Научная статья на тему 'Диверсификация: три вопроса и ключ к ответам'

Диверсификация: три вопроса и ключ к ответам Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Балабан В.А.

Рассматриваются вопросы, являющиеся основополагающими при формировании единой теории диверсификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диверсификация: три вопроса и ключ к ответам»

В.А. Балабан,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента ДВГАЭУ

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ: ТРИ ВОПРОСА И КЛЮЧ К ОТВЕТАМ

Рассматриваются вопросы, являющиеся основополагающими при формировании единой теории диверсификации.

В статье В.А. Балабана и К.С. Лапшиной [2] было указано, что "до настоящего времени не разработана единая классификация видов диверсификации"1, и предложен вариант такой классификации, основанный на выделении трех ее видов (табл. 1).

Таблица 1

Виды и формы диверсификации

Вид Форма

Горизонтальная Концентрическая

Распыленная

Вертикальная Прогрессивная

Регрессивная

Боковая Сопутствующая

Конгломеративная

Здесь горизонтальная диверсификация - это расширение номенклатуры за счет освоения видов деятельности (продукции, услуг и др.), однородных тем, которые уже осуществляются предприятием. Концентрическая диверсификация предусматривает, что существующий профиль деятельности остается в центре бизнеса, а новые направления возникают исходя из возможностей, заключенных в освоенном рынке, используемой технологии, специализированной системе распределения либо в других сильных сторонах функционирования предприятия. Распыленная диверсификация означает, что новые направления деятельности связаны не с единственным главным ее видом, а с одним из нескольких ранее освоенных.

Под вертикальной диверсификацией понимается расширение сферы деятельности за счет включения в ее цикл предшествующих (например, заготовительных) или последующих (финансовых, сбытовых и др.) стадий по отношению к ранее применявшейся структуре цикла. Первая

1 Под диверсификацией понимается развитие разностороннего характера деятельности предприятия.

разновидность вертикальной диверсификации называется регрессивной, а вторая - прогрессивной.

Боковая диверсификация - это освоение предприятием совершенно непривычных для него видов деятельности, т.е. вторжение в другие отраслевые сферы. В рамках боковой диверсификации выделяются сопутствующая и конгломеративная. При сопутствующей новые виды деятельности осуществляются по совершенно иной технологии, но рынок сбыта остается прежним. Конгломеративная диверсификация предусматривает также абсолютно новые виды деятельности с отличными от используемых технологиями и при этом совершенно иной рынок.

Формы диверсификации были позиционированы относительно ряда других классификационных признаков (пути освоения новой продукции, основные стратегические альтернативы, виды получаемых преимуществ). При всем этом по прошествии некоторого времени стало ясно, что предложенная классификация не оправдала ожиданий в отношении устранения спорных вопросов и уменьшения различного рода разночтений. Из числа вопросов, требующих, но не получивших однозначного ответа, наиболее интересными для науки и важными для практической деятельности являются три: о квалификации диверсификации как процесса или состояния, о принципиальной сущности вертикальной диверсификации, об отражении в классификации количественных аспектов диверсификации.

Изначальная позиция автора по первому вопросу сводилась к двух-аспектному восприятию диверсификации. Ее "статика" является продолжением, результатом предшествующей "динамики" и, с другой стороны, стартовой площадкой для "динамики" последующей. Дополнительные размышления над вопросом вынуждают, не отказываясь от двухаспект-ного понимания диверсификации, признать, что главную роль здесь играет "статика", а "динамика" выполняет как бы вспомогательные функции. Дело в том, что "статика" (разнонаправленность деятельности предприятия) является "пунктом назначения", которого предприятие пытается достичь, а "динамика" - всего лишь средством данного достижения. При этом акцент на "статику" избавляет от необходимости все время делить виды деятельности (либо виды производимой продукции или оказываемых услуг) на "старые" (существующие) и "новые" (вводимые), что заставляло жестко привязываться к определенному периоду времени. Если такой привязки нет, указанное деление носит весьма условный характер и теряет какой-либо смысл.

Что касается "динамики" (процесса диверсификации), то она интересует предприятие в основном по двум позициям: с точки зрения выбора наиболее приемлемой диверсификационной стратегии и в отношении затрат на проведение диверсификации (которые ни в коем случае не следует путать с затратами на ее "поддержание").

Информация о вертикальной диверсификации, содержащаяся в табл. 1 и пояснениях к ней, фактически базируется на позиции Ю. Байбикова и А. Гарнова [1], которую разделяют и некоторые другие специалисты. Много позже автору пришлось столкнуться с совершенно иной точкой зрения по поводу вертикальной диверсификации [3]. Здесь вертикальной

признается диверсификация, которая связана с освоением новых товаров на базе использования в качестве сырья или полуфабрикатов традиционной продукции либо с производством товаров, являющихся сырьем, полуфабрикатами или комплектующими при изготовлении традиционных продуктов.

При тщательном рассмотрении оказывается, что первая точка зрения вообще несостоятельна, поскольку здесь осуществлена подмена понятий: за диверсификацию выдается совершенно иное по характеру расширение сферы деятельности предприятия, которое называется вертикальной интеграцией. Несколько сложнее обстоит дело со второй точкой зрения.

В данном случае налицо диверсификация, ведущая к превращению "простого" производства в комбинированное, "обычного" предприятия в комбинат. Но выделять подобную диверсификацию в качестве вертикальной нецелесообразно во избежание путаницы, которая может возникнуть в случае сочетания последовательных и параллельных звеньев в общей цепи преобразования предметов труда. Таким образом, имеет смысл вообще отказаться от разделения диверсификации на вертикальную и горизонтальную.

Гораздо более сложным является вопрос об отражении в классификации количественных аспектов диверсификации. На этот счет имелись только принципиальные соображения автора, лишенные необходимой конкретности.

Последующее дополнительное осмысление вопросов количественной оценки диверсификации позволило выработать определенные подходы к их решению. Во-первых, были установлены главные критерии размежевания самых распространенных разновидностей диверсификации, выражающихся в разнообразии выпускаемой продукции, и ее обычного ассортиментного разнообразия. Этими критериями были признаны различия в назначении и потребительских свойствах изделий и отсутствие их взаимозаменяемости. Во-вторых, были определены направления количественного измерения самой диверсификации.

Они различным образом интерпретируются применительно к разным видам диверсификации, но в максимально развернутом варианте их три:

широта и взаимосвязанность видов деятельности;

глубина диверсификации;

масштабы диверсификации.

Для осуществления этой оценки предлагается набор показателей, часть которых будет рассмотрена ниже.

В целом же получение удовлетворительных ответов на все три поставленных вопроса (как, впрочем, и на ряд других) обеспечивается или облегчается с помощью предлагаемого ниже нового варианта классификации видов диверсификации (см. рисунок), которая является трехуровневой и осуществляется в соответствии с несколькими признаками.

Естественным дополнением и, возможно, основой дальнейшего развития рассмотренной классификации можно считать количественную

оценку диверсификации. Во всяком случае, она должна обеспечить решение двух важнейших вопросов: создать "расчетную" базу для формирования диверсификационных стратегий и разработать механизм для установления связи между характеристиками диверсификации и ее результатами. Для осуществления количественного измерения широты, глубины и масштабов диверсификации был разработан набор соответствующих показателей. Часть этого состава, относящаяся к связанной продуктовой диверсификации, в качестве иллюстрации приведена ниже (табл. 2).

Таблица 2

Показатели количественной оценки связанной продуктовой диверсификации

Показатели, характеризующие состояние Показатели, характеризующие процесс

1 2

Широта и взаимосвязанность видов деятельности

1) общее количество видов (групп) изделий или услуг - поб; количество "связанных" видов изделий - Псв; 3) среднее количество связей на 1 "связанный" вид изделий - су ^б/^ где соб - общее количество связей между видами изделий 1) изменение за год общего количества видов изделий - АПоб=Поб 2 - Поб 1, где поб 2 и поб 1 - общее количество видов изделий в конце и начале года; 2) изменение количества "связанных" видов изделий АПсв= Псв 2 - Псв 1, где псв и Псв 1 - общее количество видов изделий в конце и начале года

Глубина диверсификации

1) количество связей между видами изделий на основе сходства конструкции (а следовательно, и технологии, и технологического оборудования) - ск; 2) количество связей на основе сходства технологии (а следовательно, и оборудования) - ст; 3) количество связей на основе сходства оборудования - со 1) изменение за год количества связей между видами изделий на основе сходства конструкции - Аск=ск 2 - ск 1, где ск 2 и ск1 - количество связей на основе сходства конструкции в конце и начале года; 2) изменение количества связей между видами изделий на основе сходства технологии Аст = ст 2 -ст 1, где ст 2 и ст 1 - количество связей на основе сходства технологии в конце и начале года; 3) изменение количества связей на основе сходства оборудования - Асо = со2- со1, где со 2 и со - количество связей на основе сходства оборудования в конце и начале года

* Далее везде для краткости - "количество видов изделий". 66

1 2

Масштабы диверсификации

1) общий объем производства - уоб, тыс. руб.; 2) объем производства изделий, "связанных" сходством конструкции - Ук, тыс. руб.; 3) объем производства изделий, "связанных" сходством технологии - ут, тыс. руб.; 4) объем производства изделий, "связанных" сходством оборудования -уо, тыс. руб. 1) изменение за год общего объема производства - Ау0б= Уоб 2 - Уоб г где уоб и уоб 1 - общие объемы производства в конце и начале года; 2) изменение объема производства изделий, "связанных" сходством конструкции - АУк=Ук 2 - Ук 1, где Ук и ук 1 - объемы производства изделий, "связанных" сходством конструкции, в конце и начале года; 3) изменение объема производства изделий, "связанных" сходством технологии Аут = ут 2 — ут 1, где Ут 2 и ут 1 - объемы производства изделий, "связанных" сходством технологии, в конце и начале года; 4) изменение объема производства изделий, "связанных" сходством оборудования АУо = Уо2 - Уо^ где уо 2 и уо 1 - объемы производства изделий, "связанных" сходством оборудования, в конце и начале года

Показатели, предлагаемые для других видов диверсификации, отражают специфику последних и соответственно отличаются от вышеприведенных. Но подход к формированию и тех, и других принципиально един. При этом данные показатели нельзя рассматривать как нечто незыблемое; они, безусловно, будут видоизменяться и дополняться в процессе дальнейшей работы с ними, главным образом посредством их практической апробации.

Необходимо иметь в виду, что в реальной действительности достаточно часто встречаются различные комбинации двух или большего количества видов и форм диверсификации, что значительно усложняет проведение ее количественной оценки, но отнюдь не является непреодолимой преградой для этого.

Характер практического использования показателей количественной оценки многообразен. Его главным направлением для показателей, характеризующих состояние, является построение и применение моделей диверсификации, а для показателей, характеризующих процесс, - формирование диверсификационных стратегий.

Литература

1. Байбиков Ю., Гарнов А. Диверсификация производства и ценообразование // Риск. 1998. № 4.

2. Балабан В.А., Лапшина К.С. Штрихи к "портрету" диверсификации // Вестник ДВГАЭУ. 2000. №1.

3. Шр^/тЛЮпШ.га/ргой^^тагкй /5Z1s2.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.