В.П. ГРИГОРЬЕВ
Виталий Петрович Григорьев — аспирант СПбГУЭФ. В 2008 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 2 публикаций.
Область научной специализации — государственные и муниципальные финансы.
^ ^ ^
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)*
Для большинства субъектов Российской Федерации чрезвычайно актуальной является проблема укрепления доходной базы, снижения зависимости от финансовой помощи из федерального бюджета. Расчеты, сделанные на основе данных Росстата, показывают, что дотационных территорий насчитывается более 70, в то время как субъектов-доноров — менее 10.
Данная диспропорция порождает серьезные внутренние экономические и социальные проблемы, которые с течением времени только усугубляются. А предпринимаемые меры по стимулированию развития регионов посредством особых экономических зон, специальных федеральных целевых программ и объединения регионов оказываются малоэффективными [2].
Рассмотрим проблему на примере одного из таких дотационных регионов — Республики Саха (Якутия) — через призму межбюджетных отношений. Как известно, состояние межбюджетных отношений — один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие как всего государства, так и его отдельных регионов. От того, насколько обоснованно будут распределены финансовые ресурсы, во многом зависит дальнейшее развитие региона как в экономическом, так и социальном плане. В целом сформированные к настоящему времени принципы и механизмы межбюджетных отношений обеспечивают необходимые предпосылки для качественного управления региональными финансами. Вместе с тем все еще сохраняются существенные диспропорции между доходными поступлениями и расходами бюджетов во многих регионах [4, с. 235-236].
Такая тенденция в полной мере отражена в следующих данных министерства финансов Республики Саха (Якутия). Доходы республиканского бюджета в 2006 г. составили 48 348,1 млн руб., в 2009 г. — 75 526,0 млн руб., т. е. больше на 36 %, в том числе: налоговых доходов в 2006 г. — 18 243,9 млн руб., в 2008 г. — 32 470,7 млн руб.; неналоговых доходов — 10 753,8 млн руб. в 2006 г., 4858,7 млн руб. в 2009 г.; безвозмездных поступлений — 19 350,3 млн руб. в 2006 г., 43 956,5 млн руб. в 2009 г.
Как видим, наблюдается абсолютный рост налоговых доходов в 2008 г. (на 7082,3 млн руб. по сравнению с 2007 г.), связанный с увеличением налога на прибыль таких бюджетообразующих компаний, как ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО ХК «Якутуголь», а также общим ростом налоговых доходов (2006 г. — 37,7 %, в 2008 г. — 45,6 %, т. е. почти на 8 %). К сожалению, данное увеличение доходной базы не позволяет полностью обеспечить объем принятых расходных обязательств. Кроме того, отрицательную роль играет снижение сумм по неналоговым доходам (на 5895,1 млн руб., с 2006 по 2009 г.), которое обусловлено постепенным прекращением арендных отношений между Правительством Республики Саха (Якутия) и АК «АЛРОСА» в связи с внесением в уставный капитал компании объектов имущественного комплекса.
Что касается структуры доходов республиканского бюджета Республики Саха (Якутия), то она характеризуется высоким уровнем финансовой помощи из федерального бюджета (40 % в 2006 г. и 58,2 % в 2009 г.). Увеличение доли безвозмездных поступлений (на 13,8 % с 2006 по 2009 г.) произошло за счет значительного роста дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности вследствие изменения Методики распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
ГРНТИ 06.61.33 I © В.П. Григорьев, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. С.Г. Михайлова.
Обратимся к анализу структуры межбюджетных трансфертов, распределение которых в Республике Саха (Якутия) отражено в следующих данных министерства финансов Республики Саха (Якутия). Межбюджетные трансферты из республиканского бюджета составляли 27 189 млн руб. в 2008 г. и 35 537 млн руб. в 2010 г., в том числе: дотации — 8365 млн руб. в 2008 г., 9720 млн руб. в 2010 г., субсидии — 6355 млн руб. в 2008 г., 9668 млн руб. в 2010 г. и субвенции — 12 286 млн руб. в 2008 г., 15 872 млн руб. в 2010 г.
Как следует из приведенных данных, ежегодно удельный вес целевых средств местным бюджетам в виде субсидий и субвенций увеличивается. Последние занимают свыше 40 % в объеме межбюджетных трансфертов. Что касается дотаций, то в 2009 г. в рамках антикризисных мероприятий объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов был увеличен на 864 млн руб., что позволило оказать нуждающимся муниципальным образованиям необходимую финансовую помощь. Этот и другие показатели свидетельствуют об огромной дотационности местных бюджетов.
Посредством каких же мер возможно решить данную проблему в Республике Саха (Якутия)? В первую очередь необходимо отметить, что в Республике продолжается процесс совершенствования принятых методик распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Так, например, дотация для обеспечения сбалансированности местных бюджетов, имеющих недостаток средств на исполнение первоочередных расходных обязательств по вопросам местного значения, будет предоставляться при условии выполнения органами местного самоуправления условий Соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств, заключаемого между министерством финансов Республики Саха (Якутия) и муниципальными образованиями. Следует также отметить еще один инструмент по предотвращению несбалансированности местных бюджетов — бюджетные кредиты из республиканского бюджета сроком до 3 лет (см. рис.).
Рис. Сумма бюджетных кредитов местным бюджетам Республики Саха (Якутия) в 2008-2010 гг.
Как видно на рисунке, объем бюджетных кредитов, запланированных на 2010 г., составит 450 млн руб. Однако при внесении изменений в бюджет Якутии на 2010 г. на XV пленарном заседании Государственного собрания депутаты увеличили лимит предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам еще на 80 млн руб. — в целях своевременного расчета местных бюджетов с поставщиками коммунальных услуг по жилищному фонду. Таким образом, утвержденный план увеличился с 450 до 530 млн руб. Предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам позволит повысить ответственность глав муниципальных образований за целевое и экономное расходование бюджетных средств. В условиях меняющейся финансовой ситуации применение данного механизма вместо увеличения объема дотаций является более эффективным методом выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и направлено на выстраивание долговременной стратегии развития межбюджетных отношений [1, с. 82].
Необходимо отметить, что в Республике Саха (Якутия) существуют предпосылки для устойчивого социально-экономического развития, тем не менее, для их реализации следует осуществить ряд мер, направленных на повышение качества бюджетного процесса и финансового менеджмента в Республике и развитие доходной базы каждого из бюджетов. К ним, в первую очередь, можно отнести: необходимость развития и реструктуризации экономики, прежде всего в части особо «доходных» отраслей. Так, например, в связи с уменьшением поступлений налогов в республиканский бюджет от предприятий алмазодобывающей отрасли следует увеличить роль в формировании бюджета предприятий транспорта, строительства и связи, а также лесоперерабатывающих и других промышленных предприятий Республики.
Следующее направление — развитие стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях: разработка системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных образованиях, а также обоснование показателей оценки качества такого управления. Актуально усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за счет развития малого и среднего бизнеса.
Представляется необходимым совершенствование методик расчетов выделения субсидий субъектам РФ и, в частности, Республике Саха (Якутия), с учетом региональных приоритетов, не ограничивая при этом самостоятельность и ответственность органов государственной власти субъектов РФ. Так, например, указанные межбюджетные трансферты могут определяться, исходя из объемов на текущий год, скорректированных на индекс потребительских цен на очередной год, и увеличения на сумму новых расходных обязательств при изменении
федеральных законов [3]. В ряде случаев целесообразен переход от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения грантов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на прогнозируемые структурные преобразования.
Важный аспект укрепления доходной базы Республики Саха (Якутия) — совершенствование государственного и муниципального контроля, повышение собираемости налоговых и неналоговых доходов. Должны быть кардинально изменены подходы к его осуществлению в части разграничения полномочий и ответственности органов контроля, устранения параллелизма и дублирования в работе.
Таким образом, наращивание доходов бюджета Республики Саха (Якутия) — это целый комплекс экономических, организационных, правовых, методических мероприятий, логично связанных между собой и представляющих неотъемлемую часть общей системы мер по модернизации бюджетного процесса, имеющей целью повышение его результативности и эффективности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев В.П., Сивцев А.П. Приоритетные направления бюджетной политики в Республике Саха (Якутия) и инструменты их реализации // Роль финансово-кредитной системы в реализации приоритетных задач развития экономики. Материалы 3 (14)-й международной научной конференции, 18-19 февраля 2010 г.: сборник докладов. Т. I / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Е. Леонтьева, д-ра экон. наук, проф. Н.П. Радковской. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
2. Гусев А.Б., Шилов М.А. Искусственная дотационность регионов как залог единства России // Капитал страны. 2009. 27 янв.
3. Доклад об основных направлениях бюджетной политики Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов».
4. Сыроватский К.В. Место и роль межбюджетных отношений в преодолении социально-экономического неравенства в развитии регионов // Известия СПбУЭФ. 2008. № 4.
М.А. ГРИДНЕВА
Мария Алексеевна Гриднева — ассистент кафедры социологии и управления персоналом СПбГУЭФ.
В 2005 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор 13 публикаций.
Область научной специализации — социально-трудовые отношения.
^ ^ ^
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА РАБОТОДАТЕЛЕЙ И НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА*
Процесс взаимодействия работодателей и наемных работников затрагивает широкий спектр вопросов, решаемых в деятельности предприятий малого бизнеса, — производственных, экономических, социально-психологических, организационных и др. Их многообразие предполагает учет социальных и ценностных ориен-таций, интересов сторон социально-трудовых отношений. Очевидно, что без организации социального партнерства работодателей и наемных работников эти значимые компоненты деятельности предприятий малого бизнеса не могут быть реализованы.
ГРНТИ 04.21.61 I © М.А. Гриднева, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. С.Г. Михайлова.