Научная статья на тему 'Дидактические условия формирования учебной деятельности в начальных классах'

Дидактические условия формирования учебной деятельности в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2001
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СИСТЕМА / ФОРМИРОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоменко Н.В.

В статье представлены важнейшие дидактические условия, представляющие собой определенную систему и способствующие продуктивному формированию учебной деятельности у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические условия формирования учебной деятельности в начальных классах»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

УДК 37.02

Н.В.Фоменко

К.п.н., доцент

Факультет дошкольного и начального образования Армавирский государственный педагогический университет

Г. Армавир, Российская Федерация

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аннотация

В статье представлены важнейшие дидактические условия, представляющие собой определенную систему и способствующие продуктивному формированию учебной деятельности у младших школьников.

Ключевые слова

Дидактические условия, система, формирование, учебная деятельность, младшие школьники.

Рассматривая процесс формирования учебной деятельности в системе непрерывного образования необходимо обратить внимание на то, что овладение ею позволяет эффективно заниматься самообразованием, т. к. сформированное умение учиться позволяет получать информацию за более короткий срок, прилагая к этому меньшие усилия. Важным результатом процесса формирования учебной деятельности является готовность человека к самообразованию.

В процессе формирования учебной деятельности, во время базового образования, обучаемые становятся её субъектами. Это сложный и длительный процесс, который охватывает все ступени непрерывного образования, поэтому необходимо внимание к учебной деятельности как к особому виду деятельности.

Организовывая учебную деятельность, необходимо учитывать её многогранность, которая обусловлена, с одной стороны, большим количеством изучаемых в школе предметов, а, с другой, связью с многочисленными педагогическими целями, которые необходимо достигнуть в процессе её формирования. Для успешного формирования учебной деятельности младших школьников необходимо соблюдать ряд дидактических условий. Под дидактическим условием мы понимаем специально создаваемые педагогом обстоятельства педагогического процесса, при которых оптимально сочетаются процессуальные компоненты системы обучения. В зависимости от целей выделяются различные условия и их соотношение.

В. В. Краевский [5], И.Я. Лернер [4] и Г.И. Щукина [7 ] определяют условия совершенствования и оптимизации учебного процесса в целом. Они выделяют условия, которые обеспечивают эффективность учебного процесса относительно деятельности учителя и учащихся, обращая внимание на то, что «синхронность их направленности определяет результат»

[3, с. 90-91].

В.В. Давыдов [3 ] и Д.Б. Эльконин [8 ], в качестве главного условия развития младших школьников выделяют повышение теоретического уровня содержания образования.

Для выделения дидактических условий, позволяющих успешно формировать учебную деятельность у младших школьников, требуется определить, какие качества деятельности необходимо сформировать в процессе реализации данных условий. В ходе определения качеств учебной деятельности и дидактических условий её успешного формирования у младших школьников, мы опирались на результаты исследования Г.И. Вергелес [1].

Дидактическими условиями могут выступать:

1. Системное построение каждого учебного предмета и учебного плана в целом.

Продуктивность учебной деятельности зависит не только от суммы знаний, но и от их взаимосвязи. Деятельность, которая осуществляется на базе несистематизированных знаний, является малоэффективной. Несистематизированные знания крайне сложно применять в новых условиях, поэтому в процессе обучения

269

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

необходимо обеспечивать включение новых знаний в ранее сформированную систему. В ходе изучения отдельных дисциплин у учеников должна быть сформирована система понятий и действий данной науки, что является важным не только для усвоения конкретной науки, но и для последующих более сложных связей. Сформировать у учащихся учебную деятельность, позволяющую им успешно действовать в разных условиях, можно лишь на базе межпредметных и внутрипредметных связей.

2. Единство инвариантных и специфических возможностей различных учебных дисциплин в формировании учебной деятельности младших школьников.

Эффективное формирование учебной деятельности на базе межпредметных связей во многом зависит от того, насколько удаётся учесть инвариантные и специфические возможности каждой учебной дисциплины. Осуществляя деятельность на различном учебном содержании, учащиеся овладевают инвариантными компонентами структуры деятельности. Формирование учебной деятельности обусловлено общими, характерными для её осуществления на различных учебных предметах факторами, а также определённой спецификой, которой обладает каждый из них (специфическое здесь понимается как разновидность проявления общего).

3. Повышение степени самостоятельности в процессе формирования учебной деятельности.

Главной целью формирования учебной деятельности у младших школьников является достижение

ими такого уровня развития, когда они самостоятельно могут ставить цель деятельности, актуализировать знания и умения, требуемые для решения задачи, планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. О необходимости формирования самостоятельности у учащихся в процессе обучения писал ещё К.Д. Ушинский: «Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения» [6].

Для повышения степени самостоятельности необходимо: расширять области применения

формируемых знаний, действий и отношений; переходить от указаний на необходимость использования знаний и умений из одной области к другой, а также к самостоятельному отысканию подобных знаний и действий; переходить от задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим знаний и действий межпредметного характера.

4. Единство репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности в процессе её формирования.

Репродуктивная деятельность заключается в том, «что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений» [2, с. 3].

Продуктивная деятельность, в свою очередь, характеризуется направленностью на создание чего-то нового, «всё равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой -нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [2, с. 3].

Продуктивные и репродуктивные элементы деятельности всегда тесно взаимосвязаны, т. к. новое складывается на основе ранее известного, причём последнее выступает в качестве строительного материала не только с точки зрения содержания деятельности, но и операционной структуры, отношений, которые складываются между субъектами обучения.

На наш взгляд, кратко описанные выше дидактические условия, представляют собой определенную систему и способствуют продуктивному формированию учебной деятельности у младших школьников.

Список использованной литературы:

1. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: дис. д-ра пед. наук. - Ленинград, 1990.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М., 1967. - С.

3.

270

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

3. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и метод начального обучения, основанный на содержательном обобщении. - Томск: Пеленг, 1992. - С. 90-91.

4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Просвещение, 1981.

5. Скаткин М.Н. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы / М.Н. Скаткин, В.В. Краевский. - М.: Педагогика, 1981.

6. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 томах. - М.-Л., 1950. -Т. 2.- С. 500.

7. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986.

8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

© Н.В.Фоменко, 2015

УДК 373

Л.Г.Шадрина

К.п.н., доцент Факультет педагогики и психологии Ульяновский государственный педагогический университет

г.Ульяновск, Российская Федерация

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОПИСАНИЮ

Аннотация

В статье раскрываются основы методики обучения детей старшего дошкольного возраста образному описанию объектов природы. Особое внимание уделено ознакомлению детей со стилевыми особенностями художественного описания.

Ключевые слова

Описание, анализ художественного текста, синтез искусств, лексические упражнения.

Описание - тип речи, в котором словами рисуется какой-то объект. Описание - это словесная фотография, цель описания - перечислить характерные особенности, признаки, качества, части, назначение, свойства описываемого объекта. Описание статично. В нем нет смены временного плана (в отличие от повествования).

Описание, как и любой тип речи состоит из 3 частей: начала, середины и конца. Однако структура имеет свои особенности. В начале - объект называется (Это лиса). Затем следует собственно описание (Лисы очень похожи на рыжих остроносых собачек со светло-серым брюшком и белым кончиком на

хвосте.). Завершает описание нередко общая оценка предмета описания (Лисы - дальние родственники

собак).

В описании между предложениями используется лучевая связь. Объект

называется, затем следуют предложения, относящиеся к этому объекту, Основные средства межфразовой связи - местоимения, лексический повтор, синонимическая замена.

Описания могут различаться по стилю. Они могут быть научными, официальными, информативными и художественными, яркими, образными. В последних автор выражает свои чувства, впечатления и делает это с использованием средств языковой выразительности. Это дает возможность слушателям также ярко увидеть, представить себе объект, каким их увидел автор.

В дошкольных организациях детей подводят к составлению художественных описаний, словесных зарисовок на темы природы и для передачи впечатлений от восприятия произведений разных видов искусств.

271

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.