптация, анималотерапия, экотерапия, детский сад

Аннотация: адаптация детей раннего дошкольного возраста методами анималотерапии и

экотерапии.

Актуальность проблемы адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению обусловлена тем, что адаптационный период - это серьезное испытание для малышей раннего возраста. По данным официальной статистики заболеваемость среди детей от 1 до 3 лет ежегодно увеличивается на 4-5 %. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду.

С целью сохранить психическое и физическое здоровье детей, создать условия для успешной адаптации ребенка раннего дошкольного возраста к ДОУ, минимизировать изменение поведенческих реакций детей, организовать позитивную социализацию, педагогами нашего детского сада была разработано и апробировано методическое пособие «В гармонии с природой».

Данное пособие опирается на методы и приемы ведущих специалистов в области педагогики и психологии детей раннего возраста, а так же основные методы анималотерапии и экотерапии.

Основополагающими принципами пособия являются:

• личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми,

• принцип деятельности,

• принцип полноты содержания,

• принцип интеграции образовательного процесса,

• принцип единства познания-переживания-действия,

• принцип экологизации,

• принцип практической направленности,

• принцип развития творческого, аналитического, критического мышления.

Всем детям, проходящим адаптацию в детском саду, присуще изменение эмоционального состояния, даже если период адаптации проходит быстро и гладко. Ребенок испытывает отрицательные эмоции, страх, гнев, потерю аппетита, нарушение сна, вызванные разлукой с родителями.

Предотвратить или минимизировать неблагоприятную адаптацию наряду с традиционными методами помогают следующие технологии, освещенные в пособии:

Анималотерапия - представляет собой непосредственное взаимодействие с животными.

Взаимодействие детей с животными может существенным образом способствовать:

• гармонизации межличностных отношений,

• снятию стресса, повышенной тревожности,

• избавлению от страхов, агрессии,

• нормализации работы нервной системы.

А так же контакты с животными:

• являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, помогают предотвратить дезадаптацию в обществе, способствует позитивному вхождению ребенка в социум,

• удовлетворяют потребность в компетентности, выражаемой формулой "я могу", формируемой в результате проявления заботы и наблюдений за существом более слабым, что является одной из важнейших потребностей человека,

• удовлетворяет потребность в реализации быть значимым для других.

Для данной формы работы в детском саду организован живой уголок, в котором содержатся кролики, хомячки, черепахи, рыбки, попугаи, морские свинки. Дети получают возможность наблюдать за повадками, образом жизни животных, узнают об особенностях их жизни в естественной среде. Вместе со взрослым ухаживают за животными, совместно играют, устанавливают сходство потребностей человека и животного, осознавая: человек - часть природы.

Замкнутым, робким, нерешительным детям животные нередко заменяют друга. Соприкосновение с животными помогает наладить контакт с новым для детей социальным окружением (педагогами и сверстниками), чувствовать себя более уверенным. Животное забирает часть тревог и забот у детей, помогает отвлечься от негативных эмоций и вызывает устойчивый познавательный интерес.

Дети с удовольствием включаются в анималотерапевтические игры и упражнения. Игры разнообразны по своему содержанию, педагог может использовать символы животных: образы, рисунки, сказочных героев, игрушки или перевоплощать малышей в животных. Игры с мягкими игрушками животных и птиц вызывают у детей положительные эмоции, помогают тактильной стимуляции.

Животные всегда вызывают положительные эмоции у детей, помогают наладить контакт с окружающим миром.

Ухаживая за питомцами, дети растут не только думающими, но и чувствующими. Они учатся сочувствовать, сопереживать, понимать состояние окружающих, то есть проявлять эмпатию -качество необходимое для успешного общения.

Экотерапия - это поддержка адаптируемых детей через связь с природой.

Исследования показывают, что человеческая индивидуальность, эмоциональное и духовное благополучие и самореализация личности зависят от наших отношений с природой. Дети особенно нуждаются в общении с природой. Этому в нашем детском саду способствует большая озелененная территория. Но особое место в организации адаптационного процесса отводится работе педагога с детьми в помещении зимнего сада.

Погружаясь в мир флоры, младшие дошкольники забывают о своих тревогах, открывая для себя новый мир, который способствует стабилизации их эмоционального состояния и стимуляции развития познавательного интереса в дальнейшем.

Работа в природе с использованием экотерапевтических методов помогает:

• пережить депрессию;

• уменьшить стресс;

• преодолеть постоянную усталость и научиться отдыхать;

• восстановить душевное равновесие;

• уменьшить чувство беспокойства;

• снизить чувство одиночества;

• поднять настроение;

• повысить уровень жизнеспособности;

• помочь в борьбе с раздражением;

• развить:

° доверие, как к самим себе, так и к другим; ° уверенность и уважение к себе, другим людям и природе; ° независимость и творческие способности; ° улучшить навык общения.

После проведенной психодиагностики были проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы исследования адаптации детей к посещению детского дошкольного учреждения в экспериментальной и контрольной группах.

При поступлении детей в группу, эмоциональное благополучие детей было низким - 55% детей показали именно такой уровень, лишь у 10% детей уровень эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала тяжело.

В конце адаптационного периода, изучая эмоциональное благополучие детей, наблюдаем совершенно иную картину. К концу опытного периода никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе, в ДОУ, в большинстве своем 60% детей ощущают себя комфортно в группе, в ДОУ. У 40% детей отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, и посещение детского сада более для них не является стрессом.

По результатам эксперимента было замечено, что адаптация у детей экспериментальной группы проходит практически безболезненно, уровень заболеваемости в период адаптации по сравнению с предыдущим годом снизился на 5%. По окончанию периода адаптации дети стали более активными, контактными, с удовольствием идут в детский сад, где чувствуют себя уютно и комфортно. Детский сад становится для них веселым, добрым домом, уходить из которого не хочется.

Анализ показал, что наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень социализации, а использование пособия «В гармонии с природой» помогает педагогу быстро и безболезненно ввести ребенка в новое окружение.

Список литературы:

1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - с.49 - 53;

2. Варпаховская О. "Зеленая дверца":первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. - 2005. -№ 1. - с.30 - 35.

3. Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 25 с.

4. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.

5. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.

6. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. -2006. - № 1 - с.34 - 37.

7. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург. - М.: Речь , 2002. -238 с.

8. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников, М.,Мозайка-Синтез, 2010.- 256 с.

9. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие - М.: Мозаика Синтез, 2004. - 415 с.

10. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. - 2003. -№ 2. - С. 5-7

11. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2003. - 350 с.

12. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3-4. с. 46 - 51.

13. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста - С - Петербург, Речь, 2005. - 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.