Научная статья на тему 'Дистанционные формы обучения в пенитенциарных учреждениях ФСИН России: проблемы реализации'

Дистанционные формы обучения в пенитенциарных учреждениях ФСИН России: проблемы реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1212
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРАКТИКА / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОСУЖДЕННЫХ / БЕЗОПАСНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / PRISON / THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM OF RUSSIA / DISTANCE LEARNING / ADAPTIVE ABILITY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ENCOURAGING PRISONERS / DISCIPLINARY PRACTICES / CORRECTIONAL PROCESS OF PRISONERS / A SAFE SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев С. Л.

Будущее образования в уголовно-исполнительной системе за информационно-коммуникационными технологиями, одной из которых являются дистанционные формы обучения осужденных. Тесное взаимодействие государственных органов и крупнейших учебных заведений страны с руководителями пенитенциарных учреждений ФСИН России решает проблемы, возникающие при реализации данных форм обучения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nformation and communication technologies are the future of education in the penal system, one of which is distant learning of convicts. Close cooperation of state bodies and major educational institutions in the country with the leaders of Prisons Federal Penitentiary Service of Russia solves the problems encountered in the implementation of these forms of learning.

Текст научной работы на тему «Дистанционные формы обучения в пенитенциарных учреждениях ФСИН России: проблемы реализации»

ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИН РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

С.Л. Алексеев

Будущее образования в уголовно-исполнительной системе - за информационно-коммуникационными технологиями, одной из которых являются дистанционные формы обучения осужденных. Тесное взаимодействие государственных органов и крупнейших учебных заведений страны с руководителями пенитенциарных учреждений ФСИН России решает проблемы, возникающие при реализации данных форм обучения.

Ключевые слова: профессиональное образование, пенитенциарное учреждение, уголовно-исполнительная система России, дистанционная форма обучения, адаптационные способности, информационно-коммуникационные технологии, стимулирование осужденных, дисциплинарная практика, исправительный процесс осужденных, безопасное социальное окружение.

Distant learning in prisons of the Federal Penitentiary Service of Russia: problems of implementation. Information and communication technologies are the future of education in the penal system, one of which is distant learning of convicts. Close cooperation of state bodies and major educational institutions in the country with the leaders of Prisons Federal Penitentiary Service of Russia solves the problems encountered in the implementation of these forms of learning.

Key words: professional education, prison, the criminal-executive system of Russia, distance learning, adaptive ability, information and communication technologies, encouraging prisoners, disciplinary practices, correctional process of prisoners, a safe social environment.

Право на образование является одним из неотъемлемых прав граждан, гарантированных Конституцией РФ [2] и закрепленных международными актами и конвенциями. В частности, Европейскими пенитенциарными правилами [1] предусмотрено осуществление разносторонних программ обучения в каждом месте лишения свободы.

Необходимо отметить, что такая забота со стороны государства вовсе не

является чем-то исключительным. Подобные нормы, регламентирующие получение осужденными, находящимися в местах лишения свободы, образования, существуют практически во всех европейских (и не только европейских) странах.

Признано, что возможность получения ими образования будет способствовать улучшению перспектив на их успешную социальную реабилитацию.

В настоящий момент почти полторы тысячи осужденных на договорной основе получают образование в высших и средних учебных заведениях. Такая практика распространена уже в 65 субъектах Российской Федерации. Осужденные предпочитают получать образование по следующим специальностям: юриспруденция, экономика, менеджмент, маркетинг, социология и т.д. Наиболее популярна, конечно же, специальность «юриспруденция».

Безусловно, получение диплома юриста, равно как и психолога и социального работника, вовсе не гарантирует того, что по отбытии наказания освободившийся сможет устроиться работать по полученной специальности. Вряд ли какое-либо адвокатское бюро поспешит принять в свои ряды бывшего осужденного. Несмотря на то, что исправительные учреждения нуждаются в специалистах этого профиля, но кто возьмет на себя смелость принять на работу в колонию бывшего осужденного. Поэтому проблемы с трудоустройством все равно возникать будут. Например, из 214 осужденных женщин из ИК-5 г. Можайска, закончивших Московский государственный социальный университет, после отбытия наказания по специальности работает только 16 [5]!

В то же время, как свидетельствует статистика, люди, имеющие высшее образование, реже совершают уголовно наказуемые деяния. Немаловажен и тот факт, что рецидив среди лиц, получивших во время отбывания наказания высшее образование, как свидетельствует та же статистика, более чем в 5 раз ниже, чем у осужденных, не обучавшихся в вузах.

Для того чтобы предприятия и учреждения различных форм собственности с большей охотой принимали на

работу бывших осужденных, необходимо по примеру многих западных стран законодательно закрепить для таких предприятий и учреждений льготы по налогообложению.

Тюремные воспитатели и психологи небезосновательно утверждают, что заочное и дистанционное обучение осужденных в вузах и техникумах способствует улучшению среди них дисциплины, а стремление к получению знаний является одним из важнейших условий повышения их адаптационных способностей. Директор Федеральной службы исполнения наказания РФ (ФСИН) А.А.Реймар не раз говорил о праве осуждённых на высшее образование [6].

Организация дистанционного обучения осуждённых стала возможной исключительно благодаря внедрению в пенитенциарные учреждения дистанционных форм обучения.

Уголовно-исполнительная система России сегодня переживает процесс реформирования. Пенитенциарные учреждения при активной поддержке государства переориентируются в центры социальной реабилитации. В этой связи и создаётся гибкая система профессиональной подготовки заключённых. Развиваются заочные и дистанционные формы их обучения в высших учебных заведениях. Сама возможность обучения становится для этих людей дверью в настоящий мир, в котором существует альтернатива преступлению. Учёба раскрывает потенциал человека, направляет его на истинный путь.

Необходимо выстроить чёткую, отлаженную систему обучения студентов (осужденных). Будущее образования в уголовно-исполнительной системе - за информационно-коммуникационными технологиями. Сейчас в обществе чрезвычайно популярна идея непрерывного

образования. Непрерывное образование - основной инструмент для создания общества, основанного на знаниях. ЮНЕСКО предлагает к использованию новую формулу: «Вместо образования на всю жизнь - образование через всю жизнь»[7]. Непрерывное образование предполагает, в нашем случае, обучение в местах отбывания наказания. И здесь не обойтись без информационно-коммуникационных технологий.

Обучение, проводимое по оригинальным методикам, не даёт осуждённому почувствовать изоляцию от внешнего мира, собственную ненужность, отчуждение. Все учебные материалы, имеют вид мультимедийных курсов: слайд-лекции, обучающие компьютерные программы, учебные фильмы, консультации, тесты. Весь объём учебных материалов на семестр поступает в цифровом формате по спутниковым каналам связи через приёмную антенну с сервера на сервер учебного центра в исправительном учреждении. Каждый компьютер в учебном классе связан посредством локальной сети с сервером, но не имеет возможностей связи с каким-либо приёмным устройством вне класса. Информационное обеспечение учебного процесса абсолютно безопасно.

В настоящее время уже многие учебные заведения сотрудничают с Уголовно-исполнительной системой (УИС) и обучают осужденных, если их устав не запрещает прием лиц, имеющих судимость. В этом направлении успешно работают Современная гуманитарная академия, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Северо-западный государственный заочный технический университет, Московский современный гуманитарный университет, Московский государственный социальный универ-

ситет и др. В Республике Татарстан на сегодняшний день по данной программе работают: Социальная гуманитарная академия (СГА), Институт социально-гуманитарных знаний (ИСГЗ). Осужденные обучаются по специальностям «экономика», «менеджмент», «маркетинг», «финансы и кредит», «юриспруденция», «бухгалтерский учет и аудит», «социология» и «социальная работа». Обучение положительно отражается на микроклимате в исправительных учреждениях, обеспечивает полезную занятость осужденных, делает содержательным их досуг, позитивно влияет на состояние дисциплинарной практики, а также способствует стабилизации оперативной обстановки. Результаты тестирования осужденных-студентов показали, что у них «развиваются и укрепляются целеустремленность, самостоятельное мышление, чувство ответственности, способность принимать конструктивные решения, значительно повышается интеллект».

В УИС разрабатываются определенные меры по стимулированию осужденных к повышению образовательного уровня: перевод на лучшие условия содержания, поощрения, условно-досрочное освобождение [3,4,8].

Руководство системы находит дистанционные формы обучения достаточно перспективными. В настоящее время в соответствии с Приоритетным национальным проектом «Образование» Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральное агентство по образованию проводят работы по оснащению и подключению к сети Интернет колоний России. В соответствии с программой осужденные 303 вечерних образовательных школ при исправительных учреждениях получили доступ в Интернет [8]. По Республики Татарстан из 17 пенитенциар-

ных учреждений в 11 действует система дистанционного обучения осужденных. Средняя цифра обучающихся более чем, скромная: от 2 до 5 человек на учреждение. Хотелось бы выделить Свияжское учреждение №5, где число обучающихся составляет около 30 человек, что говорит о заинтересованности руководства в воспитании осужденных при помощи дистанционного обучения.

Таким образом, новые информационные технологии прочно вошли в практику исправительного процесса осужденных.

Базовым действием в процессе исправления должно являться и является нравственное исправление. Поэтому важно рассмотреть то, насколько новые технологии используются в процессе коррекции нравственных начал осужденных. Программы нравственной направленности. Такие программы отличаются от общеобразовательных и профессиональных программ прежде всего решаемыми задачами. Здесь на первое место выходит формирование нравственности и развитие социально полезных навыков осужденных.

На сегодняшний день воспитательная работа с осужденными в дистанционной форме еще редкость. В этом плане интересен опыт работы программы Криминон. Криминон (что значит «Нет преступности») - это лицензионная программа социальной реабилитации осужденных. Программа состоит из восьми разделов: «Дорога к счастью», «Улучшение способности к обучению», «Как справляться с подавлением», «Достоинство и целостность личности», «Общение», «Этика и состояние», «Понимание и преодоление наркотической зависимости», «Как жить с детьми». Разделы предоставляются очно, заочно, дистанционно. Длительность изучения - от четырех до десяти недель. Но

каждый осужденный проходит их в своем темпе. Разделы включают презентацию материалов, самостоятельную подготовку, практические задания, контроль знаний и коррекцию [9].

Материалы рассчитаны, с одной стороны, на обучающихся с различным уровнем образования (в т.ч. достаточно низким). Поэтому изложение материала простое. С другой, на обучающихся с деформированными системами ценностных ориентаций. Поэтому материалы содержат нравственные нормы, задания на переосмысления прошлого опыта, а также тренировки в повседневной жизни социально одобряемых форм поведения (доброжелательность, искренность, отзывчивость и т.д.). Основное правило программы - это применение человеком в текущей жизни изученных принципов. Каждый осужденный учится не только вести себя этично, но и знать, почему и зачем он это делает.

Наращивание социального потенциала осужденных преодолевает и еще одну характерную черту осужденных - отсутствие веры в то, что они способны приносить пользу людям. Окружающие, в том числе и сотрудники исправительного учреждения (ИУ), стремятся вызвать у преступников раскаяние, признание своей вины, т.е. неправоты. Но, обладая ничтожными социальными навыками, разуверившись, что могут вносить свой вклад, осужденные до последнего отстаивают свое право «быть правым», часто скрывая это за показным раскаянием, а дальше только совершенствуясь в лицемерии. Именно поэтому в ходе процесса исправления необходимо помочь осужденному нарастить свой социальный потенциал через созидательную деятельность, что поможет ему укрепить чувство собственного достоинства. Когда преступник

видит, что еще способен делать что-то полезное и окружающие это оценивают и одобряют, у него хватит духа реально посмотреть на свое прошлое и сделать необходимый вывод на будущее[10].

Итак, мы имеем своего рода цепочку: знания - применение - привычка. Ни одно звено не может быть вырвано, все они взаимосвязаны. Поэтому упражнения в ходе исправления осужденного - сознательная выработка определенного стандарта поведения, развитие нравственного способа решения проблем.

Исправительные учреждения сталкиваются с трудностями при организации дистанционного обучения (ДО). Образовательный процесс подчас тормозится по той причине, что заключённые, начиная дистанционное обучение, не могут беспрепятственно его завершить из-за трудностей с прохождением государственной аттестации. Это связано с требованием проводить аттестацию в лицензированных зданиях, которых нет в пенитенциарных учреждениях.

Новые технические методы решают проблему отсутствия компетентных специалистов, которые не идут работать со столь сложной категорией учащихся. Кроме того, необходимость введения ДО было вызвано и еще несколькими причинами. Во-первых, отдаленностью ИУ от населенных пунктов, во-вторых, невозможностью оплатить поездки преподавателей, в-третьих, отсутствием необходимой материально-технической базы для организации очного обучения. В-четвертых, изменением качественного состава обучающихся: «взросление» осужденных и повышение их образовательного уровня. Основная масса лиц, находящихся в местах лишения свободы, имеет общее среднее образование. Если сравнить показатели образовательного уровня

осужденных начала 70-х годов XX в. и начала XXI в., то можно констатировать значительное увеличение доли лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование (во время специальной переписи осужденных 1970 г. таких было - 4,4 %, сейчас - 21,6 %) [12].

В этой связи при обучении взрослых осужденных возникает объективная необходимость совершенствования учебного процесса и повышения его эффективности и качества. Важная роль в решении этой проблемы отводится средствам обучения и организации процесса.

Кроме того, на расширение использования дистанционных форм обучения осужденных повлияли и общероссийские тенденции изменения образовательной среды, связанные с инновационными процессами компьютеризации общества, развитием новых телекоммуникационных технологий. Что позволяет получать информацию моментально, а также иметь инструменты для ее передачи, обработки и хранения. Основной идеей ДО является самостоятельность в обучении и создание учебной информационной среды, включающей компьютерные информационные источники, электронные библиотеки, видео- и ау-диотеки, книги и учебные пособия.

Первым опытом ДО осужденных был совместный проект Московского государственного индустриального университета и Московского государственного института стали и сплавов. Учебный центр был создан в 1995 году в колонии общего режима (учреждение УУ-163/2) в городе Зеленограде. Главной целью была апробация заочного обучения осужденных с использованием элементов технологии ДО. Это позволило внести новые дополнительные элементы в методы исправления, а также об-

легчить последующую социальную адаптацию осужденных после освобождения. Обучение велось по специальности «Юриспруденция» и по специальности «Менеджмент организаций». Центр продолжает действовать до сих пор, совершенствуя технологическую базу и систему предоставления курсов.

Полностью обучение через Интернет одной из первых в России стала проводить Шаховская воспитательная колония (Орловская область). После закупки необходимого оборудования, создания компьютерного класса, обучения воспитанников элементарным навыкам работы на компьютерах, преподаватели городского социального техникума начали предоставлять обучение по специальности «Оператор ПЭВМ». Кроме того, параллельно шло освоение одной из систем бухгалтерского учета «1С Бухгалтерия» с целью повышения конкурентоспособности воспитанников при трудоустройстве [11].

Исследователи отмечают, что «обучение оказывает положительное влияние на поведение осужденных в период отбытия наказания, облегчает их социальную адаптацию после освобождения, снижает социальную напряженность в местах лишения свободы, способствует формированию трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции». А это значит, что осужденные получают возможность жить на свободе без преступлений, а законопослушные граждане - надежду на более спокойное и безопасное социальное окружение.

Таким образом, на сегодняшний день дистанционные формы обучения в пенитенциарных учреждениях являются неотъемлемой частью государственных программ по исправлению осужденных.

Литература:

1. Европейские пенитенциарные правила. Часть 4 «Цели и режимы содержания в местах лишения свободы» ст. 77-82.

http://www.businesspravo.ru/ Docum/DocumShow_DocumID_33889_ DocumlsPrint__Page_1 .html

2. Конституция РФ. М.: Изд. Юрайт.-2011г. С.14, 43

3. Уголовный кодекс РФ. М.: «Проспект». - 2011. - С. 28,29 (ст.79,80).

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.- М.: «Проспект».-2011. - С. 42,43 (ст. 112,113).

5. Обучение осужденных: Итоги Всероссийской конференции 15-16 ноября 2001. - СПб.: СЗТУ.-2001. - 50с.

6. Доклад директора ФСИН РФ А.А.Реймера на НПК по вопросам реформирования УИС. 10 сентября 2009.

7. Тебенихина Т. Спасение в учении // «Кто есть кто в образовании и науке». -№ 3 (3) 2009г.- с.129.

8. Концепция развития уголовно-исполнительной системы в РФ 2020 г. - М.-2010.

9. Программа «Криминон»

http://www.scientology.ru/activity/

criminon/criminon-around-the-world.html

10. Бебенин В.Г. Об опыте работы ВУЗов в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Сетевой электронный научный журнал «Системотехника». - 2004. -№ 2. - http://systech.miem.edu.ru. - С.1-17.

11. Шаховская воспитательная колония УФСИН России по Орловской области. Новые технологии в процессе нравственного воспитания и исправления осужденных (на примере программы «КРИМИНОН») http://www.criminon.ru/articles/9.html

12. Е. М. Данилин В. И. Селиверстов. Перепись осужденных. Осужденные в воспитательных колониях. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей 12-18 ноября 2009. Выпуск №2. М.: Юриспруденция. - 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.