Научная статья на тему 'Дистанционное повышение квалификации педагогических работников в системе непрерывного образования'

Дистанционное повышение квалификации педагогических работников в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1066
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / TEACHERS' FURTHER EDUCATION / LIFELONG EDUCATION / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варганова Ирина Вячеславовна

Рассматривается дистанционное повышение квалификации педагогических работников в рамках системы непрерывного образования. Выделены характерные особенности содержания учебных курсов, типичные ошибки и затруднения в использовании дистанционной формы образования в системе повышения квалификации работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варганова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching staff distance training in the system of lifelong education

Distance training of teaching staff in the system of lifelong education is presented. Peculiar features of courses content, typical mistakes and problems of using distant form of education in the system of teaching staff training are described.

Текст научной работы на тему «Дистанционное повышение квалификации педагогических работников в системе непрерывного образования»

УДК 371.14+378.046 ББК 4489.51

ДИСТАНЦИОННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. Варганова

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

TEACHING STAFF DISTANCE TRAINING IN THE SYSTEM OF LIFELONG EDUCATION

I. Varganova Chelyabinsk institute of teachers’ professional retraining and further development

Рассматривается дистанционное повышение квалификации педагогических работников в рамках системы непрерывного образования. Выделены характерные особенности содержания учебных курсов, типичные ошибки и затруднения в использовании дистанционной формы образования в системе повышения квалификации работников образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, повышение квалификации работников образования, дистанционное обучение.

Distance training of teaching staff in the system of lifelong education is presented. Peculiar features of courses content, typical mistakes and problems of using distant form of education in the system of teaching staff training are described.

Keywords: lifelong education, teachers’ further education, distance education.

Социально-экономические изменения в обществе обусловили перестройку всей системы образования, в том числе и одного из ее элементов - систему повышения квалификации педагогических кадров. Именно эта система берет на себя часть функций науки по добыванию новых знаний, формированию новых целей, ценностей и способов профессиональной педагогической деятельности.

В педагогической литературе встречаются разные трактовки понятия «повышение квалификации». Так, Э.М. Никитин под повышением квалификации подразумевает обучение по дополнительным образовательным программам с целью роста профессионализма и компетентности, освоение новых функциональных обязанностей без получения новой специальности или квалификации путем освоения профессиональных или дополнительно профессиональных программ [4]. А.К. Маркова считает, что повышение квалификации -это до-формирование или переформирование профессиональной деятельности, профессио-

нального общения, личностных качеств, овладение новыми способами решения профессиональных проблем и новыми приемами профессионального мышления, если оно было, изменение мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности, становление самого человека как субъекта повышения квалификации [3].

Повышение профессиональной квалификации педагогических кадров является одной из важнейших подсистем непрерывного образования педагогов. Оно занимает наиболее продолжительный период в жизни взрослого человека, так как фактически начинается от начала профессиональной деятельности и продолжается до ее конца.

Под непрерывным образованием мы понимаем не механическое движение личности от дошкольного к общему среднему, профессиональному последипломному образованию, а гармоничный процесс цикличного обновления личности на каждом из указанных этапов развития. Это образование, помимо необхо-

димости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, представляет собой процесс непрерывного развития личности человека, знаний и профессиональных навыков, а также способности анализировать, обобщать, выносить суждения и предпринимать различные действия. Оно обеспечивает понимание человеком самого себя и окружающей действительности, содействует выполнению его социальной роли в процессе трудовой деятельности и жизни в обществе [2].

Основываясь на исследованиях зарубежных педагогов, Р.Е. Тимофеева отмечает важность того, чтобы непрерывное образование учителя имело не только институциональный характер, но и внеинституциональный, обусловленный самой жизнью. В образовании взрослых автор отмечает единство формального (актовые лекции, семинары, беседы, тренинги, круглые столы), неформального (встречи, праздники, педагогические экспедиции, общение, нерегламентированные консультации) и информального (театр, выставки, музеи) образования [7].

На основе изученной литературы по вопросу развития и становления российской системы непрерывного профессионального образования мы хотим согласиться с выводами А.М. Новикова: «...система народного образования сегодня стоит перед необходимостью создания целого комплекса гибких организационных форм обучения, создающих максимально благоприятные условия для продвижения человека в образовательном пространстве» [5, с. 12].

Повышение квалификации является одной из наиболее массовых форм образования взрослых, реализуемой в учреждениях системы дополнительного профессионального образования. В рамках этой системы осуществляется как повышение квалификации работников, так и их подготовка к новым видам деятельности. Задача повышения квалификации специалистов связана с установлением соответствия между постоянно растущими социальными требованиями к личной и профессиональной деятельности специалиста и недостаточным уровнем его готовности выполнять свои профессиональные и должностные функции.

Одним из направлений работы системы постдипломного образования учителя, востребованных на современном этапе и характеризующих процесс обновления содержания образования, является подготовка учителя к освоению информационных компьютерных

технологий и их использованию в образовательной деятельности. Такая подготовка востребована самой жизнью, в связи с быстрым обновлением и развитием информационных технологий и необходимостью подготовки педагогических работников к овладению новыми информационно-коммуникационными технологиями и их использованию в образовательном процессе, о чем говорится в ряде наиболее значимых документов последнего времени, принимаемых на уровне Правительства России и Министерства образования и науки Российской Федерации.

В последние годы повышение квалификации педагогов на базе региональных институтов повышения квалификации (ИПК) приобрело особую значимость для дальнейшего качественного развития школы. Причины этого лежат в самой системе образования и детерминируются социальными процессами. Профессионально пригодные знания и умения быстро устаревают. Подготовка, полученная учителем в педагогическом вузе, является основной в его профессиональной деятельности, однако ее не хватает для всей профессиональной жизни. Багаж знаний учителя «стареет», и в его работе возникают новые запросы, на которые необходимо реагировать. Информации только о современных достижениях в фундаментальных науках, новейших изменениях в содержании образования вузов недостаточно, так как профессиональное поле деятельности учителя - школа и учебный процесс зависит от социальных изменений, оказывающих влияние на школу. Связанное с этим воздействие на цели и задачи воспитания и обучения, на организацию и формы работы школы требует от учителей непрерывного размышления над вопросом о пригодности нынешнего содержания и организационных форм работы в школе.

Самостоятельные усилия в этом направлении, работа в составе объединений коллег, как правило, недостаточно результативны. По оценкам самих же учителей, даваемым в ответах на вопросы анкет, для того чтобы в течение всего периода профессиональной деятельности соответствовать постоянно растущим квалификационным требованиям, им необходимо периодически становиться обучаемыми в стенах ИПК. Особенно остро эта проблема стоит в регионах с малой плотностью населения и слабо развитой транспортной инфраструктурой.

Результаты изучения ресурсов Интернета, дистанционных курсов для педагогических

Теория и методика профессионального образования

работников, а также анализ деятельности Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования позволили нам выявить типичные ошибки и затруднения в использовании дистанционной формы образования в системе повышения квалификации педагогических работников.

1. В настоящее время дистанционные курсы для педагогических работников предлагаются в основном не институтами повышения квалификации, а различными некоммерческими организациями, общественными фондами и т. д. Мы, однако, считаем, что ДО педагогических работников должно быть организовано при учреждениях системы повышения квалификации, так как данные учреждения имеют богатый опыт работы с педагогическими кадрами и полномочны выдавать государственные сертификаты, подтверждающие повышение профессионального уровня педагогов.

2. Целью большинства дистанционных курсов является повышение информационнокоммуникативной компетентности педагогов. Эта цель, несомненно, является одной из приоритетных, однако, мы считаем, что через дистанционную форму обучения необходимо в первую очередь удовлетворять информационные потребности педагогов в вопросах актуальных нововведений в образовании, вызванных модернизацией российского образования.

3. Мы считаем крайне важным создание единого информационного образовательного пространства для системы дополнительного педагогического образования, так как одним из главных преимуществ дистанционного обучения является дистанционная доступность. Создание такого пространства позволило бы педагогам пройти дистанционное обучение не только в региональном институте повышения квалификации, но и в любом учреждении системы повышения педагогических кадров Российской Федерации или даже зарубежья, преподавателям системы дополнительного педагогического образования - расширить аудиторию обучающихся, а также сформировать педагогическое сообщество преподавателей дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования в целях обмена опытом и т. д.

4. В настоящее время практически отсутствуют дистанционные курсы для учителей конкретной предметной области, содержани-

ем которых были бы актуальные вопросы методики преподавания предмета.

5. Большинство дистанционных курсов нацелено на самообразование и не предполагает взаимодействия преподавателей с обучающимися, не говоря уже о взаимодействии обучающихся между собой. «Наиболее слабым звеном является отсутствие современных педагогических технологий в дистанционных курсах, недооценка возможностей дистанционного обучения как самостоятельной, новой формы обучения» [6, с. 56].

Для реализации задач, стоящих перед современным образованием, необходима эффективная, гибкая, модульная система повышения квалификации учителей, опирающаяся на наиболее передовые технологии и средства обучения. Именно поэтому сегодня крайне актуальна проблема повышения квалификации педагогических кадров через новые, альтернативные формы обучения. Одной из таких форм является дистанционное обучение.

На наш взгляд, дистанционное обучение, прежде всего, ориентировано на взрослых людей, которые не имеют возможности посещать занятия в учебных заведениях, но у которых есть практика, мотивация и потребность в повышении квалификации. В традиционной системе профессионального образования обучающиеся получают большой запас знаний без конкретной связи с практикой. Дистанционное обучение предполагает получение взрослыми людьми таких знаний, умений и навыков, которые обязательно и безотлагательно будет применяться в практической деятельности [1].

По нашему мнению, современный учебный курс дистанционного обучения для повышения квалификации работников образования базируется на следующих теоретических положениях:

• высокая степень самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;

• приобретение педагогами знаний и технологий обучения, применяемых в профессиональной деятельности;

• возможность активного взаимодействия между всеми участниками процесса образования (преподавателями, тьюторами и обучающимися, а также обучающихся друг с другом).

Содержание учебного материала при создании учебных курсов дистанционного обучения для системы повышения квалификации работников образования ориентировано на закрепление и систематизацию имеющихся у

обучающихся знаний и сведений в предметной области, а также на освоение ими новых информационных технологий и последующее использование их в профессиональной деятельности.

Мы выделяем следующие особенности содержания дистанционного курса для взрослого человека:

1) текст должен быть хорошо структурирован путем деления на абзацы, выделения цветом или жирным шрифтом только значимых слов;

2) наглядное представление большого объема информации в виде схем, графиков, диаграмм;

3) наличие иллюстраций, тесно связанных по смыслу с текстом, цель которых - не украшать курс, а способствовать запоминанию;

4) возможность самому контролировать степень изучения темы: вопросы для самоконтроля, практикумы и т.п.;

5) возможность сохранения материалов курса на компьютере обучаемого и использование их в последующей работе;

6) использование в курсе ссылок на другие источники, дающие дополнительную информацию по изучаемой тематике.

Особенностью системы повышения квалификации педагогических кадров является то, что она не имеет государственного стандарта, поэтому компоненты системы дистанционного обучения педагогических кадров достаточно вариативны и опираются на программы дополнительного образования педагогических кадров, разработанные учреждениями дополнительного педагогического образования.

Мы считаем, что дистанционное обучение в образовании взрослых, как никакая другая форма обучения, позволяет достичь следующих требований к их образованию: соединение обучения и профессиональной деятельности; ориентация на потребности и реальные профессиональные проблемы; учет особенно-

стей профессионального обучения; цикличность обучения.

Таким образом, дистанционное повышение квалификации педагогических работников в системе непрерывного образования характеризуется тем, что в центре обучения находится не педагог, а обучающийся взрослый, который играет не пассивную роль, а становится равноправным участником образовательного процесса; в основе образовательной деятельности стоит сотрудничество обучающихся друг с другом и тьютором, а суть образования заключается не в передаче знаний, а в развитии способностей обучающихся к самообучению (и самообразованию в целом).

Литература

1. Атаян, З.Ш. Технологии работы и подготовки тьютеров МИМ ЛИНК / З.Ш. Атаян// Система обеспечения качества в дистанционном образовании. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. -Вып. 1. - С. 63-69.

2. Воронцова, В.Г. Гуманитарно-аксеоло-гические основы постдипломного образования педагога: моногр. / В. Г. Воронцова. - Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. - 412 с.

3. Змеев, С.И. Основы андрагогики: учеб. пособие для вузов / С.И. Змеев. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 328 с.

4. Никитин, Э.М. Дополнительное педагогическое образование в 21 веке / Э.М. Никитин // Методист. —2001. - № 2. - С. 5—11.

5. Новиков, А.М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования /А.М. Новиков// Педагогика, 1998. -№ 3. - С. 11-13.

6. Поллат, Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации / Е.С. Поллат //Информатика и образование. -2005. -М5.-С. 18-22.

7. Тимофеева, Р.Е. Национальная культура в постдипломном образовании педагогов / Р.Е. Тимофеева. - Якутск: Издат. фирма «Со-рук», 2002. - 244 с.

Поступила в редакцию 28 января 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.