Научная статья на тему 'Общее образование и профессиональная подготовка осужденных: пенитенциарные проблемы'

Общее образование и профессиональная подготовка осужденных: пенитенциарные проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2135
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОСУЖДЕННЫЙ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / GENERAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / CONVICT / PENITENTIARY INSTITUTIONS / PENITENTIARY PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раськевич Анатолий Акимович

Статья о важности общего образования и профессиональной подготовки осужденных как одних из основных средств их исправления в пенитенциарных учреждениях. Делаются соответствующие выводы и предложения, как для законодателя, так и практических работников по повышению эффективности деятельности пенитенциарных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раськевич Анатолий Акимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General education and professional training of convicts: penitentiary problems

The article is about the importance of general education and professional training of convicts as one of the main means of their correction in penitentiary institutions. Certain conclusions and suggestions are being made that will be of value both for the law-makers and practitioners and would increase the effectiveness of penitentiary institutions.

Текст научной работы на тему «Общее образование и профессиональная подготовка осужденных: пенитенциарные проблемы»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

11 См.: Архив уголовных дел СУ при УВД по г. Белгороду. Уголовное дело № 20042350494.

12 Бояров С.А. Правовое положение потерпевшего // Уголовный процесс. 2006. № 7. С. 18; Денисов Л.А. Баланс прав и обязанностей потерпевшего и обвиняемого подозреваемого в состязательном уголовном процессе / / «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2006. №. 1. С. 83.

13 Прокофьева С.М. Совершенствование механизма реализации своих прав участниками уголовного судопроизводства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 1 (41). С. 46.

14 Шестакова С.Д. Метод российского уголовно-процессуального права: от инквизиционности к состязательности: монография / под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003. С. 190.

15 О Конституционном Суде Российской Федерации: ФКЗ от 21.07.1994 г. № 1— ФКЗ / / Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

16 См.: Кочетова А.В. Актуальные вопросы института приостановления производства по уголовному делу: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Кочетова. Челябинск, 2006. С. 17; Нечаев А.А. Приостановление предварительного расследования в уголовном процессе России: дис. ... канд. юрид. наук / А.А. Нечаев. М., 2007. С. 10.

17 См.: О Конституционном Суде Российской Федерации: Федер. конституцион. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (с изм. от

8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.) // СПС «ГАРАНТ-Максимум. ПРАЙМ». Версия от 16 июня 2007 г.

УДК 343.824 А.А. Раськевич*

Общее образование и профессиональная подготовка осужденных: пенитенциарные проблемы

Статья о важности общего образования и профессиональной подготовки осужденных как одних из основных средств их исправления в пенитенциарных учреждениях. Делаются соответствующие выводы и предложения, как для законодателя, так и практических работников по повышению эффективности деятельности пенитенциарных учреждений.

Ключевые слова: общее образование, профессиональная подготовка, осужденный, пенитенциарные учреждения, пенитенциарные проблемы.

А.А. Raskevich*. General education and professional training of convicts: penitentiary problems. The article is about the importance of general education and professional training of convicts as one of the main means of their correction in penitentiary institutions. Certain conclusions and suggestions are being made that will be of value both for the law-makers and practitioners and would increase the effectiveness of penitentiary institutions.

Key words: general education, professional training, convict, penitentiary institutions, penitentiary problems

В достижении цели исправления осужденных в пенитенциарных учреждениях (ПУ) важная роль принадлежит предусмотренным уголовно-исполнительным законодательством воспитательной работе, общему образованию и профессиональной подготовке осужденных.

Организация в пенитенциарных учреждениях России образования в первые годы XX столетия сделала значительные успехи. Главное тюремное управление (ГТУ) при строительстве новых тюрем и утверждения для них новых штатов запрашивало кредиты на школы и рекомендовало тюремным администрациям принимать меры к обучению заключенных грамоте. Опыт создания тюремных школ существовал и до реформы 1879 г., но практика их была бессистемной, непродуманной, и школы быстро закрывались.

С началом тюремной реформы 1879 г. — с учреждения губернских тюремных инспекций — начался новый этап становления системы образования. На проблемы воспитания и образования осужденных в ПУ обратил внимание еще в конце прошлого века И.Я. Фойницкий в своей работе «Учение о наказании в связи с тюрьмоведением» (СПб., 1889). В главе «Тюремное заключение» Фойницкий рассматривал такие вопросы, как работа заключенных в тюрьмах и «тюремное образование», отнеся к нему интеллектуальное образование, нравственное и религиозное образование, техническое образование, воскресные занятия. Под «тюремным воспитанием» Фойницкий понимал «соревнование заключенных» (фактически речь идет о прогрессивной системе). В 1904 г. было установлено, что только 20 % пенитенциарных учреждений имели школы.

Духовно-нравственное воздействие на заключенных оказывали тюремный священник (он же заведовал школой и библиотекой) и учитель (обычный библиотекарь, псаломщик). При каждом пенитенциарном учреждении учреждалась должность особого почетного попечителя с правом влиять на выбор преподавателей и правильность школьных знаний. Попечитель своими пожертвованиями оказывал материальную помощь школе.

* Раськевич, Анатолий Акимович, профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. 19S075. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д. 1. Тел. (812)744-70-19.

* Raskevich, Anatoly Akimovich, Associate professor of Criminology Department of St. Petersburg University of Ministry for Internal Affairs of Russia, Ph.D. 19S075. St. Petersburg, Pilot Pilyutov street, 1. Tel. (S12) 744-70-19.

Статья поступила в редакцию 1 июня 2010 года.

Обучение в школе было обязательным для несовершеннолетних заключенных. Остальные обучались по желанию при подаче письменного заявления. Обучающимся преподавались Закон Божий, чтение, письмо и первоначальные правила счета. До реформы 1879 г. обучались 134 человека. Заключенные делились на разряды по способностям и степени развития. Несовершеннолетние, которые ленились и явно уклонялись от занятий, в случае безуспешности применения мер педагогического воздействия исключались из школы. Таким образом, школа представляла собой важнейшее условие исправления заключенных в пенитенциарных учреждениях.

С.В. Познышев в своей работе «Очерки тюрьмоведения» (Москва, 1915) вопросы воспитания и обучения заключенных обстоятельно рассматривает в специальных главах: «Тюремное воспитание» (гл. 2) и «Тюремное образование» (гл. 3).

С.В. Познышев в «Основах пенитенциарной науки» (Москва, 1923) в отд. 5 «Пенитенциарная педагогика», по сути дела, по-новому ставит вопрос, получившей дальнейшее развитие в идее исправительно-трудовой педагогики. Отд. 5 включает главы «Школьные и внешкольные умственные занятия в местах заключения», «Пенитенциарное воспитание», «Дисциплина в пенитенциарных учреждениях».

Идея воспитания осужденных через обучение получила развитие в трудах К.Д. Ушинского, а позднее — А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Она стала одной из ведущих концепций пенитенциарной педагогики: обучение осужденных — важнейшее средство их нравственного обновления, стимулирования дальнейшего развития1. А.С. Макаренко утверждает, что обучение, являясь могучим воспитательным средством, формирует систему знаний, развивает личность и ее нравственное сознание, которое определяет поведение осужденного2.

Советское исправительно-трудовое законодательство 20-х гг. предусматривало проведение с осужденными культурно-просветительской работы. Исправительно-трудовым кодексом 1933 г. был введен термин «политико-воспитательная работа». В учебнике П.С. Утевского «Советское исправительнотрудовое право» (Москва, 1934) в ч. 4 имелась гл. 6 «Политическое и производственное воспитание лишенных свободы», состоявшее из следующих разделов: «Основные принципы политиковоспитательной работы в исправительно-трудовых учреждениях», «Массово-производственная работа в исправительно-трудовых учреждениях», «Культурно-массовая работа». Политико-воспитательная работа в исправительно-трудовых учреждениях рассматривается уже не во всех учебниках и учебных пособиях по исправительно-трудовому праву.

Кодификация законодательства 1969-1971 г.г. отразила все лучшее, что было создано к тому времени наукой и практикой, сформировало основу для единообразного решения важнейших вопросов, закрепила задачи, организацию и формы политико-воспитательной работы, основы правового регулирования общеобразовательного и профессионально-технического обучения лиц, лишенных свободы.

Обеспечение общего образования в соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы3, является одной из задач уголовноисполнительной системы и входит в обязанность учреждений, исполняющих наказания (ст. 2; 13).

Правовое регулирование общего образования осужденных в пенитенциарных учреждениях исходит из конституционного права граждан на образование4. В области образования государственная политика выражается в том, что Российская Федерация сферу образования провозглашает приоритетной (ст. 1 и п. 1 ст. 40 Закона РФ «Об образовании»)5. Это положение чрезвычайно важно для пенитенциарных учреждений, призванных исполнять наказание в отношении лиц, совершивших преступления. Значительная часть осужденных имеет недостаточно высокий общеобразовательный и культурный уровень, вредные привычки и наклонности. Изъяны в общеобразовательной подготовке лиц, преступивших закон, являются одним из криминогенных факторов в генезисе их преступного поведения. Чем ниже уровень интеллектуального развития человека, тем неустойчивее он в жизни и скорее может встать на путь антиобщественного поведения, совершения преступлений. Выборочное обследование осужденных, не закончивших до совершения преступления среднюю школу, показало, что у большинства из них еще до осуждения сформировалось устойчивое негативное отношение к образованию как к ценности.

Как правило, учились без особого желания, не стремились к получению образования и либо сами покидали школу, либо их исключали. Поэтому у многих осужденных знания неглубокие, бессистемные, а самое главное, у них нет необходимых навыков, умения воспринимать преподаваемый материал, отсутствует интерес к учебе. Такие социально-позитивные интересы, как стремление к повышению образования, общей культуры, замещаются у правонарушителей примитивными, ситуативными влечениями. Ущербность образования, недостаток объективной информации заполняется сведениями на уровне обыденного сознания, подкрепляются слухами, предположениями, нередко являющимися питательной почвой для формирования гипертрофированных, искаженных моральных установок преступника.

В пенитенциарных учреждениях организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста тридцати лет, основного общего образования6.

Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения полного среднего общего образования, администрацией пенитенциарного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010

Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой и второй групп, получают образование по их желанию.

Не привлекаются к получению общего образования лица, осужденные к пожизненному лишению свободы. Это вызвано спецификой режима отбывания наказания. Вместе с тем им создаются необходимые условия для самообразования.

Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные, как обычные граждане, освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде7.

Получение осужденными среднего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Получение общего образования осужденными организуется в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1237 (с последующими изменениями и дополнениями), Положением о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах, утвержденным Министерством юстиции и Министерством общего и профессионального образования РФ от 9 февраля 1999 г. № 31/3218, Положением об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе в воспитательной колонии уголовноисполнительной системы от 21 ноября 2005 г. № 2239, и функционирующих при ПУ общеобразовательных школах, учебно-консультативных пунктах, имеющих необходимое оборудование, штат учителей, возглавляемых директором, который назначается учреждением Министерства общего и профессионального образования по согласованию с Федеральной службой исполнения наказания (ФСИН).

Контроль за посещением школы осужденными осуществляется администрацией ПУ.

Общеобразовательные школы открываются в ПУ при наличии не менее 80 обучающихся. Если такого числа обучающихся нет, то при пенитенциарном учреждении создается учебноконсультативный пункт. Занятия в школах проводятся в свободное от работы время.

Обучающиеся, водворенные в ШИЗО, переведенные в ПКТ, ЕПКТ, одиночную камеру в ИК особого режима, на строгие условия отбывания наказания, обучаются по заочной форме. Положительным является то, что педагогические коллективы образовательных школ ПУ оказывают содействие администрации этих учреждений в воспитательном воздействии на осужденных. Они проводят совместно с администрацией учреждения необходимую работу по привлечению осужденных к обучению, оказывают администрации помощь в духовно-нравственном воспитании осужденных, в работе по их социальной адаптации, а обучающимся помогают в подготовке к занятиям, овладении методами самообразования, а также вносят администрации предложения по вопросам обеспечения условий по образованию и воспитанию осужденных.

Учитывая особые условия труда, порой связанные с риском для жизни и здоровья, педагогам общеобразовательных школ, работающим с осужденными к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления и при рецидиве преступлений, в соответствии с Законом РФ «Об учреждения и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ч. 4 ст. 16)10 повышаются должностные оклады за особые условия труда в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

В то же время Закон устанавливает требования к работникам образовательных учреждений по соблюдению режимных требований пенитенциарных учреждений. Они закреплены в Правилах внутреннего распорядка.

По состоянию на 1 января 2010 г. в пенитенциарных учреждениях уголовно-исполнительной системы ФСИН Минюста России при исправительных и воспитательных колониях функционируют 3215 вечерних общеобразовательных школ и 521 учебно-консультативный пункт, 339 профессионально-технических училищ (ПТУ), действуют 510 храмов, 734 молитвенные комнаты11.

В 2009 г. во взаимодействии с органами управления образованием субъектов Российской Федерации в пенитенциарных учреждениях дополнительно открыто шесть школ и 39 учебноконсультативных пунктов.

В настоящее время в общеобразовательных школах и учебно-консультативных пунктах обучаются 93,3 тыс. осужденных (в 2008 г. — 92,3 тыс. осужденных). Более 1,6 тыс. осужденных получают образование на договорной основе в 30 учреждениях среднего и 65 высшего профессионального образования по заочной или дистанционной формам обучения12.

Получение общего образования, его организация, создание, реорганизация и ликвидация общеобразовательных школ и учебно-консультативных пунктов уголовно-исполнительной системы регламентируется Минюстом РФ по согласованию с Министерством образования и науки РФ. Они издают совместные приказы.

Можно сделать следующие выводы:

— значение получения общего образования состоит в том, чтобы развить у осужденных интерес к учебе;

— повысить их уровень образования и общую культуру;

— оно должно способствовать их исправлению;

— обучение, оказывая положительное воздействие на сознание правонарушителей, помогает им освободиться от наследия прошлого, усиливает сопротивляемость разного рода влияниям, чуждым общественной морали и нравственности;

— с приобретением знаний растет уровень социальной зрелости личности. Обучение в школе воспитывает у осужденных такие качества, как целеустремленность, видение социально позитивного смысла жизни, человеческое достоинство, развивает нравственно-волевые установки на, законопослушное поведение;

— общее образование осужденных как одно из основных средств, применяемых в системе мер исправительного воздействия, не входит в содержание наказания, не является элементом кары. Это процесс педагогический, он направлен на обеспечение гуманной цели — помочь человеку, совершившему преступления, по отбытии наказания стать полезным членом нашего общества.

Образовательные учреждения УИС входят в систему образования Российской Федерации (ст.8, ст.50 Закона «Об образовании»), поэтому и содержание образования должно отвечать тем же требованиям, которые предъявляются законом «Об образовании» (ст. 14). Содержание образования, говорится в нем, является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

— на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации;

— на развитие гражданского общества;

— на укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов и убеждений.

Поскольку школы учреждений исполняющих наказания осуществляют обучение лиц, лишенных свободы, то они призваны:

— одновременно с задачей повышения образовательного уровня, обеспечения требований Закона «Об образовании»;

— решать задачи их исправления, искореняя антисоциальные установки, вредные привычки и наклонности, формирования у них стремлений к изменению противоправного поведения, воспитания их в духе честного отношения к труду и необходимости приобретения квалифицированной профессии, позволяющей трудоустроиться осужденному после освобождения из пенитенциарного учреждения в условиях рыночной экономики.

Таким образом, главная задача общего образования осужденных заключается в том, чтобы осужденный мог получить в последующем такую профессиональную и общеобразовательную подготовку, которая способствовала бы скорейшей адаптации после освобождения в условиях рыночной экономики и сопутствующих ей негативных моментов: безработицы, спада производства и т.д.

В соответствии со ст. 9 УИК РФ, профессиональное образование и профессиональная подготовка являются одним из основных средств исправления осужденных в пенитенциарных учреждениях. Оно имеет очень важное значение, т.к. отсутствие трудовой специальности снижает степень заинтересованности осужденного в труде и возможности трудоустройства после освобождения из мест лишения свободы. Отсюда повышается возможность осужденного совершить новое преступление, т.к. у него не будет средств на пропитание и приобретение предметов первой необходимости, одежды, обуви и т.п. Этот вывод подтверждается данными переписи осужденных в 1997 г. Так, из общего количества осужденных, отбывавших уголовное наказание в виде лишения свободы, 56,3% не имели к моменту совершения преступления определенных занятий13.

Правовое регулирование профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных в пенитенциарных учреждениях осуществляется на основании конституционных прав граждан Российской Федерации на труд, включая свободу выбора профессии, и на образование14.

Решение проблемы трудоустройства осужденных в ПУ тесно связано с обеспечением их профессионального обучения. Так, по данным ФСИН РФ, на 1 декабря 2007 г. в ПУ работало 338 ПТУ (на 1 января 2010 г. — 339 ПТУ) и 122 их филиала. В них обучались рабочим специальностям более 115 тыс. человек. Следует отметить, что, в отличие от исправительно-трудового законодательства советского периода, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных рассматриваются не самостоятельно, а совместно с регулированием их трудовых отношений.

Согласно ст. 108 УИК РФ, в пенитенциарных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в ПУ и после освобождения из него. Отношение осужденных к получению начального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в порядке, установленном МВД РФ (теперь Минюстом) по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации.

С учетом имеющихся возможностей администрация пенитенциарного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010

На практике в пенитенциарных учреждениях используются два вида профессионального образования и профессиональной подготовки: 1) обучение в профессионально-технических училищах (ПТУ) системы профессионально-технического образования, филиалы которых находятся в местах лишения свободы; 2) обучение производственным методом.

ПТУ в пенитенциарных учреждениях создаются по совместному решению управления уголовноисполнительной системы и профтехобразования. Обучение осужденных производится по учебным программам системы профессионально-технического образования. Они создаются если имеется не менее 150 обучающихся. Обучение ведется в свободное от работы время в течение 6-15 месяцев.

ПТУ в местах лишения свободы выполняют следующие функции:

а) осуществляют подготовку специалистов соответствующего профиля;

б) организуют повышение квалификации по своей специальности;

в) выступают в качестве методического центра, оказывающего помощь осужденным,

обучающимся непосредственно на производстве.

Обучение производственным методом — это обучение осужденных непосредственно на производстве индивидуально или в бригаде. Необходимость такого обучения обусловлена краткими сроками лишения свободы или невозможностью открытия ПТУ либо производственной необходимостью.

Общеизвестно, что выпускники ПТУ превосходят осужденных, получивших профессию непосредственно на производстве, по многим показателям:

— мастерству;

— умению быстро ориентироваться в изменяющихся условиях современного производства;

— участию в рационализаторской и изобретательской работе;

— желанию продолжить учебу или повысить квалификацию;

— по производительности труда и уровню заработной платы, а, следовательно, и по выплате исков и алиментов, оказанию помощи семье.

В системе профессионального обучения и профессиональной подготовки производственным методом широкое распространение получила индивидуально-бригадная форма обучения, позволяющая в короткие сроки подготовить осужденного, приобщить его к трудовой деятельности, исходя из потребностей производства и наличия вакантных рабочих мест. Высокий уровень разделения труда привел к появлению на производстве достаточного количества рабочих мест с простыми операциями, для овладения которыми не требуется значительных затрат рабочего времени. Конечно, такая форма организации профессионального обучения, профессиональной подготовки и трудовой деятельности позволяет достигать положительного экономического результата в производственной деятельности, способствующего сокращению сроков подготовки, снижению себестоимости выпускаемой продукции.

Необходимо отметить, что осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию получить соответствующую профессиональную подготовку (ч. 2 ст. 108 УИК).

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве (ч. 5 ст. 108 УИК).

В соответствии со ст. 129 УИК РФ, осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в колонии-поселении, разрешается заочное профессиональное обучение и профессиональная подготовка, если эти учебные заведения расположены в пределах территории соответствующего административно-территориального образования.

Как известно, на трудовую занятость осужденных к лишению свободы оказывает негативное влияние проблема их профессионального образования и профессиональной подготовки.

Принятые в пенитенциарную систему в 2005 г. 338 профессионально-технических училищ (ПТУ) из-за слабой материальной базы и недостатка инженерно-педагогических работников не справляются со своими функциями. В течение 2005 г. численность поступивших в исправительные колонии осужденных, не имеющих профессии, увеличилась на 32,2 тыс. человек, или на треть, 16,4 тыс. человек были освобождены из мест лишения свободы, не получив необходимой специальности, в т.ч. по причине отсутствия в 163 пенитенциарных учреждениях ПТУ или их филиалов15.

Кроме того, 115,6 тыс. осужденных обучались рабочим специальностям и профессиям в ПТУ

— 78,9 тыс. и непосредственно на производстве — 36,7 тыс. человек.

В последние годы увеличилось число осужденных с низким общим образованием — от 4 до 7 классов.

Более 90% осужденных не имеют никаких профессиональных и трудовых навыков.

В условиях финансово-экономического кризиса производственным сектором пенитенциарной системы ФСИН Минюста России в 2009 г. выпущено продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму 25,2 млрд. рублей. Средний заработок на одного осужденного в день составил 143 рубля (в 2008 г. - 110,7 рубля) 16.

По итогам учебного года рабочую профессию получили 129,4 тыс. осужденных, в т.ч. в профессиональных училищах — 95,6 тыс. человек (103,5% к 2008 г.) и на производстве — 33,86 тыс. человек. Численность осужденных, освобожденных без профессии, сократилась по сравнению с 2008 г. на 18,7% и составила 15,36 тыс. человек (2008 г. — 18,9 тыс. человек)17

Необходимо обратить внимание на то, что в ч. 2 ст. 9 УИК нет среди основных средств профессионального обучения, хотя есть упоминание в ст. 108 УИК, что в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование. Можно сказать, что это упущение со стороны законодателя.

Согласно ст. 7 ИТК РСФСР, принятого 18 декабря 1970 г., к основным средствам исправления осужденных законодатель относил профессионально-техническое образование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагается законодателю заменить профессиональную подготовку, как одно из основных средств исправления осужденных, на профессиональное обучение (ч. 2 ст. 9 УИК РФ).

Подписано соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и некоммерческим образовательным учреждением «Современная гуманитарная академия» (СГА). Соглашение имеет целью создание благоприятных условий для получения высшего и специального дополнительного образования осужденными, находящимися в местах лишения свободы, а также сотрудниками учреждений ФСИН России18.

СГА около 13 лет осуществляет образовательную деятельность и в настоящее время является одним из ведущих учреждений подобного рода в России. Академия обладает универсальными научнопедагогическими, организационными и техническими ресурсами, является единственным в России обладателем информационно-спутниковой образовательной технологии. Благодаря спутниковой связи, удалось обеспечить качественное дистанционное обучение студентов независимо от места их проживания и организовать эффективный учебный процесс в любом населенном пункте, в т.ч. в отдаленных регионах России. СГА располагает компьютерными видео- и аудиосредствами, обучающими программами, учебными фильмами и курсами, имеет возможность привлекать авторитетных научных работников19.

М.П. Карпенко, ректор СГА, поясняет, что СГА образована в 1992 г., первый выпуск специалистов состоялся в 1997 г. В настоящее время число выпускников вуза приближается к 100 тыс. Академия является крупнейшим высшим образовательным учреждением не только в России, но и в Европе. В СГА занимается 180 тыс. студентов. Обучение ведется по пятнадцати специальностям: экономика, психология, менеджмент, юриспруденция, информатика и вычислительная техника, бухгалтерский учет и аудит и др. В академии работают многие ведущие ученые, доктора наук, профессора, такие, как Ю.М. Антонян, М.В. Макаренко, М.Е. Алексеев, А.А. Мелик-Пашаев, Г.С. Голицын и др.20.

Далее, М.П. Карпенко поясняет порядок организации процесса обучения осужденных. В соответствии с подписанным соглашением СГА размещает сеть филиалов и учебно-консультационных представительств в учреждениях ФСИН России и оснащает их необходимым оборудованием, а также внедряет в пенитенциарных учреждениях информационно-спутниковую образовательную технологию, спутниковое образовательное телевидение, Интернет, обучающие компьютерные программы, модульные рабочие учебники и другие дистанционные учебные продукты21.

По окончании обучения СГА выдает своим выпускникам дипломы государственного образца. Они имеют еще и соответствующее приложение, делающие их идентичными дипломам вузов стран-членов Европейского Союза. СГА — единственный в России вуз, который выдает диплом европейского

образца. Это очень важно для получения работы в зарубежных или отечественных фирмах с

22

иностранным капиталом22.

Начальник ГУФСИН России по Самарской области генерал-лейтенант внутренней службы В.С. Яковлев рассказывает, что летом 2007 г. в ирландской столице проходила международная конференция, посвященная проблемам получения осужденными образования, в т.ч. по дистанционным технологиям. Конференцию организовала Европейская ассоциация по образованию в тюрьмах (ЕРЕА)23.

ЕРЕА — это неправительственная организация, членами которой являются администрации тюрем, преподаватели, ученые и другие профессионалы в данной сфере, которые заинтересованы в продвижении и развитии образования и смежных видов деятельности в тюрьмах по всей Европе в соответствии с рекомендациями Совета Европы. ЕРЕА насчитывает более 800 членов в 35 странах Европы и по всему миру24.

Сфера деятельности — это европейское сотрудничество и оказание в профессиональном развитии людей, вовлеченных в процесс обучения заключенных; работа с другими профессиональными организациями в данной области; поддержка исследований в тюрьмах; создание и развитие своих филиалов внутри стран; организация международных конференций.

В течение нескольких лет каждых шесть месяцев в разных странах издаются журналы организации. В них отражаются опыт и практика работы преподавателей по всей Европе и информация об исследованиях и изменениях в политике.

В.С. Яковлев продолжает рассказывать: «Когда я в своем выступлении сказал, что в Самарской области около двух тысяч осужденных получают среднее образование, около трех тысяч — профессиональное и 150 человек учатся в высших учебных заведениях, есть отдельные здания школ, профучилищ, налажена компьютерная связь, работают библиотеки и т.п., то это вызвало всеобщее оживление, а у меня чувство гордости, без преувеличения»25.

В плане организации высшего образования осужденных непосредственно в пенитенциарных учреждениях очень активно работает Современная гуманитарная академия. Этот вопрос заинтересовал делегатов Германии. Они спросили о возможности непосредственно в немецких тюрьмах организовать

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010

дистанционное обучение в этом вузе осужденных, которые являются нашими бывшими гражданами и знают русский язык. Они получили положительный ответ от руководителей СГА. Для этого требуется установить необходимое оборудование, наладить компьютерную связь, набрать группу будущих студентов и решить вопрос с оплатой обучения.

Далее В.С. Яковлев подчеркивает, что в области образования осужденных в нашей стране больше делается, чем все страны Европы. Например, наше среднее образование финансируется за счет субъекта Российской Федерации, профессиональные училища — за счет федерального бюджета, а высшее образование — за счет личных денег заключенных. А за рубежом этим в основном занимаются общественность, различные спонсоры, добровольцы. У нас, к сожалению, в обществе не наблюдается такого сострадания к нуждам пенитенциарной системы26.

Предлагается практическим работникам пенитенциарной системы России:

— сохранить и расширять сети школ, учебно-косультативных пунктов, ПТУ и других образовательных учреждений по общему образованию и профессиональной подготовке осужденных;

— перенять передовой опыт ГУФСИН Саратовской области по получению высшего образования осужденными. Для этого наладить взаимоотношения с руководством Современной гуманитарной академии и выполнить их рекомендации, которые были даны на конференции немецким пенитенциаристам.

В СГА мощная компьютерная сеть, грамотные специалисты, способные обеспечить учебный процесс, соответствующий самым современным требованиям.

Уникальность заключается в том, что после освобождения, независимо от места проживания, бывшие осужденные могут продолжить учебу.

Важность обучения осужденных в пенитенциарных учреждениях трудно переоценить. Осужденные большую часть времени заняты учебой в школе, ПТУ. Это отвлекает их от пустого времяпрепровождения и способствует в переосмыслении своих жизненных позиций. Можно сказать, что обучение в некоторой степени способствует и укреплению режима, т.к. оно выступает в роли средства, способствующего достижению цели уголовного наказания — частного предупреждения преступлений. Обучение способствует социальной адаптации осужденных как в пенитенциарных учреждениях, так и после их освобождения от наказания.

Образование представляет собой неразрывное единство двух сторон — передача учащимся знаний, умений и навыков (образование) и формирование у них определенных качеств личности (воспитание)27.

Таким образом, общее образование и профессиональная подготовка осужденных, имеют большое значение для выполнения главной задачи, стоящей перед пенитенциарными учреждениями по исправлению осужденных.

Профессиональная подготовка осужденных в пенитенциарных учреждениях и после их освобождения — важный фактор в предстоящей реформе всей пенитенциарной системы, обеспечении занятости общественно полезным трудом как одним из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ).

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. — М.: Проспект. 2009. Ст. 37, 43.

С. 8,10.

2. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года ( с изм. и доп. На 24 декабря 2002 г.) // Парламентская газета, 2002, 28, 31 декабря; 2003, 1 января.

3. Закон РФ «Об образовании» от 10 июня 1992 г. (в ред. от 13 января 1996 г. с изм. на 10 января 2003 г.) / / Российская газета. — 2003, 14 января.

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. — Ст. 112. — М.: Проспект; КноРус, 2009. — С. 42.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации. Ст. 176. — М.: ТК Велби; Проспект, 2007. — С. 88.

6. Российская газета. — 1999, 19 марта; 2005, 9 декабря.

7. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации Российской Федерации. — 1993. — № 33.

8. УИС-2009 в цифрах // Преступление и наказание. — 2010. — № 4. — С. 2, 3.

9. Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. / под ред. А.С. Михлина. — С. 26,27

10. Алферов, Ю. А., Байдаков, Г. П. и др. Воспитательное воздействие общеобразовательного обучения на осужденных : учебное пособие / под общ. ред. А.В. Шамиса. — М., 1990. — С. 17.

11. Васильева, А. Образование как фактор борьбы с криминализацией общества // Преступление и наказание. 2007. — № 9. — С. 7.

12. Кабанов, В. Образование стало доступней // Преступление и наказание. — 2005. — № 4.

— С. 15.

13. Кабанов, В. Образование через спутник // Преступление и наказание. — 2005. — № 4. — С. 15.

14. Макаренко, А. С. Сочинения. — Т. 5. — М., 1958. — С. 62.

15. Тюгаева, Н. А. Образование осужденных к лишению свободы: автореф. диссертации докт. пед. наук. — М., 1998. — С. 11.

16. Гуцал, Н. И. Проблемы обеспечения трудовой занятости осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. — 2007. — № 1(56). — С. 69.

Literature

1. Constitution of Russian Federation. Article 37, 43. — Moscow, 2009.

2. Law of RF “On corrections agencies”, July 21, 1993 // Parliamentary newspaper, 2002, 28, 31 December; 2003, 1 January.

3. Law of RF “On Education”, June 10, 1992 // Russian Newspaper, 2003, 14 January

4. The criminally-executive Code of Russian Federation. Art. 112. — Moscow, 2009.

5. Labor Code. Art. 176. — Moscow, 2007.

6. Russian Newspaper, 1999, 19 March; 2005, 9 December

7. Bulletin of congress of People’s Deputies of Russian Federation and Supreme Soviet of Russian Federation. - 1993, № 33.

8. UIS in figures // Penitentiary Journal. Crime and Punishment. — 2010. — №. 4.

9. Characteristics of prisoners. Materials of a special survey of 1999. / Ed. A.S. Mikhlin.

10. Alferov, J. A., Baydakov, G. P. Educational impact of secondary education on prisoners: Textbook / Ed. A. V Shamis. — Moscow, 1990.

11. Vasilyeva, A. Education as a factor in combating criminalization of society // Penitentiary Journal. Crime and Punishment. — 2007. — №. 9.

12. Kabanov, V. Education became more accessible // Penitentiary Journal. Crime and Punishment. — 2005. — №. 4.

13. Kabanov, V. Education through satellite // Penitentiary Journal. Crime and Punishment. — 2005. — №. 4.

14. Makarenko, A. S. Works. — Vol. 5. — Moscow, 1958.

15. Tjugaeva, N. A. Education of prisoners. Summary of doctoral thesis. — Moscow, 1998.

16. Gutsal, N. I. Problems of providing access to labor for convicted prisoners // Human; crime and punishment. — 2007. — № 1 (56).

1 См.: Тюгаева Н.А. Образование осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 1998. С. 11.

2 См.: Макаренко А.С. Сочинения. М., 1958. Т. 5. С. 62.

3 См.: Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993

года (с изм. и доп. на 24 декабря 2002 г.) / / Парламентская газета. 2002. 28, 31 декабря; 2003. 1 января.

4 См.: Конституция Российской Федерации. Ст. 43. М.: Проспект. 2009. С. 10.

5 См.: Закон РФ «Об образовании» от 10 июня 1992 года (в ред. от 13 января 1996 года с изм. на 10 января 2003 г.) // Российская

газета. 2003. 14 января.

6 См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Ст. 112. М.: Проспект; КноРус, 2009. С. 42.

7 См.: Трудовой кодекс Российской Федерации. Ст. 176. — М.: ТК Велби. Пзд-во Проспект. 2007. С. 88.

8 См.: Российская газета. 1999. 19 марта.

9 См.: Российская газета. 2005. 9 декабря.

10 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации Российской Федерации. 1993. № 33.

11 См.: УИС-2009 в цифрах // Преступление и наказание. 2010. № 4. С. 2.

12 См. там же. С. 3.

13 См.: Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. / Под ред. А.С. Михлина. С. 26, 27.

14 См.: Конституция Российской Федерации. Ст. 37, 43. М.: Проспект, 2009. С. 8, 10.

15 Гуцал Н.И. Проблемы обеспечения трудовой занятости осужденных, отбываощих наказания в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2007. № 1(56). С. 69.

16 См.: УИС-2009 в цифрах // Преступление и наказание. 2010. № 4. С. 3.

17 См. там же.

18 См.: Кабанов В. Образование стало доступней // Преступление и наказание. 2005. № 3. С. 15.

19 См. там же.

20 См.: Кабанов В. Образование через спутник / / Преступление и наказание. 2005. № 4. С. 2.

21 См. там же. С. 3.

22 См. там же.

23 См.: Васильева А. Образование как фактор борьбы с криминализацией общества / / Преступление и наказание. 2007. № 9. С. 7.

24 См. там же.

25 Там же. С. 8.

26 См. там же.

27 См.: Алферов Ю.А., Байдаков Г.П. и др. Воспитательное воздействие общеобразовательного обучения на осужденных: Учебное пособие / Под общ. ред. А.В. Шамиса. М., 1990. С. 17.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.