Научная статья на тему 'Бюджет и бюджетный процесс в республике Саха (Якутия)'

Бюджет и бюджетный процесс в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1518
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / BUDGET / BUDGETARY PROCESS / BUDGETARY POLICY / BUDGETARY SYSTEM / INCOME AND BUDGET EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сивцев Афанасий Павлович

Статья посвящена рассмотрению проблем бюджета, бюджетному процессу в Республике Саха (Якутия). Дан анализ доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2006-2009 гг., из которого видно, что структура доходов в 2006-2009 гг. характеризуется высоким уровнем и существенным увеличением финансовой помощи из федерального бюджета. Предлагаются пути роста доходной базы бюджета Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The budget and budgetary process in Republic Sakha (Yakutia)

The clause is devoted consideration of problem of the budget, budgetary process in Republic Sakha (Yakutia). Income expenditure analysis of the consolidated budget Republics Sakhas (Yakutia) for 2006-2009 from which it is visible is given that the structure of income in 2006-2009 is characterized by high level and essential increase in financial help from the federal budget. Ways of growth of profitable base of the budget Republics Sakhas (Yakutia) are offered.

Текст научной работы на тему «Бюджет и бюджетный процесс в республике Саха (Якутия)»

А.П. СИВЦЕВ

Афанасий Павлович Сивцев — аспирант СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончил Северо-Восточный федеральный университет (бывший Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск).

Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — финансовая наука, денежные и налоговые теории, кредитно-финансовые институты.

^ ^ ^

БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)*

Бюджетные преобразования в России направлены на использование новых методологических подходов к организации бюджетного процесса на уровне не только федерального бюджета, но и субнациональных, муниципальных бюджетов. В отличие от предыдущих этапов реформирования, которые в основном предполагали внедрение унифицированных правил и механизмов, прежде всего, в сфере межбюджетных отношений, преобладающей тенденцией текущего периода является повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе с помощью системы бюджетирования, ориентированной на результат. Следуя кодексу лучшей практики, в России сегодня внедряются уже апробированные в странах с развитой рыночной экономикой методы совершенствования бюджетного процесса [1, с. 3].

В настоящее время значительно возрастает роль региональных бюджетов, которые выступают в качестве важного структурного звена бюджетной системы. Вместе с тем в субъектах РФ нередко отсутствует достаточная и стабильная доходная база. Невысокий уровень работы по контролю и анализу результатов бюджетного процесса на региональном уровне также не позволяет достигать высокого уровня эффективности управления бюджетными потоками [5].

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы бюджетного процесса в субъектах РФ, является Бюджетный кодекс РФ, где регламентируются основные принципы разработки, рассмотрения, принятия и исполнения федерального, региональных и местных бюджетов. Для эффективного функционирования бюджетной системы регионов необходима соответствующая современным требованиям система нормативных актов о бюджетном процессе и на уровне субъектов РФ [2].

Бюджетная система Республики Саха (Якутия) является составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включает следующие уровни:

1) государственный бюджет РС(Я) ;

2) местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов;

б) бюджеты городских и сельских поселений.

Государственный бюджет РС(Я) разрабатывается Правительством РС(Я) и утверждается Государственным собранием (Ил Тумэн) РС(Я) в форме закона РС(Я), местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов муниципальных образований [3].

Составление проекта государственного бюджета РС(Я) основывается на:

1) Бюджетном послании Президента РФ;

2) прогнозе социально-экономического развития РС(Я);

3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики РС(Я).

ГРНТИ 06.73.15 © А.П. Сивцев, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. О.В. Врублевской. Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) (далее — государственный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов государственной власти Республики Саха (Якутия) [3].

Составление проекта закона РС(Я) о государственном бюджете РС(Я) осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РС(Я). Согласование показателей прогноза социально-экономического развития республики, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством РС(Я). Непосредственное составление проекта закона РС(Я) о государственном бюджете РС(Я) осуществляет Министерство финансов РС(Я). Прогноз консолидированного бюджета РС(Я) также разрабатывается Министерством финансов РС(Я). Особенности структуры и динамики консолидированного бюджета РС(Я) по доходам и расходам за 2006-2009 гг. представлены в табл.

Таблица

Доходы и расходы консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2006-2009 гг.

№ п/п Показатели 2006 (факт.) 2007 (факт.) 2008 (факт.) 2009 (утв.)

сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млн руб. уд. вес, %

1 Доходы, всего 56 028,04 100 65 343,84 100 79 624,56 100 84 659,73 100

1.1 налоговые 25 165,98 45 34 085,37 52 39 977,15 50 35 006,38 41

1.2 неналоговые 11 745,39 21 8996,69 14 7684,28 10 5951,14 7

1.3 межбюджетные трансферты 19 116,67 34 22 261,78 34 31 963,13 40 43 702,21 52

2 Расходы 60 737,07 66 095,91 83 347,64 90 089,50

3 Дефицит/ профицит -4709,03 -752,07 -3723,08 -5429,77

Анализ показателей консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) позволяет констатировать следующее. Структура доходов в 2006-2009 гг. характеризуется высоким уровнем и существенным увеличением финансовой помощи из федерального бюджета. Принятые в 2007 г. поправки в БК РФ завершили закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами РФ и муниципальными образованиями, что должно было послужить одним из факторов роста налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Однако данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2009 г. налоговые доходы, по сравнению с 2006 г., уменьшились с 45 до 41 % общего объема консолидированных доходов РС(Я).

Основной причиной резкого снижения неналоговых доходов (с 11 745,4 млн руб. в 2006 г. до 5951,1 млн руб. в 2009 г.) является прекращение уплаты арендных платежей ЗАО АК «АЛРОСА».

Можно выделить некоторые проблемы формирования доходов республики и на среднесрочную перспективу. Как уже отмечалось, в связи с изменением имущественных отношений с АК «АЛРОСА» происходит резкое снижение рентных источников. Если предположить, что Якутия лишится рентных доходов и существенной доли федеральной финансовой помощи, то ее собственные налоговые и неналоговые доходы смогут профинансировать не более 45-50 % расходов. Вызывает опасение факт, что неполное исполнение бюджетных обязательств приобретает хронический характер. А так как источниками финансирования дефицита бюджета РС(Я) являются в основном поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, кредиты, ценные бумаги и продажа земельных участков, то ежегодно вынужденно продаются важные для экономики региона компании. Так, например, в 2006-2009 гг. были реализованы пакеты таких АО с долей государства, как «Алмазы Анабара», «Вилюйская ГЭС-3», «Якутский хлебокомбинат», «Сахапроект», «Сахателеком».

Следует отметить и проблему, которая затрагивает не только РС(Я), но и другие субъекты РФ, — стимулирование увеличения собственной доходной базы на региональном и местном уровнях. На данную проблему обращено внимание в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2010-2012 годах». Действительно, ни один весомый элемент налоговой базы, кроме небольших источников, не относится напрямую к доходам региональных и местных бюджетов. Даже передача на региональный уровень дополнительных отчислений по налогу на прибыль проблему пополнения доходной части бюджетов не решила, поскольку уже с ноября 2008 г. поступления от взимания этого налога существенно сократились, а возможность воздействия органов государственной власти субъектов РФ на его поступление фактически отсутствует [1].

В одном из своих выступлений в республиканском радиоэфире Председатель Правительства Республики Саха (Якутия), в данный момент Президент Якутии, акцентировал внимание на следующих проблемных вопросах формирования доходной базы бюджета республики. В качестве главной задачи было провозглашено обеспечение экономического роста с целью повышения уровня жизни населения. Для ее решения Правительством РС(Я) был разработан план антикризисных мер.

* Консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) — свод государственного бюджета и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории Республики Саха (Якутия) [там же].

Начавшаяся диверсификация экономики позволит постепенно отойти от ее моноотраслевой структуры. Новые для республики отрасли — нефтегазодобычи, инфраструктурные проекты оказали положительное влияние на решение стоящих перед республикой социально-экономических задач. В начале 2009 г. прогнозировалось, что валовый региональный продукт снизится на 10-12 %, оборот предприятий — на 5-7 %, индекс физических объемов промышленных предприятий — на 20 %, но в результате 2009 г. оказался более удачным. Если сравнивать с 2008 г., то по валовому региональному продукту сокращение достигло уровня 4-4,5 %, в инвестиционной деятельности рост составил до 190 млрд руб., что на 10 % больше показателей 2008 г. Выросли и такие важные параметры, как доходы населения, вклады населения в кредитные учреждения.

На территории Республики Саха (Якутия) реализуется Схема комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта до 2020 г. В промышленности положительные тенденции демонстрируют «АЛРОСА» и «Якутуголь». Агропромышленный комплекс в 2009 г. получил порядка 17 млрд руб. валового продукта, что выше показателей 2008 г. Выполняются социальные обязательства — в текущем году будут введены в строй 10 школ. Все эти данные свидетельствуют о том, что в республике заложен определнный экономический фундамент работы и на 2010 г., и на последующие годы.

Большинство принятых мер в рамках антикризисного плана оказались достаточно результативными. Основные показатели позволяют констатировать возобновление экономического роста. Среди регионов Дальнего Востока Республика Саха (Якутия) по-прежнему лидирует по объему инвестиций в основной капитал и низкому уровню инфляции. Несмотря на влияние кризиса, международное рейтинговое агентство Standard & Poor's в марте 2009 г. повысило прогноз по рейтингам республики с «негативного» на «стабильный» [4].

Вместе с тем следует реализовать ряд дополнительных мер, направленных на повышение качества бюджетного процесса и финансового менеджмента в республике. К ним, в первую очередь, можно отнести создание стимулов для повышения роста доходов бюджетов на региональном и местном уровнях, включая создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом. Что касается финансовой помощи, то следует рассмотреть целесообразность перехода от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения грантов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на структурные преобразования. Насущной проблемой является усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за счет развития малого и среднего бизнеса.

Таким образом, успешное осуществление правовых и социально-экономических реформ в России, направленных на развитие рыночной системы хозяйствования, в значительной степени зависит от позитивных преобразований, происходящих в регионах в бюджетной сфере. Ведущую роль при этом играет скоординированное функционирование всех звеньев бюджетной системы России, обоснованное формирование бюджетов и результативное использование бюджетных ассигнований, что предполагает необходимость разработки и закрепления на законодательном уровне новых современных технологий процесса формирования, принятия и исполнения бюджетов всех уровней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюджетная политика в Республике Саха (Якутия) / Т.Н. Гаврильева, П.В. Гуляев, О.Г. Докторова и др. Новосибирск: Наука, 2008. 280 с.

2. Гусейнова Г.М. Тенденции развития налоговых и бюджетных систем стран СНГ // Известия СПбУЭФ. 2009. № 3. С. 4957.

3. Закон Республики Саха (Якутия) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)». Принят постановлением Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 г. № 1096-III (в ред. законов РС(Я) от 26.12.2007 г. 525-З № 1095-III, от 18.02.2009 г. 650-З № 191-IV).

4. Официальный web-сервер органов государственной власти Республики Саха (Якутия). URL: http://www.sakha.gov.ru (дата обращения: 01.05.2010).

5. Сыроватский К.В. Место и роль межбюджетных отношений в преодолении социально-экономического неравенства в развитии регионов // Известия СПбУЭФ. 2008. № 4. С. 235-238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.