Научная статья на тему 'Реализация модульно-накопительной системы в повышении квалификации педагогов-краеведов'

Реализация модульно-накопительной системы в повышении квалификации педагогов-краеведов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МОДУЛЬНЫЙ КУРС / LOCAL HISTORY EDUCATION / ACCUMULATIVE SYSTEM / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MODULAR COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Вячеслав Михайлович

Рассматриваются особенности и преимущества модульно-накопительной системы повышения квалификации педагогических работников, которая направлена на повышение эффективности централизованной модели постдипломного образования педагогов-краеведов Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of modular and accumulative system in professional development of students studying local history

The features and advantages of the modular and accumulative system of teachers professional development which aims at improving the efficiency of centralized model of post-graduate education for teachers of local history of the Chelyabinsk region are considered.

Текст научной работы на тему «Реализация модульно-накопительной системы в повышении квалификации педагогов-краеведов»

УДК 378.016:908(470.55) ББК Ч486.31/.36

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЬНО-НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ-КРАЕВЕДОВ

В.М. Кузнецов

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

REALIZATION OF MODULAR AND ACCUMULATIVE SYSTEM IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS STUDYING LOCAL HISTORY

V. Kuznetsov Chelyabinsk Institute of Teacher s Professional Retraining and Further Development

Рассматриваются особенности и преимущества модульно-накопительной системы повышения квалификации педагогических работников, которая направлена на повышение эффективности централизованной модели постдипломного образования педагогов-краеведов Челябинской области.

Ключевые слова: краеведческое образование, накопительная система, повышение квалификации, модульный курс.

The features and advantages of the modular and accumulative system of teachers’ professional development which aims at improving the efficiency of centralized model of post-graduate education for teachers of local history of the Chelyabinsk region are considered.

Keywords: local history education, accumulative system, professional development, modular course.

В научной литературе послевузовское или постдипломное образование, обеспечивающее обновление знаний и обогащение опыта педагогических работников с учетом новых достижений педагогики, а также перспектив её развития, обычно трактуется как повышение квалификации [1]. В настоящее время в российской системе дополнительного профессионального образования представлены две основные модели повышения квалификации педагогов, которые в целом можно охарактеризовать как централизованную и либеральную [2].

В Челябинской области реализуется централизованная модель на базе головного учреждения дополнительного профессиональнопедагогического образования - Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ГОУ ДПО ЧИППКРО), состав слушателей которого комплектуется на плановой основе за счет средств областного бюджета. К преимуществам

данной модели необходимо отнести эффективность использования бюджетных средств, выделенных на повышение квалификации различных категорий педагогов, высокий уровень координации процесса повышения квалификации и управления им, учет при проектировании образовательных программ повышения квалификации запросов органов управления образованием (например, отражение в содержании этих программ специфики областной системы образования и доминант региональной образовательной политики).

Представляется, что в современных условиях централизованную модель можно использовать как основную, смягчив её риски и ограничения за счет применения дополнительных механизмов, одним из которых выступает модульно-накопительная система повышения квалификации педагогических кадров. Проведенное в 2008 г. изучение заказа на образовательные услуги повышения квалификации педагогических работников Челябин-

ской области (5930 респондентов) позволило составить прогноз расширения спектра этих услуг на ближайшую перспективу. Среди востребованных форм обучения 16 % педагогов назвали очную модульно-накопительную систему [3, с. 4], которая в 2009 г. была введена в ГОУ ДПО ЧИППКРО решением Ученого Совета.

Под модульно-накопительной системой нами понимается пролонгированный, непрерывный процесс повышения квалификации педагогических работников, при котором педагогам в соответствии с их профессиональными интересами предоставляется возможность выбора программ и содержания модулей, а также удобных сроков и форм обучения. По результатам обучения при прохождении итоговой аттестации слушателям выдается документ установленного образца [4, с. 15]. Модульно-накопительную систему мы рассматриваем как основу для нелинейной организации учебного процесса, перехода к непрерывному образованию взрослых. В условиях введения данной системы в ГОУ ДПО ЧИППКРО у педагогов появилась возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности изучения модулей.

Основными целями модульно-накопительной системы в ГОУ ДПО ЧИППКРО являются: 1) создание образовательной среды в институте для организации повышения квалификации педагогических работников по индивидуальным образовательным маршрутам; 2) оперативное регулирование содержания образования, организационных форм и методов работы со слушателями в соответствии с современной образовательной политикой.

Слушателями востребованы модульные курсы как новая и перспективная форма повышения квалификации педагогических работников. Модульный курс представляет собой по структуре и содержанию один из разделов (блоков) программ дополнительного профессионально-педагогического образования, реализуемых в ГОУ ДПО ЧИППКРО в соответствии с лицензией, по объему не менее 6 часов. Модульный курс как часть образовательной программы повышения квалификации имеет автономную организационнометодическую структуру учебной дисциплины, включает в себя дидактические цель и задачи, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных

связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля. В 2010/2011 учебном году работникам областной системы образования было предложено более 200 модульных курсов [5, с. 61], образовательные программы которых выложены на официальном сайте института (www.ipk74.ru).

Модульная образовательная программа -дидактическая парадигма, состоящая из модулей. Модуль (от лат. «modulus» - мера), объединяя в себе учебное содержание и технологию овладения им, рассматривается как целевой функциональный узел и представляет собой законченное профессиональное действие, освоение которого идет по определенным операциям - шагам и способствует формированию компетенций и профессиональноличностному развитию слушателей. Каждый из модулей имеет определенные деятельностные дидактические цели. Достижение целей обеспечивается определенным наполнением содержания учебного материала. Содержание модуля, в свою очередь, структурируется на учебные элементы. Усвоение учебного материала диагностируется конкретными заданиями [6].

В системе дополнительного профессионального образования повышение квалификации педагогов-краеведов осуществляется кафедрой общественных и художественноэстетических дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО в следующих формах: 1) профессиональная переподготовка (2 года, 540 часов, диплом с правом преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» в 6-9-х классах и организации дополнительного краеведческого образования детей); 2) среднесрочные курсы (3 недели, 108 часов, свидетельство с правом преподавания предмета «Краеведение» сроком на 5 лет); 3) краткосрочные курсы (2 недели, 72 часа, удостоверение с правом преподавания предмета «Краеведение» сроком на 3 года); 4) модульные курсы (1-3 дня, 6-24 часа, сертификат на право преподавания курса «Краеведение» сроком на 1 год) [7].

Основной смысл модульно-накопительной системы, которая реализуется кафедрой, заключается в накоплении педагогом-крае-ведом в течение четырех лет количества учебных часов, необходимых для получения соответствующего документа о повышении квалификации согласно нормативам. Повышение квалификации по накопительной сис-

Теория и методика профессионального образования

теме базируется на суммировании (в рамках промежуточной аттестации) результатов усвоения педагогом-краеведом учебных программ модульных курсов, в совокупности образующих индивидуальную образовательную программу. Следует отметить, что расширение спектра образовательных услуг на кафедре осуществляется за счет введения модульных курсов. Данное условие соответствует утверждению о том, что современный человек должен иметь возможность выбора различных форм и способов обучения в разные периоды своей жизни.

Для обеспечения большей мобильности и вариативности системы повышения квалификации педагогов-краеведов полагаем, что целесообразно подавать учебный материал слушателям в форме интегрированных модульных курсов, так как модуль позволяет своевременно изменять или обновлять содержательный компонент обучения взрослых. Взяв за основу определение интегрированных курсов не как простое соединение учебных предметов, а как дидактическая модель целостного мира, отражение в дидактике единства и целостности научной картины мира, становится очевидной потребность в интеграции знаний слушателей и, следовательно, в использовании интегрированных курсов в обучении [8, с. 143]. При этом нами особо выделяется роль актуализации межпредметных связей, позволяющих сделать содержание дополнительного профессионально-педагогического образования более компактным за счет устранения случаев излишнего дублирования учебного материала в родственных дисциплинах и более емким благодаря увеличению информационной плотности единицы учебного времени.

Межкурсовое повышение квалификации педагогов-краеведов без отрыва от производства предусматривает их обучение на стационарных и выездных модульных курсах.

Большая часть стационарных модульных курсов проводится в ГОУ ДПО ЧИППКРО преподавателями кафедры; авторами новых учебно-методических комплектов для системы краеведческого образования Челябинской области; представителями учреждений образования, получивших государственные гранты за реализацию инновационных программ; педагогами - призерами конкурсов профессионального мастерства российского и регионального уровней. На занятиях с педагогами-краеведами широко используются активные

методы обучения: работа в малых группах по решению проблем, разбор конкретных ситуаций с выработкой сложных решений, проектные методы с использованием информационных технологий. Практические занятия со слушателями осуществляются на базе кабинетов краеведения МОУ СОШ № 59 и 112, лицея № 142 г. Челябинска, Челябинского областного краеведческого музея.

Особенностью межкурсового повышения квалификации педагогов-краеведов является проведение выездных модульных курсов в территориях Челябинской области для непосредственного знакомства слушателей с природным и историко-культурным наследием Южного Урала и методикой его изучения. Такие модульные курсы проводятся по согласованию с муниципальными органами управления образованием на бюджетной и хозрасчетной основах. В организации выездных модульных курсов принимают участие ученые классического и педагогического университетов, академии культуры и искусства, специалисты областного центра дополнительного образования детей, краеведческого музея и центра народного творчества, экскурсоводы туристического бюро «Спутник».

В программах выездных модульных курсов преобладают практические формы учебных занятий, которые включают разнообразные экскурсии, посещение краеведческих и школьных музеев, знакомство с опытом работы местных учителей краеведения и педагогов дополнительного образования детей [9]. Центральной частью этих курсов становится презентация «Тетради юного краеведа» как нового жанра учебно-методического пособия [10]. Материалы модульных курсов - разработки по организации учебной и внеурочной деятельности, фотоколлекции и мультимедийные презентации размещаются на сайте ГОУ ДПО ЧИППКРО в разделе «Виртуальный методический кабинет», на портале ФГОУ ДПО АП-КиППРО «Сеть творческих учителей» и распространяются в электронном виде на компакт-дисках. Так, в 2010/2011 учебном году были проведены выездные модульные курсы «Методика изучения достопримечательностей Южного Урала» в г. Кыштыме, Троицке, Пласте, в музее-заповеднике «Аркаим» и в Катав-Ивановском районе с посещением Игнатиев-ской пещеры.

Частью модульно-накопительной системы в повышении квалификации педагогов-краеведов являются традиционные научно-

практические конференции и методические семинары, которые проводятся кафедрой совместно с областным обществом краеведов на базе ГОУ ВПО ЧГПУ дважды в году. Эти мероприятия приурочены к знаменательным датам регионального календаря - Дню основания города Челябинска (13 сентября) и Дню образования Челябинской области (17 января). Количество участников таких конференций и семинаров обычно составляет 75-100 человек. Материалы конференций и семинаров регулярно публикуются в «Краеведческом вестнике» и газете «Приглашение к путешествию».

Более 100 педагогов, систематически обучавшихся на модульных курсах по теории и методике краеведческого образования, организованных кафедрой в 2006-2011 гг., получили удостоверения о повышении квалификации по накопительной системе в объёме 72-108 часов.

Выявление преимуществ (выгоды, превосходства в сравнении с чем-нибудь другим) модульно-накопительной системы в повышении квалификации педагогов-краеведов осуществлялось нами посредством изучения научно-методической литературы, ознакомления с практикой использования этой системы в обучении взрослых, применения теоретических методов исследования, проведения опытной работы в рамках областной образовательной системы. Опираясь на исследование П.Л. Баранова [11], с помощью перечисленных методов нам удалось выделить следующие преимущества модульно-накопительной системы в повышении квалификации педагогов-краеведов, которые мы отнесли к разряду наиболее существенных и важных: 1) проектирование различных образовательных траекторий для педагога-краеведа с учетом типа образовательного учреждения, в котором он трудится, категорий обучающихся, педагогического стажа и опыта работы, желаемого результата; 2) создание условий для непрерывного образования педагога-краеведа в приемлемые для него сроки освоения модульной образовательной программы; 3) формирование реальной возможности развивать профессионализм педагога-краеведа без отрыва от производства, что делает систему одной из наиболее экономически выгодных форм повышения квалификации; 4) отбор содержания модульных курсов в соответствии с профессиональными потребностями педаго-гов-краеведов; 5) интегрирование усилий на

основе социального партнерства учреждений образования и культуры, реализующих на практике различные модели краеведческого образования; 6) смещение акцентов с передачи знаний на обеспечение условий, необходимых для овладения педагогами-краеведами способами самостоятельного взаимодействия с разными аспектами социально-педагогической реальности; 7) ориентация на раскрытие индивидуальных особенностей педагога-крае-веда и его активность в процессе повышения квалификации.

При построении процесса повышения квалификации в рамках модульно-накопительной системы была разработана и апробирована методика диагностики профессиональной готовности педагога к реализации краеведческого образования в образовательном учреждении на основе единой формы диагностики уровня подготовки педагогических работников в ГОУ ДПО ЧИППКРО [12]. Данная методика позволяет выявить реальный уровень профессиональных знаний и умений педагога-краеведа, сформированности у него определенных качеств личности, потребностей и запросов в содержании, формах и методах повышения его квалификации. Входная и итоговая диагностика показывает рефлексивную позицию самих педагогов-краеведов. Входная диагностика, во-первых, отражает самооценку слушателями собственных знаний и позиций по основным разделам модульной образовательной программы (анкета), во-вторых, выявляет степень владения слушателями содержанием вопросов, отраженных в модульной образовательной программе (тест). Итоговая диагностика содержит только анкету для слушателей и разработана по структуре и содержанию по тем же разделам и с теми же подходами, что и входная.

Для наибольшей полноты и достоверности собираемой информации помимо самооценки педагогов-краеведов своей профессиональной подготовленности, мы используем различные методы изучения и оценки их деятельности: наблюдение, собеседование, отзывы коллег, изучение аттестационных материалов, экспертная оценка. Это дает нам возможность определить реальный уровень их профессионально-педагогического мастерства.

Анализ результатов повышения квалификации педагогов-краеведов в рамках модульно-накопительной системы осуществляется на трех уровнях: 1) оценка результатов повышения квалификации его участниками (анкети-

Теория и методика профессионального образования

рование, беседа, групповое и индивидуальное оценивание) для выявления динамики развития профессиональных знаний и умений слушателей и их мотивации; 2) сопоставление сформированных знаний и умений с требованиями профессиональной характеристики пе-дагога-краеведа для выявления эффективности отобранных содержания, форм и методов повышения квалификации; З) экспертная оценка профессиональной готовности педагога к реализации краеведческого образования в образовательном учреждении.

Оценка эффективности повышения квалификации педагогов-краеведов в рамках модульно-накопительной системы проводится в двух направлениях: i) изменение уровня профессиональных знаний и умений слушателей в результате повышения квалификации; 2) изменения в результатах практической деятельности слушателей.

Критериями измерения эффективности повышения квалификации педагогов-краеве-дов в рамках модульно-накопительной системы являются: изменение самооценки и экспертной оценки профессиональных знаний и умений, педагогического мастерства и профессионально значимых качеств личности педагога-краеведа; удовлетворенность профессионально-педагогической деятельностью. Положительные изменения в профессиональной деятельности педагогов-краеведов оцениваются нами по системе показателей, отражающих возможные пути устранения наиболее характерных недостатков в реализации Концепции краеведческого образования в Челябинской области [із].

Одним из показателей эффективности повышения квалификации педагогов-краеведов в рамках модульно-накопительной системы является активное участие педагогов в ежегодных областных конкурсах методических проектов по краеведению [i4]. Например, на V областной конкурс в 2G11 г. были представлены 73 разработки от 6s педагогов из 37 территорий Челябинской области. Активное участие приняли педагоги-краеведы из Кыштым-ского городского округа, Карталинского, Катав-Ивановского и Нагайбакского муниципальных районов.

Высоко оценивается педагогами-крае-ведами социально-психологическая сторона модульно-накопительной системы. Si % респондентов высказывает удовлетворенность содержанием модульных образовательных программ и условиями организации процесса

повышения квалификации, что позволяет говорить о создании в институте достаточно комфортной среды для обучения взрослых.

Таким образом, модульно-накопительная система направлена на повышение эффективности централизованной модели повышения квалификации педагогов-краеведов, в частности, через преодоление противоречий между необходимостью развития субъектной позиции слушателя и сложившимся отношением к нему преимущественно как к объекту послевузовского образования; между индивидуальными образовательными потребностями слушателя и традиционными формами обучения взрослых. Представленная модульно-накопительная система повышения квалификации педагогов-краеведов Челябинской области, реализуемая кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО, обладает определенными особенностями и преимуществами, которые следует использовать, проектируя деятельность в сфере постдипломного педагогического образования.

Литература

1. Ильясов, Д.Ф. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессионально-педагогического образования /Д. Ф. Ильясов, М.И. Солодкова // Педагог. образование и наука. - 2010. - № 1. -С. 64-69.

2. Логинова, О.Б. О моделях, механизмах и формах взаимодействия / О.Б. Логинова // Взаимодействие органов управления образованием и методических служб. - М. : АПКиППРО, 2005. - С. 63-65.

3. Кеспиков, В.Н. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования - 75 лет на службе образования / В.Н. Кеспиков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2009. - № 1. - С. 3-7.

4. Осипова, О. П. Психологическое обеспечение повышения квалификации слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий / О.П. Осипова, Е.В. Рябыше-ва // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 2 (4). -С. 11-19.

5. Кеспиков, В.Н. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования / В.Н. Кеспиков // Педагог. образование и наука. - 2010. - № 1. -С. 60-63.

6. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения /П.А. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. - 148 с.

7. Постановление Правительства РФ «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» от 26.06.1995 г. № 610 (с последующими изменениями) // Российская газета. - 2003. - № 62.

8. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования: моногр. /М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др.; науч. ред. В.Н. Кеспиков. - М. : ВЛАДОС,

2009. - 320 с.

9. Кузнецов, В.М. Новые формы повышения квалификации учителей общественных и художественно-эстетических дисциплин как условие совершенствования профессиональных компетенций / В.М. Кузнецов, В.Н. Кес-пиков // Историческое образование в современной России: перспективы развития: материалы всерос. науч.-практ. конф. ученых-историков и преподавателей. - М.: РГСУ,

2010. - С. 89-93.

10. Кузнецов, В.М. Златоусту нужна «Тетрадь юного краеведа»! / В.М. Кузнецов // Ко-сиковские чтения: материалы регион. науч.-практ. конф. - Златоуст: Златоустовский краеведческий музей, 2011. - С. 41-45.

11. Баранов, П.Л. Накопительная система как условие эффективности повышения квалификации педагогических кадров / П.Л. Баранов // Преподавание истории и обществозна-ния в школе. - 2007. - № 2. - С. 113-121.

12. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя: учеб. пособие /Д.Ф. Ильясов, О.А. Семиздра-лова, Л.Г. Махмутова, Л.А. Нижегородова. -М. : ВЛАДОС, 2008. - 344 с.

13. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «Об утверждении Концепции краеведческого образования в образовательных учреждениях Челябинской области» от 13.09.2005 г. № 01-1066 // Вектор образования. - 2005. - № 3 (октябрь).

14. Кузнецов, В.М. Развитие проектировочных умений слушателей курсов повышения квалификации / В.М. Кузнецов, С.Н. Трошков // Педагог. образование и наука. - 2010. - № 1. -С. 102-104.

Поступила в редакцию 20 августа 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.