Научная статья на тему 'Применение образовательных, в том числе дистанционных, технологий в учреждениях УИС'

Применение образовательных, в том числе дистанционных, технологий в учреждениях УИС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ УИС / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / "КРИМИНОН" / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / СПРАВОЧНОПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабкин А. А., Крюкова Д. Ю.

В научной статье рассматриваются вопросы применения информационных, в том числе дистанционных, технологий в УИС. Особое внимание уделяется информационным базам данных и электронным библиотекам, нормативноправовой основе информатизации пенитенциарных учреждений, а также уровню обеспеченности компьютерной техникой учреждений УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабкин А. А., Крюкова Д. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение образовательных, в том числе дистанционных, технологий в учреждениях УИС»

Применение образовательных, в том числе дистанционных, технологий в учреждениях УИС

1А.А. БАБКИН - начальник кафедры информатики и математики ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук;

Д.Ю. КРЮКОВА - аспирант Вологодского государственного технического университета

В научной статье рассматриваются вопросы применения информационных, в том числе дистанционных, технологий в УИС. Особое внимание уделяется информационным базам данных и электронным библиотекам, нормативно-правовой основе информатизации пенитенциарных учреждений, а также уровню обеспеченности компьютерной техникой учреждений УИС.

Ключевые слова: реформирование УИС; информационная технология; дистанционное обучение; «Криминон»; электронная библиотека; справочно-право-вая система.

Значительным событием в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы России стало внесение в 2001 г. дополнения в ст. 108 УИК РФ, согласно которому администрация исправительного учреждения с учетом имеющихся возможностей создает условия для получения осужденными среднего (полного) общего и высшего профессионального образования1. Статьей 112 УИК РФ предусматривается организация в исправительных учреждениях получения основного общего образования осужденными, не достигшими возраста 30 лет. Кроме того, в проекте концепции развития УИС до 2020 г. (п. 3.4.5) поставлена задача по дальнейшему развитию благоприятных условий для общеобразовательного обучения осужденных, а также получения ими дополнительного среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения.

На сегодняшний день в УИС функционирует 338 профессиональных училищ и 664 школы и учебно-консультационных пункта (число последних увеличилось за последний год на 148).

Помощь осужденному в получении профессии - важная социальная задача. Без специальности и в результате без работы освободившийся из мест заключения быстро теряет

социальные ориентиры и способность адаптироваться к жизни на свободе.

Реализация и организация обучения осужденных в исправительных учреждениях представляется затруднительной без применения компьютерных и мультимедийных средств обучения. Очевидно, что в условиях отбывания наказаний актуальны такие формы обучения, как заочная, заочная с применением дистанционных технологий и дистанционная. Дистанционная система обучения, включающая в себя использование Интернета, электронных учебников и курсов, видео- и аудиотек, методов дистанционного контроля, в последние годы активно используется в УИС.

По нашему мнению, данные технологии являются наиболее перспективными именно для контингента осужденных, потому что:

- создают возможность обучения вне зависимости от местонахождения ИУ: процесс реализуется удаленно, то есть очное общение обучаемого и учителя необязательно;

- позволяют обучаться в регламентированное время и в удобном для себя темпе;

- развивают коммуникабельность осужденных посредством общения с преподавателями;

- время на освоение дисциплины не ограничивается;

Актуальные вопросы психологии, педагогики и социальной работы

51

- обучение осуществляется параллельно с профессиональной деятельностью, то есть без отрыва от производства;

- обучающийся осужденный имеет возможность работать с разными источниками учебной информации (электронными библиотеками, учебными курсами, банками данных, базами знаний и т.д.).

Интересен опыт реализации воспитательных программ в дистанционной форме. В качестве примера рассмотрим «Криминон»2. «Криминон» (что значит «Нет преступности») - это лицензионная программа социальной реабилитации осужденных. Состоит из восьми разделов: «Дорога к счастью», «Улучшение способности к обучению», «Как справляться с подавлением», «Достоинство и целостность личности», «Общение», «Этика и состояния», «Понимание и преодоление наркотической зависимости», «Как жить с детьми». Разделы предоставляются в настоящее время очно, заочно, дистанционно. Основное правило программы - это применение человеком в текущей жизни рассмотренных принципов. Осваивая программу, каждый осужденный учится не только вести себя этично, но и понимать, почему и зачем он это делает, что, несомненно, влияет на его исправление.

В современных условиях существует объективная необходимость разработки программ и курсов, подобных «Криминон», направленных на психологическое и социальное воспитание осужденных в соответствии с одноименными направлениями работы с ними. Согласно концепции развития социальной, воспитательной и психологической работы с осужденными в исправительных учреждениях до 2010 г. «социальная, психологическая и воспитательная работа рассматриваются в качестве взаимосвязанных и взаимодополняющих направлений деятельности исправительных учреждений, определяющих содержание процесса исправления осужденных». В процессе обучения осужденных по трем направлениям (воспитательное, психологическое, социальное) будет возможно оказать комплексное воздействие на сознание обучаемых, помочь им разрешить все внутренние противоречия и найти выход из трудной жизненной ситуации.

Отметим быстрое развитие в последние годы электронных библиотек и баз (в том числе и справочно-правовых), в которых хранятся миллионы изданий в электронном виде. Такой богатый книжный фонд может себе позволить не каждая публичная библиотека, не говоря о библиотеках ИУ.

Правовая грамотность играет в жизни осужденных не последнюю роль. Право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления закреплено в Конституции: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и орга-

ны местного самоуправления» (ст. 33)3. Этим правом обладают и граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы.

Современные справочно-правовые системы включаютвсебяширокийспектрзаконодательных актов, кодексов, положений и других правовых актов, принятых в разные периоды времени. Кроме того, в них можно найти образцы и бланки заявлений в различные инстанции и учреждения. Правовая документация, относящаяся только к уголовно-исполнительной системе, хранится в специфических базах данных, таких как «Эта-лонПлюс». Таким образом, имея в качестве инструментария справочно-правовые системы, осужденный способен самостоятельно повысить уровень своей грамотности в плане подготовки к освобождению.

Для подключения к электронным библиотекам необходимо иметь доступ к сети Интернет, а также заключить договор с юридическим лицом, отвечающим за ведение библиотеки, на платной или бесплатной основе. Для установки справочно-правовых систем требуется только подключение по локальной компьютерной сети и наличие договора с фирмами, предоставляющими соответствующие услуги.

Мы считаем, что подключение электронных баз и справочно-правовых систем, несомненно, целесообразно в тех ИУ, где имеется техническая возможность. Это предоставит осужденным широкие возможности для расширения своих знаний и лучшей подготовки по программам профессионального обучения. Среди наиболее популярных электронных библиотек и справоч-но-правовых баз назовем следующие:

- электронные библиотеки IQLIB, еLIBRARY, УИС Россия;

- справочно-правовые системы «Консуль-тантПлюс», «Гарант» и «Эталон».

К сожалению, на сегодняшний день не все регионы Российской Федерации могут обеспечить исправительные учреждения современной компьютерной техникой в требуемом объеме как для организации обучения и досуга осужденных, так и для нужд сотрудников. По результатам анкетирования сотрудников групп социальной защиты осужденных, проведенного УСПВРО ФСИН России в 2008-2009 гг. совместно с ВИПЭ ФСИН России, около 10% данных подразделений не обеспечены компьютерной техникой или она морально и физически устарела. За последние годы в рамках реализации ведомственной целевой программы «Информационное и телекоммуникационное обеспечение деятельности ФСИН России на 2005-2007 гг.» были разработаны спецификации оборудования для организации локальных вычислительных сетей в территориальных органах УИС, спецификации оборудования для внедрения автоматизированных учетов, создания автоматизированной системы информационного обеспечения деятельности территориальных органов УИС. Ежегодно директором ФСИН России утверждаются годовые планы с

ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ

учетом задач, поставленных в ведомственной целевой программе, и предложений управлений и служб центрального аппарата ФСИН России. В настоящее время в соответствии с приоритетным национальным проектом «Образование» Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральное агентство по образованию проводят работы по оснащению и подключению к сети Интернет учреждений ФСИН России. В результате осужденные 303 вечерних школ при исправительных учреждениях получат доступ к Интернету.

Приказом Минюста России от 31 декабря 2003 г. № 331 «Об утверждении Положения о материально-техническом обеспечении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» установлены нормы оснащения компьютерной техникой учреждений УИС, что осуществляется на основе анализа данных о наличии компьютерной техники, состоящей на балансе потребителя4. Согласно этим нормам территориальные органы УИС обеспечиваются компьютерной техникой из расчета 50% от общей численности среднего и старшего начальствующего состава, а оперативные службы - из расчета 100%. Таким образом, нормы по оборудованию компьютерных классов для организации обучения и досуга осужденных не определены, что вызывает недостаточность финансирования этого направления. Несмотря на это, имеется успешный опыт по организации компьютерных классов (подключенных к Ин-

тернету): например, в Шаховской воспитательной колонии (Орловская область) успешно реализуется дистанционное обучение осужденных по нескольким специальностям.

В современной российской системе исполнения наказаний ведется планомерная работа по приведению стандартов и норм обращения с осужденными в соответствие с требованиями, закрепленными в Европейских пенитенциарных правилах. В разделе последних, посвященном контактам с внешним миром, указывается, что заключенным разрешается максимально часто общаться по почте, телефону или с помощью иных средств общения со своими семьями, другими лицами и представителями внешних организаций. Осужденный не должен чувствовать себя исключенным из общества, а должен осознавать, что является его полноправным членом. Применение новых технологий и методов способно решить многие проблемы системы исполнения наказаний, а также повысить шансы осужденных на социальную адаптацию и ресо-циализацию.

■ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Российская газета. 2009. № 253. С. 18-35.

2 См.: «Криминон» (Criminon) - эффективная программа социальной реабилитации. http:// klass.criminon.ru/ Дата обращения: 01.09.2009.

3 Российская газета. 2009. № 75. С. 22-45.

4 См.: Кудрявцев В.Н., Лебедев А.В. Проблемы правового обеспечения информационно-аналитической работы в УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 3. С. 14-25. ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.